Эффективная похвала в педагогической практике
материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Семинар с элементами тренинга раскрывает понятие похвалы и ее влияние на формирование адекватной самооценки личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с воспитанниками.

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме влияния похвалы на самооценку и мотивацию.

2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с детьми в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы и применению техники эффективной похвалы на практике.

4. Отработать применение полученных знаний в моделируемых педагогических ситуациях.(элементы тренинга)

Материалы: презентация, проектор, листочки, ручки, рисунки детей и образец.


Добрый день, коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о похвале. Начнем наш разговор с небольшого упражнения . У вас на столах лежат листочки и ручки. Повернитесь, пожалуйста, к своему соседу справа, придумайте и запишите похвалу, адресованную этому человеку. Отдайте листок с похвалой соседу. Тот, кто получил похвалу, постарайтесь запомнить свои ощущения, чувства и мысли от данной похвалы и отдайте листок обратно чистой стороной наружу. Позже мы вернемся к этому упражнению, а сейчас начнем наш разговор о похвале.

Многие родители верят, что похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. На самом же деле результат нередко бывает прямо противоположный: ребенок становится нервным, плохо себя ведет. Почему?  

1. Похвала связана с двумя психологическими феноменами — самооценкой и мотивацией.

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

2. Давайте рассмотрим подробнее, какая самооценка необходима ребенку для успешного развития. Прежде всего важно, чтобы самооценка была положительной, то есть ребенку необходимо чувствовать себя хорошим и успешным. Необходимо, чтобы самооценка была устойчивой, не зависящей от успешности конкретного действия. При устойчивой самооценке ребенок чувствует себя хорошим, даже если у него что-то не получается. Все мы можем вспомнить детей, порой вполне способных, которые очень болезненно воспринимают любую неудачу. В основе такого поведения, как правило, не столько низкая самооценка, сколько именно неустойчивая: если я не справляюсь, значит, я плохой. В психологии можно встретить термин «адекватная самооценка». Так вот положительная и устойчивая — это именно адекватная.

3. Американский психолог Джейн Нельсен (кстати мама семерых детей ) пишет: «Самооценка не приобретается и не дается ребенку, она развивается посредством ощущения способности и уверенности, которые возникают в результате решения задач, преодоления сложностей и наличия возможностей учиться на собственных ошибках». Кроме того, устойчивая самооценка всегда опирается на способность оценить результаты своего труда самостоятельно. Если ребенок смотрит только на оценку взрослого, ни о какой устойчивости самооценки речи быть не может. Внешняя отметка, будь то «пятерка» за контрольную или сказанное воспитателем «молодец!», не дает ребенку главного — понимания того, что же в его работе хорошо, а значит — поддерживает в нем зависимость от оценки. Если же ребенок владеет критериями для анализа своей работы, может сам ее оценить, ему гораздо проще справиться с любыми неудачами.

5. Другой психолог,  Хайм Джайнотт обнаружил, что не все виды похвалы одинаково эффективны, и выделил два её вида: оценочную и описательную. Самый яркий пример оценочной похвалы — хорошо знакомый нам «молодец!». Излишнее количество оценочной похвалы может вызывать тревогу: что если я не смогу соответствовать всем этим прекрасным качествам? ». Оценочная похвала формирует у ребенка зависимость от реакции взрослого. Возможно, вы замечали: часто наиболее болезненно переживают неудачи именно те дети, которых много хвалят, причем именно оценочно. Такие дети отказываются играть, если нет гарантии выигрыша, расстраиваются, не получая отличной оценки. То есть оценочная похвала приводит к формированию высокой, но крайне неустойчивой самооценки. Не случайно Джайнотт сравнивал таких детей с наркоманами: у них тоже появляется зависимость, и ребенок нуждается в постоянной «подпитке» похвалой.

