Народная культура в детском саду.
статья (подготовительная группа) на тему

Гусакова Татьяна Сергеевна

Сообщение к педагогическому совету 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Народная культура в детском саду.64.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида №28 «Ласточка»

Сообщение к педсовету

Тема: « Народная культура в детском саду»

Докладчик: воспитатель высшей квалификационной категории Гусакова Т.С.

Февраль 2008г.


Народная культура в детском саду.

Сейчас большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие обычаи они соблюдали? Чем украшали свой быт?

Ответить на эти и подобные вопросы—значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Так,        мы, воспитатели детского сада под руководством

заведующей, посчитали необходимым донести до сознания наших воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Нами были отобраны следующие приоритеты:

  1. Создание атмосферы национального быта.

Всем известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка—развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. Мы решили собрать предметы старинного русского быта и воссоздали обстановку избы. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством теперь проходят в «избе» или «комнате русского быта». И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие.

  1. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.)

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок,


выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы посчитали, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

У нас накопился большой опыт по проведению обрядовых праздников. Составлено много конспектов занятий этих праздников. Все это постепенно сложилось в определенную систему. В «комнате русского быта» оформлен годичный праздничный круг.

Праздники проходят с шутками, прибаутками, частушками, загадками. Русский праздник-это всегда хлебосольный стол. Дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами—красна пирогами», «Чем богаты—тем и рады», «Какова хозяйка—таков и стол». Поэтому у нас стало традицией заканчивать праздники чаепитием с пирогами и блинами.

Знакомство с народным искусством.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, мы считаем очень важным знакомить с ним наших воспитанников. В комнате русского быта знакомлю детей со старинными предметами, игрушками, художественным ремеслом русских умельцев. Так проходили занятия по ознакомлению детей с русской матрешкой, с богородской игрушкой, с филимоновской игрушкой. С детьми проводятся занятия по ознакомлению с хохломской, дымковской, Городецкой, гжельской росписью.


У нас накопился некоторый материал по народноприкладному искусству: вышивка, изделия, вязанные крючком, игрушки из глины, различные куклы. Оформлены папки по ознакомлению детей с народным творчеством, с русскими народными игрушками.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Но мы знаем, что народные игры как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством и поэтому мы должны сделать их достоянием наших детей. Поэтому на занятиях в комнате русского быта, на прогулке, на музыкальных занятиях мы с детьми стараемся как можно больше играть в русские народные игры. Дети с удовольствием играют в «Прялицу», «Яшу», «Жмурки», «Бояре», «Бабка-ежка», «Горелки»,

«Ручеек» и др.

Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах. Знакомить с ними детей начинаем еще в младшей группе: показываем свистульку, колокольчик, деревянные ложки, играем на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомим с другими народными инструментами, такими как дудка, гусли, балалайка, гармошка, баян.

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа»—писал известный русский религиозный философ В. В. Зеньковекий.

Поэтому важным моментом в воспитательной работе нашего детского сада стало целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством, с некоторыми видами народно- прикладного искусства.

Литература:

1.Знакомство детей с русским народным творчеством». Л.С.Куприна. Т.А.Бударина. О.А.Маркелова.

2.Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.». Л. В. Кокуева.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида №28 «Ласточка»

Консультация для педагогов

Тема: «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»

Воспитатель высшей квалификационной категории: Гусакова Т.С.

Февраль 2008г.


Ознакомление дошкольников с народным декоративноприкладным искусством.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы,традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними—это прикосновение к красоте и народной мудрости.

По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение.

Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, использовали магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились первые игрушки.

В наши дни, любуясь изделиями каргопольских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь—могущества и пробуждения природы, баран и корова—изобилия и плодородия,, козел—добра, олень—удачного брака.

Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображение птиц на тканных, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.

Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками—землю и зерна; капли, наклонные линии—дождь; спираль—ход солнца; ромб— плодородие, крест—веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный—дом.

Ознакомление дошкольников с народным декоративно- прикладным искусством помогает решать задачи нравственного,


патриотического и художественного воспитания. Педагог должен дать детям не только определенный объем знаний о промыслах, но и научить их видеть и понимать красоту, воспитать уважение к труду народных мастеров, знакомить с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

И нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Главными задачами данной работы являются:

  1. формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно- прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
  2. формирование обобщенных знаний и умений:

— умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, Городецкой, дымковской, жостовской и др.

—освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

  1. умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками—материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устанавливаются выставки, проводятся занятия.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов росписи не главное. А. А. Грибовская : « Задача воспитателя—это не подготовка будущих мастеров хохломской, Городецкой или другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барышню, почувствовать радость творчества.»


При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом воспитатель может использовать следующие формы работы:

--организация выставок;

—беседы по ознакомлению с искусством;

—занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации; —проведение праздников и досугов.

На занятиях по декоративному рисованию, лепке, и аппликации, помогая детям овладеть некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина. А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге( желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке, и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:

—создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

—сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

—использование очерчивающего жеста;

—показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

—сочетание различных видов изобразительной деятельности( например, лепка с последующей росписью).

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народныхпромыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам( богородские, дымковские, филимоновские игрушки, матрешки), придумывать сказки.


Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них—изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек—часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитывать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

Литература.

О.А.Скоролупова. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством.

Ж-л «Ребенок в детском саду». №6 2006г. Стр.48-50. «Ознакомление дошкольников с народным декоративноприкладным искусством». А.А.Грибовская.


Конспект открытого занятия по
рисованию в младше-средней группе.

Тема. «Мишка косолапый»

Воспитатель :Гусакова Т.С.

2008 год.


Конспект открытого занятия по рисованию в младше-средней группе.

Тема: «Мишка косолапый».

Программные задачи: учить рисовать медведя по контуру тычком. Закрепить знание цвета (коричневый). Прививать интерес к рисованию. Воспитывать у детей желание помогать в беде. Развивать интерес к народному творчеству.

заснули, накрылись снежком.

Дети. «Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь!»

Восп. А кто это здесь спит под снегом? Да это же мишка косолапый! Он живет в лесу. Когда наступает зима, устраивает себе берлогу, где будет спать всю зиму до весны.


Демонстрационный материал. «Зимний лес», «берлога, со спящим медведем», медвежонок на пеньке.

Раздаточный материал. Нарисованный контур медведя на альбомном листе. Кисть щетинная, гуашь коричневая, черный фломастер,

Ход занятия.

Восп. Посмотрите, мы с вами волшебным образом оказались в зимнем лесу. Деревья заснули, накрылись снежком.

Дети. «Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь!»

Восп. А кто это здесь спит под снегом? Да это же мишка косолапый! Он живет в лесу. Когда наступает зима, устраивает себе берлогу, где будет спать всю зиму до весны.


(Замечают медвежонка на пеньке). Посмотрите, какой он пушистый, лохматый, коричневый. Носик и глазки у него черные. Дети, поздоровайтесь с ним.

Дети. Здравствуй, мишка!

Все дети здороваются с мишкой и рассматривают его.

Восп.(обращается к мишке).милый мишка, а почему ты не спишь? Ведь сейчас зима, и ты должен спать в своей берлоге.

Медвежонок. Яуже было собрался лечь на зиму в свою берлогу, но вспомнил, что у меня нет друзей. И мне стало очень грустно, что я не могу никак заснуть.

Восп. Не грусти, мишка, мы тебе поможем найти друзей, и ты сможешь спокойно спать в своей берлоге до самой весны. Дети поможем мишке? Вот тебе один друг( показывает готовый образец). Мишка( обращаясь к игрушке), у тебя будет много таких же красивых и добрых друзей. Дети, подойдите к своим столам. Видите? На столах лежат нарисованные медведи. Но рисунки не закончены. Сделаем наших медведей


пушистыми? Сегодня кисточка будет работать по-особенному: станет прыгать вверх и вниз. Возьмите кисточки и попробуйте—без краски— показать, как кисточка сегодня будет рисовать.

Воспитатель показывает движения кисти вверх- вниз, дети повторяют движения на листе бумаги.

Восп. Молодцы, все правильно делаете! Теперь наберите на кисточку коричневую краску— медведь ведь коричневый—и начинайте по контуру рисовать.

