"Ещё раз о том, как слушать и слышать музыку"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Гимадеева Раиса Михайловна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eshche_raz_o_tom_kak_slushat_i_slyshat_muzyku.doc175.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ЕЩЕ РАЗ О ТОМ, КАК СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ МУЗЫКУ»

                                МУЗЫКАЛЬНЫЙ   РУКОВОДИТЕЛЬ

                                Р.М.ГИМАДЕЕВА

                                МДОУ «Медвежонок» г.Надым

        Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для внутреннего развития ребенка. Встреча с музыкой  подобна интимному, очень открытому общению с другим человеком. Ребенок переживает музыку так, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. Скрытая в музыке огромная сила обобщения делает этот опыт колоссальным. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства.

        Начинать дружбу с музыкой  следует как можно раньше, когда дети еще открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать все возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие.

        Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру её звучания во время движения. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в неё», - говорит известный педагог Д.Б.Кабалевский.

        Но самой активной, пробуждающей мысли и чувства формой общения ребенка с музыкой являются моменты, когда он выступает в роли слушателя. Именно в эти минуты от него требуется наибольшее внимание, сосредоточенность и напряжение душевных сил. Поэтому в работе с дошкольниками «слушание» является основным видом музыкальной деятельности. И нам, педагогам необходимо использовать любую возможность для того, чтобы формировать у ребенка музыкальный вкус, умение сравнивать, сопоставлять, различать и узнавать прослушанное. Для этого есть несколько советов:

  1. Не следует слушать, особенно на первых порах, крупные музыкальные произведения. Пока не дисциплинировано внимание и не выработан навык «слежения слухом» за звуками, лучше выбирать короткие произведения.
  2. Для слушания необходимо выбирать сочинения и вокальной (для голоса) и инструментальной (для различных музыкальных инструментов) музыки. Следует помнить, что вокальные произведения, в которых текст помогает понять содержание, и произведения программной инструментальной музыки с определенным сюжетом, выраженном в названии сочинения, для восприятия легче и начинать приобретать опыт по слушанию музыки лучше с них.
  3. Во время звучания необходимо внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого конца, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду.
  4. После прослушивания хорошо поделиться испытанными чувствами и настроениями.
  5. Время от времени следует обязательно возвращаться к прослушиванию знакомых произведений, чтобы научиться легко и быстро узнавать их, представлять их звучание мысленно.
  6. В некоторых случаях можно подобрать к услышанному подходящую по настроению иллюстрацию или нарисовать свою музыкальную картинку. Разбудить фантазию и воображение помогут и строчки литературных, особенно поэтических, произведение, которые можно в большом количестве и разнообразии найти у известных писателей и поэтов. Размышления над тем, почему именно эти, а не другие строки так созвучны музыкальным, также помогут услышать большее.
  7. Некоторые музыкальные сочинения имеют одни и те же названия, но по своему настроению, чувствам бывают совершенно непохожи. В такие произведения следует особенно вслушиваться, запоминать их и отмечать для себя эту несхожесть.

Слушание музыки как один из видов музыкальной деятельности тесно связан с ритмикой, пением, музицированием на детских музыкальных инструментах. Связующим элементом является осмысление детьми средств музыкальной выразительности (мелодии,  метро-ритма, регистра, динамики, темпа, тембра). Возможны некоторые варианты их изучения:

  1. Во время слушания музыки дети могут отмечать пульсацию долей взмахом рук, кисти. Двигаться в соответствии с характером звучания. Сопровождать звучание произведения аккомпанементом детского оркестра.
  2. Определять звуки высокие, низкие, средние. Отличать движением рук восходящее и нисходящее движение мелодии.
  3. Определять темп исполнения произведения: медленный, умеренный, быстрый.
  4. Определять жанр прослушанного сочинения ( марш, вальс, полька, народная пляска, колыбельная), отмечая его особенности.
  5. Познакомиться с динамическими оттенками: громко, тихо, не очень громко.

При обсуждении характера музыки целесообразно предлагать детям на выбор несколько либо контрастных, либо в пределах одного настроения эпитетов. Этот прием активизирует эмоционально-образное восприятие ребенка и расширяет его речевые возможности. Такой словарь эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признаки характера звучания, предлагает использовать в работе с детьми ученый, педагог и психолог В.Г.Ражников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство слушать и слышать

В работе рассказывается о методе активного слушания, который является "волшебным ключиком", открывающим  душу ребенка. ...

УМЕЕМ ЛИ МЫ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА И ДРУГ ДРУГА

В консультации предложена технология ативного слушания и описан результат применения данной технологии....

Статьи по теме: "Как слушать и слышать музыку", "Учимся владеть свои голосом"

Консультация для родителей "Ещё раз о том, как слушать и слышать музыку" . В ней я хочу рассказать родителям как важно для ребенка слушание музыки. И как правильнро научить полюбить  музыку малыш...

«Давайте слушать и слышать своих детей» Выступление на родительском собрании гр.№12 воспитателя: Миннихановой Г.М.

1.УМЕЕТ ЛИ РЕБЕНОК СЛУШАТЬ?2.УМЕТЬ СЛУШАТЬ - ЛУЧШИЙ СПОСОБ ОБЩАТЬСЯ!3.УМЕЕТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК СЛУШАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ УКАЗАНИЯВЗРОСЛОГО?4.РАЗВИТА ЛИ У ВАШЕГО РЕБЕНКА МЕХАНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ?5.РАЗВИТА ЛИ У ...

Консультация для родителей «Ещё раз о том, как слушать и слышать музыку»

В материале говорится о том, как слушать музыку....

Консультация для родителей по теме: "Как научить ребенка слушать и слышать музыку"

Консультацмя написана для родителей, чтобы они могли научить детей слушать и слышать музыку. К сожалению, не все родители понимают значимость этого процесса, считая, что дети получают достаточно инфор...

Консультация для родителей «Учим ребенка слушать и слышать музыку»

Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку.    ...