Техники ТРИЗ
консультация (старшая группа) на тему

зобенко светлана михайловна

Дорогие родители  и педагоги поговорим о ТРИЗЕ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_9.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители и педагоги!
Сегодня хотелось бы познакомить вас с методикой ТРИЗ.
ТРИЗ это целая глыба знаний и умений, которые обязательно пригодятся вам в вашей работе. Поэтому делюсь с вами этим большим опытом, который составлен группой педагогов во главе с Мироновой В.Я педагогом-психологом с большим педагогическим опытом. Здесь собраны многие методы и способы взаимодействия с детьми.

Метод фокальных объектов (МФО) http://www.trizminsk.org/e/246006.htm#0106

Классическая форма метода, его непродуктивность как инструмента решения проблем.

МФО как метод развития ассоциативного и логического мышления.

Особенности использования в разных возрастных группах:

  • Младшая - педагог сам задаёт нетипичные значения признаков объекту, а дети ищут оправдание ситуации (когда бывает лохматое дерево или усатый телевизор).
  • Средняя - применение значений признаков одного объекта к другому. Например: кукла бывает какая? Когда таким бывает апельсин, другие объекты?
  • Старшая - классический вариант МФО, бином фантазии Дж.Родари.

Метод аналогий (синектика) http://www.trizminsk.org/r/4119.htm

Общая характеристика основных видов аналогий

  • эмпатия (личностная аналогия),
  • прямая аналогия,
  • фантастическая аналогия,
  • символическая аналогия.

 

Технология применения некоторых методов активизации перебора вариантов в работе с дошкольниками

[С разрешения авторов приводится по изданию Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников./ Учебное пособие, Ульяновск, 2003] 

Преамбула: практически все применяемые в работе с дошкольниками МАПВ служат инструментами освоения базовой модели ОТСМ - "Элемент-Признак-Значение Признака

Морфологический анализ

Цель метода

  • Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.
  • Создавать условия для оценки ребенком полученных идей.
  • Учить детализировать наиболее удачные идеи.
  • Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, развивает комбинаторику.

Технология проведения тренинга

  1. Представляется морфологическая таблица.
  2. Заполняются вертикальные и горизонтальные оси (количество, подбор показателей определяются целью и содержанием занятия).
  3. Рассматривается взаимодействие (поочередное или выборочное) горизонтальных и вертикальных показателей. Проводится обсуждение с детьми полученных вариантов взаимодействий (морфологический анализ).
  4. Организуется продуктивная деятельность по содержанию обсуждения.

Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста

  • С детьми 3 лет организуется работа по "Волшебной дорожке" с одним вертикальным показателем (герой) и двумя-четырьмя горизонтальными показателями (форма, цвет, размер). Работа основана на зрительном восприятии одной или нескольких "Волшебных дорожек". Для обозначения показателей используются картинки (схемы) объектов.
  • Для работы с детьми 4-5 лет на вертикали "Волшебной дорожки" располагаются картинки или схематичные изображения (цветом, буквами, знаками) объектов природного и (или) рукотворного происхождения. На горизонтали - части суток, времена года, погодные условия, разнообразные ситуации, функции, типовые приемы фантазирования.
  • Дети 5-7 лет могут работать с неограниченным количеством вертикальных и горизонтальных показателей и строить воображаемые ситуации их взаимодействия, основываясь на зрительном восприятии морфотаблицы и словесном обозначении горизонтальных и вертикальных показателей.
  • Морфологический анализ, как правило, проводится с группой детей в форме обсуждения (элементы "мозгового штурма").
  • Сочинение сказок по морфологической таблице предполагает использование элементов алгоритма составления сказок [В.Я. Пропп "Морфология сказки", 1928].
  • Реализация фантастического содержания должна идти в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, запись сюжета сказки с помощью схем и т.д.).

Ожидаемые результаты

  1. Умение давать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы.
  2. Самостоятельный выбор наиболее интересных, их оценка и подробный рассказ о фантастическом действии с достаточной степенью достоверности.
  3. Выстраивание сюжета на основе самостоятельно выбранных показателей: героя (герои), функций (целей).

Описание изменений свойств и поведения героя в разных обстоятельствах

Метод фокальных объектов

Цель метода 

  • Научить ребенка наделять предмет нетипичными признаками.
  • Предоставлять и объяснять практическое назначение предмета с нетипичными признаками.

