Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленной судорожным состоянием мышц речевого аппарата, (нарушены темп, ритм, выразительность, логическое ударение в слове и во фразе, паузация). В данном случае просодическая сторона влияет на коммуникативную и выразительную функцию речи.

Классификация (Буянова и Драпкина):

1. Заикание невротическое. 25 % Появляется после того, как речь уже сформирована, чаще всего в возрасте 3-5 лет (период формирования самостоятельной контекстной речи, т.е. речи без наглядной опоры, самый сложный вид речи). Дети данной группы эмоционально ранимы, часто переживают по любому поводу, могут испытывать ночные страхи. Заикание появляется в результате сильного эмоционального переживания, развивается постепенно, со временем появляется психическая симптоматика. Функциональное заикание.

2. Заикание неврозоподобное (органическое 65%). Связано с органическим поражением структур головного мозга, отвечающих за темпо ритмическую функцию речи. Данная форма возникает с момента начала формирования речи. В анамнезе у этих детей родовые травмы, болезни в первые годы жизни, патология родов. Данная форма заикания, ее течение относительно постоянно в течение дня, недели, года. Неврозоподобное заикание усиливается в случае физических нагрузок или психических.

3. Неврозоподобная форма заикания с невротическими наслоениями (смешанная) включает симптоматику невротического и неврозоподобного заикания. Оно может усиливаться и появляться чаще всего в период критических отрезков формирования речи (с 1-2 лет, с 3-4, с 6-7 лет).

В структуре дефекта заикания выделяют

  • базовую составную: нарушение просодического строя речи при сохранности всех структурных компонентов речи,
  • нарушение коммуникативной функции речи, на возникновение которого влияют как неблагоприятные факторы, так и ситуация в которой находится ребенок.

Причины заикания. Выделяют две группы причин:

1. Предрасполагающие причины.

Непосредственно дефект не вызывают, а создают базу, условия для его возникновения. Среди них выделяют:

А) Общую предрасположенность, которая характерна для всех детей:

1. Возрастные особенности деятельности головного мозга.

2. Особенности формирования речевой системы.

К причинам предрасполагающим относят группу причин, связанных с социальными условиями развития речи, т.е. речевое окружение – стимулирование в развитии речи ребенка.

Б) Индивидуальная предрасположенность у определенной группы детей:

1. Конституциональная предрасположенность: повышенная нервная ранимость ребенка, подверженность к психическим травмам, здоровье, реакция на вредности.

2. Поражение головного мозга в раннем детском возрасте (внутриутробные, родовые, постнатальные)

3. Аномальные черты характера (гиперопека).

4. Наследственный фактор.

5. Функциональная ассиметрия головного мозга (левшество)

6. Соматическая ослабленность и инфекционные заболевания.

7. Ускоренное речевое развитие.

2. Производящие причины.

Рассматриваются с позиции учения Павлова о неврозе.

1. Перенапряжение процессов возбуждения, возникает при действии длительного или сверхсильного раздражителя, после чего нервная клетка приходит в состояние сильного возбуждения и внутренний ресурс организма включает запредельное торможение, которое является предохранителем и спасает нервную клетку от гибели, после этого нервная клетка полноценно работать не может и как следствие возникает заикание.

2. перенапряжение процессов торможения возникает, когда к тормозным процессам предъявляются сверхсильные требования, т.е. по каким-то причинам человек должен сдерживать свою психическую активность.

3. сшибка нервных процессов происходит, если к переключению нервных процессов предъявляются повышенные требования: быстрая, частая смена, отсутствие контроля, отсутствие единства требований в семье.

Таким образом, заикание возникает при воздействии целого комплекса предрасполагающих и производящих причин. Причины, предрасполагающие отдаленные, и создают условия для возникновения дефекта, а причины, производящие непосредственно его вызывают.

2. Структура нарушения и симптоматика заикания.

Среди симптомов по заикании выделяется 2 основные группы:

симптомы физические (20%) и психические симптомы. Первые – физические симптомы, психические появляются позже, нарастают постепенно и зависят от социального окружения, индивидуальных особенностей заикающихся.

ФИЗИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

  1. Судороги мышц речевого аппарата:

ПО ХАРАКТЕРУ

  1. Клонические судороги – часто повторяющиеся ритмические сокращения мышц речевого аппарата (кратковременный характер) п.: д-д-д-дорога
  2. Тонические судороги – длительный спазм мышц речевого аппарата. п.: д____орога.

          ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ

  Дыхательные судороги – в дыхательном отделе.

hello_html_36fcd85b.pngЭкспираторные судороги – на выдохе.

hello_html_36fcd85b.pngИнспираторные судороги – на вдохе.

hello_html_36fcd85b.pngРаспираторные судороги – и на вдохе, и на выдохе

  1. Голосовые судороги

Вокальная судорога (дрожащий спазм) – часто повторяющийся без полного смыкания и размыкания голосовых связок спазм приводит к длительному произношению гласных звуков.

Смыкательная голосовая судорога – голосовые связки судорожно смыкаются и не размыкаются, воздушная струя не может проходить, голос отсутствует.

  1. Артикуляционные судороги – могут наблюдаться судороги губ, языка, мягкого неба. Чаще всего судороги смешанного характера, поэтому при диагностике и классификации указывается характер судорог, локализация. Судороги у детей младшего дошкольного возраста появляются в дыхательном отделе, и по мере взросления поднимается вверх по отделам артикуляционного аппарата. Чаще всего судороги проявляются на смычно-взрывных звуках. Локализуются чаще всего в области губ и языка.

