«Гендерное воспитание дошкольников средствами традиционной русской культуры»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Проект совместной деятельности  с детьми подготовительной группы воспитателя, педагога-психолога и учителя-логопеда "Гендерное воспитание дошкольников средствами традиционной русской культуры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проект совместной деятельности  с детьми

подготовительной группы воспитателя,

педагога-психолога и учителя-логопеда

Тема: «Гендерное воспитание дошкольников

средствами традиционной русской культуры»

                                                                         

Подготовили:

воспитатель первой квалификационной

 категории Глеб  Диля   Шакирьяновна,

Учитель-логопед

Целуйко Елена Михайловна

Педагог-психолог

                                                                                         Шувалова Екатерина Владимировна

 


Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, используя опыт русской культуры.

Задачи:

  • Расширять понимание детей о русских традициях, об особенностях русского костюма и народных ремесел;
  • Расширять представления об особенностях поведения мальчиков и девочек, и формировать опыт применения этих знаний в окружающем мире;
  • Развивать речевую активность, совершенствовать навык анализа предложений, навык фонематического анализа и синтеза, обогащать активный словарь;
  • Развивать интерес детей, их любознательность и познавательную мотивацию; мелкую  моторику, зрительно-моторную координацию, понимание пространственных отношений, концентрацию внимания,  память, мышления  и  творческие способности;
  • Развивать навык балансировки и равновесия, координацию движений крупной и мелкой моторики
  • Воспитывать уважение и любовь к русской народной культуре.
  • Воспитывать интерес к совместной деятельности со сверстниками, развивать чувства общности, формировать внимательное и уважительное отношение к людям другого пола и окружающему миру в целом.

 Реализуемые образовательные области:

  1. Социально-коммуникативное развитие;
  2. Познавательное развитие
  3. Речевое развитие
  4. Физическое развитие
  5. Художественно – эстетическое развитие

Оборудование:  Развивающая игра «Сенсино», развивающая игра « Формидо», Игровой тренажер « Кочки на болоте», развивающая игра «Тастаро», развивающая игра « Пощупай рукой, определи ногой»,  развивающая игра « Сырный ломтик».


Ход совместной деятельности

Педагог: ( От лица куклы в национальном русском костюме) Здравствуйте гости дорогие! Приветствую, вас, девицы-красавицы и добры молодцы! Милости прошу в мою избу!

Горница у меня небольшая

Да красивая какая!

 На убранство поглядите.

 Да про всё мне расскажите!

Педагог: В каждой избе есть «красный угол». Кто знает, что значит красный угол?    ( Красный значит красивый, красный угол самое красивое место в избе. Почетного гостя всегда усаживали за стол в «красный угол»).

Педагог: Ребята, отгадайте, о чем в загадке говориться?

В избе — изба,

На избе — труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт. (Печка)

Педагог: Да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину этой комнаты занимала русская печка. Про неё в народе говорили:  «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Для чего же нужна была печь в избе? (В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать)

Педагог: Ребята, а вот еще послушайте загадку.

Прячет бабушка там вещи 
сапоги, кафтан, сюртук. . 
Вы мне дружно все скажите 
Этот шкаф зовут ...(сундук)

Педагог: А вам интересно посмотреть, что в этом сундуке? Вот только сундук закрыт, а ключ зашифрован. Вы поможете открыть сундук?

Развивающая игра « Формидо». Дети работают по образцу, собирают ключ к  зашифрованному замку.

Педагог: А что в нем лежит? Вы узнали эти вещи? ( Сарафан, косоворотка) Давайте посмотрим, что же носили раньше на Руси? (женщины – сарафаны, мужчины-косоворотки). Мальчики, скажите, пожалуйста, а почему рубашка так интересно называлась - косоворотка? (Косоворотка - это рубаха с косым воротом, их носили на выпуск, не заправляя в штаны). А теперь девочки ответь, пожалуйста, каких цветов носили сарафаны? (красного обозначающего тепло, праздник, желтого олицетворение солнца, голубого символ неба молодости и коричневого обозначающего Землю – кормилицу.)

Педагог - психолог:  Ребята, а вы знаете, мальчики отличается от девочек не только одеждой, внешним видом, но и манерой поведения и качествами. Предлагаю вам разобраться - какие качества присуще мальчикам, а какие девочкам.

