Главные вкладки

    Рабочая программа по теме:
    "Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста"

    Мясникова Елена Александровна

    В данном материале представлена работа (модель) психолого-педагогического сопровождения ребёнка-дошкольника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psihologo.docx20.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.

    Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

    Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

    защиту прав личности обучающихся и воспитанников, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребёнку в проблемных ситуациях;

    квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребёнка, начиная с раннего возраста;

    реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям обучающихся и воспитанников;

    психологическая помощь семьям детей «группы риска».

    Наше  время предъявляет к детскому саду высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.

    Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

    В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родами травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаче в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), неврозами и неврозоподобными состояниями.

    Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников  в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

    Перед педагогом-психологом ставятся задачи:

    Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.

    Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.

    Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического в ОУ.

    Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье, а также развитии воспитанников.

    Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

    В деятельности педагога-психолога МДОУ выделены следующие направления:

    психопрофилактика (информирование родителей и педагогам по проблемам воспитания, обучения и развития дошкольников),

    психодиагностика (психолого-педагогическое обследование детей всех возрастных групп),

    развивающе -коррекционная работа (направленная на преодоление трудностей),

    консультирование (помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития,

    работа в ПМП(к).

    Работа в ПМП(к):

    равноправное сотрудничество и личная ответственность участников образовательного процесса;

    использование профессионального и личностного потенциала взрослых в сопровождении ребёнка в процессе обучения, воспитания и развития;

    совместная деятельность разнопрофильных специалистов.

    Для решения задач личностно-ориентированного образования усилия педагога-психолога должны быть направлены на формирование запроса администрации детского сада, воспитателей и родителей на разработку и внедрение программы психологического сопровождения развития дошкольников.

    Создание условий для сопровождения дошкольников в МДОУ, в процессе которого воспитатели детского сада смогут  оказать необходимую и достаточную поддержку ребёнку выступает как деятельность, направленная на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.

    Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребёнка дошкольного возраста, наличия чётких критериев и показателей развития ребёнка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики.

    Идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.

    В основу модели сопровождения дошкольников положены принципы:

    Гуманизация – предполагающая веру в возможности ребёнка.

    Системный подход – основанный на понимании человека как целостной системы.

    Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка.

    Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития.

    Непрерывность сопровождения ребёнка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

    Задачи психолого-педагогического сопровождения:

    Создать для ребёнка эмоционально благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

    Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

    Оказывать помощь детям группы «риска».

    Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

    Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.

    Модель психолого-педагогического сопровождения детей в МДОУ представляет из себя следующую деятельность:

    Организация работы ПМП(к) В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. В детских садах организована работа ПМП(к); разработано Положение по ПМП(к).

    При поступлении ребенка в ДОУ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.

    Результаты диагностического обследования выносятся на консилиум , куда приглашаются: заведующая, родители, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику  встречи предоставляется возможность высказаться. Затем проходит вся процедура ПМП(к).

    Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребёнком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, показать комплекс мероприятий в домашних условиях.

    Систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений.

    Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.

    Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

    При планировании индивидуальной работы воспитателям рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребёнка).

    Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребёнка заносятся в карту индивидуального наблюдения. По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребёнка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребёнка. (Здесь можно рекомендовать воспитателям вести дневник наблюдений).

    По окончании курса реабилитационных и оздоровительных мероприятий оцениваются результаты реализации индивидуальной программы  на очередном консилиуме.

    Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:

    Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования.

    Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.

    Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка.

    Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

    Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: что удалось? Что не удалось? Почему? Ответ на вопрос: что мы делаем дальше?

    Итог психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольника:

    сформирован у всех участников педагогического процесса понятийный аппарат по теме;

    работа более осмысленная и целенаправленная;

    разработаны карты индивидуального развития дошкольников;

    разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения;

    разработана схема взаимодействия в работе специалистов ДОУ и воспитателей;

    организована работа ПМП(к), подготовлена необходимая документация.

    Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

    В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

    Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 лет

    Данная программа психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами:• Федеральным законом № 273-ФЗ от 01.09.2013г. «Об ...

    Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

    Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

    Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе

    Программа по подготовке детей к школьному обучению «Тропинка к школе » Пояснительная  записка            Поступление  ребенка...

    Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год

    Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также измене­ние, преобразование...

    Проект психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с использованием инновационного метода «Sand Art»

    Арт-терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих пр...

    Презентация " Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"

    Презентация "Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"...