истоки народной культуры в детском саду
методическая разработка (старшая группа) на тему

Панина Нина Анатольевна

Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Патриотизм нужно не навязать ребенку, а породить. Народная культура – это тот базис, ориентир, который заложен в генах русского народа, именно он станет полноценным помощником для формирования патриотических чувств, с раннего детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДСОВ №135»

 

 «Истоки народной культуры в детском саду»

нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

 

Воспитатель:                        1 кв. категории        Панина Нина Анатольевна

г. Братск 2017 г.

 Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности родного языка, быта в котором живет человек. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь поражает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Каждый народ приносит в культуру свое, и любое достижение народа является общим для всего человечества. Россия – родина для многих, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

 Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Патриотизм нужно не навязать ребенку, а породить. Народная культура – это тот базис, ориентир, который заложен в генах русского народа, именно он станет полноценным помощником для формирования патриотических чувств, с раннего детства.

 Начиная со второй младшей группы,  детям начинают рассказывать  о родном крае  - малой родине. В средней группе тематика расширяется, и дошкольникам дают доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Детям рассказывают о Российской армии, о воинах, которые  охраняют нашу Родину. В старшей группе расширяют представления  детей о родной стране, государственных праздниках; формируют представления о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна.  В подготовительной к школе группе закрепляют знания детей о флаге, гербе и гимне; представления о Москве – столице нашего государства России; воспитывают  уважительное отношение к защитникам Отечества, к памяти павших в сражениях, приучают возлагать цветы к обелискам и памятникам.

 Те, кто работает с детьми дошкольного возраста, не понаслышке знает, что дошкольный возраст фундамент для развития личности, индивидуальной неповторимости ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить национальную духовность в наших детях, заложить в них высокие нравственные ценности, которые сделают их устойчивыми к нежелательным влияниям, научат их правилам общения, умению жить в коллективе – эти идеи стали истоками моей работы над воспитанием патриотизма у детей через народное творчество.

 я поставила перед собой следующие задачи:

1.Познакомить детей с бытом, укладом, жизнью родного народа.

2.Развивать нравственно этические основы личности, осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.

3.Развивать эстетически развитую личность, эмоционально отзывчивую на исторические факты становления национальной культуры

4.Совершенствовать коммуникативные способности.

5.Воспитывать любовь и уважение к Родине, родному народу.

Основные направления в работе по патриотическому

воспитанию являются:

1.Ознакомление с народным календарем и наблюдение за природой.

2.Ознакомление с историей и культурой родного народа.

3.Поисково-познавательная деятельность в мастерской «Народные умельцы».

4. Проведение народных праздников и развлечений с родителями и сотрудниками.

 Работа с народным календарем помогает детям лучше почувствовать природу родного края. Формирует целостное представление об окружающем мире, природе и человеке через взаимодействия с бытом и культурой народа. Цикличность календаря позволяет детям постепенно усложнять материал. В основе знаний лежит подлинный региональный материал, строгое соответствие времени. Дети узнают о таких народных праздниках, как: «Синичкин день», «День русской березки», «Екатерина-Санница» и другие.

При ознакомлении с жизнью и бытом наших предков даем детям возможность понять, как жили, трудились наши предки. Путешествуем с детьми во времени, чтобы помочь им узнать прошлое и настоящее русского человека. Отправляясь в путь  по реке Ангаре, дети узнают, что за люди жили в Сибири, чем занимались, их характер и быт. Наши походы символизируют, линейное движение исторического времени (древность – старина - наше время).

 У нас есть небольшой мини – музей с предметами старины, русской национальной одеждой, где дети могут нарядиться в народный костюм, подействовать ухватом, посидеть за прялкой, за ткацким станком. Максимальное использование наглядного материала дает возможность поддерживать интерес ребенка к истории и культуре родного народа.  

Однако представления детей о русской культуре были бы отрывочны и поверхностны без устного народного творчества. Именно в устном народном творчестве, как нигде сохранились представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

 Народный фольклор: сказки, потешки, прибаутки, поговорки, загадки, хороводы помогают нам раскрывать в доступной форме духовный и нравственный потенциал ребенка. Народный фольклор – замечательная школа общения. Ведь народная игра, хоровод, потешка, прибаутка в народной традиции не только самореализация своих способностей, но и умение войти в социум, что дает детям возможность взаимодействовать с другими людьми. А также  развивает нравственно - этические основы личности, в  осознании самого себя,  в своих поступках, чувствах.

Обогатить и реализовать полученные знания помогает «Творческая мастерская», где дети могут заняться разнообразной деятельностью. Познавательно-исследовательская деятельность в «Творческой мастерской дает ребенку возможность более самостоятельно действовать, общаться с взрослыми и сверстниками. Здесь важно в доброй, приветливой форме  общения натолкнуть ребенка к экспериментированию. Например, знакомясь с процессом выращивания хлеба, дети с азартом разбирают колосья ржи, пшеницы. Пробуют растереть зерна камнем, чтобы получилась мука, замешивают тесто, раскатывают. Устанавливают причинно-следственные связи, что нужно для того чтобы зерно проросло и хорошо росло? К народному празднику «Весну встречаем, птиц закликаем» мы лепим из теста жаворонков, а потом в дружеской обстановке устраиваем чаепитие.

Разбирая лукошко с лекарственными травами, дети знакомятся с растениями родного края, классифицируют их на виды: от головной боли, от простуды. Если нет противопоказаний и аллергических реакций, на занятиях завариваем душистые травы и оздоровляемся. При ознакомлении с домашними животными, дети классифицируют животных по признакам: одни одевали людей, другие кормили, третьи помогали в труде.

Знакомясь с народно - прикладным искусством, дети в «Творческой мастерской» создают свои изделия на основе полученных знаний. Прядут на прялке, ткут на «кросне», лепят из глины, рисуют народные узоры.  

Я думаю, что все согласятся с тем, что мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обычаям своего народа. Многие семьи отмечают некоторые народные праздники в домашнем кругу «Святки», «Масленица», «Пасха» и другие. Мы с детьми тоже поддерживаем народные традиции.

 На праздники и развлечения приглашаем родителей, бабушек, дедушек. Дети стараются показать взрослым, как они умеют петь частушки, плясать плясовые, водить хороводы, играть в народные игры. Дети радуются, когда им удается вжиться в образ простого русского человека, в образ русской красавицы, в образ хозяйки русской горницы.

Воины и защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник  - День защитника Отечества – считается всенародным. Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Организация  и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания  долга защитника Отечества. Эти  праздники воспевают и поднимают на новую ступень  смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.  

 Использование разнообразных форм дает возможность проявить свое творчество, индивидуальность. Приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны педагогу, работа проходит легко и непринужденно, эффективно в плане познавательного и личностного развития ребенка.

Работа по теме воспитания у детей патриотизма через народную культуру построена на принципах.

 1.Личностно - ориентированное взаимодействие воспитателя и ребенка.

2.Сохранение самооценки ребенка, как созидателя, раскрывающего мир и духовность культуры.

3.Сочетание доступности материала.

4.Разнообразие детской деятельности.

Опора на данные принципы в работе дает  возможность создать оптимальные условия для воспитания патриотических чувств у дошкольников.  Дети, с детского сада впитавшие в свою личность традиции, культуру, обычаи своего народа по доброй воле будут передавать их будущим поколениям, а поколение не просто пишет историю, но является духовным и интеллектуальным потенциалом нации, наши дети станут настоящими патриотами своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочно-тематическое планирование по теме "Народная культура в детском саду"

Планирование по данной теме представляет собой систематизированный материал по ознакомлению дошкольников с народной культурой. Первый блок планирования рассчитан на опробирование материала, выявления ...

Народная культура в детском саду.

Сообщение к педагогическому совету...

«Приобщение к истокам народной культуры в детском саду»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...

Мини-музей в детском саду – источник приобщения детей к истокам народной культуры и искусства.

Статья о роли мини-музеев в детском саду как источнику приобщения детей к народной культуре, так как приобщая детей к истокам народной культуры, мы формируем у дошкольников патриотические чувства, раз...

Анкета для родителей «Традиции русской народной культуры в детском саду и дома»

Материал можно использовать при работе с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...