Технология построения тренинга

  1. Предложить детям наугад выбрать 2-3 объекта.
  2. Попросить назвать признаки или значения признаков (не менее 4-х) для каждого объекта.
  3. Предложить перенести названные признаки или значения признаков поочередно на другой, находящийся как бы в фокусе, объект.
  4. Поочередно обсудить каждое сочетание: фокусный объект + признак одного из объектов.
  5. Организуется продуктивная деятельность детей.

Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста

  • При работе по данному методу рекомендуется фиксировать признаки, свойства предметов, называемые детьми. Эта часть работы требует динамики.
  • Наглядность (изображения объектов, находящихся в "фокусе") не используется.
  • Педагог демонстрирует уверенность в том, что объект с необычным признаком может быть в реальной жизни. Эмоционально реагирует на парадоксальные сочетания (удивление, восторг, радость, грусть).
  • При выборе признаков объектов педагог исключает типичные значения признаков. Не выбираются для обсуждения признаки размера в значениях "большой - маленький"; признака формы в значениях "круглый - квадратный"; признака цвета в значении "белый - черный". Не употребляются такие определения, как "красивый - некрасивый".
  • Работа с детьми начинается с 3,5 лет. Педагог делает подборку словосочетаний, обозначающих объекты с нетипичными признаками. Обсуждается, когда (в каком случае) у объектов бывает такое свойство.
  • ПР: когда бывает "мыльное дерево" или "клетчатый дом".
  • С 4-4,5 лет детям предлагается перечислить признаки выбранного наугад объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другим объектом. Обсудить неожиданные сочетания.
  • Детям 5-7 лет предлагается рассмотреть свойства 2-3 объектов, а затем сфокусировать их на какой-либо объект.
  • По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность.

Ожидаемые результаты

  1. Рассказывание (фантазирование) на основе необычного признака выбранного объекта. Объяснение возможных вариантов.
  2. Придумывание истории (сказки) с объяснением нетипичного свойства и практической значимости данного свойства.

Эмпатия

Цель метода 

Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью превращения себя в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации.

Технология проведения тренинга

  1. Предложить детям представить какой-либо объект.
  2. Обсудить объект с обычной точки зрения.
  3. ПР: внешний вид, зависимость роста от ухода за цветком, эмоциональное состояние человека при восприятии фиалки разными органами чувств и т.п.
  4. Предложить пофантазировать (превратиться в данный объект в какой-либо ситуации и рассказать о своих чувствах в данный момент).
  5. Организовать продуктивную деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, схематизация действий, сочинение сказки.

Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста

  • Метод эмпатии целесообразно начать использовать в работе с детьми 3-х лет. Ребенок этого возраста по слову воспитателя представляет живой объект, показывает несложные действия и говорит, что он чувствует.
  • В возрасте 4 лет необходимо давать упражнения на отождествление себя с рукотворными объектами. Предлагать возможные решения проблемных ситуаций.
  • С 5 лет и старше формировать умения отождествлять себя с выбранным самостоятельно образом в рамках проблемной ситуации.
  • Обучение должно проходить по этапам:
  • 1 этап - педагог сам рассказывает, что почувствовал или представил;
  • 2 этап - рассказ взрослого дополняется ответами детей;
  • 3 этап - сами дети рассказывают, что представили или почувствовали; педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей об изменяемой точке зрения на объект;
  • 4 этап - ребенок самостоятельно, без помощи взрослого, рассказывает о том, что представил или почувствовал.

Ожидаемые результаты

Умение представить себя в качестве кого-либо или чего-либо в проблемной ситуации и составить рассказ о себе с точки зрения выбранного объекта.

 

Методы целенаправленного управления воображением

Типовые приёмы фантазирования http://www.trizminsk.org/d/ves04.zip

Классическая фантограмма (http://www.trizminsk.org/e/246006.htm#0105)

Понятие типовых приёмов фантазирования. Фантограмма для детей дошкольного возраста.

Использование ТПФ в разных возрастных группах

  • 1-я и 2-я младшие группы - изменение размера, изменение структуры (дробление-объединение), изменение подвижности (оживление-окаменение).
  • Средняя группа - изменения во времени, специальное - универсальное волшебство, приём "наоборот".
  • Старшая группа - комплексное использование всех знакомых приёмов.

"Другая точка зрения"

Приём "Точка зрения" как разновидность личностной аналогии (эмпатии).

Приём "Точка зрения" как инструмент рефлексии. Значение навыка принятия другой точки зрения для решения задач.

