открытое итоговое занятие для воспитателей детского сада
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида № 58»

 Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

Открытое итоговое занятие

по ФЦКМ

в первой младшей группе № 11

 

 

 

 

 

 

 

                                          Составила:

                                                            воспитатель Куликова

                                                          Гульсина Завдатовна

                                                                  первая квалификационная

                                       категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 г.

 

Алгоритм

 построения непосредственной образовательной деятельности

Дата

14.03.2017 г.

Тема

«Петушок и его семья».

Программа

Н.Е. Веракса «От рождения до школы».

Возраст

2-3 года, первая младшая группа.

Направление

 

Основная образовательная область

Познавательная.

Интегрированные образовательные области

 

Форма проведения

 

Цель

1.          

Воспитательные

1. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

Развивающие

1. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы.

Образовательные

1. Расширять представление детей о домашних птицах: курице, петухе, цыплятах; продолжать учить различать их.

Планируемый результат

Узнавать и называть домашних птиц,  уметь выделять и называть их характерные особенности на русском и татарском языках.

Методы и приёмы

Словесные: беседа в форме вопрос – ответ, рассказ воспитателя; наглядный – птичий двор.

Наглядные средства обучения

Музыкальное сопровождение:  голоса курочки, петушка и цыплят, песни «Едем - едем на лошадке», «Вышла курочка гулять». Игрушки – петушок, курочка, цыплята.

Организация детей

 

Индивидуальная работа    

Марьям, Артём П., Илина, Сафия.

Словарная работа

Петух – әтәч, курица – тавык, цыплёнок – чибий, зёрна – ярма.

Предварительная работа

Чтение потешек о петушке, курочке, цыплятах. Заучивание потешки «Петушок». Рассматривание игрушек. Рассматривание иллюстраций по теме «Птичий двор».

Структура

 

Ход занятия

 

Воспитатель: Дети, посмотрите, какое сегодня хорошее, доброе утро.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки —

Очень рады солнышку!  (Побуждает порадоваться, похлопать в ладошки),  (Раздаются голоса курочки и петушка.)
Воспитатель.
- Ребята, Кто это кричит? (Дети: петушок и курочка).  Давайте поскорее отправимся на птичий двор. Чтобы попасть туда быстрее, поедем на лошадке.

Все вместе, ауддиозапись:

Едем - едем на лошадке,

Но, но, но!

Рады-рады все ребятки,

Но, но, но!

Рады-рады прокатиться,

Но, но, но!

Звонко цокают копытца:

Но, но, но! (Дети идут за воспитателем, высоко поднимая колени – звучит аудиозапись)

Воспитатель:
 - Вот мы и приехали. Спасибо лошадке, что быстро довезла нас.   Ребята, посмотрите, мы приехали на птичий двор. Угадайте, о ком я говорю?

Рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает.

Кто это? (Дети: петушок!) Правильно! А как он голосисто поет? (Дети: Ку-ка-ре-ку).

Воспитатель: Молодцы! Давайте позовем петушок к нам. Петушок, иди к нам!

Дети: Петушок, иди к нам! (Воспитатель показывает игрушку петушка). 

Петушок: Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, дети.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Давайте посмотрим на петушка, что у него есть?

Голова, туловище, крылья, хвост, лапы.

Воспитатель: А на голове у него - Гребешок. Какого он цвета? (Красный). Есть бородка, давайте расскажем про петушка

Дети: Петушок, петушок, золотой гребешок.

           Масляна головушка, шелкова бородушка.

           Что ты рано встаешь, голосисто поешь, 

           Деткам спать не даешь!

 

Воспитатель: Дети, а петушок живет не один.

С ним живут курочка и цыплятки. Позовём курочку: курочка иди к нам.

(Рассматривание курочки). Посмотрите, какая она беленькая, клювик остренький, гребешок и бородка. В этой птичьей семье и дети есть.

   Желтые комочки

    Под крылом у курочки.

    Пи-пи-пи они кричат

    Видишь, клювики торчат

    Кто это?.. (цыплятки).

Воспитатель: Ребята, как пищат цыплята? (Дети: Пи-пи-пи).

Воспитатель: Почему же они так громко пищат? Да они есть хотят. А мама – курочка заботливая, она очень любит своих деток. Вот она зовет их за собой.  А кто кормит петушка и его семью? (люди, взрослые) давайте и мы с вами покормим петушка, курочку и цыплят, насыплем им зёрнышек. (сыпать воображаемы или настоящие зёрна на зелёную лужайку).

 - Пока петушок, курочка и цыплята будут клевать, предлагаю вам поиграть. Я буду – курочка, а вы цыплятки.

(Надеваем шапочки курочки и цыплят).

Физминутка

Воспитатель: с музыкальным сопровождением:

 Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать

А за ней ребятки

Желтые цыплятки

Ко-ко-ко,ко-ко-ко

Не ходите далеко

Лапками гребите

Зернышки ищите.

Вот и цыплятки! Маленькие, желтенькие, клювики маленькие. 

Вот вся петушиная семья.

Папа – петушок, Мама – курочка и цыплёночек.

Каждый член этой семьи знает свою песенку. 

Как кудахчет курочка?.. (ко-ко-ко)

Как поет петушок? (кукареку)

А как поют цыплятки? (пи-пи-пи).

Воспитатель: Дети, а теперь нам пора прощаться с петушком и его семьёй и возвращаться домой. Садитесь на лошадок и поехали.

Рефлексия. Вот мы и приехали в свою группу. Дети, куда мы с вами ездили? Кого мы там видели? Петушок какой? А курочка какая? Какой был цыплёнок? Кто вам больше всего понравился?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида № 58»

 Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Открытое итоговое занятие

по ФЦКМ

в первой младшей группе № 11

 

                                          Составила:

                                                            воспитатель Куликова

                                                          Гульсина Завдатовна

                                                                  первая квалификационная

                                       категория

2017 г.

Алгоритм

 построения непосредственной образовательной деятельности

Дата

14.03.2017 г.

Тема

«Петушок и его семья».

Программа

Н.Е. Веракса «От рождения до школы».

Возраст

2-3 года, первая младшая группа.

Направление

Основная образовательная область

Познавательная.

Интегрированные образовательные области

Форма проведения

Цель

1.          

Воспитательные

1. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

Развивающие

1. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы.

Образовательные

1. Расширять представление детей о домашних птицах: курице, петухе, цыплятах; продолжать учить различать их.

Планируемый результат

Узнавать и называть домашних птиц,  уметь выделять и называть их характерные особенности на русском и татарском языках.

Методы и приёмы

Словесные: беседа в форме вопрос – ответ, рассказ воспитателя; наглядный – птичий двор.

Наглядные средства обучения

Музыкальное сопровождение:  голоса курочки, петушка и цыплят, песни «Едем - едем на лошадке», «Вышла курочка гулять». Игрушки – петушок, курочка, цыплята.

Организация детей

Индивидуальная работа        

Марьям, Артём П., Илина, Сафия.

Словарная работа

Петух – әтәч, курица – тавык, цыплёнок – чибий, зёрна – ярма.

Предварительная работа

Чтение потешек о петушке, курочке, цыплятах. Заучивание потешки «Петушок». Рассматривание игрушек. Рассматривание иллюстраций по теме «Птичий двор».

Структура

Ход занятия

Воспитатель: Дети, посмотрите, какое сегодня хорошее, доброе утро.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки —

Очень рады солнышку!  (Побуждает порадоваться, похлопать в ладошки),  (Раздаются голоса курочки и петушка.)
Воспитатель.
- Ребята, Кто это кричит? (Дети: петушок и курочка).  Давайте поскорее отправимся на птичий двор. Чтобы попасть туда быстрее, поедем на лошадке.

Все вместе, ауддиозапись:

Едем - едем на лошадке,

Но, но, но!

Рады-рады все ребятки,

Но, но, но!

Рады-рады прокатиться,

Но, но, но!

Звонко цокают копытца:

Но, но, но! (Дети идут за воспитателем, высоко поднимая колени – звучит аудиозапись)

Воспитатель:
 - Вот мы и приехали. Спасибо лошадке, что быстро довезла нас.   Ребята, посмотрите, мы приехали на птичий двор. Угадайте, о ком я говорю?

Рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает.

Кто это? (Дети: петушок!) Правильно! А как он голосисто поет? (Дети: Ку-ка-ре-ку).

Воспитатель: Молодцы! Давайте позовем петушок к нам. Петушок, иди к нам!

Дети: Петушок, иди к нам! (Воспитатель показывает игрушку петушка). 

Петушок: Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, дети.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Давайте посмотрим на петушка, что у него есть?

Голова, туловище, крылья, хвост, лапы.

Воспитатель: А на голове у него - Гребешок. Какого он цвета? (Красный). Есть бородка, давайте расскажем про петушка

Дети: Петушок, петушок, золотой гребешок.

           Масляна головушка, шелкова бородушка.

           Что ты рано встаешь, голосисто поешь, 

           Деткам спать не даешь!

Воспитатель: Дети, а петушок живет не один.

С ним живут курочка и цыплятки. Позовём курочку: курочка иди к нам.

(Рассматривание курочки). Посмотрите, какая она беленькая, клювик остренький, гребешок и бородка. В этой птичьей семье и дети есть.

   Желтые комочки

    Под крылом у курочки.

    Пи-пи-пи они кричат

    Видишь, клювики торчат

    Кто это?.. (цыплятки).

Воспитатель: Ребята, как пищат цыплята? (Дети: Пи-пи-пи).

Воспитатель: Почему же они так громко пищат? Да они есть хотят. А мама – курочка заботливая, она очень любит своих деток. Вот она зовет их за собой.  А кто кормит петушка и его семью? (люди, взрослые) давайте и мы с вами покормим петушка, курочку и цыплят, насыплем им зёрнышек. (сыпать воображаемы или настоящие зёрна на зелёную лужайку).

 - Пока петушок, курочка и цыплята будут клевать, предлагаю вам поиграть. Я буду – курочка, а вы цыплятки.

(Надеваем шапочки курочки и цыплят).

Физминутка

Воспитатель: с музыкальным сопровождением:

 Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать

А за ней ребятки

Желтые цыплятки

Ко-ко-ко,ко-ко-ко

Не ходите далеко

Лапками гребите

Зернышки ищите.

Вот и цыплятки! Маленькие, желтенькие, клювики маленькие. 

Вот вся петушиная семья.

Папа – петушок, Мама – курочка и цыплёночек.

Каждый член этой семьи знает свою песенку. 

Как кудахчет курочка?.. (ко-ко-ко)

Как поет петушок? (кукареку)

А как поют цыплятки? (пи-пи-пи).

Воспитатель: Дети, а теперь нам пора прощаться с петушком и его семьёй и возвращаться домой. Садитесь на лошадок и поехали.

Рефлексия. Вот мы и приехали в свою группу. Дети, куда мы с вами ездили? Кого мы там видели? Петушок какой? А курочка какая? Какой был цыплёнок? Кто вам больше всего понравился?



Предварительный просмотр:

ДИДАКТИК УЕН

(4 – 5 ЯШЛӘК БАЛАЛАР ӨЧЕН)

“ТӨСЛӘ ШАРЛАР”

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ)

“РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРЫ”

          Дидактик уен «Төслә шарлар”

           Максат:

  1. Сөйләм телен үстерү.
  2. Хайваннар исемен һәм төсләр ныгыту.

           Уен барышы:

            Балар шар сайлылар, төсен һәм хайван исемен атыйлар.

              Дидактическая игра «Разноцветные шары»

              Цель:

  1. Закрепить знание животных, умение их различать и называть.
  2. Закрепить умение различать цвета, называть их.

              Ход игры:

              Дети выбирают шары, называют его цвет, говорят, кому хотят его подарить (называют животное).  

              Например: говорят:

              - Заяц, возьми зелёный шар;

              - Медведь, возьми красный шар, и т.д.

                     

ДИДАКТИК УЕН

(4 – 5 ЯШЛӘК БАЛАЛАР ӨЧЕН)

“УРЫНЫН ТАБ”

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ)

“НАЙДИ СВОИ МЕСТА”

               

          Дидактик уен «Урынын таб”

           Максат:

  1. Сөйләм телен үстерү.
  2. Киемнәр, савыт – саба һәм яшелчәләр исемен ныгыту.

