Консультация «Игровая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к условиям дома ребёнка»
консультация (младшая группа)

Горбачева Светлана Ивановна

«Игровая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к условиям дома ребёнка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Игровая поддержка детей

раннего возраста

           в период адаптации

 к условиям дома ребёнка»

Подготовила: воспитатель ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребёнка

Горбачева Светлана Ивановна

«Игра похожа на резервуар, наполненный водой.

Чем глубже резервуар, тем больше воды может

в нем поместиться и тем больше ее может быть

использовано во время засухи»

Г.Брюс. Лондонский университет

Раннее детство – это время интенсивного физического и психического развития. Быстрый темп развития на фоне недостаточной функциональной зрелости органов и систем, повышает присущую этому возрасту ранимость организма. Вследствие недостаточной удовлетворенности нервных процессов, их подвижности, дети легко устают, что приводит к капризам, конфликтам, агрессивности, тревожности, появлению чувства страха.

Для детей раннего возраста характерна повышенная эмоциональность, впечатлительность, внушаемость. Если заплакал один ребенок, его настроение легко передается другим детям. Ещё одной особенностью детей раннего возраста является преобладание процесса возбуждения над торможением.

В этом возрасте у малышей большая потребность в двигательной активности, которая оказывает положительное влияние на физическое и умственное развитие. В случае если движения ограничены, нет впечатлений от окружающего, ребенок начинает отставать в развитии. Недостаточное развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятия) ведет к отставанию умственного развития детей. Каждый ребенок при поступлении в дом ребёнка  проходит непростое испытание: расставание с семьёй, привыкание к новой социальной среде, новый режим, новые ощущения. Все это отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша и его физическую активность.

Для детей в период адаптации характерны взрывная реакция, резкая смена эмоций. Причиной этого является переход из ограниченного круга общения, в большой коллектив людей, при отсутствии навыков общения. Самое естественное средство, которое позволяет справиться со стрессовыми ситуациями, наладить малышу свое отношение к окружающему миру – это игра.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием ребенка к детскому учреждению. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в новую среду, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это – привычное дело.

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Игра при этом является и могучим средством диагностики и коррекции агрессивного поведения. Преодолеть тревожность, которая возникает при недостаточном вербальном выражении любви к ребенку, его слабой эмоциональной поддержке и недостатке внимания помогают игры – развлечения, инсценировки. 

Помогать детям, бороться с чувством страха и также свободно проявлять свои чувства и эмоции, помогают игры - эксперименты с водой и песком.

По мнению ученых нетрадиционные техники рисования способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, потому что «все что неизвестно, очень интересно».

Для удовлетворения потребности воспитанников в двигательной активности необходимо привлекать малышей к коллективным подвижным играм. Такие игры помогают сделать пребывание детей в доме ребёнка более комфортным и благоприятным для эмоционального состояния.

Очень важно научить малышей понимать эмоциональное состояние окружающих. Это помогает детям наладить взаимоотношения друг с другом и взрослыми. Решить эту задачу помогут игры  - драматизации, игры с картинками.

Постепенно адаптируясь к новой обстановке, дети активно включаются в предметную деятельность, которая является ведущей в раннем возрасте. Очень важным условием овладения предметно-практическими и орудийными действиями является создание богатой разнообразной предметной среды, стимулирующей малыша к различным действиям с предметами. Обследуя их и устанавливая связи между воспринимаемыми предметами, ребенок начинает мыслить. Повторение и воспроизведение соотносящих действий приводит к тому, что на их основе у ребенка складываются внутренние психические действия, постепенно формируется наглядно-образное мышление. Очень полезны в это время игры с пирамидками, матрешками, кубиками. С участием взрослого малыш осваивает этапы возможных действий с этими игрушками, учится правильным способам манипуляции с объектом.

Успешное психическое развитие ребенка невозможно без решения задач по развитию речи. К сожалению, очень много малышей приходит в дом ребёнка, не владея речевыми навыками. Таким детям очень трудно адаптироваться: они не могут выразить свои чувства, рассказать о своих желаниях. Это приводит к капризам, эмоциональным срывам. Один из эффективных методов развития речи детей является создание игровых ситуаций.

Для развития творческой игры, в процессе которой ребенок учится общению, хорошо использовать набор предметов – заместителей.

Таким образом, зная особенности, характерные для раннего возраста и учитывая индивидуальность каждого ребенка, при помощи игры и, конечно, взрослого, можно успешно решать проблемы адаптации и общего психического развития детей.

Литература:

  1. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь. Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011. – 128 с.
  2. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В.Лапина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с.
  3. Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю.А. Афонькина, Е.М. Омельченко. – Волгоград: Учитель, 2012. – 205 с.
  4. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 160 с.