конспект занятия " Зимующие птицы"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Голятина Наталья Александровна

Конспект занятия по лексической теме " Птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktika_zimuyushchie_ptitsy.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию речи

в старшей группе

 МБДОУ № 38

на тему: « Зимующие птицы»

Занятие подготовила и провела:

воспитатель Голятина Наталья Александровна

Г.Чита 2016

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»

Выполнила : воспитатель первой квалификационной категории Голятина Наталья Александровна

.Программное содержание:

 Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

 Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласовать  их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний.

 С помощью чистоговорки закрепить звуки «С» и «Сь».

 Совершенствовать фонематическое восприятие..

 Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать.

 Развивать мелкую моторику рук, навыки складывания птиц из бумаги .

 Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им помогать.

 Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии.

Словарная работа: существительные - снегирь, синица, свиристель, корм, семена, зерно; прилагательные - арбузные, тыквенные, подсолнечные, желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы - каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует.

Предшествующая работа: рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц, чтение рассказов о птицах, загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц, кормление птиц, наблюдения за птицами.

Оборудование: картины с изображением зимующих птиц, кормушка, шесть одинаковых мешочков из тонкой ткани, наполненные семенами и зернами разных растений, поднос, емкости с семенами арбуза, тыквы, подсолнуха, дыни, зерна риса и пшена, шапочки - маски птиц, мяч, цветная бумага, ножницы.

Рефлексивный круг

В - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах.

Я загадаю вам загадки, а вы найдите картинки - отгадки.

  1. В серой шубке перьевой

И в морозы он герой

Назови его скорее

Кто там скачет? (воробей)

  1. Спинкою  зеленовата,

Животиком  желтовата,

Черненькая шапочка,

И полоска шарфика, (синица)

  1. Грудка ярче, чем заря

У кого? (У снегиря.)

   4. Кто присел на толстый сук

     И стучит: «тук-тук-тук-тук» (дятел)

   

  1. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее... (ворона)

    6. Всех я за день навещу

Все, что знаю растрещу (сорока)

На доску выставляются картинки - отгадки.

В. - Ребята, кто это?

Птицы.

В. - Почему это птицы?

Потому что у них тело покрыто перьями, у них 2 крыла, они умеют летать, у них есть клюв, 2 лапы, хвост.

В. - Какую пользу птицы приносят людям?

Спасают от вредителей поля, огороды, радуют нас песнями, украшают природу.

В. - Это, какие птицы?

Зимующие.

В. - Почему их называют зимующими?

Они не улетают на юг, остаются зимовать в наших краях.

В. - Почему они не улетают?

Потому что могут добывать себе корм, они питаются не только насекомыми, но и семенами, зернышками, семечками, ягодами, пищевыми отходами.

В. - Теперь изобразите птичью стайку, взмахните крыльями и летите в свои гнезда.

Саша, ты какую птицу изображал? Даша, ты какую птицу изображала?

Алина, ты какую птицу изображала?

 В. - Как живется птицам зимой?  Почему?

В. - Поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи.  Как и чем мы можем помочь птицам зимой?

В. - А как вы помогаете птицам зимой?

В. - Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.

На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, тыквы, арбуза, дыни, пшена и риса.

В. - Подойдите, посмотрите семена, каких растений здесь насыпаны?

Арбуза, дыни, подсолнуха, тыквы, пшена, рис.

В. - рассмотрите семена, потрогайте, обследуйте их.

В. - Опишите семена подсолнуха и тыквы, а теперь опишите семена арбуза и дыни.  Опишите зерна тлена и риса. Молодцы!

В. - А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».

В. - Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?

Даша, скажи, что у тебя в мешочке? Опрашиваю еще 2-3-х детей.

В. -Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них.

В. -Все мешочки положите на поднос.

Пальчиковая игра . Поиграем с пальчиками. Покормим птиц. Соберите пальцы рук в щепоть и подушечкой большого пальца массируйте подушечки остальных пальцев. Произносим чистоговорку:

Семь суток сорока старалась, спешила,

Себе сапоги сыромятные сшила,

Сказала со смехом соседка - синица:

-Стать самой скрипучей сорока стремится.

