Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с признаками одаренности в творческой деятельности
методическая разработка на тему

Шевчук Валерия Геннадьевна

Педагогический процесс целенаправленного взаимообмена и взаимообогащения смыслом деятельности, опытом между значимым взрослым и ребенком дошкольного возраста, включающий в себя защиту, поддержку педагогом воспитанника, содействие ему и взаимодействие с ним в творческой деятельности, в результате которого у ребенка зарождается новый образ себя и своих возможностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с признаками одаренности в творческой деятельности Шевчук Валерия Геннадьевна Старший воспитатель МДОУ д/с №2 «Сказка» п.Вишневогорск

Слайд 2

Творческая деятельность детей дошкольного возраста – это форма активности по созданию личностных материальных или духовных ценностей, в процессе которой происходит творческое переосмысление системы культурных образцов, имеющее главным своим результатом становление творческой личности ребенка дошкольного возраста

Слайд 3

педагогический процесс целенаправленного взаимообмена и взаимообогащения смыслом деятельности, опытом между значимым взрослым и ребенком дошкольного возраста, включающий в себя защиту, поддержку педагогом воспитанника, содействие ему и взаимодействие с ним в творческой деятельности, в результате которого у ребенка зарождается новый образ себя и своих возможностей Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в творческой деятельности

Слайд 4

Методологическими основами педагогического сопровождения выступают: гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса (поиск путей для оказания помощи людям в реализации внутреннего потенциала); теория педагогической поддержки О.С. Газмана, Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфина и др.; личностно ориентированный подход (К. Роджерс, Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягин); положения концепции «Воспитание ребенка как человека культуры» Е.В. Бондаревской

Слайд 5

Задачи сопровождения детей дошкольного возраста с признаками одаренности в детском саду Задачи Реализация задачи Создать условия для развития ребенка дошкольного возраста с признаками одаренности. Задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы. Способствовать развитию субъектной позиции ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок- родитель. Отслеживать особенности развития ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Решается задача средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности. Повысить психолого-педагогическую компетенцию воспитателей, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка. Через организацию совместной творческой деятельности воспитателей, родителей и детей дошкольного возраста

Слайд 6

П.1.4. Основные принципы дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования) 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Слайд 7

Принципы сопровождения: непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка; признание уникальности ребенка исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим; бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе; защита интересов ребенка; индивидуальный путь развития ребенка; учет специфики возрастного и индивидуального развития; принцип диалогичности; принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку; принцип построения развивающей работы на основе диагностики;

Слайд 8

Профессиональная позиция педагога в процессе педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста последовательное осуществление цикла сопровождения одаренного ребенка; владение комплексом диагностических методик; выстраивание программы сопровождения одаренного ребенка, привлечение родителей к ее реализации; осуществление мониторинга программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы; любовь к ребенку и,, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать; ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;

Слайд 9

Профессиональная позиция педагога в процессе педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу); поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии; признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы; умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка; систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии

Слайд 10

Портрет педагога, способного обеспечить новый образовательный результат Личностные качества: «хороший, добрый человек» Способность ставить цели и мотивировать: «увлекательный ведущий» Компетентность в предмете: «информационно грамотный специалист» Действия в педагогических ситуациях «практический психолог » И Д Е А Л

Слайд 11

Среда как: Образ мира, стиль поведения; Средства совместного общения; Знаково-символическое пространство; Способы жизнедеятельности; Творческое саморазвитие; Ситуация жизни; Ключевые смыслы; Безопасное место ребенка в мире.

Слайд 12

Деятельность как: Модель мира; Способ познания и отношений; Система взаимодействий; Проект саморазвития; Накопление ценностного потенциала; Открытие личностных смыслов; Потребность в самореализации «Я – концепции»; Среда социальной безопасности.

Слайд 13

Методы педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в творческой деятельности поисковый, исследовательский, творческое проектирование, моделирование, конструирование, анализ продуктов творческой деятельности

Слайд 14

Формы педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в творческой деятельности Совместная творческая деятельность ребенка со взрослыми и другими детьми дошкольного возраста; Самостоятельная творческая деятельность детей.

Слайд 15

Средства педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в творческой деятельности интеграция детских видов творческой деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструктивно-модельной, музыкальной, изобразительной, двигательной

Слайд 16

Методы и приемы, способствующие становлению и развитию творческой деятельности детей дошкольного возраста Показатели творческой деятельности Методы и приемы Упражнения и задания Развитие креативности детей дошкольного возраста И.А. Лыкова – художественное экспериментирование; креопрактики, разработанные Е.И. Тихомировой, Е.Ю. Поповой, Метод творческих заданий. Цель: 1)стимулировать воображение, творческую деятельность, создавать новые способы действий; 2)развивать собственную творческую деятельность ребенка, которая способствует успешному осуществлению любой другой деятельности. Задание1. «Нарисуй не так, как я» Задание2. «Нарисуй как можно больше (елочек, солнышек) не таких, как у меня». Задание3. «Нарисуй солнышко (любые простые предметы) в различных эмоциональных состояниях». Задание4. «Нарисуй одну картинку разными способами (акварелью по мокрому, песком, солью)». Задание 5. «Нарисуй одну картинку разными изобразительными материалами». Задание 6. «Придумай (сказку, игру, игрушку)». Задание 7. «Нарисуй несуществующее (здание, растение, животное)». Задание 8. «Систематизируй предметы (по размеру, форме, цвету)». Задание 9. «Найди отличия (в рисунках, предметах, явлениях природы). Задание 10. «Дорисуй (предмет, изображение, картину)». Задание 11. «Продолжи (рассказ, сказку, историю)». Задание 12. «Превратись в (животное, растение, предмет)». Задание 13. «Сделай необычное (предмет, рисунок, сюрприз)».

Слайд 17

Методы и приемы, способствующие становлению и развитию творческой деятельности детей дошкольного возраста Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста Ситуационные творческие задачи, модифицированные Л.А. Пеньковой, З.П. Конновой, И.В. Малышевой, С.В. Пырковой Метод развивающего дискомфорта Цель: стимулировать активно-поисковое поведение, творческую активность ребенка дошкольного возраста в ситуации дефицита информации о предмете, который нужно изобразить. Инструкция педагога: «Нарисуй креветку, кальмара, станок для изготовления игрушек, любым способом. Я тоже не знаю, изобрази, как ты считаешь нужным, или пофантазируй». Метод экспериментирования в исследовательской ситуации Цель: активизировать внутреннюю исследовательскую позицию ребенка дошкольного возраста. Стандартный материал для исследования. Необычный материал, стимулирующий интерес. Материал с зоной затруднения. Проблемные ситуации Нарисовать дом, который построили бы в пустыне, горах, на равнине, в джунглях и других местах. Сконструировать автомобиль, похожий на божью коровку, ежа, рыбу и др. Найти как можно больше аналогов корабля (предметов, сходных с кораблем по какому-то существенному признаку). Совместные творческие проекты Создадим свой… (мир, планету, остров, город). Если бы мы попали (к древним людям, в будущее, в сказку, в компьютерную игру…). Чтение, обсуждение и анализ сказки, фантастического рассказа Предлагать детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории, придумывать сюжетно-ролевые игры.

Слайд 18

Методы и приемы, способствующие становлению и развитию творческой деятельности детей дошкольного возраста Развитие дивергентного мышления детей дошкольного возраста Методы и приемы технологии ТРИЗ Г.С. Альтшулера, А.М. Страунинг – абстракционизм в рамках ТРИЗ-технологии Агглютинация – наиболее элементарная форма синтезирования образов – предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых, качеств, свойств, частей (например, такие сказочные образы, как русалка, кентавр, избушка на курьих ножках, предметы технического творчества – танк-амфибия, аккордеон, появились в результате агглютинации). Гиперболизация – преобразование предметов (увеличение или уменьшение), изменение количества частей предмета и их смешение (многорукие богини, драконы с семью головами и т.д.). Акцентирование – заострение внимания, подчеркивание каких-либо признаков предмета или субъекта. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи или карикатуры (например, рассказать о самых характерных особенностях образов сказочных героев: Деда Мороза, Бабы Яги, Ивана-царевича и др.). Схематизация – черты сходства предмета или субъекта сливаются, различия сглаживаются (хороший пример схематизации – создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира). Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Аналогия – поиск сходства объекта с реальным предметом (по форме, звуку, цвету, ритму и т.д.). Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы (облака, падающие тени, пятна краски), пройдя через наше сознание, часто ассоциируются со сходными реальными предметами; используя их, воображение создает определенные соотношения и связи.

Слайд 19

Нетрадиционные формы организации обучения детей дошкольного возраста (по Н.А.Коротковой) Нетрадиционные формы организации образовательного процесса Содержание Игры-путешествия Позволяют детям «прожить» интересный для них материал, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «индейцев», «обитателей подводного царства» и т.д. Занятия-сказки Ребенок живет в мире фантазии, сказки. Для большинства детей метафора – это зна­комая реальность, так как детство напол­нено сказками, анимационными фильмами, сказочными героями. Воображение – это внутренний мир детей, врожденный есте­ственный процесс, при помощи которого они учатся понимать окружающий их мир, толковать его смысл. Контакт с глубинным уровнем сказки не простой. Образы в сказках воздействуют одновременно на сознание и на подсознание, что предо­ставляет дополнительные возможности во время общения. Дошкольное образование наполнено сказками, а «Праздник сказки» в детском саду является великолепным средством для снятия психоэмоционального напряжения и психогигиены ребенка. Занятия-сюрпризы В содержание данного вида занятий включается информация, освоенная детьми в процессе учебной работы и обновленная введением неожиданных условий, необычных пособий и способов организации. Детское экспериментирование Активная преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты, позволяет успешно развивать у них любознательность, активность, стремление к самостоятельному решению проблем. Детям интересны разные виды экспериментов. Мыслительный эксперимент подразумевает действия в уме. Но самыми интересными экспериментами являются реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух и т.п.), что помогает ребенку освоить существенные признаки неживой природы, растительного мира.

Слайд 20

Нетрадиционные формы организации обучения детей дошкольного возраста (по Н.А.Коротковой) Нетрадиционные формы организации образовательного процесса Содержание Коллекционирование Одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, которая позволяет углублять познавательные интересы детей. Собирать можно все, что угодно: конфетные фантики, тематические картинки или открытки, камни, звуки, запахи и т.д. Очень увлекает дошкольников коллекционирование фотографий, сделанных самостоятельно, и последующее оформление тематических альбомов. При организации подобной работы с дошкольниками обсуждение значения и правил собирательства сопровождается организацией разнообразной детской деятельности на основе использования коллекции. Путешествие по карте Изготовление простейших макетов пространства с небольшим количеством объектов. Практические действия с образно-символическим материалом детского конструктора, содержащим простейшие схемы и маршруты. Демонстрация карт отдельных частей поверхности Земли с нанесенными на них символами, обозначающими природные ландшафты и обитателей природы, людей и их занятия. Использованием дополнительных меток-символов для более детального маркирования областей карты. Путешествие по «реке времени» Практические действия с наборами карточек для установления временных связей между явлениями (например, климатические изменения, стадии распускания цветка, развитие сюжета художественного произведения, наборы фотографий «История вещей», серии сюжетных картинок для выстраивания событийной последовательности и др.). Изучение отдельных сюжетных картинок, изображающих мир в различные исторические эпохи, изучение по фотографиям, изображениям вещей, маркирующих различные исторические эпохи.