 

АВТОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОСТАВЛЕНИЯ СРАВНЕНИЙ, ЗАГАДОК, МЕТАФОР, РИФМОВОК

Задачи обучения детей синтезу малых литературных форм

  1. Задачи, направленные на освоение базовых моделей ОТСМ-ТРИЗ (Э-П-Зп, функция, свойство, многоэкранная схема сильного мышления, противоречие и др.).
  2. Задачи обогащения активного словаря, развития образной и связной речи (на основе операций описания, сравнения).
  3. Задачи формирования умения использовать определённый алгоритм мыслительных операций для получения речевого продукта.

Модели построения описаний и сравнений

Описание: Объект - какой?

Сравнение: 

  • Простая модель: объект - какой - что такое же?
  • Сложная модель: объект - какой? - что такое же? - чем отличается?

Сравнение осуществляется по различным признакам (свойствам): по сенсорным характеристикам, по действию, по месту нахождения, по функции.

Тренинг по составлению описаний и сравнений по каждой модели.

Составление сравнений с использованием приёма "Точка зрения" (как об этом сказал бы тот или иной герой?)

Сравнения в условиях ограничения каналов восприятия (сравнение помогает построить только слух, только зрение, только обоняние).

Модели составления загадок

(Авторская технология А.А. Нестеренко "Страна загадок"

Младшая группа - составление загадки на основе простого описания.
Дети по предложению воспитателя перечисляют 3-4 признака (или их значения), затем воспитатель составляет загадку.

Способ организации - фронтальный. После проговаривания загадки воспитателем дети хором её повторяют.

Пример: 
Мышонок какой? Что он делает?

Загадка: Серый, хвостатый, пищит, в норке живёт. Кто это?

Средняя группа - используется только модель №1.
Форма организации фронтальная, со второй половины года - в парах.

Старшая группа - все нижеприведённые модели.
Формы организации - в парах, командах, во второй половине года индивидуально.

Опоры для сочинения загадок

Опора 1

Объект1

Признак

Объект 2

 

Какой? Что делает? Где находится?…(связки: как…, да не...)

(Что такое же?)

Пример: 
Пушистый, да не котёнок,
Жёлтый, да не цыплёнок,
В траве на ножке, да не грибок (Одуванчик).
[Примеры загадок составлены детьми старшей группы.] 

Опора 2

Объект

Признак сначала

Признак потом

 

 

 

Пример: 
Сначала кислое, потом сладкое,
Сначала зелёное, потом красное,
Сначала мелкое, потом крупное (Яблоко)

Опора 3

Объект

Части, их количество

На что похожи?

 

 

 

Пример: 
Одно горящее туловище, много тёплых рук (Солнышко)

Опора 4:

Объект

На что похож? (признак)

Чем отличается? (признак)

 

Связка "да не…"

Пример: 
Прозрачные, как слёзы, да твёрдые,
Круглые, как горох, да не сладкие,
С неба сыплются, как снег, да тяжёлые (Град)

Опора 5

Признак 1

Признак 2

Объекты с обоими признаками (отгадки)

 

 

 

Пример: 
Тихое и шумное,
Синее и чёрное,

Примечание: 

В старшем возрасте после сочинения загадки детям задаются вопросы:

  • По какому признаку сделали сравнение?
  • По какому можно ещё?

Готовые сравнения оцениваются на степень удачности.
Параллельно тренируется память: дети повторяют составленную загадку, вспоминают её во второй половине дня и т.д.

Тренинг по составлению загадок по каждой из опор

 

Модели составления метафор

(Авторская технология Т. А. Сидорчук "Пьём по утрам остаток чёрной ночи" http://trizminsk.org/e/260012.htm) 

Понятие метафоры.

Про метафоры поговорим в следующий раз. Жду от вас откликов.

С уважением Зобенко С.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ мастер-класса по развивающим технологиям по теме: «ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ» ( с элементами работы технике ТРИЗ)

 Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает  развитие воображения и гибкого нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чу...

Консультация для воспитателей: "Техника ТРИЗ в развитии речи дошкольника".

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление....

Конспект по творческому развитию в средней группе с использованием техники «ТРИЗ» «Ёжик».

Занятие напрвлено на формирование творческих способностей и приёмам нетрадиционного рисования....

Техника ТРИЗ в развитии речи дошкольника

Техника ТРИЗ в развитии речи дошкольника...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Друзья леса" с использованием элементов техники ТРИЗ.

Конспект занятия по речевому развитию рассчитан на детей 6-7 лет во время работы летом в детском саду. Данная тема является актуальной для детей этого возраста, так как в школе им необходимо будет сос...