"Духовно – нравственное воспитание дошкольников на основе русской культуры. День славянской письменности"
статья

 Иванова Екатерина Николаевна

Уже много лет с особой торжественностью в нашей стране 24 мая празднуется День славянской письменности и культуры. Праздник стал для возрождающейся России ярким и символичным. Традиционные торжества представляют собой значимое явление в духовной и культурной жизни всего славянского мира. Мы обращаемся к истокам нашей культуры, отдавая дань первоучителям словенским Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, принесшим на славянскую землю письменность и приобщившим многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Екатерина Николаевна,

воспитатель МКДОУ ЦРР – детский сад № 5 г.Россоши

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников на основе русской культуры. День славянской письменности»

        Уже много лет с особой торжественностью в нашей стране 24 мая празднуется День славянской письменности и культуры. Праздник стал для возрождающейся России ярким и символичным. Традиционные торжества представляют собой значимое явление в духовной и культурной жизни всего славянского мира. Они длятся несколько дней, а их кульминация приходится на 24 мая - день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Память о трудах, подвигах и молитвах просветителей славянских народов хранит не только Церковь: этот день отмечается в нашей стране как праздник церковно-государственный. В одновременном принятии Церковью и государством значимости торжеств, связанных со славянской письменность и культурой, заключен глубокий духовный смысл. Ученые-лингвисты давно пришли к выводу, что слово, язык и речь изначально и глубоко связаны с мышлением человека, являются основными факторами формирования личности. Человек обнаруживает свой нравственный, духовный состав, когда начинает говорить или писать. В каждом развитом обществе уделяется большое внимание тому, как говорят его граждане. С вопросами духовной направленности нашего общества, основ вероисповедания, нравственности, культуры, просвещения, образования, воспитания, речевого общения, письменности славянских народов связан праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, торжества славянской письменности и культуры.

Культура — это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Знание родной культуры ее истоков, факторов, влияющих на нее, необходимы для формирования полноценной личности, расширения кругозора, формирования уважительного отношения к другим культурным формам. Культура русского народа, является частью его истории. Основой любой культуры является письменность.

Поэтому мы обращаемся к истокам нашей культуры, отдавая дань первоучителям словенским Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, принесшим на славянскую землю письменность и приобщившим многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.

Услышьте славяне, все Слово, которое от Бога пришло,

Слово, которое питает души человеческие,

Слово, которое крепит сердца и умы.

Душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит.

В буквах мудрость Христова является, которая души ваши укрепит.

Поймите, на чужом языке слышите слово, как голос медной трубы звенящее.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий,

первоучители Словенские

Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов. через письменность идет приобщение к нашему многовековому культурному наследию.

Праздник письменности - это, прежде всего, праздник родной речи. Задача состоит в том, чтобы убедить общество, особенно молодое поколение, в необходимости думать, говорить и писать по-русски правильно и красиво.

Во-вторых, праздник письменности - это праздник книги. Недопустимо, чтобы книга ушла из жизни общества.

В-третьих, праздник письменности - это праздник творчества. Деятельность святых Кирилла и Мефодия оказала огромное воздействие на раскрытие созидательного потенциала славянских народов.

Работая с детьми и одновременно привлекая к сотрудничеству родителей, мы формируем у детей представление о роли книги в жизни человека, истории её создания, книгопечатания, знакомим с истоками русской письменности, даём знания об основоположниках славянской письменности, знакомим со старославянским алфавитом, прививаем любовь к родному слову, языку, отечественной истории, развиваем у детей фантазию, воображение, творческие способности, и нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.         

В подготовке и проведение недели славянской письменности и культуры в ДОУ мы предлагаем различные формы проведения мероприятий по образовательным областям «познавательное» и «художественно-эстетическое развитие» дошкольников.

Тематическое мероприятие «Открытие недели славянской письменности и культуры». Это и рассказ воспитателя о предстоящем празднике, чтение библейских текстов, сказок, пословиц. Показ презентации «Виртуальная экскурсия в историю книгоиздания на Руси». Просмотр познавательный фильма «О Кирилле и Мефодии и нашей азбуке»

Оформление тематической книжной выставки в группе (совместное творчество воспитатели – дети – родители) и посещение мини-музея «История возникновения книги). Знакомство с именами равноапостольных Кирилла и Мефодия, первыми письменными источниками, толкованием букв и их написанием.  

   Посещение районной библиотеки им. Прасолова:  

- знакомство с выставкой «Аз и буки – основа науки»,

- рассматривание книг (оформление, тематика, назначение, направленность),

- чтение сказок («Азбука для Буки» А. Усачёв и др.)

