Верность родной земле
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Тарасова Нина Владимировна

В данной статье рассмотрены проблемы первоначального освоения духовно-нравственной категории "Вера"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о верности родной земле, на основе былинных богатырей, как народном идеале здорового человека

Аннотация статьи: В данной статье рассмотрены проблемы первоначального освоения духовно-нравственной категории «Вера».

Автор раскрывает народный идеал здорового человека, на основе характерных особенностей  былинных богатырей

Особое внимание обращается на формирование представления о взаимосвязи прошлого настоящего и будущего народов в полиэтнической среде

Ключевые слова:

Верность родной земле, Богатыри земли русской, здоровый человек.

В современном мире наше общество заботится о том, чтобы дети были здоровыми и крепкими. Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о верности родной земле, на основе былинных богатырей, как народном идеале здорового человека»,  в детском саду представляет собой единую систему и осуществляется не только в процессе специфических занятий, но и при организации всех видов детской деятельности.[2] Вся единая система воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, призвана формировать у детей первоначального освоения духовно-нравственной категории «Вера» и убеждения о необходимости сохранения своего здоровья и его укрепления. Закладывая основу понимания здорового образа жизни, мы формируем жизнеспособное подрастающее поколение.

В этом нам поможет знакомство детей с народными героями-богатырями. Образы былинных богатырей близки детям, доступны их пониманию. Знакомство с ними в нашем детском саду проходит поэтапно. Сначала мы  беседуем о нашей стране России и проводим параллель с прошлым, дети узнают, что раньше она называлась Русь. Рассказываем детям о людях, которые населяли Древнюю Русь, а она была богата богатырями:   Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович (русские), Улып, Чемень (чувашские), Перя-богатырь, Каспий, Рав (мордовские). Рассматриваем с детьми иллюстрации в книгах. Демонстрируем репродукцию картины В.М. Васнецова «Три богатыря» и дети замечают, как красивы физически и могучи русские богатыри. Читаем детям стихотворение Т. Курбатовой «Три защитника, три брата, три богатыря…» и дети понимают, что богатыри красивы не только физически, но и нравственно. Нравственная красота заключена в вере к родной земле, их делах и поступках: богатыри всегда защищали народ и свою родину от врагов. Такие выводы дети делают после чтения  былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, чтения легенд, книг из серии «Песни Отечества». Заучиваем с детьми стихотворения и пословицы о богатырях и узнаем, как велика была их сила и храбрость, что это были люди веры и правды, чести и долга, верной дружбы, от слова «дружба» войско в те времена и называли дружиной. Дружина охраняла родную землю и стояла богатырской заставой. Совместно с родителями и детьми сооружаем макет «Богатырская застава». Обыгрывая макет, читаем детям художественную литературу: «На заставе богатырской» В. Лебедева. Устраиваем просмотры мультфильмов «Илья Муромец», «Три богатыря», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Работая в круге, беседуем с детьми о подвигах богатырей на основе былин «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович» и пословиц.

Наряду с беседами-рассказами, чтением художественной литературы, рассматриванием иллюстраций, репродукций картин, презентаций, мы используем работу в паре «Защитник Отечества» и театрализацию. Чтобы дети почувствовали себя настоящими богатырями, как мы говорим, «вошли в роль», нам на помощь приходят атрибуты. Изготавливают  их дети совместно с родителями:  шлем, щит, меч, лук, стрелы, копье, палица, кольчуга, латы, плащ. Здесь развиваем  творческие способности в изобразительной деятельности. На занятиях по декоративному рисованию украшаем изготовленные атрибуты (рукоятку меча, богатырский шлем, плащ, щит). Для украшения  используем  орнамент (геометрический или растительный, зависит от замысла автора), выполняем задания «Что может пригодиться в бою богатырю?», оформляем страницы Альбома   «Славный могучий богатырь»

Здесь уместны и дидактические игры: «Снаряди воина», «Чего не хватает богатырю?», «Узнай богатыря по описанию», «Дорисуй», «Помоги богатырю пройти лабиринт», «Помоги богатырю собраться в поход» и др.

Знакомство с героями-богатырями продолжаем, обращаясь к музыкальному искусству.   Прослушиваем с детьми русские народные мелодии, фрагменты «Богатырской симфонии» А. Бородина. Выразительность музыки помогает детям представить образы богатырей во всей их  полноте. Аудиозапись песни  «Богатырская наша сила» С. Намина мы используем при проведении оздоровительной утренней гимнастики. Дети с удовольствием выполняют физкультурные движения, имитируя гимнастику богатырей (используем гантели или кегли). Разучиваем с детьми мордовские песни.

Особо хотелось бы отметить танцевальное творчество детей. Дети очень любят танцевать и с огромным удовольствием разучивают хороводные русские, чувашские, мордовские танцы, танцы богатырей, славящих их силу и отвагу или изображающих бой со Змеем Горынычем. Совместная работа воспитателей, музыкального руководителя и родителей в этом направлении обогащает мир детей и знаниями, и чувствами, и танцевальными умениями.

На занятиях по физической культуре (обычно это цикл занятий «Илья Муромец и его дружина») мы развиваем физические качества детей, такие как выносливость, ловкость, скорость, точность, координация движений., вера в свои силы. На занятиях знакомим с народными подвижными играми: «Жмурки», «Веселые ребята», «Горелки», «Баба Яга», «Петух», «Гуси, гуси», «Карусель», «Ловишки» (русские); «Рыбки» (Пула), «Луна или солнце» (Уйохпа хевель), «Камешки» (чувашские); «В ключи» (Панжомнесэ), «В курочек» (Сараскесэ), «Раю-раю» (мордовские)  и другие. В них отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству.  Народные игры укрепляют ребенка физически, оказывают влияние на воспитание характера, воли, ума веру к родной Земле.

Наша работа с детьми предполагает обязательное проведение традиционных национальных календарно-обрядовых праздников, таких как «Акатуй», «Масленица». Веселые народные гуляния всегда сопровождались спортивными состязаниями и забавами: перетягивание каната, бег в мешках, борьба, стрельба из лука, поднятие гирь, лазание по столбу; битва на бревне мешками, набитыми соломой; кулачные бои «Стенка на стенку», веселая игра «Царь Горы», катание на лошадях и другие.  Некоторые состязания и забавы мы проводим в нашем детском саду, знакомя детей с народными традициями. Такие праздники всегда проходят очень живо и весело. Активное участие принимают и родители наших воспитанников.

Работу  по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о верности родной земле, на основе былинных богатырей, как народном идеале здорового человека в нашем детском саду мы строим так, чтобы она пронизывала все виды деятельности детей и приобщала к народным традициям и обычаям. Через образы былинных богатырей мы доносим до сознания детей тот идеал физически здорового человека, к которому необходимо стремиться, чтобы чувствовать себя полноценным гражданином общества, чтобы быть физически развитым, здоровым, крепким, верным своей земле, духовно и культурно подготовленным к жизни.

Литература

  1. Махалова И.В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья». – Чебоксары, 2015.
  2. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду» (старшая группа). – Москва, 2015.
  3. «Физическое и эстетическое воспитание детей в полиэтнической среде в контексте ФГОС дошкольного образования: материалы Республиканской научно-практической (заочной) конференции. – Чебоксары, апрель – июнь 2016 г./ под ред. Л.Г. Васильевой, И.В. Махаловой. – Чебоксары: Новое Время, 2016.