Методическая разработка образовательной работы с детьми по направлению углубленной работы «Музыкально-дидактические игры как инструмент воспитания эмоций и развития художествено-эстетических представлений младшей группы».
методическая разработка (младшая группа) на тему

Шилова Мария Михайловна

Основное назначение музыкально-дидактических игр — фор­мировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогиче­ская ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Также огромная ценность музыкально-дидактических игр в их способности оживлять и развивать эмоциональную сферу детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_raz-ka_muz.did_igry.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37
Калининского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

образовательной работы с детьми по направлению углубленной работы «Музыкально-дидактические игры как инструмент воспитания эмоций и развития художествено-эстетических представлений младшей группы».

Составитель:
воспитатель Шилова Мария Михайловна

        

Санкт-Петербург 2016

Содержание:

  1. Значение музыкально-дидактических игр в  образовании дошкольников.……..3
  2. Основные принципы организации программы.......................................................4
  3. Предполагаемые результаты реализации системы образовательной работы......5
  4.  Картотека музыкально-дидактических игр ….......................................................6
  5. Литература..................................................................................................................9

Методическая разработка образовательной работы с детьми по направлению углубленной работы «Музыкально-дидактические игры как инструмент воспитания эмоций и развития художествено-эстетических представлений младшей группы» воспитателя группы Шиловой М.М.

Значение музыкально-дидактических игр в  образовании дошкольников

Радикальные преобразования последних лет, происходящие в России и в мире, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Также огромная ценность музыкально-дидактических игр в их способности оживлять и развивать эмоциональную сферу детей.

Как показали исследования М.И. Лисиной и других, на разных этапах генетического развития ребенка, главная коммуникативная потребность изменяется и усложняется. Так, у детей 2 – 4 лет главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в одновременных и одинаковых действиях детей, поэтому музыкально-дидактические игры невероятно способствуют объединению группы и достижению эмоционального комфорта.

Данная работа направлена на преодоление эмоционального дискомфорта и сохранение устойчивости эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Цель: развитие музыкальных способностей детей, обогащение художественно-эстетических представлений, обогащение эмоциональной сферы.

Задачи:

  1. Развитие тембрального слуха, чувства ритма, слухового внимания, образных движений.
  2. Развитие мелкой моторики
  3. Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния.
  4. Развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
  5. Воспитывать желание учитывать и уважать интересы других, умение сотрудничать и находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Основные принципы организации программы: 

  • Установление партнерских отношений с детьми.
  • Интеграция, предполагающая взаимосвязь содержания социально-эмоционального развития с другими направлениями дошкольного образования (речевое, познавательное, художественное).
  • Организация воспитательно-образовательного процесса с учетом актуального состояния развития ребенка.
  • Системность подачи материала. В течение учебного года работа должна проводиться систематически.

Основными формами проведения занятий являются: музыкально-дидактические игры, художественное слово.

Занятия проводятся в утреннее или вечернее время во время совместной деятельности.

Игры можно проводить на прогулках. Они сплачивают детей, учат общаться, проявлять в игре свои таланты и способности.

Предполагаемые результаты:

  • Развитие эмоциональной сферы;
  • развитие музыкальных способностей;
  • умение различать эмоции по схемам – «пиктограммам»;
  • умение передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, интонации;
  • выражение своих чувств и распознавание чувств других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;
  • способность поддержать ритм;
  • развитие музыкальной памяти и звуковысотного слуха
  • развитие координации движений
  • развитие мелкой моторики

В занятиях используется:

Техническое оснащение:

  • Магнитофон.
  • Музыкальные инструменты (металлофон, ксилофон, бубны, трещетки, ложки)
  • синтезатор

Дидактический материал:

  • Пиктограммы «Эмоции».
  • Картотека игр.
  • Иллюстрации.

Предполагаемые результаты реализации системы образовательной работы.

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные  ситуации.

По итогам работы в течение года предполагаем следующие результаты: адекватная уверенность в своих силах; понимание своей индивидуальности и индивидуальности других людей; выражение в приемлемой форме своих эмоциональных реакций, мыслей и чувств; умение различать эмоции по схемам – «пиктограммам»; умение передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации; выражение своих чувств и распознавание чувств других людей через мимику, жесты, движения, интонацию; установление и поддержание контактов, сотрудничество и решение конфликтных ситуаций; оказание помощи другим детям в трудной ситуации.

Важнейшим результатом такой целенаправленной, определенным образом организованной деятельности является улучшение эмоционального климата в отношениях детей с взрослыми, со сверстниками, а также обогащение, расширение эмоционального опыта дошкольника


Картотека музыкально-дидактических игр.

Игра с куклой  кукла любит танцевать. Один ребенок поет веселую песню - кукла танцует.

Игра «Железная дорога»

Дети изображают гудки паровоза при помощи дудочек, стук колес - ногами, чередуя удары то носком, то пяткой.

Игра «Настроение»

Определенные понятия (грусть, радость, веселье) «озвучиваются» музыкой.