           Уен барышы:

            Балар әйберләрнең (кием, савыт – саба һәм яшелчәләр) дөрес урынын табалар.

              Дидактическая игра «Найди свои места»

              Цель:

  1. Закрепить названия одежды, посуды, фруктов и овощей.
  2. Закрепить умение правильно их раскладывать по местам.

              Ход игры:

              Дети выбирают предмет, называют и находят его место (одежда, посуда, овощи и фрукты).  

             

                         

ДИДАКТИК УЕН

(4 – 5 ЯШЛӘК БАЛАЛАР ӨЧЕН)

“АКБАЙГА БҮЛӘК”

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ)

“ПОДАРОК АКБАЮ”

          Дидактик уен «Акбайга бүләк”

           Максат:

  1. Сөйләм телен үстерү.
  2. Уенчыклар исемен ныгыту.

           Уен барышы:

            Балар Акбайга уенчыклар буләк ителәр.

              Дидактическая игра «Подарок Акбаю»

              Цель:

  1. Закрепить названия игрушек, умение их различать и называть.

              Ход игры:

              Дети выбирают подарок, называют его и дарят Акбаю.  

             


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 58»

Сравнение

образовательных программ

 «От рождения до школы» Веракса

и

«Тропинки»

                                     Составила:

                                                                        воспитатель средней группы № 9

                                        Г.З. Куликова

Татарстан

 г. Нижнекамск

 2013 г.

Дошкольные учреждения нашего города работают по программе Веракса «От рождения до школы». В нашем детском саду второй год наряду с основной образовательной программой воспитатели Овчинина Л.А. и Мустафина Г.Д. работают по программе «Тропинки».  В этом учебном году и наша группа работает по данной программе.

Работая по двум образовательным программам мы сравниваем эти программы: их структуру, содержание, какие образовательные области они охватывают, какие цели и задачи решают.

Сегодня я предлагаю сравнить образовательную область познание формирование элементарных математических представлений. (1 слайд) Сравнивать структуру программ я начала с раздела сенсорное развитие. (2, 3 слайды). На слайде вы видите структуру программ  II младшей группы. Первое сходство и различие:

  1. программа «От рождения до школы»:

Сенсорное развитие (раздел «Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности» выделен в отдельный раздел)

  1. программа «Тропинки»:

Сенсорное развитие и развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности (это один раздел).

(4 слайд) Обратите внимание на структуру и содержание  этих двух разделов.

Программа Веракса «От рождения до школы» не подразделяется на подразделы, здесь выделены все цели сенсорного развития, а в программе «Тропинки» выделены следующие разделы: цвет, форма, величина, положение в пространстве, целостное восприятие объекта. При этом отмечено, что раздел количество  в разделе формирование элементарных математических представлений.

Далее мне хотелось бы остановиться непосредственно на целях двух программ по сенсорному развитию: в чём их сходство и различие.

Цель:

  1. Развитие восприятия, создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (тёплый, холодный, твёрдый, мягкий, пушистый и т.п.).
  2. Развитие умения воспринимать звучание музыкальных инструментов, родной речи.
  3. Обогащать чувственный опыт детей.
  4. Развивать умение фиксировать восприятие его в речи.
  5. Совершенствовать восприятие, активно включая все органы чувств.
  6. Развивать образное представление, используя при характеристике предметов эпитеты, сравнения.
  7. Закрепление умения выделять цвет, как особое свойство предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: цвету, величине, форме.
  8. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: цвету, форме, величине.
  9. Закрепление умения выделять форму, как особое свойство предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: цвету, величине, форме.
  10. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: форме, цвету,  величине.
  11. Напоминать детям названия форм: круглая, треугольная, прямоугольная, квадратная.
  12. Показывать разные способы обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям (обхват предметов руками, проводя рукой (правой, левой) по контуру предметов.
  13. Закрепление умения выделять величину, как особое свойство предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: цвету, величине, форме.
  14. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам:  величине, цвету форме.

