"Ежели вы вежливы"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

конспект родительского собрания в старшей, подготовительной группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в ДОУ  на тему:

«Ежели вы вежливы»

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами нравственного воспитания детей. Способствовать развитию у родителей желания постоянно обращать внимание на культуру поведении собственных детей, на оказание помощи педагогам группы в формировании у детей социально – общественных качеств.

Предварительная работа: анкетирование родителей . Запись беседы с детьми на тему «Вежливость».

Ход собрания:

(Родители проходят в группу, рассматривают выставку книг, рассаживаются. Собрание начинается со стихов о вежливости, стихи рассказывают дети).

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос здоровым, умным и воспитанным, культурно воспитанным. Каждый взрослый надеется, что его дитя будет добрым, внимательным, вежливым.

 Вопрос родителям:

- Что означает слово «вежливый»?

«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый.

А как думают ваши дети, кто такой вежливый человек (видеозапись).

Многих родителей как гром среди ясного неба поражает поведение их детей в подростковом периоде. Был вроде нормальный ребенок и вдруг грубит, хлопает дверью…

Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.

Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях (внешнее проявление культуры – вежливость, и культуры внутренней).

Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения.  Причем каждая эпоха преподносила свои правила, которым подчинялись все слои населения независимо от положения и возраста.

Воспитание культуры поведения, формирование нравственных качеств у детей – непростой процесс. Кому-то он удается,   кому – то нет. Как воспитать культурного человека? Об этом пойдет сегодня разговор. Надеемся, ваш опыт и родительская наблюдательность помогут найти ответы на многие вопросы.

А сейчас обратимся к вопросам о культуре поведения наших детей. Вам, уважаемые родители, были предложены вопросы, будем называть это анкетой, над которыми было рекомендовано подумать и ответить.

Итак, первый вопрос:

- Какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребенок?

Я после обсуждения буду подводить итог, то есть озвучивать те задачи по развитию у детей культуры поведения, которые стоят перед педагогами и вами, родителями. Высказывания родителей.

Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника к 6 годам.

- Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.

- Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.

-Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.

_ У детей должна быть сформирована привычка всегда говорить правду.

-Важной задачей,  приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.

- Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. – Правило: «Каждой вещи – свое место».

Второй вопрос для обсуждения звучит так:

- С чего начинать воспитание культуры?

Родители высказываются.

Итог:

- Конечно же, воспитание культуры начинается с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы.

Третий вопрос:

- Что, по- вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?

- Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребенка. И именно с вас, в первую очередь, он берет пример во всем.

Представьте такую ситуацию:

Мама забирает ребенка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем и детьми». Ребенок, заглядывает в группу, говорит до свидания. И мама с ребенком отправляются домой.

- Как вы думаете, все ли правильно было сделано со стороны привития ребенку правил культуры поведения? (Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми).

А сейчас я предлагаю перечислить методы, которые вы используете для привития детям навыков культурного поведения и хороших манер:

Чтение книг с ярким примером хороших манер.

Общение с авторитетными для ребенка людьми.

Постоянство и настойчивость в обучении.

Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье.

- Все эти методы несомненно, имеют положительные результаты. В детском саду мы так же используем и следующее:

- Игры-инсценировки, инсценировки с последующим разбором, беседой (разыгрывание сценок на данную тему).

- Решение проблемных ситуаций.

- Пословицы и поговорки о добрых отношениях между людьми.

А сейчас поговорим о речевом этикете.

Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правила речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С.Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Ваше собственное поведение – решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами,  как вы смеетесь, читаете газеты – все это для ребенка имеет большое значение.

Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Переводчик». Но переводить мы будем не с английского или французского на русский язык, а с языка, которым многие из вас пользуются в общении с собственными детьми, с супругами, с родителями на язык вежливости, культуры общения.

- Отстань от меня, мне некогда! – говорит мама сыну Ване, который просит её почитать книгу, когда мама готовит обед.

- Отвяжись, от горшка два вершка, а туда же! – восклицает рассерженный папа на замечание сына.

- Я кому сказала, убери игрушки! – приказным тоном говорит мама Алене, видя разбросанные по всей комнате детские игрушки.

А часто ли вы обращаетесь к своему ребенку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «Пожалуйста». Благодарите его, высказываете свое родительское одобрение по поводу проявленной вежливости? Задумайтесь над этим.

- В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях,  где они необходимы.

- Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов. Не выполняйте просьбы ребенка, например «Дай мне», без слова «пожалуйста».

- Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.

- Учите вежливости вежливо!

Известная поэтесса А.Барто в одном из своих стихотворений писала:

«Когда не ладятся дела,

Мне помогает похвала»

Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребенка надо тогда, когда не все получается, авансом или же следует хвалить только за результат?

Игра «Волшебный стул» один родитель садится на стул, а присутствующие говорят ему как можно больше приятных слов, похвал.

- Сейчас Вы побывали на месте ребенка, которого хвалили. Поделитесь своими ощущениями, пожалуйста.

Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Хвалите своих детей, и вы увидите, насколько быстрее ребенок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным.

А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек. Если ребенок выполняет данное правило, то вы выкладываете  фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – желтого цвета; если не выполняет совсем – синего цвета.

- Ребенок всегда говорит «здравствуйте», «до свидания», «спасибо».

- Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть куртку, благодарит за оказанную помощь.

- Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.

- Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.

- Не бросает на улице, в помещении бумажки, фантики и т.д.

- Не говорит матерных слов.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми.

Острое блюдо (решение ситуативных задач).

- Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул?

(Оказывается: если кто-то чихнул , лучше всего не обратить на это внимание).

- В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»?

(если двухлетний малыш, говорит взрослому «ты», это считается  нормально, но с 3-4 лет ребенок к взрослому должен обращаться на «вы».

- Как нужно принимать подарки?  (Завернутый подарок нужно развернуть рассмотреть и поблагодарить того, кто его подарил: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок).

- Нельзя показывать пальцем на какой – нибудь предмет и уж тем более на человека.

Воспользуйтесь советами , которые вы сегодня услышали, и вы увидите, как изменится мир вокруг.  И это не из области фантастики, потому что все в наших руках. Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя годы и зависеть он будет от нашего желания и умения. Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения.         А закончить наше мероприятие я хочу словами поэта В.Бокова (на экране фото группы детей и стихи В. Бокова)

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день»

И следуйте хорошему примеру:

Продляйте добрым словом жизнь людей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)

Только сообща с родителями, мы сможем воспитать  в настоящем поколении  дошкольников гуманные  чувства, культуру поведения, любовь  к родным и близким, природе....

Ежели вы вежливы

Формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста....

"ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ" сценарий тематического развлечения для старших дошкольников

Сценарий может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям детского сада и учителям начальной школы для организации досуга и тематических уроков, а так же рекомендуется к использованию в детс...

Ежели Вы вежливы.

Практический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В работе рассматриваются формы приветствия. Используются мнемотаблицы. Так же представлены игры, которые помогут педагогам и ро...

Ежели вы вежливы… (уроки вежливости для маленькой компании)

Цель:воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружаю­щим людям воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развиват...