Игра «Клубочки»

Педагог-психолог: Перед вами два клубочка, красный и синий. Я обматываю палец ниткой красного цвета и говорю «Девочки  какая?…. и перебрасываю клубок, затем  я обматываю палец ниткой синего цвета и говорю «Мальчик какой?….» и передаю  клубок  другому, тот,  кто получил клубок, называет качество, соблюдая последовательность – красный, синий, красный, синий…

(В итоге у каждого ребенка должно оказаться в руках по две нити, а в середине круга  большая паутинка)

Педагог-психолог: Посмотрите, ребята, у нас получилась паутинка, давайте аккуратно положим на пол, рассмотрим ее: нити переплетаются, дорожки могут быть похожи, но цвет дорожек разный. Также как у мальчиков и девочек, много общего, но особенности поведения, интересов, внутреннего мира –  разные. Качества есть  и у предметов.

Развивающая игра «Тастаро»

Педагог-психолог: Перед вами  перевернутые картинки с изображением разных предметов. Вы берете одну картинку, называете ее изображение и описываете одним словам, какой он? Например: «Рыбка - золотая»  и кладете на стол. (На столе оказывается 8 картинок). Подумайте –  что общего есть у этих предметов, назовите пары и объясните почему? (звезда  – месяц, рыба – рожок,  машина  – корабль,  цветок – башня). Запомните,  кто с кем дружит, проговорим вслух все вместе: звезда яркая – месяц серебристый, рыба золотая – рожок вкусный и т.д. Возьмите каждый одну картинку с фоном, назовите  ее с качеством  и слово пару. Найдите вашей картинке ее образ, силуэт внешний и внутренний. Вернитесь к изображениям  и составьте последовательность: картинка, фон, силуэт внешний, силуэт внутренний, сам образ.( Дети выкладывают последовательность)

 Вы справились с трудной задачей и назвали  различные качества, характеризующие не только предметы, но мальчиков и девочек.

Педагог: Ребята, как вы думаете, что помогло сформировать у мужчин - силу, смелость, ловкость, а у женщин  – аккуратность, мягкость, трудолюбие? (труд)

На Руси люди всегда много трудились и детей к труду приучали рано. Девочки осваивали прялку, шили одежду, вышивали, помогали по дому. Мальчики помогали  в поле пахать землю, сеять пшеницу, пасти скот, работали на мельнице, в кузнице.

 ( рассматривание слайдов ).

Развивающая игра « Сенсино»

Педагог: А давайте мы выберем ремесло, которым бы мы хотели заниматься! (Используется два настольных «Сенсино».  Дети делятся на команду девочек и мальчиков. На 12 магнитов ставятся магнитные фишки, на которых наклеены картинки с изображением различных видов труда. Задача игроков найти в норках пару геометрической фигуре. Определить мужской это или женский труд)

Учитель - логопед: Ребята, а мы с вами знаем много пословиц о труде. Давайте вспомним их.

Игра «Доскажи пословицу».

Учитель –логопед: Я буду говорить начало пословицы, а вы продолжаете.  (Дело – мастера… боится. Труд кормит, а… лень портит. Делу - время,… потехе - час. Без труда не вытащишь… и рыбку из пруда. Терпенье и труд… все перетрут. Маленькое дело,  лучше… большого безделья. Сделал дело,… )

Игровой тренажер «Кочки на болоте»

 Ребенку, правильно продолжившему пословицу, необходимо  прошагать слова пословицы по кочкам, четко проговаривая их. Остальные дети выкладывают пословицу из фишек.

Развивающая игра «Пощупай рукой, определи ногой»

 Игра «Зашифрованное слово». Картинки наклеены на диски с поверхностями (Ремень, Ель, Мельница, Емеля, Сарафан, Лапти, Облако)

Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, тут спряталось слово. Разгадать его мы сможем, назвав первые звуки в названии этих картинок. Но прежде нам нужно определить в какой последовательности эти картинки должны быть. (Какой звук будет первый, какой второй и т.д.)

