Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Прелестная красавица Якутии
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Попова Марианна Алексеевна

Весна, солнце, Якутия, подснежники! Как можно любоваться прелестной красавицей Якутии? А кто она такая? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prelestnaya_krasavitsa_yakutii.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Прелестная красавица Якутии…

Цель: развитие у детей чувства эмпатии, толерантности ко всему живому при формировании экологического сознания

Задачи

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к  более слабым, маленьким существам; развивать чувство эмпатии и толерантность ко всему живому,  независимо от внешнего вида и повадков поведения (гусеница).

Развивающие

Развивать зрительно-пространственное восприятие, ориентировку на плоскости, слуховое восприятие и произвольную память детей при заучивании стиха наизусть, их логическое мышление, активизировать словарный запас детей (неказистая, восторгаются,  «преображения секрет», «прелестная красавица», «томясь, скрывается») развивать творческое воображение.

Образовательные

Закрепить знания детей о насекомых, формировать понятие «насекомое». Знать некоторые особенности сезонной жизни, места обитания бабочки.

Учить детей работать с мнемотаблицей: кодировать при «записи» и раскодировать при «чтении» содержание стихотворения на мнемотаблице, заучивание наизусть стихотворения «Гусеница» Риты Зайцевой. 

Оборудование:

Фишки мозаики, доски, экран, интерактивная доска, аудиозапись музыки, картинки о бабочке, материал для аппликации, "Красная Книга Якутии. Животные".

Литература

  1. Насекомые Якутии. Е.Л. Каймук, Н.Н. Винокуров, А.П. Бурнашева  Я., Бичик 2005
  2. Красная книга Республики Саха (Якутия) Я., «Сахаполиграфиздат» 2003 стр. 18-27
  3. Охота на бабочек. Л. Каабак ж-л. Юный натуралист 2005-1 стр.32-34
  4. Игровые экологические занятия с детьми. Л.П. Молодова стр. 108-112
  5. Насекомые и пауки. Джинни Джонсон М., Астрель 2001стр. 26-32
  6. Красная книга РСФСР М., РОССЕЛЬХОЗИЗДАТ 1983 стр. 431-442
  7. Живой мир. Энциклопедия. Лесли Колвин, Эмма Спиэр. М., «РОСМЭН» 1999 стр.62-63
  8. Животные. Детская энциклопедия Даниель Бек, Катрин Ложе М., «Махаон» стр 118-119
  9. Насекомые и пауки Дж. Нири М., «ТЕРРА» 1997 стр.104-125

Ход НОД:  

I.  Вводная часть

М.А. – Здравствуйте, дети.  Давайте  знакомится – я фея бабочек, меня зовут Марианна.

У меня есть волшебный сундучок. Кто-нибудь угадает, что в сундучке?

Дети наугад говорят, что может быть в сундучке.

Фея:  – Хорошо, молодцы, угадали! (в случае затруднений детей: «я вам подскажу: то, что лежит в сундучке может летать, бывает очень красивым и не очень… питается нектаром цветов, имеет хоботок, 6 ног и усики») - дети угадывают.

II. Основная часть

II-1 Перед детьми ставится проблема:  колдовство Кикиморы Болотной

Фея открывает сундучок.

Фея:  – Бабочки мои! Вылетайте знакомиться с детьми!

Никто не вылетает, фея удивленно восклицает: - О, а где мои бабочки?! Дети, кто тут лежит?

Дети: –  Гусеницы!

Фея:  – Дети, как вы думаете, что же случилось? Почему мои бабочки превратились в гусениц?

Дети высказывают свое предположение. Фея их внимательно выслушивает.

 Фея:  – Дети, посмотрим на мой волшебный экран. Может, он что-нибудь нам расскажет.

Все поворачиваются к экрану. Слышится щелчок, на экране появляется Кикимора Болотная. Она начинает говорить:  «Добрый день, детки! Это я, Кикимора Болотная, превратила всех бабочек в гусениц. Они станут прелестными красавицами, только когда вы выполните три задания. А задания будут непростые, хи-хи-хи, а очень даже трудные! Все задания в сундучке!».

