Воспитание интереса дошкольников к традиционной русской культуре
методическая разработка

Наркачева Алина Игоревна

В Детском образовательном учреждении детей знакомят с традиционной культурой. Создаются условия, где детей знакомят с устным народным творчеством, обрядами, знакомят с национальными предметами. Например, читают русские народные сказки, рассказывают про традиции, ставят сценки с народными мотивами, ставят танцы под народную музыку. Из игрушек у детей в распоряжении есть матрешки, куклы в народных костюмах, посуда в народном стиле. А также есть игры, например, хоровод, ручеек и тд.

Традиционная культура основана на православной религии, которая отражает нравственные законы. Нравственности можно учить ребенка через знакомство с искусством, есть различные средства и методы воспитания.

Прививать ребенку любовь к народной культуре можно через приобщение к народным праздникам, играм, знакомство с фольклором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_traditsion_russk_kultura.docx73.11 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования

Направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

на тему: Воспитание интереса дошкольников к традиционной русской культуре

СТУДЕНТ(КА)       Наркачева А.И 

РУКОВОДИТЕЛЬ  Вершинина А.Ю

Нижний Новгород – 2021 г

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе обретения основ русской традиционной культуры………….5

1.1 Теоретические основы понятия «нравственное воспитание»…………………5

1.2. Особенности традиционной русской культуры………………………………15

1.3. Пути, средства и методы воспитания детей в дошкольном возрасте………..20

Глава 2. Формирование культуры в дошкольном возрасте –основа формирования мировоззренческих позиций человека………………………….............................29

2.1 Основа русской культуры – это основы православной культуры……………30

2.2 Обзор составляющих и видов искусств, в которых отражены нравственные законы……………………………………………………………………………….33

Заключение………………………………………………………………………….39

Список литературы…………………………………………………………………41


Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что через приобщение детей к традиционной народной культуре закладываются основы нравственного воспитания. Мы воспитываем детей, чтобы общество было образованным, неравнодушным. Человек, зная менталитет своего народа, культуру, историю и традиции, лучше понимает свое предназначение, тонко чувствует других людей, ему легче привить моральные законы.  

Доказано, приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры формируют личность глубоко духовную и интеллектуальную. Народная культура облагораживает ребенка, воспитывает патриотические чувства, объясняет, что такое хорошо и плохо. Ребенок, знакомясь с традициями свеого народа, историей, культурой испытывает гордость за свой народ.

Но добиться положительных результатов в воспитании возможно только в том случае, если начинать работу с ребенком с малых лет. В это время он впитывает информацию как губка и у него покане сформировалось других, возможно неверных представлений.

В Детском образовательном учреждении детей знакомят с традиционной культурой. Создаются условия, где детей знакомят с устным народным творчеством, обрядами, знакомят с национальными предметами. Например, читают русские народные сказки, рассказывают про традиции, ставят сценки с народными мотивами, ставят танцы под народную музыку. Из игрушек у детей в распоряжении есть матрешки, куклы в народных костюмах, посуда в народном стиле. А также есть игры, например, хоровод, ручеек и тд.

Традиционная культура основана на православной религии, которая отражает нравственные законы. Нравственности можно учить ребенка через знакомство с искусством, есть различные средства и методы воспитания.

Прививать ребенку любовь к народной культуре можно через приобщение к народным праздникам, играм, знакомство с фольклором.

Проблема исследования – методы и способы нравственного воспитания через знакомство с традиционной культурой

Тема исследования – нравственное воспитание

Объект исследования – педагогические методы детского образовательного учреждения

Предмет исследования – мировоззрение ребенка.

Гипотеза исследования – народная культура – основа воспитания

Цель исследования - создать условия для формирования нравственности у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования - Проанализировать особенности формирования нравственных ценностей через приобщение к традиционной русской культуре.

Методы исследования – обобщение и сопоставление традиционных культурных элементов.

Необходимо понять, каким образом привить ребенку любовь к традиционной культуре. Я обозначила актуальность проблемы, но надо раскрыть ее сущность.

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской традиционной культурой.

Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; это этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенное время и с помощью конкретных средств. Обретение нравственных качеств происходит постепенно, через культуру, поскольку культура является самым важным средством формирования нравственности.

Жизнь народа, благополучие его жизни зависит от его нравственности. Именно поэтому проблема нравственного воспитания детей очень важна. Дети должны обладать нравственными качествами: доброжелательность, отзывчивость, честность, порядочность, верность. Их можно развить через познание русской культуры.

Наша задача сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания будет являться появление нравственности у ребенка. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от моральных устоев наблюдается у ребенка дошкольного возраста, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

1.1 Теоретические основы понятия «нравственное воспитание».

Нравственно-патриотические чувство закладываются в человека с детства. С момента рождения ребенок привыкает к культуре своей страны, к своему быту, к менталитету своего народа. Базой для воспитания нравственности являются чувство любви и привязанности. Что такое нравственное воспитание и в чем оно проявляется? Нравственное воспитание - формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основой нравственного воспитания является мораль. Мораль - исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, которые определяют его отношение к труду, к обществу. Можно сделать вывод, что нравственность - это внутренняя мораль, это внутренний голос, который подсказывает, как поступить. Ребенок постепенно осваивает нормы поведения, взаимоотношений, формы взаимодействия.

Нравственное воспитание неразрывно с умственным, физическим и трудовым воспитанием.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием. Формирование высоконравственной личности происходит в дошкольных учреждениях, где осуществляется воспитательная работа. Дети в дошкольном возрасте очень быстро впитывают в себя все человеческое: способы общения, поведения, он использует для этого наблюдения, эмпирические выводы, умозаключения.

Цель нравственного воспитания – формирование нравственных качеств, таких как: трудолюбие, патриотизм, гуманность, честность, доброта.

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств: художественных средств, с помощью природы, деятельности, общения, окружающей обстановки.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками.

По мнению В.И. Петровой, данные качества надо воспитывать постепенно и в нужном возрасте.

«Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать у детей такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.). Побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек в игру, на танец и т. д.

Воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков.

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Воспитывать бережное отношение к растительному миру

От шести до семи лет

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его. Продолжать воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.»

Художественных средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр. Художественные средства очень важны в нравственном воспитании, так как способствует моральных явлений.

  • Через литературу можно очень многое объяснить ребенку, ведь у него него работает воображение и фантазия. Через придуманные образы, интересные мотивы он быстро все впитывает, например, что такое добро и зло, как поступать в определенных ситуациях.
  • Природа также является средством воспитания. Она способна вызвать у ребенка чувство заботиться о ком-то, защищать, оберегать. Чувство любви к природе своей страны – одна из важнейших частей патриотизма. Природные явления, окружающие ребенка, ему ближе, таким образом, восприятие становится проще.

По мнению О.И. Смирновой ребенок обязательно должен познать мир природы. Также она приводит в пример эксперимент.

«Для ответа на этот вопрос следовало бы провести эксперимент, в котором дети с первых дней жизни растут в условиях изоляции от взрослых:

не слышат их речи, не видят других людей, не пользуются обычными

для человека предметами. Если бы в таких условиях дети развивались

примерно так же, как и в окружении людей, то психические способности ребенка можно было бы считать врожденными, заложенными самой природой.

Понятно, что ни один ученый и ни один родитель не позволят провести с человеческим ребенком такой рискованный эксперимент. Однако в истории человечества подобные опыты были. В частности, широко известны истории детей, выросших вне человеческого общества,

которые были найдены в логове животных и «воспитаны» ими. Их называют «дети-Маугли» по аналогии с героем знаменитого романа Киплинга.

Так, например, в начале XX века индийский ученый Рид Синх увидел, как

волчица выводит на прогулку своих волчат, среди которых оказались две

девочки — одна примерно шести, другая — полутора лет. Синх увез девочек с собой и попытался их воспитывать. Оказалось, что эти дети были

лишены всех без исключения специфически человеческих форм поведения. Они передвигались на четырех конечностях, ели сырое мясо, вели

ночной образ жизни, выли но ночам, пытались скрыться или огрызались

при виде людей. Словом, они значительно больше были похожи на волчат, чем на человеческих детей. Младшая из них — Амала — умерла через год, не выдержав человеческих условий жизни. Старшая — Камала — прожила до 15 лет. За девять лет ее удалось с большим трудом обучить

прямохождению и некоторым гигиеническим навыкам. Но совершенно

невозможным для нее оказалось полноценное психическое развитие. Она

так и не смогла думать, чувствовать и говорить по-человечески, а осталась

существом с типично волчьими повадками.

А что если ребенку не навязывать никаких условий жизни и никакого воспитания? Сможет ли он тогда развиваться по-человечески? Ответ

на этот вопрос дают наблюдения за детьми, выросшими в условиях госпитализма. Это явление характеризуется изоляцией детей от взрослых

и долгим пребыванием ребенка раннего возраста в одиночестве. Во время войн часты случаи, когда дети разлучаются со своими матерями

и воспитываются в специальных детских приютах.

Так, немецкий психолог Р. Шпиц описал детей одного приюта, которые

в возрасте трех месяцев были разлучены со своими матерями. Уход, питание, гигиенические условия в этом учреждении были типичными для

всех хорошо поставленных заведений такого рода. Однако у всех детей

произошла резкая задержка не только психического, но и физического

развития. В течение двух лет погибло около половины детей. Оставшиеся

в живых в 3-4 года были неспособны к самостоятельному передвижению

каким-либо способом, не умели сидеть без поддержки, не могли есть ложкой и одеваться, не реагировали на окружающих.

Итак, дети, оставшиеся в первые месяцы жизни вообще без внимания взрослых, несмотря на нормальное питание и физический уход,

либо просто не выживают, либо перестают развиваться и остаются в эмбриональном состоянии. Это может свидетельствовать о том, что наличие человеческого мозга — далеко не главное условие человеческого

развития. Недостаточно родиться человеком, чтобы стать им. Ребенок впитывает в себя то, что дается условиями жизни, воспитанием.

И если эти условия звериные — волчьи, собачьи, обезьяньи, ребенок

вырастает зверем соответствующего вида. Если же новорожденный остается один на один с внешним миром, без «воспитывающей» среды он

просто не выживает и не развивается. Человеческая психика не возникает без особых, культурных условий жизни. Она не заложена в мозге или в организме ребенка.

В то же время установлено, что такая особая внутренняя, душевная

жизнь возможна только у представителей Homo sapiens и никакое животное ни при каких условиях не может стать человеком.

В науке неоднократно делались попытки развить у животных качества, присущие только людям.

Так, например, отечественный зоопсихолог Ладыгина-Коте воспитывала

в своей семье маленького шимпанзе от полутора до четырех лет. Обезьянку учили пользоваться вещами, играть с игрушками, разговаривать

и относились к ней вполне по-человечески. Но результаты оказались

весьма скромными. Шимпанзе с трудом научился некоторым человеческим

навыкам (держать карандаш или веник, стучать молотком и пр.) Но совершенно недоступным для него оказался смысл человеческих действий:

водя карандашом по бумаге, он не мог нарисовать что-нибудь осмысленное, «подметая» пол, он перекладывал мусор из одного места в другое

и пр. У него отсутствовала какая-либо тенденция к усвоению слов, даже

при настойчивой специальной тренировке.

Эти данные говорят о том, что без человеческого мозга не могут возникнуть те качества психики, которые присущи только людям.»

Ребенок многое постигает через музыку. Очень много мелодии, которая благотворно влияет на детский ум, облагораживает ребенка. Он испытывает различные чувства: грусть, добро, радости, различные переживания. А в песнях, особенно детских, есть образы, которые глубоко проникают в детское сознание и формируют его. Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека.

Музыкой можно заниматься профессионально. Это очень много дает в развитии: нравственные основы, а также скачок в развитии.

По мнению О.П. Радыновой главное – вызвать у ребенка интерес к занятию.

«Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею. К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье.

Занятия – основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств

личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога

и детей. Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, – вызвать у

ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их

чувства. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи – развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить

детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем

применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность детей

повышают результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы

педагог сам был увлечен своим трудом, владел профессиональным

мастерством, был неравнодушен к тому, о чем он говорит, что и как

исполняет детям. Музыкальный репертуар, который звучит на занятиях, должен

соответствовать как художественным, так и педагогическим целям,

исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко,

доходчиво. Для того, чтобы усилить впечатления от музыки, разъяснить ее эмоционально-образное содержание детям, педагогу нужно

владеть интонационно богатой образной речью, хорошо знать своих

воспитанников, методику работы во всех возрастных группах.

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях,

следует использовать проблемные методы, активизирующие детей. Методы прямого воздействия (показ, разъяснение) – наиболее легкий

путь овладения каким-либо навыком, умением. Но для музыкального

развития детей применять только эти методы недостаточно. Важно

сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.

Степень контрастности предлагаемых для сравнения произведений

может быть различной. Задания усложняются в зависимости от уровня развития детей, их возраста. Широко применяются игровые приемы (выбрать из карточек одну, соответствующую характеру произведения; прореагировать сменой движений на изменение характера

музыки и т. д.).

На музыкальном занятии недопустимы формальное заучивание репертуара, многократные, однообразные повторения, натаскивание и муштра. Полезно ставить перед детьми задачи, требующие активности, самостоятельности: выбрать инструмент, по тембру соответствующий характеру музыки, сравнить варианты движений под музыку и выбрать наиболее близкие ей; найти «свои», оригинальные движения и др. Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку, следить за внешними эмоциональными проявлениями детей: чтобы они не переутомлялись, не перевозбуждались. На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания – развитие музыкальных способностей. Это происходит в активной деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно быть в центре внимания педагога на протяжении всего занятия. Все виды музыкальной деятельности служат этой цели при условии ведущей роли восприятия музыки. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, в музыкально-ритмических движениях, пении, игре на музыкальных

Необходимо подчеркнуть, что формирование умений и навыков не является целью музыкального воспитания, а лишь средством развития музыкальных способностей. Уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие – менее. Есть дети способные, но стеснительные.

Вера ребенка в свои силы – необходимое условие успешного развития личности. Только если ребенок поверит, что у него получится то, что ждет от него педагог, можно достигнуть положительного результата. Поэтому так необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях.

Важно умело использовать коллективные, групповые и индивидуальные задания, учитывая уровень каждого дошкольника. Задания должны быть разграничены по степени трудности: более развитый ребенок (группа детей) получает задание сложнее, менее развитый – доступное ему, но обязательно развивающее его способности. Каждому нужно подобрать задание по его силам, чтобы оно по возможности завершалось успехом.

Одобрение и поощрение успехов ребенка очень важно для осознания им собственного «я», необходимого для продвижения вперед в развитии, в частности, музыкальном.

Полезно побуждать детей к взаимообучению на занятиях и в самостоятельной деятельности, взаимопомощи при овладении определенными навыками (движения, игра на музыкальных инструментах). Это воспитывает в них доброжелательные отношения в общении, внимание друг к другу.

Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости

от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения

всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т. д. Они проводятся индивидуально, по подгруппам и фронтально. В зависимости

от содержания занятия бывают различных видов: типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Обучение детей на занятиях должно подкрепляться разнообразными впечатлениями от музыки, получаемыми в других формах деятельности».

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: прежде всего – это игра, труд, учение, творчество. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особенным средством является общение. С ребенком необходимо очень много общаться, уже в дошкольном возрасте учить его мыслить, думать над какими-то вопросами. Не надо игнорировать вопросы ребенка, наоборот, это правильно и полезно, что ребенок всем интересуется. Перед тем, как ответить на вопрос, надо понять, что думает ребенок, а затем уже дать ему полный, развернутый и понятный ответ.

Атмосфера, в которой воспитывается ребенок тоже является средством нравственного воспитания. Атмосфера должна быть доброжелательной, пропитанной любовью, спокойствием, в ней не должно быть агрессии. Важно отметить, что в школе по поведению ребенка можно с легкостью понять, в какой атмосфере живет ребенок. Если он агрессивный, неспокойный, до него невозможно «достучаться», значит и в семье очень неспокойная, возможно нездоровая обстановка. Если в семье не учат доброте, честности, любви, то ребенок вряд ли вырастит наделенным нравственностью.

Средства воспитания нужно использовать все. Но стоит их выбирать, исходя из возраста ребенка, его интеллектуального развития. Нравственное воспитания осуществляется в различных сферах жизни и деятельности. На ребенка влияет семья, сверстники, улица.

1.2. Особенности традиционной русской культуры

Традиционная русская культура возникла в прошлом, формировалась на протяжении многих лет. Интерес к культуре можно объяснить с поиском корней духовности, ментальности. Именно в корнях народной культуры кроется суть народного духа, русская культура сильно влияет на современную культуру и на сознание человека.

Народная культура - определенная форма, которая отражает жизни и образ жизни. Проявляется народная культура в самых разных формах и видах. К народной культуре относятся народные сказки, былины, легенды, народные игры, поговорки, народные танцы, декоративно-прикладное искусство, народные поверья, традиционные обряды, народные блюда, народный костюм.

Детей очень важно водить детей в народный музей, так как традиционная культура отражает этнические особенности. Дети должны понимать, что раньше носили сарафаны, лапти, жили в деревянных избах. Необходимо знакомить детей дошкольного возраста с народными песнями, танцами, сказками. В более взрослом возрасте они будут понимать, что многие мотивы в литературе взяты из народных, во многих песнях и танцах есть народные элементы.

Культурные тексты народной культуры многообразны. Что касается поведенческих моделей, то они сформировались в рамках ритуалов, например в праздниках, похоронных или свадебных ритуалов. Народными являются и нормы поведения человека по отношению к семье и отдельно к детям, женщинам, мужчинам, старикам и пр. Народная культура – это народные символы и приметы, народная одежда и убранство, народная кухня и многое другое. Это особый взгляд на устройство мира, а также своеобразные нормы и ценности жизни.

Народная культура отражает мировоззрение, представления, традиции и идеалы этнической или национальной культуры.

Особенность традиционной культуры в том, что она поддерживает связь с прошлым, с нашими предками и их мудростью. Народная культура – память, в своих проявлениях она рассказывает об исторических событиях, о менталитете людей, об эпохе. Былины, например, рассказывают о киевской Руси. Пример былин: былина об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

Сейчас люди проявляют интерес к народной культуре, потому что хотят больше понимать сущность русского человека, его мышление и повадки. Государство в том числе пытается сохранить народное наследие, государство делает это с помощью разных программ, проектов или организаций. Это очень важно, потому что народ не должен терять чувство патриотичности.

Также, чтобы приобщать общество к русским традициям, государство поддерживают финансово различные музеи.

Есть три формы культуры. Народная, массовая и элитарная. Чтобы лучше понять характерные черты народной культуры, ее необходимо сравнить с другими формами. Народная культура создана анонимными авторами, не имеющими специальной подготовки. Элитарная культура создана профессионалами для узкого круга лиц, трудна для понимания, а целью преследует самовыражение автора, а не коммерческий успех, в отличие от культуры массовой, которая доступна для понимания, имеет низкую культурную ценность и имеет целью получение прибыли.

   Эти виды культуры не враждебны друг другу и широко взаимодействуют. Массовая культура, приносящая прибыль, проникает во все области элитарной культуры, смешиваясь с ней и даёт возможность оказывать материальную поддержку творцам.

  Одновременно одно явление культуры не может быть продуктом трёх форм культуры, а вот двух может. Например, слияние народной и массовой культуры можно показать на примере народных сказок, которые читают практически всем детям, и народные карнавалы, на которых гуляют все жители и туристы города.

Стоит отметить, что народная культура отличается от массовой тем, что крепко связана с этносом, отражает характер определенного коллектива людей. Традиционная культура характеризуется историей, которая включает в себя несколько веков. Она не связана с целью получения прибыли. Ее функция – духовный рост и воспитание, просвещение, приумножение носителей народной культуры.

Традиционная культура является основой для массовой культуры, так как вторая форма очень часто заимствует народные элементы. Например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» персонажи раскрывают с помощью танцев.

У народной культуры 5 свойств:

  • Не имеет четких границ, присутствует в социальной жизни. Культура присутствует везде. В праздниках используются народные мотивы – сжигание чучела, хоровод.
  • Народная культура очень медленно меняется. Ее нормы очень мало изменились за все время. Культура не поддается кардинальным переменам. Изменения происходят лишь в том случае, если неизвестный автор импровизирует или вставляют свое видение.
  • Народная культура теснейшим образом связана с религией и мифологией. То есть у народной культуры принципы связаны с чем-то сверхъестественным. Если рассуждать разумно, то все должно объясняться доказательствами, законами логики. Народная культур объясняется религией, эмоциями, чувствами, интуициями. Проверить утверждения в традиционной культуре – нельзя, она держится на вере, мировоззрении. Религия объясняет все: и рождение человека, и смерть, все события в его жизни, смысл жизни.
  • Традиционная культура синкретична и многогранна. То есть охватывает все стороны жизни человека. Видение мира передается через творчество, традиции, принципы и нормы жизни. Многие явления народной культуры взаимосвязаны между собой. Это можно объяснить на примере праздника – для него нужны определенные песни, танцы, одежда, кухня. Традиционная культура проявляется и в сферах человека: в семье – пословицы о муже и жене, в воспитании детей – колыбельные песни, пища – традиционная русская кухня, одежда – народные костюмы, вера в Бога – народные праздники и ритуалы.
  • Народная культура – часть жизни человека, носит повседневный характер. Неслучайно культура называется народной, ведь она создавалась народом.

Т.И. Бакланова подробно описывает как народная культура проявляется в семье:

«Обычаи и обряды родильного цикла Играли огромную роль с древнейших времен. Нельзя забыть, что первой формой социальной организации людей был материнский род, и при трудных бытовых условиях, небольшой продолжительности жизни древнего человека выполнение женщинами своей природной функции деторождения было основным условием

существования рода. События, связанные с этим, возводились в культ. Обряды родильного цикла существуют тысячелетия и являются древнейшими в истории человечества Главный смысл родильного цикла определялся заботой о рождении здорового ребенка и сохранении жизни и здоровья матери. Это обуславливало проведение магических обрядов, почти не видоизмененных под влиянием церкви. В народе бытовала поговорка: «Много детей бывает, не

«лишних» Бог никому не посылает». И еще в старину говорили: «У кого детей много, тот не забыт от Бога». Многодетность в народе всегда приветствовали, осуждение многодетных семей порицали, а бездетным сочувствовали. В некоторых местах России уже во время свадьбы предпринимали меры

предосторожности, обеспечивающие успешное деторождение

молодой женщины Нередко они носили суеверный оттенок Н

Сумцов писал, что в Нижегородской губернии молодых из-за

свадебного стола выводят так, чтобы избежать кругового

обхождения, иначе молодая не будет рожать. Все время

покрывания головы молодой сажают ей на колени маленького

мальчика с целью расположить молодую женщину к рождению

первенца мужского пола. Довольно насыщенным разнообразными обрядами

обычаями, суевериями является период вынашивания ребенка.

Беременная женщина на Руси была объектом множества

суеверий, в которых, однако, нельзя не увидеть рациональное

зерно.»

Признаки народной культуры отражают ее характер.

В народной культуре преобладает устное творчество, ведь она зародилась далеко до распространения грамотности. Люди передавали друг другу информацию, поэтому народные сказки, пословицы, поговорки носят устный характер.

Другой признак традиционной культуры – традиционность. Так как произведения устные, то для того, чтобы передавать культуру, нужны традиции. Именно они регулируют процесс передачи, устойчивость культуры. Поэтому культура называется традиционная или консервативная.

Этничность – также признак народной культуры. Она крепко связана с этносом, так как создавалась она самим народом.

Следующий признак – ритуальность. Для сохранения культурного опыта существуют определенные ритуалы. То есть творчество, повседневные явления сопровождаются действиями. Например, перед принятием пищи – молитва, песни – движениями, блины во время масленицы.

Признак традиционной культуры заключается в том, что автора у произведений нет, автор – народ.

Есть определенные функции народной культуры:

  • Передача культуры.
  • Познавательная
  • Ценностная
  • Воспитательная
  • Эстетическая
  • Толерантная
  • Коммуникативная
  • Креативная

1.3 Пути, средства и методы воспитания детей в дошкольном возрасте

В воспитании ребенка, особенно в дошкольном возрасте, важно уделять внимание как нравственности, так и физической подготовке. В дошкольном возрасте ребенку надо объяснить, что можно, а что нельзя. Школа – это подготовительный этап перед более серьезным, перед взрослой жизнью. Поэтому до того, как ребенок оказался в школьных условиях, его также необходимо подготовить. Во-первых, привить интерес к учебе. Во-вторых, подготовить ребенка к школе физически, ведь там будет предмет физическая культура. В-третьих – надо социализировать ребенка, чтобы он легко мог общаться со сверстниками на протяжении долгих школьных лет.

Итак, какие есть способы и средства воспитания детей?

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализация на основе культурных и нравственных ценностей. Обычно, в воспитании есть 3 способа: личный пример, поощрение и наказание. На самом деле, 1 способ, - личный пример,- лучший способ. Ребенок зачастую не слышит родителей, а видит их, очень много наблюдает. Если взрослый молча будет демонстрировать хорошие поступки, достойное поведение – ребенок это будет повторять.

Что касается наказание и поощрения, то эти методы в народе называли – метод кнута и пряника. Данный способ хорош, но его необходимо использовать в меру, потому что наказания могут ранить ребенка, а поощрения -  избаловать. Также если много «давать пряников», то ребенок начнет шантажировать родителей или наоборот. То есть он будет вести себя хорошо лишь в том случае, если за такое поведение ему пообещают награду. Или же родитель будет лишать ребенка определенных благ в случае плохого поведения.

Без кнута и пряника в воспитании обойтись невозможно, но сосредоточить внимание необходимо на методе личного примера. То есть – заниматься спортом, чтобы ребенок заинтересовался, читать или учить что-то при ребенке, привлекая его заинтересованность. А также вести себя достойно при ребенке с окружающими.

С 1 – 5 лет – ребенок приобретает навыки, у него развивается память, раскрывается воображение, включается фантазия. Особенный рывок ребенок совершает в 2 года. Необходимо до 5 лет освоить развивающие игры, рисовать, петь, читать сказки, пытаться делать так, чтобы ребенок сам сочинял песенки или истории. Очень полезно с детьми учить стихотворения и играть в рифмы, то есть ребенок должен срифмовать какие-то слова.

Считается, что 3 год в жизни ребенка – переломный. Ребенок растет постепенно и уже что-то хочет делать сам, поэтому важно выстраивать с ним общения и прислушиваться к его желаниям.

Речь – является одним из главных аспектов в развитии. Надо обогащать словарный запас. Это можно сделать с помощью игр или простого общения. Например, гуляя с ребенком, надо отвечать на все его вопросы, которые непременно возникнут.

В 1-3 года у ребенка формируются чувства, характер. А также совершенствуется моторика, мышления, анализ.

Подробно описывает поведение ребенка в 3 года.

«На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное

противоречие кризиса трех лет.

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется

проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим,

сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он

может сопереживать другому ребенку.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно,

действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не

представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственны ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.

Дети 3–4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения,

связанные с определенными разрешениями и запретами («можно»,

«нужно», «нельзя»).

В 3 года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный

репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные

представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках,

прическа и т. д.). В этом возрасте дети дифференцируют других людей

по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как

в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности

овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок

трудовой деятельности): самостоятельно есть, одеваться, раздеваться,

умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем,

отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни

младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения

во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные

навыки основываются на определенном уровне развития двигательной

сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является

уровень развития моторной координации.

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных

свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе

самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны.

Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый).

Если перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе

взрослого он выберет три-четыре цвета по названию и два-три из них самостоятельно назовет. Трехлетний ребенок способен выбрать основные

формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по

образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова

«больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей

и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты

(квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п.

На основании опыта у них складываются некоторые пространственные

представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться

словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги

и наречия).»

Умственное воспитание облегчит школьное и дальнейшее обучение.

Вот список того, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет перед первым классом: Находить отличие между картинками, раскрашивать картинки, рассказывать стихи наизусть, знать формы предметов, соотносить цифры и количество предметов. Знать фамилию, имя и отчество своих родителей, знать времена года, времена суток, знать животных, птиц, цветы, деревья.

Стоит уделить внимание развитию органов чувств, мыслительной деятельности, постановке речи, воспитанию.

Что касается нравственного воспитания, надо учить ребенка анализировать поступки. Когда ребенок читает книги, смотрит мультики или сказки, надо задавать ему вопросы: хорошо ли тот или иной персонаж поступил в данной ситуации. Надо объяснять ребенку, что такое добро и зло.

У ребенка должны сформироваться представления о заботе, вежливости, доброте. Надо учить самостоятельности, ответственности, организованности. Ведь без этих качеств учиться будет очень трудно. Необходимо объяснить, как себя вести в школьных условиях.

Важно, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс сформировались представления о справедливости, заботе, доброте, вежливости. Все эти знания должны подкрепляться соответствующими поступками и поведением. Кроме того, стоит уделить внимание и развитию самостоятельности, ответственности, настойчивости, организованности – то есть таким качествам, которые также помогут ребенку успешно учиться в школе.

Чтобы ребенок знал, как себя вести с одноклассниками, учителями, надо понимать, что у ребенка должно быть чувство собственного достоинства. Для этого необходимо поддерживать благоприятную в эмоциональном плане атмосферу.

В доказательство я приведу рекомендации по нравственному и трудовому воспитанию Ольги Анатольевны Соломенниковой:

«Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками. Воспитывать умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.). Побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек на танец и т. д. Воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков.

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Трудовое воспитание

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.

Рассказывать о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др. Объяснить, что для облегчения труда используется разнообразная техника . Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.

Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.

Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения. Учить детей доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

Учить детей наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).

Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.»

Очень полезно поощрять инициативность со стороны ребенка – помочь убраться, приготовить, прочитать новую книгу. Не надо решать все за ребенка, можно поговорить с ним, спросить, как, по его мнению, надо решить тот или иной вопрос.

Игра – главный способ познания мира. Через игру ребенок узнает о важных профессиях, о том, что люди таким образом зарабатывают деньги.

Г.А. Урунтаева разбирает детские игры и их пользу для детей.

«В раннем детстве ребенок осваивает действия с предметами ближайшего окружения. Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать как взрослый приводит к тому, что малыш стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетноролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку. Выдающийся психолог А.Н.Леонтьев подчеркивал: «...Овладение ребенком

более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности может совершаться только в игре». Малыш, моделируя деятельность взрослых в игре, расширяет сферу, в которой он может действовать. А.В.Запорожец писал: «Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей». Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Д.Б.Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры, показал, что центральным компонентом ее выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах

одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им.

Приведем пример из наблюдения за сюжетно-ролевой игрой дошкольников в «семью».

Ира П. (5 лет 7 мес.), Света К. (5 лет 6 мес.), Сабина М. (5 лет. 4 мес.), Наташа Н. (5 лет 5

мес.), Галя С. (5 лет 5 мес.) подошли к кукольному уголку и сразу стали распределять

роли.

Света : Я буду дочкой.

Ира : Я буду мамой.

Данил С . (5 лет 7 мес.) (услышал девочек, подошел к ним): А я буду папой.

Сабина : Я буду тоже дочкой.

Наташа , Галя : А мы к вам придем в гости.

Ира : Хорошо, приходите к нам в гости, а мы вас встретим.

Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.»

Глава 2. Формирование культуры в дошкольном возрасте – основа формирования мировоззренческих позиций человека

Культура поведения – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения способствует общению ребенка со сверстниками и взрослыми. Решающая роль культурного воспитания принадлежит семье, родителям. Также ребенка воспитывает детский сад.

Культура поведения включает в себя следующие компоненты:

1. Культура деятельности: проявляется в инициативности ребенка к труду, в желании к занятиям. Надо также прививать ребенку привычку держать рабочее место в порядке, доводить дело до конца, бережно отоситься в вещам (игрушкам, книгам)

2. Культура общения. Надо учить ребенка общаться с людьми, вежливо с ними разговаривать. Ребенок должен знать, что к взрослым надо обращаться на Вы, говорить слова благодарности, здороваться при встрече.

3. Культурно-гигиенические навыки. Ребенка надо приучать умываться 2 раза в день, регулярно чистить зубы, мыть руки перед едой. Он должен понимать, что одежда должна быть чистой.

Надо приобщать детей к моральным ценностям и с течением времени ребенок постепенно овладеет принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений.

2.1 Основа русской культуры – это основы православной культуры

Традиционная русская культура сформирована под влиянием православной религии. Значимость и влияние православной культуры в обществе не исчерпывается духовной сферой. В православной традиции сформировался православный образ.

Ученые всегда обращали внимание на особую религиозность у русских. С одной стороны, православие составляло огромную ценность, с другой -  чаще всего вера для многих была только обрядом. Потому что было мало грамотных людей, они не обладали знаниями. Русская культура была одной из достойнейших благодаря глубокой духовности, которая исходила от религии. Идеи православной культуры, язык, законы были основой государства. Православие с конца 10 века «держит» общество в определенных рамках, является инструментом правления власти. Религия полностью формировало мировоззрение народа, характер, традиции, нормы и идеалы. Она регулировала отношения в семье, в труде, отношения к власти, к миру, природе.

А.В. Василенко объясняет, как религия скрепляла семьи и как изменилось духовное состояние людей после того, как христианство перестало вмешиваться в жизнь людей: «Утрата традиционной православной народной культуры в образовании и национальном общественном самосознании привела к потере нравственных ориентиров подрастающим поколением. Копирование западных образцов в образовании, дурно понятая свобода и вседозволенность приводят к гибели института формирования гражданина, воспитанного в духе традиционной национальной православной культуры, что является одной из основных проблем в современном образовании. Причина гибели этого важнейшего воспитательного института кроется в историческом развитии педагогики.

Чтобы понять суть проблемы, необходимо рассмотреть поступательное

развитие отечественного образования.

В период отечественного развития педагогики до Петра I на Руси

сложился церковный тип школы, характеризующийся тесной взаимосвязью с

Церковью, всесословностью, нацеленностью образования на удовлетворение

религиозно-нравственных потребностей народа, созидание образа

благочестивого человека. В содержании образования такой школы не было

многоучения, но был синтез религиозных знаний и христианской

нравственности.

Конец XVII – начало XVIII в. – время проникновения в отечественную

педагогическую культуру начал секуляризма и утилитаризма, разделения

школы на светскую и духовную. Образование стало европоцентризованным.

После восстания декабристов 1825 г. Николай I привлёк к решению

проблем в образовании графа Сергея Семёновича Уварова, опытного деятеля

в сфере просвещения и науки. В 1833 г., одновременно со вступлением в

должность министра образования, С.С. Уваров издаёт директиву

Министерства просвещения, содержащую знаменитую триаду «Православие.

Самодержавие. Народность». «Православие» рассматривалось Уваровым как

основа нравственности, культурных устоев исторически сложившихся в

политической и общественной жизни России, отвергающее любое

проявление сектантства. «Самодержавие» отождествляется с понятием

государственности, уважением и почитанием власти.

В начале XX века происходит расшатывание православных устоев в

жизни российского общества. В процессе демократизации общественной

жизни распространение получили идеи свободного воспитания. [2, с. 35]

Россия в Советский период вычеркнула понятие «духовность», ставя в

приоритете материальные ценности, коллективизм, что привело к духовному

кризису, утрате большой части истории. Народ, который забывает свою

историю и корни, ведёт себя к саморазрушению и уничтожению.

В древней Руси князь Владимир, приняв христианскую веру и крестив

народ, стал «отцом» государства-семьи, где все были братья и сёстры во

Христе. Каждая семья народа была связана общей верой, культурой,

ценностями. Семьи, как правило, состояли из семи и более человек и были

крепкой основой государства.

В связи с подменой приоритетов и ценностей семья перестала

выполнять основную функцию воспитания, утратила своё значение

фундамента духовно-нравственного образования. Всё больше семей

распадается по причине эгоизма и отсутствия нравственности. Страдают от

этого дети. Семьи, в которых воспитывается один ребёнок, часто делают из

своего ребёнка кумира и готовы отдать ему все материальные блага, забывая

о духовно-нравственном воспитании.

Современная семья, как правило, безукладна и живёт вне церковной

традиции, всё более утрачивая функции духовно-нравственного воспитания,

трудового становления и развития детей. Семья и школа слабее

взаимодействуют друг другом. Церковь перестала играть объединяющую

роль во взаимоотношениях семьи и школы.»

Христианская тематика наполнена образами, идеалами, атмосферой высокой духовности. Искусство и литература пропитаны основами и законами христианства.

У церкви была объединяющая функция, так как существуют православные праздники и традиции. Также есть функция утешительная – все, что ни происходит в жизни человека, - неслучайно. Народ думал об этом во время скорби, испытаний.

Люди понимали, что надо достойно воплощать идеалы мире. Ф. М. Достоевский писал: «...народ русский в огромном большинстве своём православен и живёт идеей Православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею отчётливо и научно. То есть во всех сферах: в политике, в социуме действовали законы православия. Народ жил, исходя от чувств сердца. Христианство предполагает милосердие.

Становление и развитие православия.

Рождение, брак, венчание на царство, смерть регистрировались только Церковью, в связи с чем совершались соответствующие Таинства  и богослужения. Все государственные церемонии сопровождались молебнами. Православная Церковь играла важнейшую роль в государственных делах и в жизни народа.

Защищали Русь из интереса служению Богу, не обращая внимания на собственный интерес, жажду власти и слав. Правдой служить новой Родине во славу Божию, как говорили на Руси, что означало честное служение не ради личной корысти и собственных интересов, а ради прославления Господа.

В Москве и других исконно русских городах, среди преимущественно русского населения, и раньше, и в нынешнее время живут и продолжают активно расселяться люди самых разных национальностей и вероисповеданий и не стремятся возвращаться на родину предков. Это значит, что великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовноэстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям.

Очень важно в современном мире проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам.

2.2 Обзор составляющих и видов искусств, в которых отражены нравственные законы.

Связь морали и искусства – одна из важнейших проблем, на которую обращают внимание. Впервые значение искусство для совершенствования нравственности человека осознали древние греки. Считалось, что если человек не обладал творческими способностями, то у него отсутствовали нравственные принципы. Аристотель оценивает связь морали и искусства на примере трагедии и комедии. Также эту проблему разбирали Гоголь, Шиллер, Руссо. В реализме идет постоянная борьба добра и зла. Искусство открывает перед нами ценности добра, которые отражают персонажи в вымышленном мире.

Есть два направления связи искусства и морали. Первое – отображение морали через действия и поступки героев. Этот тип показывает идеал нравственного человека, на которого стоит равняться. Второе направление – духовное влияние эстетического переживания совершенства произведений искусства.

Эстетическая теория доказывает, что искусство облагораживает человека и благотворно воспитывает в нем лучшие черты и качества. Искусство может объяснить, что такое добро, красота, может привить истинные ценности. Общество должно понимать, что такое хорошо, а что плохо. Иначе люди будут равнодушными.

Детский фольклор должен знать каждый ребенок: потешки, считалки, пословицы, загадки, поговорки.

Пример проявления нравственности в искусстве - народные сказки. В них настоящее добро всегда побеждает зло. Но победа добра над злом всегда - следствие труда главного героя. В сказках показано, что главный персонаж – страдает от зла, поэтому стремится его победить. Но как ему побороть зло? Сделать это можно ведя себя противоположным образом, то есть быть – добром. Воплощать собой нравственные идеалы – а именно, смелость, честность, благородство. Сказки говорят о том, что если мы будем добром – победа на нашей стороне.

Но путь к победе очень непрост. Для этого герою приходиться проходить очень много испытаний, чаще всего случаются троекратные повторы. Но, поскольку герой добрый, то к нему на помощь всегда приходят лди или волшебные предметы.

Читая сказку, ребенок осознает, что зло никогда не победит, что в любом случае исход плохих поступков и неправильного поведения будет плохим. Он понимает, как важны нравственные качества. Какими они должны быть он понимает, глядя на главных героев. Сказке построены на антитезе. Благодаря этому ребенок четко понимает, где плохие, где хорошие.

Отличие художественно совершенного искусства - в его способности побудить человеческое сознание на диалог с собой. Человек начинает задавать себе вопросы, задумываться о своей жизни поступках, поведении.

Рисование – вид искусства, которым должен заниматься каждый ребенок. С помощью рисование ребенок познает мир. Он понимает, что карандаш – оставляет след, что есть разные цвета, он запоминает их названия и учиться различать.

Влияние рисования на развитие ребенка описывает Запунили Анна Александровна в своей работе: Роль изобразительной деятельности в развитии функций речи у детей дошкольного возраста»:

«Восприятие и наглядно-образное мышление получают преимущественное развитие в дошкольном возрасте под определяющим

влиянием игровой и продуктивных видов деятельности. Под воздействием

изобразительной деятельности у ребенка начинает складываться образное

мышление – способность произвольно строить образы, пользуясь натуральным и абстрактным материалом (Ю.А. Полуянов, 1998; 2000). Отмечается, что в рисунках детей отражается уровень развития мышления ребенка. Вопрос о роли восприятия и мышления в развитии рисования привел исследователей к противопоставлению рационального и чувственного

познания: рисует ли ребенок то, что знает о предмете, или то, что видит. С

одной стороны, рисунки детей схематичные, являются изобразительным

эквивалентом понятий. С другой стороны, детские рисунки с возрастом

изменяются по направлению к все более адекватному отображению

действительности.

Как показывают исследования, детское рисование на всех этапах развития

связано с чувственным познанием действительности и, прежде всего, со

зрительными образами. Ж. Пиаже обращает внимание на сочетание частей

в детских рисунках, которое объясняется синкретичностью зрительных

образов, что является особенностью детского восприятия.

В.С. Мухина считает, что определяющими для детского рисования

являются действия восприятия: соотнесение зрительно воспринимаемого

объекта с известным эталоном (формы, цвета и т.д.); реакция «схватывания»;

детальное зрительное обследование объекта и графических построений,

которые выступают для рисующего как графический образ этого объекта, и т.д.

Восприятие рассматривается как ведущая функция, определяющая развитие

изобразительной деятельности ребенка.

По детским рисункам можно судить об уровне знаний и представлений

ребенка об окружающем мире. В них отражается степень обобщенности

зрительных представлений, их осознанность и способность ребенка к

выделению существенных признаков предметов»

Почему литература благотворно влияет на ребенка? Потому что он во время того, как читает или слушает сказки, у него включается воображение и фантазия.

Подробнее о воображении пишет Урунтаева Г.А

Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок никогда не бывает точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте и выступая его знаком.

Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании малыш не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Становление механизма представления, воссоздания образов, а также умения слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений (Н.Н.Палагина, Л.Павлова).

Показателями того, что ребенок представляет передаваемые в речи события, являются реакция сосредоточения и адекватные эмоции. О зарождении механизма представления событий рассказа говорит тот факт, что малыш на втором году жизни действенно сопереживает им. Он повторяет действия персонажей по ходу слушания: бьет кулачком по столу, деланно хнычет и пр., то есть у ребенка появляется представление через действие. На третьем году жизни в действиях малыша наблюдается отсроченное подражание увиденному, что говорит о наличии достаточно сложного представления, об умении действовать на основе сформированного образа.

О первых проявлениях воображения в 2,5-3 года свидетельствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, еще не заключают в себе элементов воображения. Если ребенок «ест» пустой ложкой, то производимое им действие

определяется конкретной ситуацией, в которую он включен в данный момент. Он осваивает функцию предмета, действие с ним и повторяет его. Малыш следует логике предмета: раз есть ложка, то ею надо есть, и не важно, наполнена она или нет. Нередко на

первый взгляд кажется, что ребенок использует один предмет заместителем другого. Так, малыш подносит ложку к подушке, кубику, игрушечной кошке.»

Музыка также является искусством, которое нравственно воспитывает детей. Она облагораживает ребенка, у него включается воображение, он постепенно начинает чувствовать тоньше этот мир. Это связано с тем, что в музыке очень много грустных, мелодичных мотивов и мелодий. Это влияет на психику, делает ребенка спокойнее, усидчивее, ребенок начинает о многом задумываться.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы

формируем основы его музыкальной культуры в целом. «Иммунитетом против пошлости» назвал Д. Б. Кабалевский формирование любви и привычки к подлинному искусству. «В условиях чудовищной засоренности мирового музыкального быта», – писал музыковед, педагог и композитор в

1984 г., – «особую сложность приобретает вопрос об эстетическом воспитании детей. Отсюда вытекает основная задача: формирование хорошего вкуса надо начинать в самом раннем детстве. Надо, чтобы подростки, когда они встретятся с легкой музыкой, уже понимали красоту большого, серьезного искусства и ощущали разницу между хорошим и плохим. Надо, чтобы хорошая народная, классическая и современная музыка входила в круг детских интересов в те же ранние годы, когда входит в этот круг умная и добрая книга».

Непосредственное воздействие оказывает музыка на развитие собственно

нравственной сферы человека. Не только эстетические, но и нравственные чувства – любовь к людям, совесть, благоговение перед святыней развиваются с помощью музыкальной культуры. Будучи сильным средством эмоционального воздействия, музыка способна усилить впечатление тех или иных событий, сделать более явным и глубоким

осмысление нравственной стороны литературного произведения. Музыка способна пробудить в душе ребенка чувство стыда и

желание исправиться, стремление совершить доброе дело, пожалеть, приласкать, помочь тому, кто в этом нуждается, а также

учиться быть внимательным к окружающему миру и людям, занимать активную и действенную, ориентированную на служение, а не на потребление жизненную позицию с начала пробуждения самосознания –

с конца раннего возраста. Музыка, как и любое творчество,

неизменно выражает мировоззрение композитора и может быть сильным оружием как добра, так и зла. Будучи одной из самых вдохновенных форм искусства, она своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой,

разнообразием звукосочетаний и нюансов способна передать бесконечную гамму чувств и настроений. Сила музыки заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает

настроение человека. Соответственно своему содержанию она может вызывать в нем самые возвышенные и благородные чувства

или, напротив, самые темные желания.»

Заключение.

Сегодня дети, а завтра – народ. Какое будет общество в будущем зависит от нас. Мы в силах воспитать неравнодушных, глубоко нравственных людей. Главное, закладывать воспитание в детстве – когда психика ребенка «уязвима» для воспитания. Ребенок – пластилин, из него можно слепить все, что угодно.

В России есть все условия для того, чтобы воспитать достойного ребенка. Ведь у нас такая богатая страна. И богатая она в плане культуры. Наша культура очень развитая, глубокая, а главное – духовная.

Традиционная русская культура основана на православной религии. В давние времена ее законам подчинялись все. Основываясь на ее законы, люди принимали важнейшие решения, по христианским законам народ выстраивал поведение в семье, поведение с родственниками, детьми. Христианство учит добру, честности, верности, трудолюбию. Всему, что надо передать своим детям, чтобы они стали достойными людьми.

Но знакомить ребенка с культурой народной нельзя по взрослым книгам и учебникам. Игра – это главный способ познания мира у ребенка. Лишь с помощью игры ему возможно познать, что такое добро и зло.

Есть масса видов искусств, которые воспитывают нравственные качества ребенка. Если мы говорим о традиционной культуре, то, конечно – это детский фольклор. С ним можно познакомить ребенка через музыку, танцы, игры, рисование.

Ребенок может слушать народные песни, где сохранены традиции, о которых поются. Дети очень любят сказки, особенно народные. Народные мотивы встречаются везде, даже в сказках Пушкина. Сказки – это интересно. И это самый яркий показатель антитезы добра и зла. В народных сказках перед ребенком описываются подробно хорошие и плохие поступки персонажей. Ребенок, читая или слушая сказки, постепенно начинает задумываться о поведении сказочных героев. Ему хорошие симпатичны, а плохие – нет. Он заимствует модель поведения положительных персонажей.

Прививать ребенку знания о традиционной культуре надо через игру. Но каким способом? Я описала несколько, больше всего мне близок метод – личного примера. Все зависит от родителей. Если мама и папа читают, рассказывают ребенку о русских народных элементах, например, об игрушках, поют песенки народные, то и ребенку будет нравится. А значит – он заинтересуется этим. Если ребенок познает народную культуру – он станет глубже и тоньше, его кругозор значительно расшириться. И, возможно, в будущем он будет анализировать поведение и мышление предков. Это даст почву для размышлений, поможет сделать выбор в вопросах нравственного характера.

Список литературы:

  1. Нравственное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации/ В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – Москва: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.
  2. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник для среднего профессионального образования / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова.- Москва: издательство Юрайт, 2019.-34с.
  3. Детская психология: учебное пособие/ Смирнова Е.О. – Москва: издательство КноРус, 12 с.
  4. Народная художественная культура: учебное пособие / Т. И.
  5. Бакланова.- Москва: МГУКИ, 2002.- 121 с.
  6. Физическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации/ Э.Я Степаненкова. – Москва: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.- 6с.
  7. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: программа и методические рекомендации/О.А. Соломенниковаю - Москва: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 23 с.
  8. Знакомим дошкольников с государственной символикой России: дошкольное воспитание/Баранникова О.И.-2007.-56 с.
  9. Хранители традиций народной игрушки: Дошкольное воспитание/Л. Берсенева. - 2009. -48с.
  10. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Князева О. П., Маханева М. Д. – Санкт-Петербург: издательство Детство-Пресс. - 1999. – 304 с.
  11. Дорогами сказки: Дошкольное воспитание/Мацкевич М. – 2017. 40с.
  12. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности: Дошкольное воспитание/ Поштарева Т., Мажаренко.- 2007.-34 с.
  13. Народные художественные промыслы: учебное пособие/Рафаенко В. Я. –Москва: издательство Знание. - 1998. – 172 с.
  14. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством: программа воспитания и обучения / О.А. Соломенникова. –Москва: Мозаика – Синтез, 2006. – 43 с.
  15. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста: учебное пособие/Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.. – М.: издательство Педагогическое общество России. - 2005. – 20 с
  16. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учебно-методическое пособие/ Князева О.Л., Маханева М.Д. – СПБ.: издательство Детство-Пресс. – 2004. -13 с.
  17. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ Литвинова М.Ф. – Москва: издательство Айрис-пресс. – 2003, 45 с.
  18. Традиционная православная культура как потенциал духовно-нравственного воспитания младших подростков и формирования их жизненного опыта: Материалы Всероссийской электронной научно-практической конференции/ А.В. Василенко. - 54с.
  19. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебное пособие/А.Г. Гогоберидзе. – СПб. – 2013. – 41 с.
  20. Дошкольная психология: учебное пособие/Г.А. Урунтаева. – Москва: Издательский центр «Академия». – 2001. – 6 глава, 2 параграф
  21. Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребенка: монография/Н.Е Шилова. - 2013
  22. Социально-культурная деятельность, как предмет научного осмысления/М.А. Арнарский.-СПб.-2008.-8с.
  23.  Этнография детства и русская народная культура в Сибири/Г.С. Виноградов. – Москва.-2009.-4с.
  24. Культурное многообразие России как составная часть всемирного наследия/И.В Колинько: Статья/2006
  25. Педагогические сочинения/К.Д Ушинский. – Москва: педагогика. – 1990. – 52с.
  26. Избранные психологические труды/Д.Б. Эльконин. – Москва: педагогика. – 1989. – 32с.
  27.  Традиционная культура: проблема к определению понятия/А.В. Костина. – 2009
  28.  Cекреты воспитания дошкольников/Э. Лукашина. – 30с.
  29.  Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ М.Б.Зацепина.-2008.-44с.
  30.  Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждения/С.Н.Теплюк.-2010.-22с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по самообразованию «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа"

•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы в этой области, посещения круглых столов, самообразования. •Разработать перспективный план работы с детьми; •Органи...

Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». Старший воспитатель Вера Дмитриевна Атяшева

Актуальность проблемы         Дошкольный  возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духо...

«Гендерное воспитание дошкольников средствами традиционной русской культуры»

Проект совместной деятельности  с детьми подготовительной группы воспитателя, педагога-психолога и учителя-логопеда "Гендерное воспитание дошкольников средствами традиционной ...

Отчет по самообразованию «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа с учетом регионального компонента»

Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков.Задачи:•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы в этой области, посещения кру...

Методическая разработка "Народная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной русской культуре."

Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой кризиса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, что связано с появлением новых “идеалов”. В такой ситуаци...