Учитель-логопед: Возьмите каждый по картинке, и я возьму одну. Найдите пару той поверхности, которая оказалась у вас в руках, положите диск в отверстие на коробке сверху. (Коробки пронумерованы от 1 до7.) У меня первая картинка-  Репа, первый звук [РЬ], это согласный звук, он мягкий. У кого на коробке была цифра два? Назови свою картинку и первый звук в названии этой картинки.(Ель, первый звук [Е] это гласный звук. По первым звукам отгадать слово (РЕМЕСЛО). Затем выкладываем схему слова из синих, зеленых и красных геометрических форм).

Учитель-логопед: Ребята, слово ремесло мы сейчас употребляем редко, вместо него мы используем слово профессии. Я предлагаю вам поиграть в слова, у которых одно значение, но разное произношение.

Игра «Тогда и сейчас»

Показывается слово и называется старинное слово, а детям предлагается назвать это же слово, как звучит сейчас (очи-глаза, изба-дом, рушник-полотенце, лучина-лампочка, колыбелька-кроватка, кушак-пояс, чугунок-кастрюля, картуз-кепка)

Педагог: Мы с вами и узнали, что на Руси люди трудились от мало до велика, но не забывали про отдых и праздники.  Наши предки любили водить хороводы в чистом поле, общались с природой. И я предлагаю вам отдохнуть на природе! Посмотрите, перед нами два дерева, дуб и береза. Дуб, какой? ( Дуб сильный, могучий, ).

 А березка какая? (Береза  стройная, ласковая, нежная)  Как вы думаете, какое дерево олицетворяло мужской мир, а какое женский?( Дуб –мужское, а береза- женское)  Почему? (Дуб как мужчина сильный , могучий. Береза как женщина нежная, стройная, ласковая)

Педагог: Как в древности, так и сейчас  дуб олицетворяет мужское начало, а березка женское. Наши предки использовали силу природы, они могли подойти в трудную минуту к деревьям, обнять их, попросить помощи. Перед нами два дерева, и мы сейчас оденем их листьями, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

( о мужских и женских качествах, одежде,  ремеслах). И сейчас вам нужно назвать мальчикам - качество, одежду и ремесло мужское, а девочкам - женское.

Развивающая игра «Сырный ломтик»  

Педагог: Ребята, договоритесь, кто из вас проведет  фишку вверх, кто вправо, кто влево. Все стороны очень важны, ведь листья у дерева есть со всех сторон. Закрепите листочки.( используется два  «сырных ломтика. Дети проводят фишку «одевают» деревья)

Педагог: Девочки и мальчики скажите, где мы с вами побывали?( в избе девицы –красавицы) Что вам понравилось? Действительно - Мальчики и девочки разные, но у нас много общего, мы любим играть и в дружбе обогащаем друг друга, любим свой народ и дорожим историей.

Педагог: 

Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела – 
Далеко ушла Россия
От страны, какой была!
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
Но преданья старины
Забывать мы не должны!


Список используемой литературы:

  1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5.
  2. Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре // Воспитание детей в игре. М., 1993.
  3. Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. М., 1988.
  4. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М., 1987.Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.-96с.
  5. М. Зацепина, Т.Антонова «Народные праздники в детском саду»
  6.  М. Тихонова, Н. Смирнова «Красна изба…….»
  7.  Г. Лунина «Воспитание на традициях русской культуры»
  8.  С. Баруздин «Страна, где мы живем»
  9.  Г. Федорова «На золотом крыльце сидели…»
  10.  http://www.portal-slovo.ru
  11. http://tmndetsady.ru/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Тема "Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности."

Презентация "Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности"...

Гендерное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

консультация для родителей о гендерном воспитании дошкольников через чтение художественной литературы....

Методическая разработка "Народная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной русской культуре."

Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой кризиса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, что связано с появлением новых “идеалов”. В такой ситуаци...

"Духовно – нравственное воспитание дошкольников на основе русской культуры. День славянской письменности"

Уже много лет с особой торжественностью в нашей стране 24 мая празднуется День славянской письменности и культуры. Праздник стал для возрождающейся России ярким и символичным. Традиционные торжества п...

Воспитание интереса дошкольников к традиционной русской культуре

В Детском образовательном учреждении детей знакомят с традиционной культурой. Создаются условия, где детей знакомят с устным народным творчеством, обрядами, знакомят с национальными предметами. Наприм...