Слайд 21

Основные этапы творческой деятельности Формирование замысла . На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность. Реализация замысла . Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка). Анализ творческой работы . Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

Слайд 22

Этапы становления совместной творческой деятельности дошкольников и взрослых 1 этап становления совместной творческой деятельности (детей дошкольного возраста и взрослых) Взрослый Дети Создает условия для совместной творческой деятельности: заботится о наличии достаточного (количество, вариативность) материала (для участия группы) и продумывает его размещение (для включения каждого ребенка) с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей. Использует проблемные ситуации, в которых детям приходится сотрудничать: одна коробка карандашей, один лист бумаги, одна книга, один конструктор. Дает детям поручения, которые требуют объединения детей в пары, тройки, пятерки. Ответственность за результат дети несут все вместе. Учит детей расширять и объединять сюжеты сюжетно-ролевых игр, формировать ролевое взаимодействие, ролевые диалоги. Для каждого ребенка группы создает ситуацию успеха, рассказывает детям о хорошем, что есть в каждом из них (использовали игры «Похвали своего друга», «Похвали себя»). Овладевают правилами поведения в совместной творческой деятельности: уважительно относиться друг к другу; уметь договариваться; вместе распределять роли; слушать и принимать советы старших детей, сверстников и взрослых; делиться друг с другом материалом, игрушками, информацией; оказывать помощь друг другу, помогать младшим; радоваться успехам других детей. Выполняют задания, требующие от детей дошкольного возраста первоначальной ориентировки в творческой деятельности, быстроты, точности, гибкости, оригинальности.

Слайд 23

2этап становления совместной творческой деятельности (детей дошкольного возраста и взрослых) Вводит традицию: на каждой встрече кто-то из детей или взрослых группы становится «королем (королевой) группы» и принимает решения для пользы всего детского коллектива, в конце встречи дети отмечают, понравился или не понравился им «король (королева)» и почему. Применяет правила вовлечения детей дошкольного возраста в творческую деятельность: 1. Убедить ребенка дошкольного возраста, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. 2. Научить детей получать удовольствие от умения фантазировать, а потом воображать. У 3. Формировать у дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям. 4. «Влюбить детей в себя» (аттракция) и на этой «волне любви» вовлекать их в совместную творческую деятельность. 5. Вовлекать детей в творческую деятельность собственным примером. 6. Научить детей восхищаться хорошей фантазией. 7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?» 8. Ставить детей в затруднительные ситуации, чтобы сами думали и находили выход. Например: «Дети попали на необитаемый остров. Как найти воду?» 9. Обучить приемам развития воображения и фантазирования. 10. Стимулировать творческую инициативу детей дошкольного возраста. Этому способствует:  индивидуальное размещение детей для выполнения задания;  исключение возможности стандартного изображения;  обучение приемам создания новых образов на основе известных способов действий. выполнения задания;  исключение возможности стандартного изображения;  обучение приемам создания новых образов на основе известных способов действий. Выполняют задания, требующие целенаправленных действий, поиска решений в творческой деятельности Участвуют в творческой деятельности, где в основном действуют сами, но если не могут справиться, обращаются ко взрослым.

Слайд 24

Этапы становления совместной творческой деятельности дошкольников и взрослых 3 этап становления совместной творческой деятельности (детей дошкольного возраста и взрослых) Взрослый выстраивает договорные отношения с ребенком с целью продвижения к решению проблемы. Выстраивает индивидуальный образовательно-творческий маршрут педагогического сопровождения ребенка. Вместе со взрослым анализируют процесс совместной творческой деятельности, обсуждают полученные результаты, способы решения проблемы, самостоятельно определяют перспективы для будущей деятельности

Слайд 25

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста"

В данном материале представлена работа (модель) психолого-педагогического сопровождения ребёнка-дошкольника....

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 лет

Данная программа психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами:• Федеральным законом № 273-ФЗ от 01.09.2013г. «Об ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год

Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также измене­ние, преобразование...