II-2 Выполнение заданий

Фея: - Ах, вот в чем дело! Кикимора Болотная околдовала моих бабочек. Дети, вы хотите им помочь? Хорошо, будем выполнять задания Кикиморы.

 Она находит в сундучке листья кувшинки, на которых записаны задания.

Фея читает первое задание: «Составьте схему превращения гусеницы в бабочку!»

Фея:  – Дети, вы сможете это сделать? Вы когда-нибудь видели, как гусеница превращается в бабочку?

Откуда появляется бабочка на белый свет? Правильно, из гусеницы. А гусеница откуда. Из яйца бабочки.

Фея:  – Дети, давайте вспомним, как гусеница превращается в бабочку (дети смотрят видео- фильм).

 Комментарии Феи к кадрам фильма.

  1. Бабочки живут в лесу и на полянках.
  2. Гусеница появляется из яиц бабочки.
  3. Вот гусеница. Вам не нравится. Да, красотой она не славится. Да, неказистая она.
  4. Гусеницы бывают разного цвета, мохнатые, с короткими ножками.
  5. Гусеницы усиленно питаются, как им диктует аппетит.
  6. Гусеницы из тонких ниток вьют кокон.
  7. В  коконе скрывается прелестная красавица.

Кокон иногда висит на ветке 7 месяцев зимы.

  1. Весной, в теплый солнечный день, бабочка выходит из кокона. И сразу видны ее хоботок и усики, которыми она как антенной, улавливает запахи цветов.
  2. Когда бабочка выходит из кокона у неё крылья бывают мокрыми. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать, искать цветы. У нее есть хоботок, которым она пьет нектар цветов. И все люди радуются, глядя на бабочку.

Так неказистая гусеница преображается в прекрасную бабочку, которой все восторгаются!

Фея:  – А теперь, дети, пожалуйста, составьте схему превращения гусеницы в бабочку  (яйцо-гусеница-кокон-бабочка).

По окончании работ детей Фея привлекает их внимание к большой схеме на экране:

- Дети, пожалуйста, проверьте себя, правильно ли вы сделали схему. Поднимите руки - у кого все правильно.

Фея:  – Дети, идите все ко мне! Молодцы, все хорошо выполнили первое задание Кикиморы Болотной. Осталось выполнить еще два задания, чтобы гусеницы превратились в бабочек.

II-3 Задание №2   «Скажите, какие бабочки Якутии занесены в Красную книгу?»

Фея:  – Дети, вы можете выполнить это задание?

- Конечно, это очень трудное задание. Я  вам помогу. Хотите?

- Кто-нибудь видел Красную книгу? Смотрите, вот она. В этой книге записаны редкие бабочки Якутии, которые могут исчезнуть.

 Фея показывает на экране бабочек и просит громко повторить названия:

Фея:  - Это перламутровка (дети хором повторяют). Дети, вы ловите бабочек? Пожалуйста, скажите, почему бабочек нельзя ловить, почему их нужно беречь? (Потому, что они опыляют растение).

Фея:  – Это аполлон (дети хором повторяют). А кто знает, как бабочки опыляют растение? (Унося на лапках пыльцу цветков, переносят их с цветка на цветок).

Фея:  – Это голубянка (дети хором повторяют). Представим, вдруг Кикимора Болотная всех-всех бабочек переловила и уничтожила? Что тогда будет? (Все растения исчезнут, на планете Земля будет только пустыня).

Фея:  – Это медведка (дети хором повторяют). Дети, кто у бабочки враги? (птицы, пауки, летучие мыши).

Фея:  – Это сёкия, и монтелла (дети хором повторяют все названия бабочек).

Фея:  – Пожалуйста, скажите - где записаны наши бабочки, которых осталось совсем мало на Земле?

Дети –  В Красной книге.

Фея:  – Молодцы, теперь вы знаете о Красной книге, и о бабочках, которых надо очень беречь.

Фея:  – Дети, мы уже выполнили второе трудное задание Кикиморы.

II-4 Фея:  – А вот и последнее, третье задание: «Выучите и прочитайте наизусть стих Риты Зайцевой о гусенице! Тогда все бабочки оживут». Да, очень сложное задание. Но если постараемся, то обязательно выучим стих.