Дети обводят контур медведя методом тычка, затем этим же методом закрашивают всего медведя.

Восп. Какие у вас получились пушистые и красивые мишки! Но что же мы забыли нарисовать?

Дети. Глазки, носик, ротик.

По окончании работы дети кладут кисти на подставки, вытирают руки салфетками.

Восп. (берет мишку). Мишка, сколько у тебя теперь друзей! Дети так старались, чтобы помочь


тебе. Теперь ты можешь спокойно спать в своей берлоге.( Медвежонок благодарит детей).

Мишка, но прежде чем уйти, поиграй с нами.

Проводится русская народная игра « Ходит Ваня». (Ходит мишка.)

Восп. Спасибо, мишка, что остался поиграть с нами! Теперь тебе пора уходить в лес. А на прощанье тебе дети прочтут стихотворение.

Дети. Есть в лесу под елкой хата,

Там уснули медвежата,

А меньшой не хочет спать Начал к маме приставать. Капризуля-косолапый просит:

«Ужин мне состряпай, принеси скорей сюда Меду, рыбки из пруда».

«Баю, баю. Надо спать,- Напевает сыну мать.- Ты уснешь и сон придет,

Все в корзине принесет».

Дети прощаются с медвежонком, дарят ему рисунки.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида №28 «Ласточка».

Занятие по развитию элементарных математических представлений у детей

старшего дошкольного возраста.

На тему: «Путешествие в «Математическую страну»».

Воспитатель: Гусакова Т.С.(высшая квалификационная категория).


Обучающие: 'закрепить знания детей о частях суток, днях недели, зимних месяцах;

Совершенствовать знание геометрических фигур, цвета, игры «Танграм»; Умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве;

Закреплять понятия «направо», «налево», «назад»;

Знать состав числа 5 из единиц; закреплять счет до 10 (прямой и обратный) Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность. Воспитательные: вызвать желание помочь попавшему в беду Буратино. Создать у детей хорошее, эмоциональное настроение.

Ход.

Дети стоят рядом с воспитателем.

Восп-ль. В нашу группу пришло письмо (читает): «Дорогие ребята, я приглашаю вас в «Математическую страну». Жду вас. Королева Математики»». Принимаем приглашение?

Дети. Да!

Восп-ль. Я предлагаю полететь в «Математическую страну» на ковре- самолете. Только надо этот ковер собрать вот из этих геометрических фигур( фигуры лежат на полу). Сосчитайте их и назовите.

Дети. Здесь 7 геометрических фигур: 5 треугольников—2 больших, 1— средний, два маленьких, квадрат и четырехугольник. («Танграм»)

Восп-ль. Правильно. А теперь соберем их вместе, чтобы получился ковер- самолет. (Дети собирают).


Рис. 1. Танграм

Садитесь на него и полетим. Почему-то наш ковер-самолет не поднимается. Смотрите, здесь какая-то записка (читает): «Ковер- самолет поднимется в воздух, если вы скажете, какое сегодня число, месяц, время года, назовете дни недели и сколько их».

Иешг. Сегодня ...февраля, время года - зима. В неделе 7 дней (хоровой ответ).

Среди дней любой недели Первым будет понедельник.

День второй за ним пошел - Это вторник к нам пришел.

Нам не деться никуда...

Третий день всегда среда.

Он четвертый там и тут Этот день четверг зовут.

В череде рабочих дней Пятый пятница теперь.

Вся закончена работа,

День шестой - всегда суббота.

День седьмой? Его мы знаем:

Воскресенье, - отдыхай!

(Воспитатель просит детей назвать дни недели не по порядку)


Восп-ль. Вы правильно ответили на вопросы, и наш ковер-самолет взлетел. А чтобы нам не было скучно в полете, я предлагаю вам поиграть. Я буду загадывать вам загадки и задачки - шутки.

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц тот пройдет - Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос.

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадет не вода уже, а лед.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Снег мешками валит с неба.

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели на деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем - капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это? (Февраль)

Что за птицы пролетают По семерке в каждой стае?

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (Дни недели)

Две сестрицы друг за другом Пробегают круг за кругом.

