ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Калдаева Татьяна Иванова

Учить образовывать приставочные глаголы и правильно употреблять их в распространённом предложении.

Расширять активный словарь по лексической теме «Зимующие птицы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zim._ptitsy_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида  № 261  городского округа Самара 

443065  г. Самара, ул. Фасадная, дом № 21-а,  тел., факс   (846) 330-07-41

ПЛАН-КОНСПЕКТ

СОВМЕСТНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВОСПИТАТЕЛЯ

СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОНР.

ТЕМА

«Зимующие птицы»

        

        

        Составитель: воспитатель

                                                                                                       Калдаева Т.И.    

           

Тип: занятие по применению новых знаний в условиях решения  практических задач.

Вид: занятие по формированию лексико-грамматических средств языка.

Продолжительность: 20 минут.

Возраст: 5 лет.

Вид речевого нарушения: ОНР 111 уровня.

Тема: Зимующие птицы. Приставочные глаголы.

Цель: учить образовывать приставочные глаголы и правильно употреблять их в распространённом предложении.

Расширять активный словарь по лексической теме «Зимующие птицы».

Задачи.

Коррекционно-развивающие:

1.Формировать навык образования приставочных глаголов и употребления их в распространённом предложении.

2.Закрепить умение подбирать глаголы-антонимы.

3.Активизировать  предметный  словарь  (воробей, синица, снегирь, дятел, голубь, ворона, сорока), глагольный словарь (способы приёма пищи, ухода за зимующими птицами), словарь антонимов.

4.Упражнять в практическом употреблении простых распространённых предложений , включающих приставочные глаголы.

5.Развивать мелкую моторику рук и артикуляционную моторику.

6.Развивать высшие психические функции слуховое внимание, слуховую память, зрительное внимание, логическое мышление.

Образовательные:

1.Закреплять пространственную ориентировку на плоскости.

2.Закреплять умение работать цветными карандашами.

Воспитательные:

1.Воспитывать навыки сотрудничества, способность к согласованному

взаимодействию.

2.Воспитывать доброжелательность, заботу о зимующих птицах.

Материально-техническое оснащение: интерактивная доска, проектор, ноутбук, магнитофон.

Дидактический материал:

Фронтальный: колокольчик, бубен, ёлочка, кормушка с кормом.

Индивидуальный: маски птиц ,цветные карандаши, карточки.

Лингвистический материал:

Существительные: воробей, ворона, сорока, снегирь, синица, дятел, голубь,

кормушка.

Прилагательные: зимующие (птицы), большая, маленькая.

Глаголы: заботиться, кормить, подлетела, облетела, перелетела.

Наречия: слева, справа.

Организационная форма: путешествие в зимний лес.    

         

ХОД СОВМЕСТНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 Организационный этап

Деятельность воспитателя:

Воспитатель предлагает детям  послушать музыку и сообщает, что их

приглашает  к себе в гости в зимний лес  Зимушка-зима.

 Для того, чтобы попасть в лес, надо послушать голоса птиц (Звучит щебет птиц.) Кто щебечет? (Щебечут птицы.)

 Рассмотрите, как они сидят? (На экране – 9 птиц).

Какая птичка расположена в верхнем правом углу?

в нижнем левом? в верхнем левом? в нижнем правом?

в середине? над…? под…? справа от …? слева от…?

Какая птица лишняя?  Почему?

(Ласточка перелётная птица, а все остальные зимующие.)

Пусть она летит в тёплые края, а то замёрзнет бедняжка.

Деятельность воспитанников:

1.Принятие детьми приглашения.

2.Дошкольники слушают пение птиц.

3.Дети подбирают обобщающее понятие «зимующие птицы».

Планируемые результаты:

1.Сформированность мотивации к совместной коррекционно-развивающей

образовательной деятельности.

2.Совершенствование словесно-логического мышления.

3.Овладение обобщающим понятием «зимующие птицы».

1 1Основной этап

1.Фомулирование цели занятия.

 Деятельность воспитателя:

Воспитатель сообщает детям, что сегодня им предстоит научиться образовывать слова-действия.

Деятельность воспитанников:

Дошкольники принимают участие в формулировании цели занятия.

Планируемые результаты:  

Сформированность ориентации в совместной коррекционно-развивающей образовательной деятельности.

2.Формирование новых знаний.

Деятельность воспитателя:

2.1Игра «Куда полетел воробей?»

