Главные вкладки

    "Ещё раз о том, как слушать и слышать музыку"
    консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Гимадеева Раиса Михайловна

    Консультация для воспитателей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon eshche_raz_o_tom_kak_slushat_i_slyshat_muzyku.doc175.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    «ЕЩЕ РАЗ О ТОМ, КАК СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ МУЗЫКУ»

                                    МУЗЫКАЛЬНЫЙ   РУКОВОДИТЕЛЬ

                                    Р.М.ГИМАДЕЕВА

                                    МДОУ «Медвежонок» г.Надым

            Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для внутреннего развития ребенка. Встреча с музыкой  подобна интимному, очень открытому общению с другим человеком. Ребенок переживает музыку так, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. Скрытая в музыке огромная сила обобщения делает этот опыт колоссальным. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства.

            Начинать дружбу с музыкой  следует как можно раньше, когда дети еще открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать все возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие.

            Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру её звучания во время движения. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в неё», - говорит известный педагог Д.Б.Кабалевский.

            Но самой активной, пробуждающей мысли и чувства формой общения ребенка с музыкой являются моменты, когда он выступает в роли слушателя. Именно в эти минуты от него требуется наибольшее внимание, сосредоточенность и напряжение душевных сил. Поэтому в работе с дошкольниками «слушание» является основным видом музыкальной деятельности. И нам, педагогам необходимо использовать любую возможность для того, чтобы формировать у ребенка музыкальный вкус, умение сравнивать, сопоставлять, различать и узнавать прослушанное. Для этого есть несколько советов:

    1. Не следует слушать, особенно на первых порах, крупные музыкальные произведения. Пока не дисциплинировано внимание и не выработан навык «слежения слухом» за звуками, лучше выбирать короткие произведения.
    2. Для слушания необходимо выбирать сочинения и вокальной (для голоса) и инструментальной (для различных музыкальных инструментов) музыки. Следует помнить, что вокальные произведения, в которых текст помогает понять содержание, и произведения программной инструментальной музыки с определенным сюжетом, выраженном в названии сочинения, для восприятия легче и начинать приобретать опыт по слушанию музыки лучше с них.
    3. Во время звучания необходимо внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого конца, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду.
    4. После прослушивания хорошо поделиться испытанными чувствами и настроениями.
    5. Время от времени следует обязательно возвращаться к прослушиванию знакомых произведений, чтобы научиться легко и быстро узнавать их, представлять их звучание мысленно.
    6. В некоторых случаях можно подобрать к услышанному подходящую по настроению иллюстрацию или нарисовать свою музыкальную картинку. Разбудить фантазию и воображение помогут и строчки литературных, особенно поэтических, произведение, которые можно в большом количестве и разнообразии найти у известных писателей и поэтов. Размышления над тем, почему именно эти, а не другие строки так созвучны музыкальным, также помогут услышать большее.
    7. Некоторые музыкальные сочинения имеют одни и те же названия, но по своему настроению, чувствам бывают совершенно непохожи. В такие произведения следует особенно вслушиваться, запоминать их и отмечать для себя эту несхожесть.

    Слушание музыки как один из видов музыкальной деятельности тесно связан с ритмикой, пением, музицированием на детских музыкальных инструментах. Связующим элементом является осмысление детьми средств музыкальной выразительности (мелодии,  метро-ритма, регистра, динамики, темпа, тембра). Возможны некоторые варианты их изучения:

    1. Во время слушания музыки дети могут отмечать пульсацию долей взмахом рук, кисти. Двигаться в соответствии с характером звучания. Сопровождать звучание произведения аккомпанементом детского оркестра.
    2. Определять звуки высокие, низкие, средние. Отличать движением рук восходящее и нисходящее движение мелодии.
    3. Определять темп исполнения произведения: медленный, умеренный, быстрый.
    4. Определять жанр прослушанного сочинения ( марш, вальс, полька, народная пляска, колыбельная), отмечая его особенности.
    5. Познакомиться с динамическими оттенками: громко, тихо, не очень громко.

    При обсуждении характера музыки целесообразно предлагать детям на выбор несколько либо контрастных, либо в пределах одного настроения эпитетов. Этот прием активизирует эмоционально-образное восприятие ребенка и расширяет его речевые возможности. Такой словарь эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признаки характера звучания, предлагает использовать в работе с детьми ученый, педагог и психолог В.Г.Ражников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    История о том, как Карандаш и Гвоздь помирились.

    Конспект непосредственно-образовательной деятельностис детьми средней группы с элементами ТРИЗ и РТВ.Реализация образовательных областей: «Познание», « Коммуникация»,  «Социализация»....

    Статьи по теме: "Как слушать и слышать музыку", "Учимся владеть свои голосом"

    Консультация для родителей "Ещё раз о том, как слушать и слышать музыку" . В ней я хочу рассказать родителям как важно для ребенка слушание музыки. И как правильнро научить полюбить  музыку малыш...

    семинар-практикум "Как слушать и слышать ребенка"

    Данный семинар - практикум предназначен для работы с родителями старших групп ДОУ.  В ходе семинара родители знакомятся с приемом "активное слушание", который был описан Ю.Б. Гиппенрейт...

    Консультация для родителей «Ещё раз о том, как слушать и слышать музыку»

    В материале говорится о том, как слушать музыку....

    Сценарий спортивного праздника к 23 февраля для детей 2 младшей и средней группы «Сказка о том, как Емеля и Марья вместе с ребятами готовились стать солдатами»

    Задачи: 1. Расширять представление детей о государственном празднике День защитников Отечества;2. Развивать быстроту, ловкость, сообразительность, учить,  доброжелательно относиться друг к д...

    Консультация для родителей по теме: "Как научить ребенка слушать и слышать музыку"

    Консультацмя написана для родителей, чтобы они могли научить детей слушать и слышать музыку. К сожалению, не все родители понимают значимость этого процесса, считая, что дети получают достаточно инфор...