"Формирование речевого этикета" ч.3
статья (старшая группа) на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_chast_3.docx13.51 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Часть 3

Работа по обогащению и активизации словаря детей за счет формул и выражений речевого этикета проводится в соответствии со следующей последовательностью:

Первый этап – восприятие формул речевого этикета. Для реализации поставленной задачи использовали художественную литературу, просмотр инсценировок и постановок.

Второй этап – репродуктивное воспроизведение формул речевого этикета, характерных для выбранной нами ситуации речевого общения.

Третий этап – обучение способам «развёртывания» формул речевого этикета.

Четвёртый этап – обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики.

Последовательность работы по формированию речевого этикета внутри каждого этапа определялась логикой усвоения речевого материала от восприятия средств речевого этикета – к их репродуктивному воспроизведению, затем к самостоятельному использованию средств речевого этикета в играх и перенос в повседневное общение.

Первый этап восприятие формул речевого этикета. Работа была направлена на обогащение и активизацию словаря детей за счёт формул и выражений речевого этикета. Она начиналась с организации восприятия формул и выражений речевого этикета.

Многократное восприятие детьми формул речевого этикета происходило, прежде всего, в повседневной жизни. Использовалась любая возможность, чтобы проговаривать вслух, по какому поводу педагог собирается обратиться к кому – либо и как именно это будет сделано. Ребёнку подсказывали, как ему предложить или пригласить старшего или сверстника; стремились поощрять попытки использования формул речевого этикета. Это позволяло активизировать их восприятие:

- Вы заметили, как встретил Гриша, Наталью Петровну? Он сказал…;

- Давайте пригласим ребят из приёмной в группу, скажем им: «Проходите, обед накрыт»;

- Сказать вам, как Глеб предложил мне поиграть с ним? Он сказал: «Татьяна Александровна, давайте с вами поиграем в эту игру».

Восприятие формул речевого этикета и выражений речевого этикета происходит в процессе чтения художественной литературы, когда внимание детей акцентируется на вежливых фразах, употребляемых героями произведений. Чтение поможет развивать положительное отношение к вежливости и её проявлениям, желание запомнить её средства. Использовались такие произведения как: «Азбука вежливости» Л.П. Васильевой-Гангус, «Бабушка угощает чаем», «В гостях у Нюши», «Звонит телефон» «Разговор по телефону», «Маша», «До свидания, приходите в гости» Н.Е. Богуславская, Э. Мошковская «Вежливое слово» <Приложение 2>.

Наблюдения за деятельностью и общением детей на этой ступени усвоения формул речевого этикета показали, что уже на этом этапе участились случаи использования формул речевого этикета в ситуации приглашения (предложения). Например: в игре, разговор по телефону:

- Алло! Полина, это ты? Привет. Это я, Катя. Я хочу пригласить тебя на день рождения.

- Спасибо за приглашение. Я скоро приду.

В умывальной комнате:

- Данил, пойдём руки мыть.

- Пойдём.

На втором этапе для воспроизведения формул речевого этикета использовалась система игр и упражнений, побуждающих детей к многократному проговариванию формул речевого этикета.

Вначале использовались игры, по правилам которых требовалось воспроизвести заданные речевые образцы.

После этого упражняли детей в самостоятельном выборе и использовании речевых формул.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)​Описывает значение речевого дыхания для детей с нормальным речевым развитием и для детей...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Игры, входящие в данный набор помогут организовать работу по формированию речевого дыхания с детьми – логопатами, заинтересовать и увлечь их игрой. Изготовить данные игры может любой желающий, как спе...

Формирование речевого общения у младших дошкольников в процессе организации речевых игр

Игра – это благоприятное условие для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и ...

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)

Работа с родителями в детском садуКонсультация для родителей:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)          ...