Статья "Формирование понимание детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины в условиях детского сада"
статья на тему

Данилюк Ольга Александровна

Понимая, какое значение имеет игра в развитии социализации детей, в которой формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников. Это и стало основой моей работы, но столкнулась с проблемами: что надо учить детей в привитии им нравственных качеств, характерных для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности и практических навыков поведения детей при понимании роли мужчины и женщины в обществе. А так же вовлечь родителей в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл danilyuk_statya.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование  понимание детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины в условиях детского сада

О.А. Данилюк

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 16 «Золотая рыбка» комбинированного вида, пгт Прогресс  Россия

Как известно в детстве происходит становление образа Я – мальчик, Я-девочка и приобретения полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол. Актуальность проблемы воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы c детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье. Проблема изучения социальных ролей мальчиков и девочек не нова, но в настоящее время актуальна. Она включает в себя вопросы формирования пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в обществе. Гендерное воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Их отношения служат для него моделью взаимоотношения полов. Поэтому родителям и педагогам, осуществляя половое воспитание надо формировать у детей правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе, которое способствует эмоционально-положительному отношению к будущей социальной роли. Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвития начинается с самого близкого для него – с семьи. Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье. Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.

Серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С.Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи Т.П.Хризман – 1978. Как утверждает доктор психологических наук Т.А.Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются некоторые особенности развития мозга. В исследовании Т.П.Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. По данным Т.М.Титоренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы.

Ученые работающие по данной проблеме Градусова Л.В., Кудрявцева Е.А., Татаринцева Н.Е., считают, что женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста, не отделяя полового воспитания от общего нравственного. В противном случае при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции.

Понимая, какое значение имеет игра в развитии социализации детей, в которой формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников. Это и стало основой моей работы, но столкнулась с проблемами: что надо учить детей в привитии им нравственных качеств, характерных для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности и практических навыков поведения детей при понимании роли мужчины и женщины в обществе. А так же вовлечь родителей в образовательный процесс.

Работу по развитию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» посредством игры строю по программе «Детство» автор в соответствии с ФГОС, нормативно-правовыми документами: Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012, «Концепции модернизации образования», современные технологии, «Конвенция о правах ребёнка».

Изучила методическую литературу такую как: Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», Бондаренко А.К. «Воспитание детей в игре», Н.В. Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Голованова Н.Ф. «Социализация и воспитание ребенка», Третьякова А. «Мальчик или девочка», Фридман Л.М. «Советы психолога», «Психология детей и подростков», Добрович Л.Б. «Беседы о половом воспитании», И.А. Лыкова «Играют мальчики» и «Играют девочки (гендерный подход в образовании)» и другие, которые использовала в своей работе.

Все вышесказанное подвело меня к выбору темы моей работы: «Формирование  понимание детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины в условиях детского сада».

 Значимость моей работы в детском саду актуальна для работы по формированию гендерной принадлежности на основе игровой деятельности дошкольников как объекта социализации. Для этого разработала на основе игровой деятельности конспекты дидактических, развивающих игр, сюжетно-ролевые игры, беседы, занятия, консультации для родителей, совместные мероприятия родителей с детьми, цикл занятий для дошкольников по теме: «Я и моя семья»; оформила консультативно-практический материал для родителей.

 Поставила цель своей работы: формировать естественное развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности и способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

            Сформулировала задачи:

1. Расширять представления детей о роли мужчины (мужа, отца) и женщины (жены, матери) в семье.

2. Способствовать правильному выбору половой роли детьми, положительному отношению к сверстникам противоположного пола.

3. Воспитывать у детей качества необходимые для будущей семейной жизни.

4. Пробуждать самостоятельный интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстника

Практическая значимость работы состоит в:

1. Конкретизации содержания, тематики и методов развития гендерного подхода в образовании и игровой деятельности;

3. В углублении содержательного взаимодействия ДОУ и семьи в развитии игровой деятельности, основанного на принципах взаимного обогащения практики игровой деятельности на основе сюжетно-ролевых игр в гендерном воспитании;

4. Расширение педагогического сопровождения дошкольника в процессе игры с учетом уровня игровой активности с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей ребенка;

5. Разработки могут помочь педагогам ДОУ определить гендерное направление в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

 Принципы реализации работы:

- Систематическое изучение представление детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины.

- Целенаправленное изучение, какими должны быть настоящие мужчины и женщины.

- Принцип гуманизации: забота о здоровье и безопасности ребенка.

- Овладение детьми навыками культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками, понимание и уважение мнения партнеров противоположного пола.

            Ожидаемые результаты работы

У детей

•        определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;

•        осознание собственного Я – мальчика, девочки, развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);

•        проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;

•        желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок – своеобразная детская речь.

