"Ежели вы вежливы..."
статья по теме

Ситникова Евгения Викторовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        «Ежели вы вежливы…»

  Русский писатель Константин Паустовский говорил, что по отношению каждого человека к своему языку можно судить не только о культурном уровне, но и о гражданской ценности человека, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. В наше время наблюдается значительное снижение культуры речи. Язык существенно меняется прямо на глазах нашего поколения. Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, разговаривая со своими воспитанниками, слыша речь односельчан, приходишь к выводу, что наша речь страдает от внедрения вульгарных слов, что она насыщена словами-сорняками иноязычного происхождения, просторечными словами. Повсеместно получил распространение уличный сленг. Редко, когда услышишь разговор без употребления жаргона, а то и откровенно бранных слов. Это вошло в привычку, никто не замечает такие «мелочи». Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов. Подростки и молодёжь мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А сколько в нашей речи иностранных слов-сорняков?! импортные слова засоряют наш язык, делают его недоступным русскому человеку.

     Сегодняшний выпускник дошкольного учреждения умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения, отсутствуют нравственные ценности его личности в системе отношений с другими людьми. Отсутствуют вежливые формы общения со сверстниками. Речь бедна, однообразна, засорена ошибками. Культура общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать, извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий. Но ведь детский сад, без помощи родителей, не в силах дать ребенку все , что ему нужно для овладения навыками культуры речи, которая в свою очередь является для него основным условием успешной адаптации в любой социальной среде. Как известно, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности. Неблагоприятные социальные условия для жизни формируют у ребенка определенные отношения к моральным ценностям. Под влиянием взрослых членов семьи дети начинают примерять на себя не только модель поведения, но и форму общения.

     Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи — главный фактор решения общей задачи — воспитания культуры общения дошкольников. Высокий уровень речевого развития, владение эмоциональным словарем, специальные упражнения, развитие умения составить связное высказывание на тему о правилах поведения являются обязательным условием освоения детьми культуры речи.  В повседневном взаимодействии с ребёнком мы обогащаем его словарь. Ненавязчиво, без принуждения можем многому научить.  Огромное  значение для развития ребенка яркого образного языка стихов, сказок, рассказов трудно переоценить. Они обращены к сердцу и чувствам дошкольника. Пусть ребёнок слушает и заучивает стихи о природе, о труде людей – А. С. Пушкина  «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане», Самуила Маршака -стихи «О вежливости»,В.Осеевой «Волшебное слово»,Л.Толстого «Сказка о вежливом зайце» и других. Читайте русские народные сказки, тувинские, сказки других народов нашей страны и народов мира. Например, мексиканская народная сказка  «О вежливом кролике» учит нас тому, что вежливость иногда может спасти жизнь. Многие поколения детей воспитывались на сказках К. И. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Перро, Андерсена и др.

      Художественная проза и поэзия пробуждают в ребёнке лучшие чувства, такие, как доброта, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение героев, вызывают протест против зла, несправедливости, желание защитить, помочь. И, конечно же, развивают культуру речи, которая должна выступать как особый предмет обучающий детей общению. Ни один человек  не сможет успешно жить в современном мире без умения правильно и вежливо разговаривать, слушать, узнавать новое, влиять при помощи речи на окружающих.

       Чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный человеческий дар слова, чем раньше сделаем все, чтобы развить культуру речи, тем успешнее будут наши дети.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)

Только сообща с родителями, мы сможем воспитать  в настоящем поколении  дошкольников гуманные  чувства, культуру поведения, любовь  к родным и близким, природе....

Ежели вы вежливы

Формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста....

"ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ" сценарий тематического развлечения для старших дошкольников

Сценарий может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям детского сада и учителям начальной школы для организации досуга и тематических уроков, а так же рекомендуется к использованию в детс...

Ежели Вы вежливы.

Практический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В работе рассматриваются формы приветствия. Используются мнемотаблицы. Так же представлены игры, которые помогут педагогам и ро...

"Ежели вы вежливы"

конспект родительского собрания в старшей, подготовительной группе детского сада...

Ежели вы вежливы… (уроки вежливости для маленькой компании)

Цель:воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружаю­щим людям воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развиват...