Ежели вы вежливы
проект (подготовительная группа) на тему

Михалева Валентина Васильевна

Формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ezheli.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста.

Проект «Ежели вы вежливы…»

Пояснительная записка.  / Мотивация/.

   

   Дошкольный возраст - особо ответственный период воспитания ребенка является возрастом первоначального становления личности. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Дети постоянно сравнивают себя со взрослыми, стараются подражать им и на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, своих способностях и возможностях, чертах своего характера и человеческих качествах.

   Усвоение норм вежливости – одна из составляющих нравственного развития детей. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.

   «Обязанность родителей — вырастить своих детей такими, чтобы их любили другие люди»/ Бенджамин Спок/. Это действительно так. Если ребёнка будет окружать пространство любви, вежливости, и он будет отвечать тем же самым окружающим, то ему самому будет легче и проще реализовать себя в обществе, освоить нормы поведения в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми людьми, адаптироваться в новой ситуации.

Цель проекта.

Способствовать активному сотрудничеству родителей с воспитателями в целях нравственного воспитания детей, вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Заинтересовать и привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта, к организации и проведению групповых развлечений:  «Без папы – как без рук», «Что такое доброта?»

Задачи.

   Закреплять навыки поведения детей в общественных местах, навыки общения с взрослыми и детьми.

    Способствовать созданию эмоционально благополучной атмосферы дома, где взаимоотношения между родными людьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребёнок чувствует себя желанным и защищённым.

    Продолжать воспитывать гуманные чувства у детей. Продолжать формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе.        Упражнять детей в проявлении сострадания, внимательности к родным и близким, в умении находить связь между поведением детей и чувствами взрослых.

   Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лености.

Учить детей считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, помогать товарищам; справедливо разрешать возникающие споры и конфликты.

   Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества, воспитывать умение сопереживать успехам и неудачам товарищей, справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

    Продолжать знакомить детей и взрослых с пословицами, поговорками, стихотворениями, рассказами и сказками, песнями, отражающими заботу и любовь детей к близким людям.

Вид проекта: краткосрочный /1месяц/, групповой, семейный.

Возраст детей: 6-7 лет.

Разработка и выполнение проекта.

I этап – подготовительный.

    - Анкетирование родителей: «Хорошие ли Вы родители? », «Знаете ли Вы главные достоинства и недостатки своего ребенка? », «Хороший ли  Вы отец?»

   - Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по темам: «Основы нравственных отношений в семье», «Искусство наказывать и прощать», «Русская мудрость о воспитании», «Вежливый ребёнок», «Вежливость воспитывается вежливостью», «Речевой этикет и вежливость», «Как правильно общаться с ребёнком», «Счастье – это когда тебя понимают», «Воспитание культуры поведения дошкольников», «Роль родителя – это роль человека на всю жизнь», «Капризы и упрямство», «Гиперактивный ребёнок», «Агрессивный ребёнок», «Можно ли ребёнку справиться с застенчивостью и как это сделать?»

   - Подбор печатно-дидактических пособий, демонстрационного материала, фотографий по темам: «От улыбки хмурый день светлей», «Уроки вежливости», «Уроки доброты», «Чувства и эмоции», «Добрые дела, волшебные слова», «Что такое дружба?» «Уроки этикета».

 - Подбор фотографий членов своей семьи для альбома «Моя семья и наши традиции».

  - Тестирование детей: «Лестница», «Два домика», «Что значит быть воспитанным?» для выявления самооценки детей во взаимоотношениях в процессе общения со сверстниками, с взрослыми, родителями и младшими детьми.

   - Акция «Учимся общаться с ребёнком» - творческая встреча с родителями и детьми. Помочь установить и сохранить доверительные отношения родителей с детьми. Помочь родителям лучше понять ребенка, приобрести знания, навыки, умения и опыт общения с ним.

II этап – основной.

- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рожденья бабушки (дедушки, Мишутки и т.д.), «Мы – дежурные».  

- Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Заболел дедушка…», « «У нас порядок», « Собери Машу…»(На прогулку, в гости, в школу), «Правила этикета» (Как себя вести в транспорте, в театре, в гостях, музее и т.д.), «Школа вежливых слов».

- Коммуникативные игры: «Сказка о вежливом слове», «Волшебный цветок прощения», «Назови ласково», «Придумки», «Нарисуем портрет», «Хорошо – плохо»,  «Закончи предложение», «Три сундука» и др.

- Составление рассказов на темы:  «Моя мечта», «Нарисуем портрет», «Какой Я», « Моя семья», «Чем мы любим заниматься дома с мамой (папой)», «Каким я хочу быть», «Расскажи о себе»; совместно с родителями рассказа «Традиции нашей семьи».