- решение проблемной ситуации: что было бы, если бы все книги исчезли?

Проведение НОД «Путешествие в страну Азбуки» с разработкой творческих заданий, использованием инновационных компьютерных технологий и методик (Зайцев Н.). «Путешествие азбуки по России» интерактивные игры

Организация игротеки по книге «Букварик - Смешарик». «Путешествие азбуки по России» интерактивные игры. Дидактические игры «Угадай, чье платьице?», «Звук заблудился» и др.

Совместное творчество детей и родителей, детей и педагогов проявляется в выполнении практических заданий: рисование любимой буквы или её украшение, участие в выставке творческих работ (конкурс рисунков на тему «Люблю тебя моя Россия!», изготовление рукописных книжек - самоделок).

 Чтение стихотворения «Как церковный грамотей в старину учил детей» (В. Кончаловская "Наша древняя столица") Цель: познакомить детей с нравами и обычаями на Руси, дать знания о том, кто в старину обучал детей грамоте.

Встречи с представителями церковно-приходской школы и духовенства. Беседы с детьми и педагогами по теме «Истоки письменности» Цель: приобщать детей к истории России и возникновения письменности, сохранять и передавать культурный и исторический опыт.

Слушание музыкальных произведений (П.И.Чайковский — «Гимн святым Кириллу и Мефодию»), исполнение детьми песен о буквах (песни «Алфавит» Р.Паулс). Проведение праздника «От «кириллицы» до  современного русского алфавита»

Подведение итогов недели «Славянской письменности и культуры»

По широкой Руси – нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

В условиях жизни динамично развивающейся страны, в условиях нынешнего духовного возрождения, русский народ, как значительная часть славянского мира, вновь начинает осознавать себя народом, который должен православно мыслить, писать и говорить. В решении этой глобальной и насущной задачи нам так близка и важна память о жизни и деятельности святых братьев-учителей - святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, живших в далеком IX веке.

        



Предварительный просмотр:

Основы безопасности жизнедеятельности

Безопасность детей на городских улицах.

(Консультация для родителей)

К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Дорожно-транспортными происшествиями с наиболее тяжкими социальными последствиями были и остаются те, участниками, а порой и жертвами которых оказываются дети. Увы, год от года таких ДТП меньше не становится.

Появление малолетнего ребенка без сопровождения взрослого на дороге противоестественно, а его действия непредсказуемы, нелогичны и беспомощны. Не которая осознанность в поведении ребенка вообще и на дороге в частности появляется к 10-12 годам. Это, если можно так выразиться, - "средний случай". Встречаются, конечно, и очень дисциплинированные дошколята, как впрочем, - и великовозрастные "ротозеи".

Поэтому первый совет родителям - путем несложных экспериментов и наблюдений попробуйте оценить, к какой категории пешеходов относится ваш наследник, готов ли он самостоятельно ориентироваться в дорожной обстановке, может ли принимать верные решения. Если нет, выходя на улицу, вам пора брать его не только за руку, но и заниматься воспитанием. Объясняйте, рассказывайте, убеждайте, воспитывайте личным примером. Не надейтесь на школьных педагогов и милицейских пропагандистов, активно включайтесь в профилактику сами. Но не забывайте при этом, что вы теперь выступаете перед ребенком в роли непререкаемого авторитета, действующего во всех дорожных ситуациях правильно, взвешенно, максимально безопасно.

Итак, уроки для взрослых и детей, участвующих в дорожном движении вместе.

Часть первая  "Вы ребенок и автомобиль"

Урок первый

Семья трогает в путь на автомобиле. Малыш удобно расположился на заднем сиденье рядом с мамой. Но дети, особенно маленькие большие непоседы. И вот ребенок уже стоит на сиденье, весело щебечет, машет ручками и строит рожицы в заднее стекло. Идиллия - полная. Умиляются все и родители и водитель следующей сзади машины. Последний умиляются до того, что не успевает вовремя затормозить перед перекрестком и бьет переднюю машину в бампер. Пустяки, удар был не сильный, но: вполне достаточный для того, чтобы малыш сначала ударился головой в заднее стекло, а затем упал в проем между передними сиденьями. Последствия удара и падения могут оказаться роковыми. Тоже самое может произойти и более прозаической ситуации - при резком торможении автомобиля.

Салон автомобиля не безопасный детский манеж, а заднее сиденье - широкая и мягкая родительская кровать и не пушистый ковер на полу. В машине малыш должен обязательно сидеть, ели нет специального кресла, то рядом с взрослым.

Урок второй

Как правило, ребенок стремится первым занять место на заднем сиденье автомобиля. Если вслед за ним, на заднем же сиденье размещаются взрослые, они буквально прижимают его к внешней (в сторону проезжей части) двери. Автоматическая блокировка дверей при движении предусмотрена только на некоторых зарубежных автомобилях, а воспользоваться механической блокировкой (нажать кнопку или ручку на двери) взрослые, как правило, забывают. В соответствии с "законом подлости" дверь на ходу может распахнуться, а ребенок вывалиться под колеса попутных машин. Такая вероятность есть всегда, учитывая "шаловливые" ручки и не слишком надежные механизмы замок отечественных автомобилей. Еще более вероятно, что при таком размещении ребенок при остановке не станет дожидаться, пока взрослые вылезут из машины, а выскочит из своей двери - в сторону дороги:

Никогда не размещайте ребенка на пассажирском сиденье вплоть к дверям! Никогда не создавайте ситуаций, провоцирующих выход ребенка из салона стоящего автомобиля в сторону проезжей части!

Урок третий

Ребенок достиг возраста, когда его можно перевозить на переднем сиденье автомобиля. Естественно, он стремится занять престижное место рядом с водителем. О простой операции по пристегиванию ремня безопасности вспоминают далеко не все и уж совсем немногие вспоминают, что ремень когда-то был отрегулирован под взрослого человека (разумеется, замечание актуально для автомобилей с ремнями без регулировки.)

Провисший ремень не спасет ребенка от серьезной травмы головы и грудной клетки в случае резкого вынужденного торможения быстродвижущего автомобиля. Ремень безопасности - не формальное приспособление, а зачастую единственное средство, сохраняющее жизнь.

Да и вообще, не стоит позволять ребенку ездить на переднем сиденье. Это самое опасное место в автомобили в случае столкновения. И еще, даже из-под правильно отрегулированного ремня ребенка при столкновении может просто выскользнуть.

Часть вторая "Вы, ребенок и общественный транспорт"

Урок четвертый

К стоящему на остановке автобусу бегут люди. Бегут по тротуару, по краю проезжей части, с другой стороны - поперек проезжей части. Поддавшись всеобщему ажиотажу, переходит на бег и ваш ребенок. Он не видит ничего, кроме стоящего вагона, в который ему нужно успеть. Даже если при этом вы бежите с ним рядом и держите его за руку - вы трижды неправы. Вместе вы можете попасть под колеса - это раз. Вы можете, поскользнувшись упасть и уронить ребенка - это два. И самое главное - вы создаете ребенку "страшную" стрессовую ситуацию: не успеем, потеряюсь, мама (папа) уедут, а я останусь один на остановке.

Не рискуйте, не нервируйте ребенка, не подавайте ему дурной пример неуместной суетливости. Никогда не бегите с ребенком к стоящему общественному транспорту. В спешке вы можете потерять контроль и над собой, а главное над ребенком.

Урок пятый

Автобуса давно не было. На остановке скопилась толпа. Вы, крепко держа ребенка за руку, стоите в первых рядах. Наконец долгожданный вагон подползает к остановке. Начинается давка. Вас могут вмять в еще закрытые двери, не остановившейся машины. Могут и под колеса затолкать, и по "борту размазать", и в салон внести, не "считая ступенек". Даже физически и психически крепкому взрослому человеку, как минимум, стресс обеспечен, а каково ребенку?!

Если это возможно, избегайте поездок с ребенком на общественном транспорте в часы пик. Если же вы с ребенком вынуждены часто бывать в подобной ситуации, помните, ваше место не в первых рядах штурмующих автобус, а среди тех, кто спокойно ожидает своей очереди. В конце концов, этот автобус не последний, а физическое и психическое здоровье ребенка дороже любого ожидания.

Основная идея вышесказанного выходит за рамки этих шести конкретных случаев. Но если вы сопровождаете своего ребенка по городским улицам пешком или на автомобиле, поступайте так, чтобы ваши действия наглядно демонстрировали ребенку и вашу заботу о его безопасности, и прав ильные приемы самостоятельного поведения в самых различных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры....

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа".

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна основе традиций русского народа....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры

содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе русских народных сказок».

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культуры народов России

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе  культуры народов России...

ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.

Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных ...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников  на основе  православной культуры»

vДуховно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое ра...