Цель: 

  1. Обогащать восприятие новыми впечатлениями.
  2. Расширять представления о явлениях окружающего мира.
  3. Знакомить с такими явлениями, как свет и темнота.
  1. Цвет.
  1. Знакомить с цветами: красным, жёлтым, зелёным, синим, белым, чёрным, оранжевым, розовым, коричневым.
  2. Формировать умение различать, сравнивать цвета по сходству - различию (такой – не такой).
  3. Формировать умение выбирать цвет из нескольких предложенных по образцу.
  4. Знакомить с названиями основных цветов и вводить эти слова в речь детей.
  1. Форма.
  1. Знакомить с основными формами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  2. Знакомить с объёмными геометрическими телами: шар, куб.
  3. Формировать умение  различать, сравнивать формы по сходству - различию (такая – не такая).
  4. Знакомить с названиями форм и объёмных геометрических тел.
  5. Формировать умение выбирать и соотносить форму по образцу и названию.
  6. Использовать формы в конструировании для создания простейших построек.
  1. Величина.
  1. Учить сравнивать предметы по 1 параметру (длине, ширине).
  2. Учить сравнивать 3 – 5 предметов, различающихся одним признаком (например, матрёшки полностью похожие, но разные по размеру).
  3. Вводить в речь детей названия соответствующих понятий.
  1. Количество (в разделе формирование элементарных математических представлений).
  1. Положение в пространстве.
  1. Формировать умение, различать, определять, показывать пи называть местоположение объекта в пространстве.
  2. Учить располагать объекты в пространстве разными способами и с различным расстоянием между объектами.
  3. Использовать полученные знания в конструировании.
  1. Целостное восприятие объекта.
  1. Знакомить с предметами окружающего мира.
  2. Формировать умение различать и выделять части предмета.
  3. Формировать умение воспринимать изображения незнакомых объектов.
  4. В конструировании учить воспроизводить объект из частей по образцу.
  5. Учить воссоздавать объект (картинку) из 2 – 4 частей.

Далее сравним раздел формирование элементарных математических представлений программ Веракса «От рождения до школы» и «Тропинки».

(5, 6 слайды).

В обеих программах  этот раздел состоит из 5 разделов:

- программа Веракса «От рождения до школы» имеет следующие части: количество, величина, форма, ориентировка в пространстве и ориентировка во времени;

- программа «Тропинки» имеет следующие части: понятие числа, чувство пространства, логическое мышление, творческое мышление и временные отношения.

Как видите такие разделы, как величина, форма, ориентировка в пространстве по программе Веракса, выделены в разделе ФЭМП, а по программе Султановой эти разделы выделены в сенсорном развитии (только ориентировка в пространстве в программе обозначено как положение в пространстве).

Если сравнить цели этого раздела двух программ, необходимо обратить внимание на следующие сходства и различия.

  1. Количество.
  1. Развивать умение видеть общий признак предметов группы.
  2. Формировать умение составлять группы предметов из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы.
  3. Формировать умение различать понятия много, один, по одному, ни одного.
  4. Формировать умение находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке.
  5. Формировать умение понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами «много, один, ни одного».
  6. Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе сопоставления элементов (предметов).
  7. Знакомить с приёмами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.
  8. Развивать умение понимать вопросы «поровну-ли? Чего больше, меньше?», отвечать на них.

Понятие числа.

  1. Познакомить детей  с числами 1,2,3
  2. Познакомить с составом числа 3 на наглядной основе.
  3. Формировать навыки пересчёта в пределах трёх с обобщающим жестом.
  1. Величина.
  1. Формировать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, соизмеряя один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приёмами наложения и приложения.
  2. Формировать умение обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, широкий – узкий, большой – маленький, одинаковые (разные) по длине, ширине, высоте, величине в целом.

Чувство пространства.

  1. Знакомить с основными геометрическими фигурами и цветами.
  2. Развивать пространственное воображение: учить составлять из частей целую форму, из объёмных фигур – заданную последовательность.
  3. Развивать умение соотносить предмет с его формой.
  4. Развивать умение зеркально повторять движения за взрослым.
  1. Форма.
  1. Знакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник.
  2.  Формировать умение обследовать формы геометрических фигур, используя зрение, осязание.

Логическое мышление.