Коротышка - только раз,

Та, что выше, - каждый час. (Стрелки часов)

Задачки - шутки:

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

Два - под березой,

Один - у осины.

Сколько их будет В плетеной корзине? (Три гриба)

Под кустами у реки Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать? (Четыре жука)


Рада Аленка—

Нашла два масленка!

Да четыре в корзинке!

Сколько грибов у Аленки? (Шесть грибов).

Восп-ль. Ребята пока мы с вами играли, наш ковер-самолет приземлился. Куда же нам теперь идти? (Раздается плач. Появляется гномик.)

Восп-ль. Ой, кто-то плачет!

Гномик. Это я, Гномик.

Восп-ль. А почему ты плачешь?

Гномик. Ребята, помогите мне. Я никак не могу вспомнить, какая сейчас часть суток, и что мне нужно делать.

Восп-ль. Не плачь, мы тебе обязательно поможем. Давайте, ребята, назовем части суток и подскажем Гномику, что ему нужно сейчас делать.

Дети, (хором). Приучай себя к порядку,

Помни утром про зарядку.

Днем настойчив будь и смел,

Чтобы сделать много дел.

Начал вечер наступать,

Сам решай во что играть.

Ночь придет—ложитесь спать:

Пес на коврик, ты -в кровать.

Гномик. Спасибо вам, ребята! Теперь я вспомнил. Сейчас день. Мне нужно сделать много дел.

Восп-ль. А чтобы ты совсем успокоился, мы с ребятами сделаем для тебя друзей из геометрических фигур.

Дети садятся за столы. У каждого из детей карточка с фигуркой животного, составленного из разнообразных геометрических форм.

Выполнив задание, дети называют фигуру, и из каких геометрических форм она состоит.

Гномик. Я очень доволен, ребята! Вы настоящие друзья! А куда вы идете?


Гномик. Я вам помогу нантн ее. Вот волшебная карта (открывает карту). Он, только здесь все перепуталось! Все геометрические фигуры смешались. Вам надо их расставить по местам. Времени дается 1 минута. Вы можете следить за временем по песочным часам.

Воспитатель помещает карту на        Ставит перед детьми

песочные часы (1 минута). Дети совместно выполняют задание.

Восп-ль. В центре листа поместите овал.

В верхнем правом углу—треугольник.

В нижнем правом углу—квадрат.

В верхнем левом углу—круг.

В нижнем левом углу—четырехугольник.

Восп-ль. Молодцы, теперь карта покажет нам дорогу. Перед дорогой нам надо немного размяться.

Физминутка.

Мы 7 раз в ладоши хлопнем,

8 раз ногами топнем.

Прибавляем 3 к 7 -

Столько мы присесть должны. (выполняют соответствующие задания.

Восп—        -ль.А теперь скорее в дорогу, друзья! (Читает в карте): «Пройдите

прямо 7 шагов, поверните направо, пройдите 5 шагов, вернитесь назад на три шага, поверните налево и пройдите 10 шагов

Восп-ль. Ребята, мы дошли до страны Математики. Перед нами волшебная дверь. Но она закрыта. Сколько замков висит на двери? Где они расположены?

Дети. На двери висят 5 замков. 2 замка висят вверху. Один замок висит в середине, 2 замка висят внизу.

Восп-ль.Вот и ключи (показывает) но они разные. Какие?

Дети. Красного и синего цвета.

Восп-ль. Сколько их?

Дети. 4 красных ключа и 4 синих ключа. Всего 8 ключей.


В осп-ль. У нас 5 замков. Какими ключами мы можем их открыть?

Дети. Мы можем взять:

4 красных ключа и 1 синий ключ;

4 синих ключа и 1 красный ключ;

3 красных ключа и 2 синих ключа;

3 синих ключа и 2 красных ключа.

Восп-ль. Молодцы] До королевы Математики осталось всего 10 шагов. Будем считать шаги в обратном порядке.

Дети. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3,2, 1,

Королева Математики (выходит под музыку)

Здравствуйте, друзья! Вы у меня в гостях. И я хочу с вами поиграть.

Дети встают в круг. Королева Математики раскладывает на полу цифры от 1 до        10бросает детям мяч. Поймавший мяч, называет цифру и продолжает

считать дальше. Затем Королева Математики просит детей назвать соседей любого числа (последующее, предыдущее), порядковый и обратный счет в пределах 10.

Королева Математики. Молодцы! Вы очень старались. Пусть ваш путь ко мне был трудным, но вы отлично справились с заданием. Я желаю вам учиться в школе на «5» и хочу подарить вам эти золотые медали и линейки, которые вам пригодятся в школе.

Дети благодарят Королеву Математики и на ковре- самолете возвращаются в групповую комнату.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка»

Консультация для воспитателей «О чем рассказывает сказка»

Докладчик: Гусакова Т.С. - воспитатель (высшая квалификационная категория.

2006г.


Народная сказка—одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.

Миллионы людей первые основы нравственного воспитания получили на ярких примерах народной сказки. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает им в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогают оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение.

В свое время русский педагог К. Д.Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее рассказывание замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Учитывая силу воздействия народной сказки на ребенка, большую воспитательную ценность ее содержания, красоту художественной формы, воспитатель—рассказчик должен бережно донести ее до слушателя.

Сказка—устное народное произведение, возникшее в устах талантливых сказителей в непосредственном общении рассказчика со слушателями, и название свое она получила от слова «сказывать». В течении долгого времени сказка, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, приобрела традиционные, устойчивые формы-композиции и выразительность языка. Интонации народной речи в устной передаче звучат убедительнее, чем в чтении по книге, поэтому сказку следует рассказывать ребенку. Особенно это важно учитывать воспитателю младших групп.

В живом рассказе воспитателя сказка звучит более эмоционально. Перед детьми как живые встают сказочные образы, ярче вырисовываются характеры действующих лиц, их


поступки. Здесь, помимо текста сказки, большую роль играет облик самого рассказчика его мимика, жесты, непосредственное общение со слушателями, а также и ответная реакция аудитории.

Содержание сказок для детей разнообразно. В русском фольклоре имеется большое количество волшебных сказок, бытовых, сказок о животных. Особенностью содержания русской народной сказки является ее оптимизм—в сказке почти всегда добро побеждает, а зло наказывается. Поэтому общий тон сказки жизнерадостный, бодрый. Характер содержания придает свой оттенок, свой колорит ее общему звучанию. Так, в сказке «Царевна -лягушка» общий жизнерадостный тон сочетается с оттенками некоторой таинственности, восхищения, в то время как в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»-- с оттенками юмора.

Сказка, рисуя образы, характеры действующих лиц, их поступки, широко использует интонации русской народной речи. Восторженно говорит рассказчик в сказке «Царевна- лягушка» о красоте Василисы Премудрой: «Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая—такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!».

С радушием хлебосольной хозяйки приглашает хитрая лиса журавля в гости «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!», «Покушай, мой голубчик-куманек, сама стряпала!»—приговаривает она, когда журавль стучит носом по тарелке, на которой размазана манная каша. А когда сама всю кашу слизала, говорит скромно: «Не обессудь, любезный кум, ~ больше потчевать нечем!»

В сказке «Колобок» медведь, волк и заяц при встрече с колобком говорят одни и те же слова: «Колобок, колобок, ятебя съем!». И только оттенками интонаций рассказчик рисует и неуклюжего большого медведя, и быстрого, грубого волка, и робкого, слабого зайчика.

Лаконичное описание природы в сказке дополняется опять- таки живой интонацией. Так, в предложении «Идет она лесом дремучим», рассказчик делает логическое ударение на слове


«дремучим» и произносит его с соответствующей интонацией, рисующей величавый, темный, таинственный лес.

Изумителен по меткости и красоте язык народной сказки. Язык простой, меткий, лаконичный, каждое слово на месте, лишнего ничего нет. Например, в сказке «Репка» рассказывается: «Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку,—тянут-потянут, вытянуть не могут». Слов здесь мало, а действие рисуется убедительно убедительно, и вся сказка является монолитным художественным произведением.

Часто в сказке описания заменяются эпитетами, удвоенной формой глаголов, прилагательных, например: «тянут-потянут», «болыпая-преболыпая». Один меткий эпитет сказки создает картину, пейзаж: «чистое поле», «дремучий лес», «быстрая реченька».

