Образовательная деятельность по речевому развитию с применением техники ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Илингина Марина Васильевна

Конспект по речевому развитию "В гости в деревню"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый просмотр организованной образовательной деятельности
по речевому развитию детей

Конспект

на составление рассказа по картинкам

с использованием техники ТРИЗ

на тему «Домашние животные. Путешествие в деревню»

в старшей группе «Б»

Воспитатель Илингина М.В.

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

2018 г.

Программное содержание:

  1. Учить детей придумывать и пересказывать рассказ по картинкам последовательно, эмоционально, логично, используя схему ТРИЗ, самостоятельно называть, какую пользу приносят человеку домашние животные, как он о них заботится
  2. Учить образовывать новые слова, добиваться интонационной выразительности речи, придумать фантастическое домашнее животное, используя метод ТРИЗ. Формировать умение выделять главное, существенное, отделяя все необходимое, развивать творческое воображение; совершенствовать навыки ведения диалога, формирование фразы.
  3. Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда, формировать доброжелательность в общении, воспитывать любовь к близким, заботу о них, заинтересовывать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

Оборудование:

Иллюстрация «Дедушка и бабушка на огороде», иллюстрация «Скотный двор», игра «Найди, какую пользу приносят животные», игра «Картинки перепутались», игра «Фантастическое животное», фломастер.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, правда, что вы воспитанные и вежливые дети?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте все дружно пожмем друг другу руку и улыбнемся.

Воспитатель: А вы бы хотели красиво и правильно говорить?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда давайте с вами повторим чистоговорку.

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ТЫ – ТЫ – ТЫ - разноцветные коты

АКИ – АКИ – АКИ - дворовые собаки

АЮТ – АЮТ – АЮТ - собаки охраняют

НЯТА – НЯТА – НЯТА - бегают щенята

ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - пушистые котята

ЗА – ЗА – ЗА - на лугу стоит коза

ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ - колокольчик у козы

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам отправиться в путешествие.

Согласны? Тогда в путь! Но путь предстоит далекий. Сначала полетим на самолете (заводим моторы, произнося звук в – в - в), дальше плывем на теплоходе (произносим звук л-л-л), а теперь едем на поезде (ч-ч-ч). Вот и добрались

(Дети рассаживаются на стульчики. Перед ними иллюстрации «На огороде», «Скотный двор»).

Воспитатель: Куда же мы с вами попали?

Дети: в деревню (село…)

Воспитатель: А как вы догадались, что это деревня?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: А мы с вами, где живем?

Дети: Мы живем в поселке Мулловка.

Воспитатель: Посмотрите на картину, кто живет в деревне?

Дети: В деревне живут бабушка и дедушка.

Воспитатель: Да, живут здесь наши знакомые дедушка Ваня и бабушка Таня.

Воспитатель: Дедушка и бабушка сами много трудятся и детей учат трудиться. Как можно назвать людей, которые много трудятся?

Дети: Трудолюбивые люди.

Воспитатель: Как вы думаете, чем занимаются дедушка и бабушка в деревне?

Дети: Выращивают овощи на огороде, заботятся о домашних животных.

Воспитатель: Давайте подумаем, а какие орудия труда пригодятся дедушке и бабушке для работы на огороде. А поможет нам в этом эта зашифрованная картинка. Вы должны найти на картинке орудия труда и каждое из них обвести своим цветом.

Игра на развитие воображения «Картинки перепутались»

(дети находят, называют и обводят найденный предмет, называют его значение)

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте представим, что наш ковер в группе - это не ковер, а деревенская полянка.

Физминутка «Бегал по двору щеночек».

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)

Видит пирога кусочек (наклон вперед, руки в стороны)

Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)

Развалился, засопел (руки в стороны, голову на бок)

Воспитатель: У дедушки Вани и бабушки Тани в деревне много верных друзей. Они заботятся о них, да и друзья эти в долгу не остаются. Хотите узнать, что это за друзья?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда внимательно слушайте.

(прослушивание магнитофонной записи - голоса домашних животных)

Воспитатель: Что вы сейчас слушали?

Дети: Голоса животных – коровы, козы и т.д.

Воспитатель: Как мы можем назвать всех этих животных?

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Как вы, ребята, думаете, для чего нужны людям домашние животные?

Дети: Домашние животное приносят людям пользу…

Воспитатель: А вот какую пользу приносят домашние животные мы сейчас и узнаем. Поиграем в игру «Польза»

Игра «Польза»

(с одной стороны разложены картинки с изображением домашних животных, а с другой – картинки, отображающие какую пользу они приносят человеку. Детям нужно отобрать нужные картинки и объяснить свой выбор)

Воспитатель: Кто самый внимательный из вас – кто заметил лишнего из животных?

Дети: Лишний был – медведь, так как он живет в лесу. Он – дикий зверь.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, про кого из животных дедушка и бабушка говорят – «кормилица, матушка наша»?

Дети: Так говорят про корову.

Воспитатель: А давайте порадуем дедушку с бабушкой и расскажем про их любимых животных. А чтобы ничего не пропустить при рассказе, нам поможет схема – подсказка.

Составление рассказа о животных с использованием схемы

Воспитатель: Молодцы, хороший рассказ придумали. Все рассказали, ничего не забыли. Думаю, бабушке и дедушке очень было приятно послушать.

Ребята, а вы знаете, что дедушка с бабушкой уже старенькие и им тяжело ухаживать за таким количеством животных, ведь это все-таки тяжело и нелегкий труд. Давайте им подарим фантастическое животное.

Игра «Соберем животное» (технология ТРИЗ)

(игра на развитие творческого воображения, логики)

Воспитатель: Чем хорошо такое животное? Чем плохо необычное животное?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, понравилось вам в деревне?

А теперь пора прощаться. Давайте поблагодарим дедушку с бабушкой и их домашних животных за это интересное путешествие.

Отправляемся в обратный путь.

Кто помнит, на чем мы с вами сюда добрались? В обратном порядке (поезд, пароход, самолет)

(Артикуляционные упражнения с произношением согласных звуков – л, ч, в).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию и расширению предметных представлений с использованием элементов ТРИЗ и интерактивных компьютерных игр "В гостях у Золушки"

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому  развитию и расширению предметных представлений с использованием  элементов ТРИЗи интерактивных компьютерных игр "В гост...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ и ИКТ на тему «Помощь Незнайке».

Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев ...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с применением игровой образовательной технологии

Конспект  Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с применением игровой образовательной технологии Тема: «В гостях у Мишки» с детьми 2-3 лет...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию в старшей возрастной группе с применением технологии ТРИЗ- РТВ на тему «Анализ художественной картины «Снегири» (Н. Ульянов)

Конспект непосредственно – образовательнойдеятельности по речевому развитию в старшей возрастной группе с применением технологии ТРИЗ- РТВ на тему «Анализ художественной картины «Сне...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ и ИКТ на тему «Помощь Незнайке».

Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев ...