Эмоциональное воспитание детей раннего возраста посредством музыкальной деятельности
статья (младшая группа) на тему

Адаптация –  это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и   отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Чтобы было легче всё это преодолеть, а так же развить все выше изложенные способности, я решила взять за основу работы — музыку.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мингазова А.Р.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 184 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»

Слушая музыку, мы не только получаем эстетическое наслаждение, но и познаем в ее образах реальный мир людей, их чувства и мысли. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возраста. Чтобы открыть дверь перед ребенком в этот мир способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности, надо, прежде всего, воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость – это два важнейших компонента музыкальности. Вот почему в дошкольных учреждениях надо развивать музыкальность у всех детей.

Говоря конкретно о роли музыки в жизни детского сада, музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время определённых занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренний гимнастики и т. д.

  Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т. д.

 Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от окружающего могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью воспитатель заранее продумывает возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в детскую деятельность.

Рассмотрим чему способствует музыка в раннем дошкольном возрасте:

  • источник радости для детей
  • раскрытие творческого потенциала
  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
  • развитие музыкально-творческих проявлений
  • осваивание мира человеческих чувств, эмоций, переживаний.
  • средство развития  слухового внимания
  • чувства ритма
  • пространственных представлений
  • координации движений  
  • коммуникативных и социальных навыков

С сентября месяца я начала работать в младшей группе. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь мне оказала   музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения:  чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду. Так же как и у всех эти проявления были и у нас.

      Адаптация –  это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и   отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Чтобы было легче всё это преодолеть, а так же развить все выше изложенные способности, я решила взять за основу работы — музыку.  Хотелось бы заметить, что задачи развития собственно музыкальных способностей детей и не было.

   Рассмотрим некоторые возможности использования музыки в часы досуга, во время игр детей, на прогулках, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей.

  • Музыка в часы досуга.

 Дети любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий: с большим удовольствием они слушают песни, танцевальную, инструментальную музыку в грамзаписи. Важно иметь в каждом детском саду  аудиозаписей с записями детских песен, танцев, музыкальных сказок, инсценировок и т. д. Воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке, желание слушать ее. В повседневной работе с детьми  воспитателю помогают детские радио- и телепередачи, в которых также звучит музыка, исполняемая либо их сверстниками, либо профессиональными музыкантами. Используя сd dvd диски, аудио кассеты воспитатель может показать диафильмы с музыкальным сопровождением.

 Во многих детских садах организуются поздравления детей с днем рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. Ребята могут сами сочинить для своего товарища песню, исполнить танец, сыграть на музыкальных инструментах. Все это не только развивает музыкальные способности детей, но и приучает их заботиться друг о друге, делать и исполнять то, что приятно товарищу. «Музыкально - ритмические движения».

В овладении движениями так же наблюдается переход от простейшего исполнения детьми элементов танца и игр к более сложным элементам, к созданию игровых и танцевальных композиций. Наша задача научить детей тем движениям, которые указаны в «Программе воспитания в детском саду». Ведь на основе усвоения танцевальных элементов дети смогут самостоятельно дать импровизации использовать их в переплясках. Мы часто используем перепляс, где дети с большой готовностью соревнуются в нахождении новых сочетаний уже знакомых элементов танца. На занятиях дети слушали танцевальную музыку со словами. к которым мы придумывали движения. Сначала дети повторяли придуманную композицию за мной, позже стали узнавать музыку и под каждую делали нужные движения. Затем я предлагала им придумывать свой танец, который бы соответствовал характеру музыки. Первые попытки не были удовлетворены и только через некоторое время появились первооткрыватели в танце, движения их были ритмическими, пластическими, соответствовали характеру музыки. Остальные дети с интересом наблюдали за ними не решаясь попробовать свои силы. Но желание следовать примеру товарищей было сильным и постепенно все увлекались композицией танца.  Для слушания музыки в раннем возрасте я выбирала небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждало детей, а слишком быстрый темп затруднял восприятие мелодии, вызывал неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную двигательную активность.