Слова сказки меткие, звучные, благодаря чему и образы и картины рисуются зримо, словно живые.

С большой любовью, бережно следует относиться к искусству слова русского народа, к языку сказки. Сказку следует рассказывать детям в ее подлиннике, не искажая текста свободным пересказом. Такие сказки, как «Репка», «Курочка ряба», «Кот, петух и лиса», «Снегурочка» и многие другие, рассказчик-воспитатель должен знать наизусть. Большие по объему, как например, «Царевна-лягушка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, «Гадкий утенок» Андерсена, лучше читать по книге, чтобы не исказить текст, не снизить их художественную ценность.

За многовековое существование в устном звучании сказка приобрела традиционные приемы повествования, например повторность действия, наличие рифмованных, ритмичных мест, песенок, действенность диалога.

Так, в сказке часто какой-либо момент действия повторяется трижды. Сказка любит число три. Внимательно изучая сказку в процессе подготовки, рассказчик видит, что сказочные повторы не механические. Незаметно происходит нарастание, которое в третьем повторе достигает своего высшего напряжения, являясь кульминационным моментом развития действия.

Народная сказка широко использует диалог. Многие сказки построены почти исключительно на диалоге, который рисует


характеры действующих лиц, их поступки, действия. («Лиса и тетерев»).

Изложение повествования во многих сказках ритмично. Ритм чувствуется как в композиции сказки, так и в языке. («Репка», «Курочка ряба», «Колобок» и др.)

В сказках для детей часто встречаются песенки. Песенка органически вплетается в содержание сказки, иногда являясь условным знаком. Песенку в сказке следует спеть, но ее мелодия должна быть простой, несложной. Песенка не должна выделяться из общего тона всей сказки. Если воспитатель спеть песенку не может, следует дать ее на речитативе, в соответствующем ритме.

Сказка дает своим героям меткие прозвища, которые так нравятся детям: лисичка-сестричка, мышка-норушка, лягушка- квакушка, муха-горюха. Звуковая форма этих определений продиктована зрительными и слуховыми впечатлениями, наблюдениями над жизнью животных.

Слова-прозвища часто подкрепляются и звукоподражаниями. Петух в сказке поет «Ку-ка-ре-ку», собака лает: «гав-гав-гав», лягушка квакает: «ква-ква». Рассказчику следует верно передать эти звукоподражания. Верно переданное звукоподражание добавляет еще один меткий штрих для создания образа.

И так, внимательная, вдумчивая работа рассказчика над народной сказкой поможет ему понять подтекст сказки, наметить выразительные средства для ее устного звучания.

Воспитателю следует помнить, что художественно рассказанная сказка является праздником для детей и запомнится на долгие годы.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка»

Интегрированное занятие для детей

старшего дошкольного возраста

Тема: «День прав ребенка»

Воспитатель: Гусакова Т.С. - высшая квалификационная категория.

2010г.


Интегрированное занятие для детей
старшего дошкольного возраста
Тема: «День
прав ребенка».

Программное содержание:

Познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме; дать понятие о том, что каждый человек имеет право на имя, отчество, на проживание в семье, право на гражданство; познакомить с языковым знаком индивидуализации человека, т.е именем; дать сведения о происхождении имен, их смысловой значимости. Закрепить понятие «семья», «отношения в семье»; упражнять в словообразовании на примере имен: подбор суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением; способствовать проявлению форм дружеского общения; активизировать словарь за счет новых слов (полное имя, семья, родственники, страна, россияне, документ, генеалогическое древо, Конвенция, право.) Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Ход занятия.

Восп. Дети сегодня на занятие я пришла не с пустыми руками, а принесла вам вот это. (показывает календарь). Ребята, кто знает, что это такое?

(Ответы детей). А почему в календаре, одни числа—черные, а другие— красные?

Дети. Красные числа—это праздники, а черные числа -это будни.

Восп. Я думаю, что все праздники придуманы для взрослых. А есть ли

праздники для детей?

Дети. Да, есть. 1 июня—День защиты детей!

Восп. Какие вы, молодцы! Правильно, но до этого праздника еще далеко!