В - Какой звук в этой чистоговорке вы слышите чаще других звуков? Звук «С» и «Сь».  В названии, каких зимующих птиц встречается звук «С» и «Сь»?   На каком месте находятся звуки «С» и «Сь» в этих словах?

Игра с мячом (технология карусель)

В. - Поиграем с мячом.

В. - Если у сороки белый бок, то она какая

В. - Если у синицы желтая грудка, то она какая?

В. - Если у снегиря красная грудь, он какой?

В. - Если у сороки длинный хвост, то она какая?

В. - Если у вороны черное крыло, то она какая?

В. - Если у голубя сизое крыло, то он какой?

Игра « Как говорят птицы»

В. - Как подает голос ворона?

В. - Значит, она что делает?

В. - Как подает голос синица?

В. - Что она делает?

В. - Как подает голос сорока?

В. - Что она делает?

В. - Как подает голос воробей?

В. - Что он делает?

В. - Как подают голос голуби?.

В. - Что они делают?

В. - Ребята, птица голубь символизирует собой мир, дружбу и любовь. В народе говорят: «Голубь мира - птица счастья». Еще говорят: « Воркуют голуби». Протяните друг другу ладони, погладьте их, подарите любовь, теплоту своего сердца друзьям. - Произнесите гур - гур -гур.

В. - Ребята, а сейчас давайте послушаем, о чем разговаривали однажды птицы в лесу.

Чтение стихотворения «Разговор птиц»

Здравствуй, птичка - невеличка,

Желтогрудая синичка.

Были в жарких странах мы,

Не бывает там зимы.

Здравствуй, дятел, наш дружок,

Добрый день, сорока.

Много дней летали мы,

Далека дорога.

Расскажите, птицы, где вы побывали?

Что вы повидали,

Как вы зимовали?

Хорошо ли жили вы вдалеке от дома?

С кем вы подружились в странах незнакомых?

Мы подружились со слоном,

Играли с обезьянами,

Угощали нас они

Вкусными бананами.

В. - Это был разговор, каких птиц?

В. - Каких перелетных птиц вы знаете?

В. -Что вы узнали из этого разговора о перелетных птицах?

В. - Когда птицы вернутся к нам?

В. - Посмотрите, на нашей кормушке нет ни одной птички.

 Давайте изготовим из бумаги птиц по типу оригами.

Показываю и объясняю детям способ складывания поделки.

Наша бумажная заготовка представляет собой два квадрата. Чтобы сложить птицу - квадраты соединяют, цветной стороной вверх и делят пополам по диагонали к себе. Затем, немного отступив от диагонального сгиба, нижний угол верхнего слоя загибают вверх и проглаживают сгиб. Заготовку переворачивают согнутой стороной вниз так, чтобы сгиб находился в вертикальном положении, и делим фигуру пополам сверху вниз. Потом отворачиваем крылья вверх с одной и с другой стороны поделки, выделяем клюв, намечаем линию живота, форму хвоста и отрезаем детали по намеченным линиям.

Предлагаю детям занять свои места, обращаю внимание на осанку.

Напоминаю о правилах пользования ножницами.

Звучит музыка с голосами птиц.

Во время работы детей помогаю тем, кто затрудняется.

В. - Давайте пригласим птиц на нашу кормушку.

Дети размещают на кормушке птиц.

В. - Послушайте, как они щебечут.

Как вы думаете, о чем они щебечут?

Они благодарят нас за помощь, заботу, за то, что мы их пригласили кормушку.

Рефлексия

В. - Чем мы сегодня с вами занимались? Что вам  понравилось больше всего из того чем мы занимались занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зимующие птицы"

На занятии дети знакомятся с основными представителями зимующих птиц Астраханского края....

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недо...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия по окружающему миру. На занятии дается понятие о зимующих птицах, о видах питания...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Компелкное занятие с использованием разнообразных форм организации детей (групповая, индивидуальная, в парах)....

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия «Зимующие птицы»

Учить образовывать приставочные глаголы и правильно употреблять их в распространённом предложении.Расширять активный словарь по лексической теме «Зимующие птицы»....