Как свидетельствовали наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки дети совершают заметные или мало заметные движения, соответствующие её ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппарата. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Восприятие музыки никогда не являлось только слуховым процессом, оно всегда означало слухо-двигательный процесс.

Развитие чувства ритма было еще и столь необходимо для коррекции поведения у гиперактивных детей, у которых процессы возбуждения преобладали над процессами торможения. Для мало контактных детей ритм помог войти в различную род деятельность.

Развитие чувства ритма у малышей происходило благодаря равномерным как танцевальным так и игровым движениям под музыку.

Проведенная работа позволила упорядочить движения гиперактивных детей и стимулировать деятельность неконтактных.

  •  Музыка во время игр детей

Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т. д.

 Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми.

 Во многих музыкально-дидактических играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.).

Игры и задания на развитие координации движений и мелкой моторики. Эти игры важны для всех детей, но особенно для гиперактивных, у которых моторика и координация движений страдают особенно сильно. Мы исполняли песни с показом действий, например «Курочка», «У ребяток ручки хлопают», «Где наши ручки? », использовали музыкально-речевые игры, в которые вошли малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки), игры-сценки. Старались подбирать упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. При этом дети постигали не только не только общее значение слова, но и смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне: играли кистями рук, загибали пальчики, протягивали руки вперед, изменяли ритм движений соответственно ритму музыки, длительности и громкости звука («паровоз стучит колесами, гудит», «часики тикают», «идет коза рогатая»). Это способствовало развитию мелкой моторики рук, координации движений, развитию внимания и памяти малышей, что отражалось на нормализации поведения детей.

  •  Музыка на прогулке

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления. Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей н, прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы.

Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, но здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким, как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и др. Интересно можно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е.  Тиличеевой).

Воспитатель должен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям, помнить о том, что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнить. Успех этой работы во многом зависит от активности воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя.

  • Музыка на художественных занятиях

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок» и др., воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно.

 Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с, русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.

 Дети очень любят сказку «Три поросенка» С. Михалкова. Ее чтение хорошо сопровождать музыкальными фрагментами — исполнением песенки веселых поросят и волка из музыкальной инсценировки этой сказки, записанной на пластинку.

 Знакомя детей со стихотворением А. Барто «Лошадка», будет интересно прослушать в грамзаписи одноименную музыкальную пьесу Н. Потоловского.

 На занятиях по рисованию в младшей группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры — ритмичные мазки называет капельками дождя. «Кап-кап-кап — капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее»,— говорит воспитатель и поет песенку: «Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи, дадим тебе ложку — хлебай понемножку!»

В результате данной работы я пришла к следующему:

- развитие коммуникативных навыков: с помощью музыки был преодолен эмоциональный дискомфорт, дети стали более контактными, дружелюбными, доброжелательными;

- слуховое внимание и память стали более устойчивыми;

- дети получили возможность выразить себя и быть при этом услышанными через зрительную, тактильную и двигательную передачу образа;

- у малышей лучше развивалась координация движений, мелкая моторика, пространственная ориентация и чувство ритма.

Занятия музыкой способствовали также созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка, что особенно важно в связи с проблемой адаптации детей к условиям ДОУ.

Проблема адаптации детей сегодня остается особо актуальной, несмотря на активное реформирование системы дошкольного образования, т.к. все больший процент детей рождается с ослабленным здоровьем и условно сформированной готовностью системы врожденных адаптационных механизмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством игр с водой, песком, сыпучими материалами»

     Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенно...

Экологическое воспитание детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Ранний возраст – наиболее благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Именно в этом возрасте дети постоянно встречаются с природой и первы...

Эмоционально-чувственное развитие детей раннего возраста, через музыкальную деятельность.

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"18950030","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Потребность современного общества в эмоционально- чувственно...

Эмоциональное воспитание детей раннего возраста посредством музыкальной деятельности

Адаптация –  это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и...

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельностиРаннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Качественные преобразования,...