При использовании описательной похвалы взрослый комментирует усилия ребенка и полученные им результаты, демонстрируя признательность или благодарность за то, что сделано, и избегая упоминания личности и способностей ребенка. Не случайно второе наименование описательной похвалы можно перевести на русский как «выражающая признательность или благодарность». Описательная похвала очень конкретна и требует от взрослого внимания и наблюдательности к тому, что делает ребенок. Джайнотт писал: «Чтобы быть собой, нужно быть свободным от давления оценочной похвалы… Главное правило похвалы — описывать без оценки. Оставим ребенку возможность оценить себя самому». По мнению Джайнотта, эффективная, или описательная, похвала состоит из двух составляющих: слов взрослого и тех выводов, которые из них сделает ребенок.  Вот как он сам об этом рассказывает: «Мой язык не оценочный. Я избегаю суждений о способностях и характере ребенка. Я совершенно освободился от слов типа «глупый», «неумеха», «плохой» и даже от таких, как «красивый», «хороший», «молодец». Вместо этого я использую слова, которые описывают события, сообщают то, что я вижу, сообщают то, что чувствую. Недавно маленькая девочка принесла мне свой рисунок и спросила: «Это хорошо?» Я посмотрел на рисунок и ответил: «Я вижу лиловый дом, красное солнце, полосатое небо и много цветов. У меня такое чувство, будто я за городом». Она улыбнулась и сказала: «Пойду нарисую еще!» Предположим, я ответил бы: «Прекрасно, ты великий художник!» Я могу гарантировать, что это был бы последний рисунок, который она сделала в этот день. Куда еще можно двигаться после слов «прекрасный» и «великий»? Я убежден : слова, которые оценивают, ограничивают развитие ребенка. Слова, которые описывают, делают его свободным». То есть именно описательная похвала способствует формированию позитивной и устойчивой самооценки.

7.  «Ребенок нуждается в ободрении, как растение в воде», — писал Рудольф Дрейкурс.

8. Представители другого психологического течения считают, что похвала дается с позиции «сверху».  Тот, кто хвалит, по умолчанию берет на себя роль «вышестоящего». Похвала явно или неявно подразумевает сравнение ребенка с другими и акцент на идеальном результате. «Ты, конечно, молодец, но…». Такая похвала предполагает, что хорошо только то, что идеально. Можно вспомнить также родителей или педагогов, которые считают, что хвалить нужно только за выдающиеся достижения, — то есть опять же фокусируются на идеале. Однако для формирования позитивной самооценки важно фокусироваться на улучшении, на продвижении, а не на идеале. Чем же ободрение отличается от похвалы?

Ободрение предполагает позицию «наравне».  Джейн Нельсен предлагает воспользоваться таким критерием различения похвалы и ободрения: сказали бы вы нечто подобное своему другу? Если заметен оттенок «свысока», значит, это похвала, а не поддержка.

В отличие от похвалы, подчеркивающей идеальный результат, при ободрении в фокусе изменение (то есть приложенные ребенком усилия и динамика, которую мы наблюдаем). Итак, вместо того чтобы сказать: «Какая же ты умничка!» — мы скажем: «Я видела, что ты приложила все возможные усилия!» или же «Прошлый стих мы учили две недели, а с этим ты справилась за пять дней».

При использовании ободрения мы придерживаемся принципа: настоящее важнее, чем прошлое или будущее. Ободрение предполагает, что мы не вспоминаем прошлого и не строим никаких планов, а просто комментируем то, что сегодня сделал ребенок. Акцент на настоящем также означает, что мы при этом не даем ребенку никаких советов, что и как надо сделать в следующий раз. То есть, обсуждая сделанную работу, достаточно сказать: «Ты действительно постарался, все верно и оформлено правильно». И не нужно дополнять это комментариями типа: «В следующий раз еще постарайся без исправлений». Часто, давая ребенку обратную связь, мы фокусируемся на недостатках: «Если бы ты еще аккуратно сделал, совсем было бы хорошо». Ободрение предполагает акцент на том, что сделано верно. Рудольф Дрейкурс писал: «Мы всегда идем туда, куда показывает нос. Если нос указывает на ошибки, именно в эту сторону мы и движемся. Если же в центре нашего внимания то, что дети делают хорошо, если мы выражаем уверенность в их способностях и используем ободрение, то ошибки и недостатки погибают от недостатка питания».

9. Еще Ш.А. Амонашвили (доктор психологических наук, академик РАО, разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.) руководствовался подобными идеями. Вот отрывок из его книги «Здравствуйте, дети!»: «Проверяя письменные работы детей, зелеными чернилами подчеркиваю и обвожу в них все, что мне нравится, что я считаю успехом. Условные зеленые знаки — это сигналы моего доброжелательного отношения к стараниям и успехам ребенка. Я заметил, что после каждой проверки письменных работ детей, если писал ручкой с зелеными чернилами, у меня поднимается настроение, извлекаю больше информации о том, чему они научились, на что они уже способны». Такой «метод зеленых чернил» очень точно отражает идеологию ободрения.

Таким образом, технология ободрения, как и описательная похвала, лежит в основе позитивной и устойчивой самооценки.

10. Теперь давайте рассмотрим, какое значение имеет похвала для мотивации. Мотивация может быть внешняя и внутренняя. Внутренняя мотивация связана с содержанием деятельности, а внешняя, как понятно из названия, — с внешними условиями деятельности. Например, «учусь, потому что учиться интересно» — внутренняя мотивация; «учусь, чтобы не ругали» — внешняя. Предполагается, что похвала должна поддерживать у детей внутреннюю мотивацию. Однако результаты психологических исследований не так однозначны: ряд ученых доказывает, что похвала действительно повышает мотивацию, однако другие не менее убедительно утверждают прямо противоположное. Излишняя похвала препятствует развитию самостоятельности. КТОРЫ

Были выделены несколько ключевых факторов, определяющих, будет ли похвала поддерживать мотивацию или, напротив, снижать.

Первый важный фактор — искренность. Если похвала воспринимается ребенком как честная, ее мотивирующая роль будет велика. Когда похвала слишком общая («Молодец!»), чрезмерная («Ты такой талантливый!»), дети часто ей не доверяют. Кроме того, неискренняя похвала часто сопровождается противоречивыми проявлениями: скажем, на словах мы восхищаемся ребенком, но ни интонация, ни наша мимика этого не отражают.

Второй фактор — чему приписываются причины успеха. Оказывается, если детей хвалить за способности, то в долгосрочной перспективе такая похвала негативно отражается на мотивации. Сталкиваясь с трудностями в той области, в которой их хвалили, дети болезненно переживают неудачу. Если детей хвалят за то, что легко удается другим, они могут рассматривать это как показатель, что они мало на что годятся. Тут работают те же самые принципы: использовать описательную похвалу, чтобы дети могли самостоятельно прийти к выводам относительно своих способностей.

Третий фактор — наличие или отсутствие в похвале контроля. Похвала может быть просто информативной («Ты все решил правильно»), а может

включать контролирующий компонент («Ты все решил правильно, как и следует делать всегда»). Такой контролирующий подтекст лишает ребенка автономии и препятствует мотивации.

Четвертый фактор — есть ли в похвале сравнение ребенка с другими. Здесь эмпирические исследования подтверждают то, о чем мы уже говорили: сравнение с другими формирует у ребенка зависимость от мнения других и приводит к тому, что он проявляет меньше настойчивости, сталкиваясь с трудностями.

Пятый фактор — уровень ожиданий. Похвала поддерживает внутреннюю мотивацию, если в ней содержатся разумные ожидания взрослого или если она транслирует ребенку информацию о том, какие требования предъявляются к данному конкретному заданию. Если же заявленный взрослым уровень требований слишком высок, то похвала только снижает мотивацию. Эта тенденция особенно ярко проявляется в каких-то регулярных ситуациях, скажем, с родителями или педагогами.

ВЫВОД

Конечно, сразу отказаться от привычных реакций бывает непросто. Да и сами дети, привыкшие получать оценочную похвалу, настойчиво спрашивают: «А я молодец?» Но если мы будем понемногу вводить в нашу повседневную практику приемы описательной похвалы и ободрения, они постепенно станут для нас  привычными, и с их помощью мы сможем поддерживать у наших детей устойчивую самооценку и внутреннюю мотивацию.

Упражнение: «Похвали правильно»

Сейчас я покажу вам образец рисунка и рисунки, которые получились у детей. Попробуйте, глядя на эти рисунки придумать эффективную похвалу для ребенка. Ответы педагогов.  Что получается, а что дается тяжело? Обсуждение.

А сейчас вернемся к упражнению, которое было в начале нашей встречи. Теперь вы знаете, как «эффективно хвалить». Напишите, пожалуйста, на чистой стороне листочка похвалу вашему соседу справа, опираясь на полученные знания. Тот, кто получил, листок с похвалой вспомните и сравните ваши чувства от двух разных похвал. Расскажите, пожалуйста, о ваших ощущения, изменились ли они и как или остались прежними. Обсуждения с педагогами. На этом мы заканчиваем наш разговор о похвале.

Спасибо за внимание.

Использованы материалы М. Чибисовой

6 ОПИСАТЕЛЬНАЯ6 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей: «Какой метод эффективнее - похвала или наказание?»

Для того чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить взрослые....

Опыт реализации психолого-педагогической практики "Педагог и ребенок. Эффективное взаимодействие"

Предстален опыт проведения занятия с педагогическим коллективом. Цель занятия : повышение психолого-педагогической компетентности педагогов  при взаимодействии с воспитанниками, повышение группов...

Эффективность современных технологий доказывается педагогической практикой

статья на тему Эффективность современных технологий доказывается педагогической практикой...

Тематический центр, как эффективная форма работы с детьми раннего возраста по реализации задач познавательного развития (Педагогическая практика "Мягкая педагогика")

Особенность работы в центре, состоит в разнообразии подобранных материалов, которые формируют представление об окружающем природном и предметном мире. Дети имеют возможность играть при поддержке взрос...