Из нескольких предложенных отрывков ребята выбирают тот, который

соответствует тому, или иному понятию.

Игра «Поем по фразам»  

Используемые песни чередуясь: группа - группа, педагог - группа, ребенок — ребенок.

«Кошка Мурка и музыкальные игрушки»

Игровой материал: музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры.

Взрослый приносит коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и сообщает детям о том, что кошка Мурка пришла в гости и принесла в подарок музыкальные игрушки, которые отдаст детям, если они узнают их по звучанию.

Взрослый незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушку ребенку, тот звенит колокольчиком, постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке.

«Солнышко»

Солнышко, солнышко, Твои детки плачут,

Выгляни в окошко: По камушкам скачут.

Исходное положение. Дети стоят врассыпную.

Ход игры.

На 1 - ую и 2 - ую строчки текста взрослый вместе с ребенком выполняет частые полуприседания - «пружинки» - и одновременно хлопает в ладоши. Под текст 3 - ей и 4 - ей строчек выполняются легкие прыжки с одновременными хлопками в ладошки.

Пояснение.

Текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений. Нисходящая интонация голоса приходится на каждую сильную долю.

Веселый кубик

Материал: Используется кубик, на гранях которого изображены различные эмоции и др.

Цель: Развивать слуховое внимание, чувства ритма.

Ход игры:

Дети в кругу под весёлую музыку передают кубик по кругу, проговаривая:

Ты возьми весёлый кубик,

Передай его друзьям.

Что покажет этот кубик –  

Покажи ты   сам!

Музыка останавливается.

Ребёнок бросает кубик в круг. Педагог предлагает изобразить под музыку эмоции, изображенные на кубике.

Что как звучит?

Цель: Развитие ассоциативно-образного мышления.

Задача: придумать звукоподражание часам, шагам, воде, молотку, мячу,

кукушке, собаке, кошке, скрипу двери, звонку и т.д.

Игровые действия: сейчас мы попробуем проверить, что может

изобразить наш голос. Как булькает вода? Как лает собака? И т.д.

Кто вышел погулять?

Цель: Развитие ассоциативно-образного мышления.

Задача: под музыку представить соответствующий образ и передать в

движении.

Игровые действия: на лесную полянку вышли погулять животные. А какие

вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел

погулять.

Кто идёт?

Цель: Развитие ритмического слуха.

Задача: смоделировать и воспроизвести в хлопках или на деревянных кубиках

шаги разных животных.

Игровые действия: звери оставляют на снегу, на песке следы. Давайте

попробуем нарисовать следы и изобразить, кто как ходит:

Топ-топ, топ-топ,

Это мишенька идёт.

Ти-ти-там, ти-ти-там,

Скачет зайка по кустам.

По дорожке ёж бежит

И листочками шуршит.

Говорим по-разному

Цель: Развитие динамического и ритмического слуха.

 Задача: воспроизведение небольшого стишка с разной динамикой голоса.

 Игровые действия: сейчас мы будем читать стишки по-разному.

Тише мыши, тише мыши,

Кот сидит на самой крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись!

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Вот теперь мышам раздолье,

Быстро вышли из подполья!

Разбрелись по всем углам,

Тащат крошки тут и там.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

Когти распускает

Прыг! И побежала,

Мышек разогнала!

Оркестр.

Развитие динамического и ритмического слуха.

Знакомство с мировыми классическими произведениями.

Материалы: ложки, бубны, маракасы.

Ход игры: под классическую контрастную музыку дети учатся правильно владеть музыкальными инструментами, играть тихо, громко, ритмично.


Литература:

  1. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.-  М.: Просвещение, 1982.
  2. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры: метод. пособие.- Феникс, 2010.
  3. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: пособие для музыкальных руководителей. -Айрис-Пресс, 2005.
  4. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников.- СПб.:Детство-Пресс,2011.
  5. Никашина Г.А. В мире фантазии и звуков: пособие для педагогов дошкольных учреждений и музыкальных руководителей.- Мозырь: Белый Ветер, 2004.
  6. Интернет-ресурс  http://imc-kirov.spb.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по формированию элементарных математических представлений, тема: "Поможем Лунтику".

Занятие "Поможем Лунтику" тематическое, разработано по теме лексической неделе «Космос».На данном занятии по формированию элементарных математических представлений идет обу...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме «Профессии на стройке»

Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. ПрограммныезадачиОО «Речевое развитие»: формировать  умение отвечать на вопросы, вести диалог. Вовлекать детей в разговор...

"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".

quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...

Методическая разработка для детей старшего и подготовительного возраста картотека «Зимние музыкально-дидактические игры».

Музыкально-дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможносте...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми по теме: "Знакомство с русскими народными инструментами"

Путешествие в русскую народную музыкальную культуру. Где дети знакомятся с народными инструментами, их звучанием. Узнают, откуда они появились и осваивают игру на ложках и трещетках в оркестре. С испо...