Фея:  – Дети, сейчас я вам прочту этот стих о гусенице. Написала поэтесса Рита Зайцева.

Вот гусеница

Вот гусеница. Вам не нравится?
Да, красотой она не славится.
Да, неказистая на вид.
Всегда ползком передвигается.
И так усиленно питается,
Как ей диктует аппетит.
Но в ней прелестная красавица,
Томясь, до времени скрывается,
Чтоб наконец увидеть свет. 
Все бабочкою восторгаются
И у нее узнать пытаются
Преображения секрет.

II-5.  Физминутка (движения со словами стиха)

Фея:  – Дети, сейчас мы поиграем в гусеницу. Пожалуйста, за мной все дружно повторяйте  слова, а затем и мои движения. При этом мы постараемся запомнить слова стихотворения.

Воспитательница начинает читать, дети повторяют:

- Вот гусеница – волнообразные движения правой и левой рукой, согнутой перед грудью.

- Вам не нравится? – отрицательное качание головой, перекрестные движения согнутых в локтях рук перед грудью.
- Да, красотой она не славится. Да, неказистая на вид. – глубокий вздох, утвердительный кивок головой, «качание» рук перед собой
- Всегда ползком передвигается – волнообразные движения правой рукой, согнутой перед грудью

- И так усиленно питается,

- Как ей диктует аппетит - пальцы как челюсти, смыкаются-размыкаются
- Но в ней прелестная красавица, - в  воздухе рисуем кокон,
- Томясь, до времени скрывается, - приседаем, «обнимаем» коленки, «прячемся»  за коленками
- Чтоб наконец увидеть свет. – встаем, подпрыгиваем, тянемся наверх, вытягиваем руки
- Все бабочкою восторгаются – радостно улыбаемся, восторженно качаем головой,  «удивленно» разводим руками, показываем большой палец обеих рук.
- И у нее узнать пытаются – вопросительная мимика, протягиваем руки перед собой ладонями вверх

- Преображения секрет. – разводим руки вверх-в стороны- вниз; указательный палец держим у губ.

Фея:  – Запомнили стих о гусенице? Не все слова, наверно.

Дети, я с вами поделюсь одним секретом. Называется секрет мнемотаблица. По такой таблице (показывает таблицу на экране)  можно быстро запомнить и наизусть прочитать стих.

По таблице читает стих «Гусеница»

Фея:  – Хотите сделать себе такую таблицу и по ней прочитать стих? И тогда в сундучке появятся бабочки

Фея:  –  Начинаем работать.  Все повторяйте за мной: «Вот гусеница». Приклеим ее. 

Скажите: «Вам не нравится?» - и наклеиваем на ячейку, где перечеркнутое сердце;

Повторяйте «Да, красотой она не славится. Да, неказистая на вид» красоту «сияющую» наклеиваем на ячейку со знаком минус и так далее.

Фея  – Вот и закончили письмо. Я вам прочитаю нашу «запись» (читает).

- Кто хочет прочитать свое письмо? (1-2 ребенка «читают» - им аплодисменты)

С таблицы все вместе читают хором. Все хлопают.

Фея:  – Молодцы! Вы выполнили все три задания Кикиморы, хотя они были очень непростыми. Берет сундук, открывает, показывает детям: - Сейчас все бабочки вновь появились в сундучке. Посадите их на цветки.

II-6.  Релаксация. Танец бабочек.

Фея:  - Дети, сейчас мы станцуем танец бабочек. Кто как хочет, так и танцует. И я с вами буду танцевать. А кто-то может и за мной повторять. Смелее. Начинаем!

II-7.  Заключительная часть - рефлексия

Фея:  - Кому понравилось выполнять задания и спасать бабочек, поднимите руки.

Что вам было интересно? Что вы сегодня узнали? (ответы детей)

Фея:  - Дорогие дети! Мне с вами было очень интересно. Спасибо.

Таблицы возьмите с собой, вы прочитаете стих о гусенице дома маме, она будет очень рада!  

До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Красавица Весна»

Цель:·         уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;Задачи:·...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Зима-красавица"

Конспект занятия по развитию речи "Зима-красавица"...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....