"Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста"
рабочая программа по теме
В данном материале представлена работа (модель) психолого-педагогического сопровождения ребёнка-дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.
Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
защиту прав личности обучающихся и воспитанников, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребёнку в проблемных ситуациях;
квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребёнка, начиная с раннего возраста;
реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям обучающихся и воспитанников;
психологическая помощь семьям детей «группы риска».
Наше время предъявляет к детскому саду высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родами травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаче в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), неврозами и неврозоподобными состояниями.
Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.
Перед педагогом-психологом ставятся задачи:
Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.
Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.
Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического в ОУ.
Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье, а также развитии воспитанников.
Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
В деятельности педагога-психолога МДОУ выделены следующие направления:
психопрофилактика (информирование родителей и педагогам по проблемам воспитания, обучения и развития дошкольников),
психодиагностика (психолого-педагогическое обследование детей всех возрастных групп),
развивающе -коррекционная работа (направленная на преодоление трудностей),
консультирование (помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития,
работа в ПМП(к).
Работа в ПМП(к):
равноправное сотрудничество и личная ответственность участников образовательного процесса;
использование профессионального и личностного потенциала взрослых в сопровождении ребёнка в процессе обучения, воспитания и развития;
совместная деятельность разнопрофильных специалистов.
Для решения задач личностно-ориентированного образования усилия педагога-психолога должны быть направлены на формирование запроса администрации детского сада, воспитателей и родителей на разработку и внедрение программы психологического сопровождения развития дошкольников.
Создание условий для сопровождения дошкольников в МДОУ, в процессе которого воспитатели детского сада смогут оказать необходимую и достаточную поддержку ребёнку выступает как деятельность, направленная на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.
Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребёнка дошкольного возраста, наличия чётких критериев и показателей развития ребёнка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики.
Идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.
В основу модели сопровождения дошкольников положены принципы:
Гуманизация – предполагающая веру в возможности ребёнка.
Системный подход – основанный на понимании человека как целостной системы.
Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка.
Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития.
Непрерывность сопровождения ребёнка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Создать для ребёнка эмоционально благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.
Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
Оказывать помощь детям группы «риска».
Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.
Модель психолого-педагогического сопровождения детей в МДОУ представляет из себя следующую деятельность:
Организация работы ПМП(к) В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. В детских садах организована работа ПМП(к); разработано Положение по ПМП(к).
При поступлении ребенка в ДОУ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.
Результаты диагностического обследования выносятся на консилиум , куда приглашаются: заведующая, родители, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться. Затем проходит вся процедура ПМП(к).
Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребёнком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, показать комплекс мероприятий в домашних условиях.
Систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений.
Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.
Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.
При планировании индивидуальной работы воспитателям рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребёнка).
Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребёнка заносятся в карту индивидуального наблюдения. По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребёнка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребёнка. (Здесь можно рекомендовать воспитателям вести дневник наблюдений).
По окончании курса реабилитационных и оздоровительных мероприятий оцениваются результаты реализации индивидуальной программы на очередном консилиуме.
Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:
Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования.
Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.
Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка.
Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: что удалось? Что не удалось? Почему? Ответ на вопрос: что мы делаем дальше?
Итог психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольника:
сформирован у всех участников педагогического процесса понятийный аппарат по теме;
работа более осмысленная и целенаправленная;
разработаны карты индивидуального развития дошкольников;
разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения;
разработана схема взаимодействия в работе специалистов ДОУ и воспитателей;
организована работа ПМП(к), подготовлена необходимая документация.
Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с использованием инновационного метода «Sand Art»
Арт-терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих пр...
Презентация " Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"
Презентация "Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...
Рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на детей дошкольного возраста
Характеристика на ребенка детского сада – это документ, в котором указывается подробная информация о дошкольнике. Педагоги, составляющие ее, должны очень внимательно заполнять каждый пункт. Роди...
Инклюзивное образование как психолого-педагогическая проблема для детей дошкольного возраста с РАС
В статье рассказываются проблемы и способы их преодоления при включении ребенка с расстройством аутистического спектра в общеобразовательную среду детского сада....
Профилактическая психолого-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.
Программа определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к условия ДОУ....
Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста...