Главные вкладки

    Консультация "Смысл наказания"
    консультация на тему

    Руссу Наталья Закиевна

    Очень распространено мнение, что наказание нужно для того, чтобы вызвать отрицательную эмоцию (боль, обиду, страх). Тогда случай запомнится, и ребенок впредь не будет себя так вести. А если будет, наказание надо усилить.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_nakazanie.docx16.61 КБ

    Предварительный просмотр:

                        СМЫСЛ ДЕТСКОГО НАКАЗАНИЯ

    Начнем с ошибочного взгляда. Очень распространено мнение, что наказание нужно для того, чтобы вызвать отрицательную эмоцию (боль, обиду, страх). Тогда случай запомнится, и ребенок впредь не будет себя так вести. А если будет, наказание надо усилить.

    Эта точка зрения пустила глубокие корни в сознании людей и в практике воспитания. К сожалению, иногда ее подтверждают «научно», ссылаясь на теорию условных рефлексов, в которой говорится о необходимости «подкрепления» (в том числе отрицательного) для научения.

    Но поведение человека – не набор рефлексов, а воспитание – не их выработка.

    Может ли наказание человека исправить его поведение? Конечно, нет! Достаточно посмотреть на этот вопрос совсем широко и обратить внимание на результаты пребывания людей в колониях и тюрьмах. Называть эти учреждения «исправительными» все равно, что черное называть белым.

    Но не будем уходить так далеко. Вернемся к исправлениям ребенка. Бывает, что под страхом наказания он действительно перестает делать то, что ему запрещено. Однако чаще он подстраивается или маскируется – делает вид, что послушался, то есть идет на обман. Бывает, что он ведет себя «правильно» при одном родителе и распускается при другом.

    Теперь мы обратимся к другой, более правильной точке зрения на наказание. Согласно ей:
    НАКАЗАНИЕ – это прежде всего сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка.
    СМЫСЛ ЕГО – сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность.

    Ведь дети слишком легко пропускают слова родителей мимо ушей, особенно когда им что-то не нравится. Хотя наказание может огорчить ребенка, дело не в том, чтобы его обидеть, расстроить или напугать, а в том, чтобы дать ему возможность задуматься над проступком, понять, что́ именно он нарушил и почему это плохо.

    Такой взгляд на роль наказания предполагает установку на воспитание сознания и личности ребенка, а не на исправление его внешнего поведения. Стоит еще раз подчеркнуть: при таком подходе родитель оказывается в позиции проводника и защитника жизненного правила или моральной ценности, а не фигуры, диктующей свою волю.

    Это должно выражаться и в соответствующих словах: «В нашей семье это не принято…», «У нас такой порядок…», «Так надо…». Заметьте, что в этих фразах отсутствует «Я» родителя («Я сказал…», «Я требую…»). Они, так сказать, безличны и воспринимаются не как диктат взрослого, а просто как должное.

    Обобщая, перечислим правила того, что нельзя делать, и о чем, напротив, надо помнить и делать, если возникло желание наказать ребенка.

    ✔ НЕЛЬЗЯ пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше.

    ✔ НЕЛЬЗЯ делать наказание чрезмерным. Оно – сигнал о важности правила, а не «акт возмездия». Поэтому классические «стояния в углу» или «сидения в дедушкином кресле» вполне подходят.

    ✔ НЕЛЬЗЯ наказанием унижать ребенка. Это значит, что наказание не должно сопровождаться грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием.

    ✔ Совершенно НЕДОПУСТИМЫ физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они не прививают, а, напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности.

    ✔ ВАЖНО помнить, что смысл наказания – сообщить серьезность и непререкаемость установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение, по возможности не пропуская.

    ✔ НУЖНО объяснить ребенку (по возможности кратко) смысл недовольства взрослого и сказать, что конкретно от него ждут.

    ✔ Наказание НУЖНО назначать в относительно спокойном доброжелательном тоне.

                                                            Юлия Гиппенрейтер (из книги «Продолжаем общаться с ребенком. Как?»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей. "К вопросу о наказании"

    Как поступить родителям, решая вопрос о наказании ребенка....

    Консультация для родителей. "К вопросу о наказании"

    Как поступить родителям, решая вопрос о наказании ребенка....

    Поощрение и наказание

    Консультация для родителей...

    Наказание и поощрение.

    Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребёнка....

    Поощрение и наказание

    В данном материале  описаны основные принципы правильного, "педагогичного" наказания....

    Родительское собрание "Поощрение или наказание? "

    Семья – колыбель духовного рождения человека.  Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных фор...


     

    Комментарии

    Когда речь идет о воспитании, мы часто думаем, что ремнем можно из ребенка все лишнее выбить, а все нужное – вбить. Но на самом деле воспитывать нужно самих себя. Как сказал Лев Толстой:

    «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»

    Поэтому в большей степени строгость, последовательность необходима родителям по отношению к самим себе, чтобы стать такими людьми, которыми они хотели бы видеть своих детей