Воспитатель предлагает детям прислушаться -  летит какая-то птица.                                                      

(Звучит чириканье воробья).

Догадайтесь по голосу, кто это? (Это воробей.)

Почему так решили? (Воробей чирикает.)

Посмотрите, как летит воробей.

Договорите предложения словами-действиями.

(Показ действий воробья на экране)

Воробей к ели…(подлетел).

Он через ель…(перелетел).

Воробей за ель…(залетел) и из-за ели …(вылетел).

Он от ели …(отлетел).

Воробей потерял своего птенца.

Кого он ищет? (Он ищет воробышка.)

Посмотрите, что делает воробышек, дополните предложения

противоположными действиями.

(Показ на экране.)

Воробышек к кормушке…(подлетел) и  от кормушки…(отлетел).

Воробышек в кормушку …(влетел) и из кормушки…(вылетел).

Какие слова договаривали? (действия)

Деятельность воспитанников:

Дети  показывают действия воробья на экране (подлетел, залетел,  перелетел,

вылетел, отлетел).

Планируемые результаты:

Формирование навыка образования слов-действий.

Деятельность воспитателя:

2.2 Игра «Чья тень?»

Воспитатель говорит детям , что у него для них интересное задание.

Хочет проверить, какие они внимательные.

(на экране воробей, голубь, синица)

Какая птица 1-ая справа? 1-ая слева? 2-ая справа? 2-ая слева?

А теперь узнайте птицу по тени.

Чья это тень?

Молодцы, справились с заданием.

Деятельность воспитанников:

Дети  отвечают на вопросы, оперируя сигналами (тень воробья, тень голубя).

Планируемые результаты:

Совершенствование зрительного гнозиса: узнавание птицы по тени.

2.3 Игра «Скажи наоборот».

Деятельность воспитателя:

Педагог сообщает о том, что в лесу можно увидеть разных птиц и просит назвать иначе, договорив предложение: синица маленькая, а ворона…

Деятельность воспитанников:

Дети договаривают предложение, подбирая прилагательные-антонимы.

Планируемые результаты:

Активизация словаря прилагательных-антонимов.

3.Динамическая пауза.

Деятельность воспитателя:

3.1Игра «Перелёт птиц».

Педагог предлагает детям повернуться вокруг себя и в птиц превратиться . (Звучит музыка, все надевают  маски птиц).

Полетели  играть.

Если услышите колокольчик, то поднимите крылышки вверх,

а если услышите бубен, опустите крылышки вниз.

А теперь полетели за мной.

Летели мы, летели,

До ели долетели,

К ели подлетели,

Вокруг ели облетели.

От ели отлетели,

И домой прилетели.

( сели на места)

Вокруг себя покружитесь и в детей превратитесь .

 (Ребята  снимают  маски).

   3.2Пальчиковая гимнастика «Птицы так всегда летают».

   Воспитатель: Подготовим наши пальчики, разогреем их.

Птицы так всегда летают.        Две руки зацеплены пальцами и

                                                        машут как крыльями.

Как все птицы отдыхают.        Крылья сложены.

Так все птицы корм клюют.    Стучим по столу пальцами.

А вот так все воду пьют.          Строим  клюв из указательных

                                                       пальцев.  

 Деятельность воспитанников:

Дошкольники выполняют упражнения, способствующие развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Планируемые результаты:

Снятие физического напряжения.

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

4.Закрепление новых знаний в знакомой (типовой) ситуации.

Деятельность воспитателя:

4.1Игра «Найди и раскрась снегиря».

Воспитатель: Отгадайте, какая  птица  мне  больше  всего  нравится?

                        Зимой  на  ветках  яблоки!

                        Скорей  же  собери!

                        И  вдруг  вспорхнули  яблоки – ведь  это …    (снегири).

                          (на экране снегирь)

На что похож снегирь? (Он похож на яблоко.)

Почему? (У него грудь и щёчки красные, как яблоко.)

Какого цвета спинка, хвост и голова? (Они чёрные.)

Почему эту птицу  назвали «снегирь»?

(Она  прилетает со снегом.)

Поиграем в игру «Найди и раскрась снегирей».

(на экране картина со снегирями)

Будем раскрашивать цветными карандашами.

Не забудьте! Раскрашивать надо в одном направлении.

За контур  заходить нельзя. Правильно держите карандаш.

(показ)    

  Воспитатель: Найдите и раскрасьте всех снегирей.