У родителей

•        активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;

•        проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

В ходе моей работы был разработан и реализован творческий проект «Я Мальчик – будущий мужчина, Я Девочка – будущая женщина». Проект был долгосрочный, который реализовался в течение 4 лет, где дети представляли творческие работы «Папин портрет», «Мамин портрет», рассказывали о семейных традициях, в своих семьях. Ярким получился конкурс - праздник «Мини-мисс группы», «Рыцарский турнир», который представил и раскрыл в конкурсах творческий потенциал детей, их отношение друг к другу

             Цель проекта: Способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников. Проблема:  Какими должны быть настоящие мужчины и женщины.

Свою работу по данной теме начала с младшей группы в изучение педагогической и психолого-педагогической литературы по проблеме гендерного воспитания с привлечением родителей, « проигрывала с детьми проблемные ситуации «Каким должен быть папа, какой должна быть мама». Провела анкетирование для родителей: «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин, женщин», Уделяем ли внимание своему ребенку?», «Какие мальчики и девочки?», тест-опрос «Любимые игры мальчиков, девочек?». Подобрала художественную литературу, литературу русского фольклора, русские народные игры, дидактические, подвижные игры для мальчиков и девочек»; подготовила консультацию для родителей «Полоролевое воспитание дошкольников», Консультацию для воспитателей «Как мальчики становятся мальчиками, девочки - девочками», предложила родителям собрать фотографии на тему «Моя семья» и оформить в альбом.

В старшем возрасте накопила и систематизировала информацию по проблеме: «Особенности гендерного развития», которая показала, что формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка, воспитания ребенка в гендерной направленности дошкольного возраста важна и актуальна. Подготавливала развивающую среду в группе с привлечением родителей. Продолжая свою работу, искала пути взаимодействия с семьями воспитанников, раскрывала потенциал каждого ребенка мальчика, девочки, активизировала свое  «я» в процессе совместной жизнедеятельности и гендерной устойчивости у детей. Для своей работы разработала на основе игровой деятельности цикл сюжетно-ролевых игр на тему «Семья», «Семейные традиции», «Я маленькая хозяюшка», «Салон красоты», «Наши прически», «Больница», «Дом моды». Проведены конкурсы чтецов «О маме, папе», выставки детских рисунков: «Мой папа, мама». Моделирование проблемных ситуаций «Я и моя семья», «Кто живет в твоем сердце». Проводила занятия гендерной направленности: «Мамочка любимая», «Мой папа самый лучший». Игра - конкурс « В мире загадок». Расширяла сведения о гендерном развитии и формирования образа «я» в своей жизни через чтение художественной литературы как для мальчиков, так и для девочек, в которых мы называли главного героя и его положительные черты характера.

В основе своей работы я ставила проблемные игровые ситуации в сюжетно-ролевых играх. В процессе игры дети усвоили социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации. Игровую деятельность осуществляла в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, самостоятельной деятельности путем интеграции естественных для детей видов деятельности.

Постановка проблемной ситуации для детей, каким должен быть папа, какой должна быть мама подтолкнула их к размышлению, к поискам ответов в игре и в художественной литературе. Цикл занятия на игровой основе по теме «Я – мальчик, девочка», сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, чтение литературных произведений для девочек и мальчиков, семейные мероприятия, конкурсы позволили детям ярко осознать себя по отношению к сверстникам, к противоположному полу, к семье.

На ряду с традиционными методами и приемами обучения использовала наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций), словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорного материала), подвижные игры и упражнения, но ведущим методом является метод проблемного обучения (решение проблемных ситуаций), поисковые и проблемные вопросы к детям, проектный метод (коллективный, индивидуальный детский проект, совместные проекты детей с родителями). Широко использую современные развивающие формы и методы обучения, современные технические средства обучения (DVD – фильмы, телевидение, компьютер, мультимедиа).

Мною была проведена диагностика интегративного качества

«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе»

Метод диагностики: беседы, наблюдения.

Беседа для выявления представлений о семье.

Цель: выявления представлений о семье.

Проведение: индивидуальная беседа с ребенком по вопросам

С помощью средств диагностики образовательного процесса я оценила степень продвижения дошкольника в образовательной программе в области «Социально-коммуникативное развитие». Диагностика проводилась в начале и конце года. Форма проведения диагностики были индивидуальные беседы с детьми и наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах диагностики  заносила в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы. Предложенные игры способствовали развитию у детей навыков совместной деятельности, чувство общности, понимание других людей, знакомили с общественной жизнью людей и их профессиями, что создали условия для развития социализации дошкольников, где игра становиться необходимым средством в формировании социального развития ребёнка. Положительную динамику видно из сводной таблицы. Из данной таблицы видно, что из 23 детей на начало года имеют высокий уровень 10 человек, средний уровень 8 человек, и низкий уровень 5 человек, на конец года видна динамика уровня усвоения требований программы «Детство» в области «социализация». Высокий уровень имеют 18 человек – 78%, средний уровень имеют – 5 человек – 22%, низкий уровень на коней года отсутствует.

Диагностика показала, что дети имеют представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

В совместной работе трудно было обойтись без поддержки родителей. Многое в группе сделано руками пап и мам. Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы.

Использовала, разнообразные формы работы и это дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками воспитателя, была создана атмосфера взаимоуважения.

Проведенная работа показала, что позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущали себя более компетентными в воспитании детей.

Результативность родителей в анкетировании имеет положительную динамику: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 7 в оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, игровой и проектной деятельности.

По результатам повторной диагностики в группе нет родителей – наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей – лидеров; до 67% выросло количество родителей – исполнителей.

В результате использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась педагогическая грамотность родителей, повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Моя работа по теме « Формирование  понимание детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины в условиях детского сада», способствующих гендерной социализации детей, принесли положительные результаты. Вырос творческий потенциал детей. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола, расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола,

Эффективность внедрения опыта работы педагога через достижения воспитанников в конкурсах.

В течение реализации проекта дети представляли творческие работы «Папин портрет», «Мамин портрет» на муниципальный конкурс в 2012 году, который проходил в нашем поселке к праздникам «День Защитника Отечества» и «8 Марта. На муниципальном уровне в 2012 г. проходили конкурсы фотовыставок «Мужчины моей семьи», «Моя семья, муниципальном конкурсе «Дадим дом детям», участвовала во всех номинациях и имею призовые места (1,2,3,3). Дети принимали участия в областных творческих конкурсах. В 2012 году я на областном уровне прошла диссеминацию опыта своей аттестационной работы по теме «Игра как средство гендерного развития детей дошкольного возраста», получила сертификат. Принимала участие в областном конкурсе «Свет моей души», результатом является диплом лауреата; в заочном областном конкурсе методических разработок педагогов дошкольных образовательных организаций номинации «Образовательная деятельность в режимных моментах», получила диплом за 2 место в 2013г.; муниципальный конкурс «Мужчины моей семьи», получила сертификат победителя и отмечена в местной газете «как победитель». Принимала участие во Всероссийских конкурсах «Талантоха» в номинации «Педагогические проекты» заняла второе место, во всероссийских конкурсах «Прояви себя», «Творчество умников и умниц», где получила дипломы первой и второй степени, всероссийские конкурсы «Умната».

Мой познавательно-творческий проект «Я мальчик - будущий мужчина, я девочка - будущая женщина», участвовал во 4 Всероссийском конкурсе «Я-педагог» в номинации «Развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения», где получил высокую оценку и занял первое место и золотую медаль.

Используемая литература

1. Л. Артемова Социализация ребенка в семье. // «Дошкольное воспитание» 3 2004г.

2. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре - М.,1983.

3. Венгер Л.А., Дъяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Инфра-М, 2006.

4. Голованова Н.Ф. «Социализация и воспитание ребенка»

5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева. – М.: Логопед, 2000.

6. Добрович Л.Б. Беседы о половом воспитании. М.,2008

7. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. – М.,2004.

8. Игры в детском саду/Для дошкольного возраста. – Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.

9. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.П.. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис - пресс, 2004

10. Н.В. Краснощекова Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста - 2008г.

11. Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития старшем дошкольном возрасте. М., 1997

12. И.А. Лыкова, Е.И. Касаткина «Играют девочки - гендерный подход в образовании», «Играют мальчики – гендерный подход в образовании» // М., 2013г.

13. Л. Мухоморина Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста - С. Крымское учебное гос. издательство, 2001г.

14. Недоспасова В. Развитие детей в игровой деятельности /  4, 2001.

15. Практикум по детской психологии / ред. Г.А. Урунтаевой, М.Просвещение, Владос, 1995.

16. Рыжкова И. Учимся играя. // Дошкольное развитие. – 2004. –  2. – С. 23

17. Страшнова Е. Игра и дошкольник/ Дошкольное воспитание. – 2009.-  11.

18. Третьякова А. Мальчик или девочка // Семья и школа 1995г. 2.

19. Фридман Л.М. Советы психолога, Психология детей и подростков. Справочник для учителей и воспитателей.// Изд. Института Психотерапия м. 2003г

20. Шелухина И.П. Мальчики и Девочки. М., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

         Интерес к данному направлению вызван исключительной актуальностью.  Так с введением  ФГТ  особое место отведено здоровью дошкольн...

Роль мужчины и женщины в современном обществе и в древности. К вопросу о гендерном воспитании в семье и ДОУ.

Роль мужчины и женщины в современном обществе и в древности.К вопросу о гендерном воспитании в семье и ДОУ. Главный признак демократического государства- равенство всех перед законом. Обратим вни...

Опыт работы: «Формирование понимание детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины в условиях детского сада».

Как известно в детстве происходит становление образа Я – мальчик, Я-девочка и приобретения полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол. Актуальность проблемы воспитани...

Презентация "ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЕ ДЕТЕЙ О СОДЕРЖАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА"

Презентация к опыту работы "ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЕ ДЕТЕЙ О СОДЕРЖАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА"...

Развитие социально - эмоциональной сферы младших дошкольников в условиях детского сада.

hellip;Воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружаю...

Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».

В последние годы   умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах   деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...