В структуре нарушения отмечается и вторичная симптоматика

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ.

При заикании возникает в результате наличия очагов поражения в речедвигательных и двигательных отделах головного мозга. Проявляется в 2х типах нарушения:

Двигательная заторможенность – наблюдается в случае преобладания процессов торможения над процессами возбуждения. Характеризуется общей скованностью движений, напряженностью, замедленностью движений, неуклюжестью.

Двигательная расторможенность – Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что проявляется и характеризует суетливость, непоседливость, раскоординированность движений, хаотичность, бесконтрольность.

 Сопутствующие движения – непроизвольные судорожные сокращения неречевых мышц в процессе речи. Напряжение в центральном отделе речедвигательного аппарата сильное и распространено на близлижайшие отделы двигательного анализатора и в речь вовлекаются такие отделы, которые к речи не имеют отношения (зажмуривание глаз, откидывание головы, судороги рук и ног). Все сопутствующие движения:

hello_html_36fcd85b.pngПервичные – движения, в результате которых вовлекаются мышцы близко расположенные к артикуляционному аппарату.

hello_html_36fcd85b.pngВторичные – судороги отдаленных мышц.

 Вегетативные нарушения.

Т.к. вегетативная система имеет адаптационную роль и отвечает за сужение/ расширение сосудов. Механизм вегетативных нарушений проявляются в разбалансировке этой адаптационной роли, проявляется в момент речи (покраснение, побледнение, учащение пульса, потливость).

ПСИХИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

1. Навязчивые состояния.

Физиологический механизм – это застойные очаги возбуждения и торможения в коре головного мозга (больные пункты), импульсы из других отделов, которые не доходят.

hello_html_36fcd85b.pngНавязчивые страхи - фобии относительно ситуации, вызвавшие сильное эмоциональное переживание. Это логофобии – боязнь речи и звукофобии – боязнь звука.

hello_html_36fcd85b.pngНавязчивые мысли – мысли только о дефекте, о его проявлениях.

hello_html_36fcd85b.pngНавязчивые действия носят бессознательный характер, цикличные, без определенной цели.

При навязчивом состоянии характерно, что заикающиеся понимают необоснованность производимых действий, но усилием воли избавиться от этого не могут. У навязчивых состояний 3 этапа становления:

1. Ранний, когда страхи и действия возникают в момент речи.

2. Страхи и действия возникают заранее от ожидания патогенной ситуации.

3. страхи и состояния возникают всегда, без связи с речью.

2. Защитные приемы.

Действия сознательного характера, которые направлены на то, чтобы избежать заикание, т.е. это поиски средств защиты от заикания.

hello_html_36fcd85b.pngДвигательные уловки – сопутствующие движения, действия, совершаемые сознательно с целью избежать заикание. Возникают постепенно из самонаблюдений заикающегося.

hello_html_36fcd85b.pngРечевые уловки – это эмболофазии, т.е. добавления лишних слов, осколков слов, междометий, изменение грамматической редакции фразы с целью сгладить проявление заикания.

3.Особенности характера.

В силу всех симптомов и физических, и психических в течение времени у заикающихся могут сформироваться патологические черты характера: боязливость, робость, замкнутость, стремление к одиночеству. Выделяют три группы по мере проявления особенностей характера:

hello_html_36fcd85b.pngФизические симптомы не выражены, патологических особенностей характера нет.

hello_html_36fcd85b.pngОсознают дефект, переживают, но в меру и по поводу конкретной неудачи.

hello_html_36fcd85b.pngПсихические симптомы выражены, переживания беспочвенны и препятствуют осуществлению жизненных задач.

4. Феномен фиксированности на дефекте (Селеверстов).

Был впервые описан Селеверстовым и характеризуется тесной связью психической и физической симптоматики. Физические симптомы постепенно вызывают психические наслоения. Все это в комплексе влияет на психические процессы: мыслительную деятельность, внимание, восприятие. Возникает постоянное повышенное внимание к проблемам, вызванным нарушением общения.

Таким образом, физические и психические симптомы тесно взаимосвязаны между собой, но между ними не существует взаимозависимости. Степень проявления симптомов зависит от индивидуальных особенностей человека, окружающей среды.

При устранении заикания необходимо воздействие на весь организм заикающегося, следует провести работу, направленную на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося. При организации коррекционной работы следует опираться на результаты комплексного обследования заикающегося, которые позволяют учитывать конкретную форму нарушения ритма и плавности речи и соответственно определить основные направления лечения. Коррекционные методы предусматривают совместную работу врача невропатолога, учителя-логопеда, педагога – психолога, воспитателя.

Направления работы можно разделить на 2 блока:

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Медикаментозная терапия

Логопедические занятия

Лечебные процедуры

Логоритмика

ЛФК

Воспитательные мероприятия

Психотерапия (при показаниях)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого- педагогические особенности темперамента у детей дошкольного возраста

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности д...

«Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества

Социальная значимость труда в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определённое значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствует...

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС...

Сценарий педагогического совета по теме: «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста»

Представлен сценарий педагогического совета по теме «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста» в форме аукциона...

«Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий»

Анализ недостатков в результатах.Анализ недостатков в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулировка профессиональной проблемы.Описание новых профессиональных результатов, с...

Мои презентации на тему: "Психолого - педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста"

—сенсорное развитие у детей дошкольного возраста может быть более успешным, если создать педагогические условия:—- осуществление его в процессе содержательной деятельности.—- сенсорное воспитание наиб...