Что же нам делать? Кажется я придумала! Давайте устроим праздник прямо сегодня, сейчас? И назовем его—«День прав ребенка»! Согласны? Внимание! Внимание! Объявляется праздник—«День прав ребенка». Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?

Ребенок. Мамы, папы всей страны Это знать давно должны Есть права у их детишек Например, на чтенье книжек.

Также на заботу, ласку И на жизнь, как будто в сказке,

Еще право быть счастливым В нашем самом лучшем мире!


Восп. А одно из прав спрятано у меня в кармане!(достает карточки с буквой «я» (7 шт.), выкладывает их на доске).

Сколько букв «я»? Верно, семь! Семь - Я ! Что у нас получается?

Дети. Семья!

Восп. Расскажите мне, что это за право?

  1. ый реб. Каждый ребенок имеет право на семью.
  2. ой реб. Каждый ребенок имеет право жить с мамой, папой.
  3. ий реб. У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку, бабушку,

дедушку.

  1. ый реб. Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю Имеют право на семью!

Восп. Дети про семью можно не только говорить, писать стихи, читать рассказы, но и составлять генеалогические древа.

Ваши родители помогли мне, и посмотрите, какие генеалогические древа мы

приготовили.

(дети рассматривают)

Ребята, а зачем человеку нужно составление генеалогического древа своей

семьи?

Дети. Чтобы знать своих родственников.

Восп. предлагает 2-3 детям рассказать, назвать своих родственников.

Восп. Давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире? (хлопки на счет).

Раз,два, три, четыре, пять

Всех могу пересчитать! (хлопки на счет).

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание пальчиков)

Вот и вся моя семья! (упр-е «фонарики» обеими руками).

(звучит запись плача ребенка)

Восп. Как вы думаете, кто это плачет?

Дети. Маленький ребенок.

Восп .Да , с таким плачем рождаются все дети. Это родился ребенок. (Показывает в коляске кукол-младенцев - «новорожденные»)

Посмотрите и скажите: эти новорожденные чем-нибудь отличаются друг от друга? А это что у них? (Обращает внимание на руки кукол, где прикреплены манжетки с указанием даты рождения.) Как вы думаете, зачем нужна такая манжетка?

Все новорожденные одинаковые, отличить их друг от друга очень трудно, имен у них нет, есть только манжетки с цифрами.


Никита.

Цели он достичь умеет,

Все преграды одолеет.

Он - спортивный человек,

Любит бокс, борьбу и бег,

А еще играет в салки,

В прятки, в жмурки, в догонялки.

Павел.

Помогает Паша маме - Возится он с малышами.

Он сочувствует другим,

Он хороший, добрый сын.

Машины любит Паша наш,

Дома у него гараж - Игрушечных машин не счесть!

Есть шестисотый «мерседес».

Раздается стук в дверь. Входит домовенок. У него грустное лицо. Домовенок садится на стульчик*

Восп. Интересно, какой это мальчик к нам пришел и одет какого странно? Мальчик, ты кто? Как тебя зовут?

Домов. Я домовенок. А как меня зовут, я не знаю. Имя мне никто не давал! Восп. Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении.

Домов. А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не дал! Восп.Домовенок, не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Как же нам его назвать?

Дети. Кузя, Нафаня и т. д.

Восп. Теперь, домовенок, тебя зовут Кузя, Кузьма. Тебе нравится твое имя? Кузя. Очень , нравится. Спасибо вам, ребята!

Восп. Кузя, теперь все дети знают, как тебя зовут. А ты хочешь получше познакомиться со всеми детьми?

Кузя. Да, конечно.

Восп. Тогда приглашаем тебя поиграть. Наша игра называется «Обратись друг к другу по имени». Правило игры: нужно обращаться друг к другу ласково, нежно.

Проводится игра.

Восп. Есть по этому поводу пословицы: «Ласковое слово и кошке приятно», «Доброе слово - города строит, а злое разрушает»

Восп. Знаешь, кузенька, при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении».

Показывает «Свидетельство о рождении».


Когда вы родились, у вас тоже были манжетки. В какое время года вы
родились?

(ответы детей)

Вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей
бирке: первый, двадцать восьмой?

(Ответы детей).

Как вы считаете, зачем люди придумали имена?

(Ответы детей).

У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к
другу, мы называем его по имени. Можно спросить: «Тебе здесь нравится?»—
и вопрос прозвучит в пустоту.

А можно так: «Никита, тебе здесь нравится?»—и Никита поймет, что
обращаются к нему, говорят о нем.

Так на что имеет право каждый ребенок со дня рождения?

Дети. Каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя.
Восп. Когда ребенок рождается на свет, родители выбирают ему имя, в
которое они вкладывают свои надежды, пожелания. О хорошем человеке
говорят: «У него доброе имя». Если же хотят предостеречь от плохого,
советуют: «Не губи свое имя». И это значит - не поступай плохо.

Твое имя.

Ты носишь имя святого,

Который восславил Христа.

Помни, что жизни основа -
Вера, любовь красота!

Будь же всегда достоин
Имени своего,

Будь справедлив и спокоен,

С честью носи его!

Восп. Имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы
часть его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
Имя нам дает отраду,

Дарит счастье и удачу.

Потому узнать бы надо,

Что же наше имя значит?

Восп. Считается, что имя влияет на характер, склонности и увлечения
человека. Возможно, в этом есть доля истины. Послушайте стихи,
посвященные разным именам.

(Чтение стихов детьми.)

Антон.

Наш сынок Антоша -
Добрый и хороший.

Он врачом мечтает стать,

Хочет людям помогать.

А пока бездомной кошке
Лечит он больную ножку.


Арсений.

Любит музыку Арсений,

Танцевальные движенья.

Его голос звонок, чист,

В школьном хоре он солист.

Дарья.

Ум у Дашеньки живой - Быстро к цели приведет,

А характер огневой - В жизни счастье принесет!

Продавцом игрушек -

Бархатных зверюшек -

Стать мечтает Даша, фантазерка наша.

Денис.

Денис последнее отдаст,

Не пожалеет ничего.

В учебе он покажет класс,

Все любят искренне его.

Денис и в спорте одарен,

Мечтает стать он вратарем.

Любимая игра - хоккей, успеха он достигнет в ней! Мария.

Мария - добрая душа,

Всем спешит помочь.

И собою хороша, ласковая дочь.

Матвей.

Матвей - способный, скромный,

Настойчивый, упорный.

Страсть его - автомобили,

«Джип» вчера ему купили - Игрушечный, блестящий,

Совсем как настоящий!

Михаил.

Миша любит все живое:

Кошек, и собак, и птиц.

Он морозною зимою Кормит маленьких синиц.

Поднимается он рано,

Чтоб уроки повторить,

Он не хочет папу с мамой


Восп. В этом документе закреплено право ребенка на имя. Кузя , мы хотим сделать для тебя подарок. Ребята нарисуют красивые свидетельства, а ты выберешь то, которое тебе больше всего понравится. И я впишу в него твое имя.

Рисование «Нарисуй узор, какой ты хочешь»

Дети при помощи штампиков, палочек раскрашивают рамку «Свидетельство о рождении». Домовенок Кузя выбирает себе то свидетельство, которое ему больше всего понравилось. Восп. вписывает в него имя домовенка и показывает свидетельстшудетям и Кузе.

Восп. Любимый наш, Кузенькд, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ.

Кузя. Спасибо , ребята, я очень рад. Пойду , покажу это свидетельство своим друзьям! До свиданья, ребята!

Восп. Приятно, что наш домовенок ушел довольный. А мы с вами провели сегодня необыкновенный день - «День прав ребенка»! О чем самом важном для детей мы сегодня говорили?

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым И любить, и быть любим Все: Он на свете не один!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочно-тематическое планирование по теме "Народная культура в детском саду"

Планирование по данной теме представляет собой систематизированный материал по ознакомлению дошкольников с народной культурой. Первый блок планирования рассчитан на опробирование материала, выявления ...

«Приобщение к истокам народной культуры в детском саду»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...

истоки народной культуры в детском саду

Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Патриотизм нужно не навязать ребенку, а породить. Народная культура – это тот базис, ориентир, который заложен в генах русского народа,...

Анкета для родителей «Традиции русской народной культуры в детском саду и дома»

Материал можно использовать при работе с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников...

Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны

Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...