( воспитатель следит за посадкой, оказывает детям индивидуальную

помощь).                                      

Сосчитайте, сколько снегирей вы нашли и разукрасили.

(на экране картина с раскрашенными снегирями)

(Воспитатель и Зимушка – зима  анализируют работы детей.)

Деятельность воспитанников:

Дети раскрашивают снегирей, отвечая на вопросы.                              

Планируемые результаты:

Совершенствование зрительного внимания и навыков конструктивного мышления.

5.Закрепление знаний в изменённой (конструктивной) ситуации.

 Деятельность воспитателя:

Педагог: Я, ребята, как и вы уже научилась подбирать слова-действия.

Посмотрите, как!

Синица к дому -облетела.

Она от дома- залетела.

Я сказала правильно?

Деятельность воспитанников:

Исправление детьми  предложений с приставочными глаголами.

Планируемые результаты:

Закрепление навыков образования приставочных глаголов.

111 Рефлексивно-оценочный этап.

Деятельность воспитателя:

Педагог спрашивает детей, где мы сегодня побывали? (На экране 3 пейзажа: зимний лес,  город, деревня).

 Каких птиц встретили?  

(На экране воробей, голубь, синица, журавль, скворец.)

Назвать их одним понятием ((Зимующие птицы)

Что делали эти птицы? (подлетали, отлетали, влетали, вылетали,                                                          залетали, перелетали)

Как птицы себя чувствуют зимой? (Птицам холодно и голодно.)

   Чем мы им можем помочь? (Мы можем развесить кормушки,                            подкармливать птиц салом, семечками, зерном, хлебом).

Воспитатель показывает кормушку с кормом, которую помогли изготовить родители, а ребята с педагогом после занятия разместят её на участке и будут подкармливать птиц зимой.

Деятельность воспитанников:

Дошкольники рассказывают о том, как люди заботятся о зимующих птицах.                         (кормят их, делают кормушки).        

Планируемые результаты:

Подведение итога занятия с оценкой деятельности дошкольников.

ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – речевое развитие

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Словообразование приставочных глаголов и употребление их в распространённом предложении.

(задание по конспекту: игра 2.1)

2.Актуализация обобщающего понятия «зимующие птицы».

(задание по конспекту: организационный момент).

3. Подбор антонимов-прилагательных.

(задание по конспекту: игра 2.3)

4. Развитие артикуляционной моторики.

(задание по конспекту: игра 3.1)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – познавательное  развитие

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Определение птицы по тени.

(задание по конспекту: игра 2.2)

2. Решение логической задачи.

(задание по конспекту: игра 5.1)

3.Выявление способов работы по уходу за зимующими птицами.

(задание по конспекту: рефлексивно-оценочный этап)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – художественно-эстетическое развитие

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности.

(задание по конспекту: игра 4.1)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ - физическое развитие

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Развитие общей моторики.

(задание по конспекту: игра 3.1)

2. Развитие мелкой моторики.

(задание по конспекту: игра 3.2)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – социально-коммуникативное развитие

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коллективная работа в команде.

(задание по конспекту: игра 4.1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект обобщающего занятия в подготовительной группе. Тема "Спасём птиц - наших друзей!"

В игровой форме закрепляются понятия лексико-грамматических категорий, словообразования. Развиттие фонематического восприятия....

План-конспект интегрированного занятия для детей раннего возраста. «Птицы зимой».

План-конспект интегрированного занятия для детей раннего возраста.«Птицы зимой».Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, творчес...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

План -конспект образовательной деятельности «Зимующие птицы» для детей 3–4 лет

Конспект образовательной деятельности на тему "Зимующие птицы" для детей 3-4 лет...

План-конспект открытого занятия с использованием STEAM - технологии в средней группе «Покормите птиц зимой»

Познакомить детей со свойствами бумаги и дерева, дать представление о видах питания зимующих птиц....

План - конспект на тему «Зимующие птицы».

Возрастная группа: средняя группа.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: познавательное развитиеЦЕЛЬ: Дать детям элементарные представления о зимующих птицах. Формировать доброе отношение к ним, жела...

План-конспект логопедического занятия Тема занятия: “Перелетные птицы”.

План-конспект логопедического занятияТема занятия: “Перелетные птицы”. Цель: Обобщение представлений о перелетных птицах.Задачи:• активизировать и расширять предметный, глагольны...