  1. Формировать навык группирования фигур по цвету, форме, величине, по иному признаку предметов.
  2. Учить исключать из группы предметов лишний предмет.
  3. Формировать навык выполнения заданий по заданной схеме.
  1. Ориентировка в пространстве.
  1. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела.
  2. Развивать умение различать пространственное направление от себя: вверх – вниз, впереди – сзади (позади), справа – слева.
  3. Развивать умение различать правую, левую руки.

Творческое мышление.

  1. Развивать творческие способности и нестандартное мышление.
  2. Учить выделять целое раньше частей.
  1. Ориентировка во времени.
  1. Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь.

Временные отношения.

  1. Знакомить с основными частями суток.

Таким же образом я сравнивала содержание программ по ФЭМП и Сенсорному развитию в средней группе.

Программа Веракса «От рождения до школы» имеет такую же структуру, как во  II младшей группе, отличается только усложнением целей и задач.

Отличие  программы «Тропинки» по сенсорному развитию  II младшей группы от средней в следующем: (7, 8, 9 слайды): здесь 4 раздела: цвет, форма, величина и целостное восприятие объекта; количество также выделено в разделе ФЭМП.

Раздел ФЭМП (10, 11 слайд) имеет такие изменения: добавлен раздел ориентация, раздел чувство пространства заменён на раздел пространственное воображение.

Сравним цели программ по сенсорному развитию и ФЭМП.

Сенсорное развитие:

Цель:

  1. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности, обогащать сенсорный опыт. Знакомить детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закрепить полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.
  2. Совершенствовать восприятие детей путём активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
  3. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зелёный, жёлтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).
  4. Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь путём прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое. Холодное, пушистое, жёсткое, колючее и др.).
  5. Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы. Используя знакомые и новые способы. Сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
  6. Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.
  7. Развивать умения использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.). подбирать предметы по 1 – 2 качествам (цвет, размер, материал и т.п.)

Цель:

  1. Развитие умения обследовать предмет и отражать в речи полученные знания, соотносить с эталоном при выделении признаков.
  2. Развивать ассоциативные связи (на что похоже).
  3. Продолжать знакомить с геометрическими формами и использовать их для создания новых деталей или целых объектов.
  4. Формировать умение группировать и классифицировать предметы по заданному признаку.
  1. Цвет.
  1. Продолжать знакомить с основными цветами и их оттенками.
  2. Познакомить с фиолетовым цветом.
  1. Форма.
  1. Продолжать знакомить с основными формами: ромбом и трапецией.
  2. Продолжать знакомить с объёмными геометрическими телами : конусом и цилиндром.
  1. Величина.
  1. Учить сравнивать предметы по 2 параметрам.
  2. Учить сравнивать 6 – 10 предметов, различающихся одним признаком.

IV. Количество ( в разделе формирование элементарных математических представлений).

  1. Положение в пространстве.
  1. Учить определять направление «от себя».
  2. Учить двигаться в заданном направлении.
  1. Целостное восприятие объекта.
  1. Учить достраивать целое изображение из частей.
  2. Создавать изображение из 6 – 10 частей.

ФЭМП:

  1.  Количество и счёт.
  1. Формирование представления о том, что множество («много») может состоять из различных по качеству предметов: разного цвета, размера, формы.
  2. Развитие умения сравнивать части множества, определяя их равенство и неравенство составлением пар предметов (без пересчёта предметов).
  3. Формирование умения считать до 5 (на основе наглядности) с соотнесением последнего числительного ко всем пересчитанным предметам.
  4. Формирование представлений о равенстве и неравенстве групп на основе счёта.
  5. Формирование умения уравнивать неравные группы двумя способами: путём добавления к меньшему количеству 1 предмета и убирая из большего количества 1 предмета.
  6. Развития умения отсчитывать предметы из большего количества, выкладывать, приносить определённое количество предметов в соответствии образцом или заданным числом в пределах 5.
  7. Формирование умений на основе счёта устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разных расстояниях друг от друга, отличаются по размерам по форме расположения в пространстве.

Понятие числа.

  1. Формировать у детей навык пересчитывания до «5» с обобщающим жестом.
  2. Формировать навык прямого и обратного счёта до 10.
  3. Знакомить с составом чисел 3,4,5 на наглядной основе.
  4. Учить составлять взаимно – однозначное соответствие, на 1 больше, на 1 меньше.
  5. Знакомить со способом сравнения объектов разной формы путём приведения их к одной форме.
  6. Сравнения количества сыпучего материала с помощью ёмкостей одинаковой формы и величины.
  7. Формировать навык сравнения объектов по количеству независимо от их величины (большой круг и маленький круг).
  8. Формировать понятие числа: зависимость числа от мерки, его абстрактность («волшебность»).
  9. Формировать умение пользоваться условной меркой.
  10. Формировать предпосылки навыка счёта с разным основанием.

II. Величина.

  1. Совершенствование умения сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, толщине) путём наложения и приложения предметов, отражать в речи словами: длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине.
  2. Развитие умения сравнивать предметы по 2 признакам величины.
  3. Формирование умения устанавливать размерные отношения между 2 – 5 предметами разной длины, ширины, высоты, располагать их в определённой последовательности (убывания, возрастания), введение в речь понятий, обозначающих размерные отношения предметов ( повыше, самая высокая, пониже, самая низкая).

Пространственное воображение.

  1. Развивать пространственное воображение.
  2. Знакомить с элементарными геометрическими фигурами: плоскими – кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником, овалом и объёмными шаром и кубом.
  3. Учить устанавливать сходство и различия плоских геометрических фигур.
  4. Знакомить изменениями фигур при их преобразовании, с подобными и не подобными геометрическими фигурами, прямыми и кривыми линиями.
  5. Закрепить знания детей о взаиморасположении тел в пространстве: закрепить понятия «перед», «между», «после», и активизировать в речи ребёнка. Работа с лабиринтами и планом.

III. Форма.

  1. Развитие представлений о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике (путём сравнения с кругом и квадратом, называть элементы – стороны и углы), шаре, кубе.
  2. Формирование умения выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно – двигательного анализаторов.
  3. Формировать представления о том, что фигуры могут быть разного размера.
  4. Развитие умения соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами (тарелка – круг, платок – квадрат).

Логическое мышление.

  1. Развивать логическое мышление: формировать умения составлять логическую последовательность, находить общие признаки фигур и группировать их по 1 признаку (форме, цвету и др.) и по 2 признакам.
  2. Формировать навык выполнения действия по заранее заданной схеме.
  3. Учить выделять противоположные признаки предметов: формировать понятия «большой – маленький», «высокий – низкий», «широкий – узкий», толстый – тонкий», и активизировать их в речи детей.
  1. Ориентировка

 в пространстве.

  1. Развитие умений определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз), обозначать словами положение предметов по отношению к себе ( передо мной, справа, слева, сзади).
  2. Знакомство с пространственными отношениями: далеко – близко.

Творческое мышление.

  1. Развивать пространственное воображение, умение видеть целое раньше частей.
  2. Формировать навык замещения.

  V.  Ориентировка во времени.

    1. Расширение представлений детей о  

        частях суток, их характерных

        особенностях, последовательности.

     2.Объяснение значений слов: вчера,  

        сегодня, завтра.

Ориентация.

  1. Активизировать в речи слова, обозначающие расположение предмета в пространстве относительно других предметов («перед», «после», «между»).

Временные отношения.

  1. Закреплять представления о времени суток (утро, день, вечер, ночь), о временах года (зима, весна, лето, осень).

Итак, сравнив две образовательные программы, могу отметить следующее:

  1. Программы не дублируют друг друга, а взаимно дополняют (не зависимо от структур программ)  – это мы увидели в тех целях и задачах, которые указаны в программах.
  2. Обе программы направлены на развитие мышления (логического, творческого), воображения (несмотря на то, что в программе Веракса не выделены разделы логическое, творческое мышление, воображение. Само содержание программы, его цели и задачи направлены на развитие этих психических процессов).
  3. Программы при их совместном использовании помогают ребёнку более углубленно знакомиться с математическими представлениями.
  4. Обе программы дают возможность педагогу более творчески, креативно подходить к своей работе.

Литература:

  1. Программа Вераксв «От рождения до школы».
  2. Программа Султановой «Тропинки».

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что лишнее?