- Подвижные игры: «Вежливые прятки», «Вежливые жмурки».

- Чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, стихотворений в детском саду и дома с родителями.

- Рисование на темы: «Какого цвета добрые слова?», «Мой папа»; «Дом, в котором я живу»; «Моя семья»; «Мы – художники-иллюстраторы. Рисуем иллюстрации к книге В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?».

-  Изготовление праздничных открыток, подарков членам семьи; сотворчество детей с родителями: рисование странички в «Альбом вежливости»,

- Просмотр мультфильма «Федорино горе», сказки «Золушка».

- Посильная трудовая деятельность дома и в детском саду: поддерживать порядок в игровом уголке, дежурства, хозяйственно-бытовой труд, поручения.

- Познавательные занятия: «Дом, в котором я живу» (Адрес, состав семьи, профессии родителей); беседы на темы: «Где добрые люди, там беды не будет», «День добрых слов», «Общение со сверстниками и друзьями», «Как вести себя в общественных местах», «Достаточно ли мы воспитанны?», «Что такое доброта? Это сердца высота!», «Волшебные подарки»,  .

- Проведение праздничных утренников, развлечений совместно с родителями:  «Что такое дружба?», «Уроки вежливости», «День защитника Отечества».

III этап – итоговый.

      Презентация проекта.

  1. Развлечение для детей совместно с родителями: «Уроки вежливости».
  2. Представление созданных в ходе реализации проекта альбомов: « Моя семья и наши традиции», «Альбома вежливости».
  3. Организация выставки детских рисунков на темы: «Мы с папой», «Моя семья».
  4. Концерт для родителей: чтение стихотворений, пословиц,  пение песен о дружбе, игровых песен-драматизаций.
  5.  Награждение победителей в конкурсах на лучший рисунок, интересный рассказ о семейных традициях, родителей, принимавших активное участие в реализации проекта.

Предполагаемые результаты.

Родители больше станут интересоваться нравственной стороной воспитания своего ребенка, заинтересуются поведением ребенка в детском саду, его взаимоотношениями со сверстниками, с взрослыми. На собраниях они станут не пассивными слушателями, а будут вести дискуссии, обмениваться опытом в решении проблемных ситуаций в воспитании детей. Родители больше будут принимать участия в жизни детского сада, посещать праздники, развлечения и принимать активное участие в них.

  Возрождение традиций семейного воспитания; применение родителями педагогических знаний о воспитании ребёнка в семье, обмен опытом между родителями; развитие партнёрских отношений в семье.

  Создание и постоянное пополнение фотоальбома «Моя семья и наши традиции», «Альбом вежливости».  

 Используемая литература.

Л.Васильева-Гангнус «Азбука вежливости».

Т.А.Шорыгина «Общительные сказки».

А.Лопатина, М. Скребцова «Вежливые слова» серия «Добрый ребёнок».

И.Ф.Мулько «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет»

С.В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».

Е.А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет»

Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения для дошколят».

З.А. Михайлова, И.Н.Чеплашкина «Математика – это интересно».

Планирование и организация деятельности.

№ п/п

Мероприятия

Цели

Сроки проведения

1

Анкетирование родителей: «Хорошие ли Вы родители? », «Знаете ли Вы главные достоинства и недостатки своего ребенка? », «Хороший ли  Вы отец?»

Содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного психологического семейного климата.

1-ая неделя

2

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по темам: «Основы нравственных отношений в семье», «Искусство наказывать и прощать», «Русская мудрость о воспитании», «Вежливый ребёнок», «Вежливость воспитывается вежливостью», «Речевой этикет и вежливость», «Как правильно общаться с ребёнком», «Счастье – это когда тебя понимают», «Воспитание культуры поведения дошкольников», «Роль родителя – это роль человека на всю жизнь», «Капризы и упрямство», «Гиперактивный ребёнок», «Агрессивный ребёнок», «Можно ли ребёнку справиться с застенчивостью и как это сделать?».

Просвещение родителей. Обогащать родителей знаниями детской психологий и педагогики, педагогической этике; раскрыть особенности формирования нравственных ценностных ориентаций.

По ходу

реали

зации

проек

та

3

Подбор печатно-дидактических пособий, демонстрационного материала, фотографий по темам: «От улыбки хмурый день светлей», «Уроки вежливости», «Уроки доброты», «Чувства и эмоции», «Добрые дела, волшебные слова», «Что такое дружба?».

Создание условий для более глубокого изучения целей проекта.

По ходу

реали

зации

проек

та

4

Тестирование детей: «Лестница»,

«Два домика»,

«Что значит быть воспитанным?»

Выявить самооценку во   взаимоотношениях детей в процессе общения со сверстниками, со взрослыми, родителями и младшими детьми.

По ходу

реали

зации

проек

та

5

Акция «Учимся общаться с ребёнком» - творческая встреча с родителями и детьми.

Помочь установить и сохранить доверительные отношения родителей с детьми. Помочь родителям лучше понять ребенка, приобрести знания, навыки, умения и опыт общения с ним.

1-ая неделя

6

Оформление книжного уголка

Развивать интерес к художественной литературе, расширять представления детей о микро- и макросоциальном окружении.

По ходу

реали

зации

проек

та

1-ая неделя

7

Развитие речи «Мой день дома».

Привлечь внимание детей к значению режима дня. Закрепить навыки опрятности, аккуратности, культуры еды, культуры деятельности. Воспитывать желание деятельно участвовать в домашних заботах, иметь постоянный круг обязанностей, самостоятельно и аккуратно выполнять их. Помочь детям осознать свои возможности и вызвать стремление их проявлять.

8

Рисование на тему: «Моя семья».

Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения. Продолжать учить детей располагать «сюжет» на всём листе бумаги, выделять главное, выбирать цветовое решение.

9

Развитие речи  «Дом, в котором ты живёшь»

Понятие «семья». Мама и папа – самые дорогие и близкие люди. Состав семьи. Все взрослые в семье работают. Все дружны и внимательны друг к другу. В семье у каждого есть обязанности, все вместе их дружно выполняют и вместе отдыхают. Дома всегда уютно и радостно. Все в семье заботятся о детях.

10

Рисование на тему: «Портрет папы».

Развивать умение подмечать сходство с близким человеком, проявленное в мимике лица, в выражении и цвете глаз, в манере одеваться; совершенствовать технические навыки изображения лица человека; формировать коммуникативные навыки, воспитывать аккуратность в работе с акварелью; учить детей рисовать портрет; ввести понятие «автопортрет», закрепить понятие «портрет».

11

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рожденья бабушки», « Собери Машу…»(На прогулку, в гости, в школу).

 Учить применять полученные знания и умения в играх. Развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения, сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов.

12

Дидактические игры: «Заболел дедушка…», « «У нас порядок», «Правила этикета» (Как себя вести в транспорте, в театре, в гостях, музее и т.д.),

Открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношений детей в игре.

13

Коммуникативные игры: «Нарисуем портрет», «Какой Я», « Моя семья», «Чем мы любим заниматься дома с мамой (папой)».

Развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению.

 

14

Просмотр мультфильма «Федорино горе»,

Закрепление знаний о культурно-гигиенических навыках.

15

Чтение сказки Ш. Перро «Золушка», С.Маршак «Урок вежливости», «Ежели вы вежливы», А.Барто «Медвежонок – невежа», Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения для дошколят».

Способствовать созданию и обогащению картины мира детей, в процессе создания анализа произведений.

16

Составление с детьми памятки «Культурно-гигиенические правила».

Уточнение и закрепление знаний и умений детей.

2-ая неделя

17

 Развитие речи «Волшебная страна вежливости» или «День добрых слов».

Закреплять представления детей о происхождении и правильном произношений слов вежливости: здравствуйте, извините, спасибо, до свидания и т. д.; побуждать интересоваться смыслом слова; продолжать работу по обогащению словарного запаса детей.

 Развивать память; формировать нравственные привычки; усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей. Воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать нравственные, гуманные чувства детей.

18

Рисование на тему: «Какого цвета добрые слова?».

Развивать воображения чувства цвета, способность понимать эмоциональное состояние другого человека. Учить выбирать необходимый изобразительный материал, доводить замысел до конца. Воспитывать желание поддерживать друзей, заботиться о них.

19

Развитие речи «Что такое доброта? Это сердца высота!»

Обогащать и расширять знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «доброта»; активизировать словарь по данной теме; добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения. Воспитывать культуру общения.

20

Физическая культура «Просто так» (конспект по игровому стретчингу)

Использование авторской сказки для физического и социально-нравственного воспитания. Обучение культуре движений, раскованному владению своим телом. Укрепление мышц детей, повышение двигательной активности, выносливости. Развитие гибкости и активности. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

21

Сюжетно-ролевые игры: «Мы – дежурные»,  «К нам гости пришли…».

Учить применять полученные знания и умения в играх. Развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения, сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов.

22

Чтение А.Лопатина, М. Скребцова «Вежливые дети», В.Одоевский «Мороз Иванович», Т.А.Шорыгина «В ремонтной мастерской», «Желтая птичка», «Беседа», Е.А. Алябьева «Волшебная страна вежливости».

Способствовать созданию и обогащению картины мира детей, в процессе создания анализа произведений. Приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствовать мыслительно – эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает и идентифицировать себя с героем произведения.

23

Коммуникативные игры: «Сказка о вежливом слове», «Придумки», «Ждём гостей».

Развитие эмпатии, сочувствие к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

24

Дидактические игры: «Школа вежливых слов», «Вы – аптекари» (посоветуйте лекарство царевне Несмеяне, бабе Яге и т.,  конкурс «Добрые слова».

Открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношений детей в игре.

25

Аппликация с элементами рисования: «Праздник красок».

Учить детей создавать несложную коллективную композицию: по разному располагать в пространстве изображения домов, дополнительные предметы. Закреплять приёмы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции «Город счастья». Развивать творчество, эстетическое восприятие.

26

Составление с детьми памятки «Правила культуры общения».

Уточнение и закрепление знаний и умений детей.

27

Родительское собрание на тему: «Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Раскрыть родителям содержание и конкретные задачи воспитания культуры речи, культуры поведения, культуры деятельности.

3-я неделя

28

Беседа на тему: «Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен». Пересказ р.н. сказки «Как аукнется – так и откликнется».

Учить детей понимать нравственный смысл пословиц, мотивированно оценивать поступки героев произведений, углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Учить выразительно пересказывать сказку с использованием слов и выражений из текста.

29

Физическая культура «Сказка о жадном императоре»» (конспект по игровому стретчингу)

 Использование авторской сказки для физического и социально-нравственного воспитания. Укреплять мышцы, выровнять осанку, развивать чувство ритма, снять закомплексованность через упражнения на статистическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания.

30

Развитие речи «Путешествие в страну Чувств и эмоций»

Закрепление у детей представления о положительных и отрицательных эмоциях, определение чувств и эмоций по телесным проявлениям – через мимику и пантомимику.

Развить мимику и пантомимику через проигрывание упражнений.

Развить чувства эмпатии, рефлексии у воспитанников. Снять напряжение с помощью релаксации; обучить выражению своего эмоционального состояния через рисунок и понимание через слушание музыки.

31

Развитие элементарных математических представлений: «Но зато друзья кругом».

Установление отношений между частями целого, между целым и его частями. Уточнение представлений об одной части из четырёх, трёх частей из четырёх. Сравнение частей по размеру. Воспитание дружелюбия.

32

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин, «Кинотеатр»,  «Мы – шоферы», «Как правильно переходить улицу».

Учить применять полученные знания и умения в играх. Развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения, сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов.

33

Составление с детьми памяток «Правила культуры деятельности», «Общие правила нравственности»

Уточнение и закрепление знаний и умений детей.

34

Чтение В.Драгунский «Тайное становится явным», В.Катаев «Цветик-семицветик», С. Михалков (басня) «Ошибка», «Друзья познаются в беде».

Подводить детей к пониманию нравственного смысла произведений, к мотивированной оценке поступков и характеров их героев.

35

Рисование «И весело, и грустно…»

Познакомить с мимикой лица при разном настроении человека. Ассоциативный подбор цвета в весёлой гамме и в грустной.

36

Праздничный утренник «День защитника Отечества».

Расширять и закреплять знания детей о традициях и истории российской армии. Воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными,  сильными и благородными,

37

Развитие речи, ручной труд: «Волшебные подарки»

Развить фантазию детей, желание помечтать; осознание, что мечты при желании становятся реальностью; научить детей радоваться добрым мечтам сверстников; подвести детей к выводу, «что чудеса мы делаем сами» (А. Грин. «Алые паруса»).

4-ая неделя

38

Развитие речи «Добрые дела, волшебные слова».

Формировать доброжелательное отношение к окружающим взрослым, сверстникам, малышам, умение выбирать правильную формулу выражения своих чувств, мыслей. Показать детям возможные варианты культурных поступков. Побуждать к доброжелательным отношениям, к правильному осознанию своего поведения.

39

Чтение В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?», Житков «На льдине», Л.Н.Толстой «Филиппок», А. Барто «Вовка – добрая душа».

Способствовать созданию и обогащению картины мира детей в процессе создания анализа произведений.

40

Рисование на тему: «Мы – художники-иллюстраторы. Рисуем иллюстрации к книге В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?».

Создание групповой книги о хороших и плохих поступках и эмоциях детей на основе художественного произведения.

41

Развитие речи «Достаточно ли мы воспитаны?», «Как вести себя в общественных местах».

Научить детей пользоваться моральными сценками; развить самоконтроль, самооценку. Уточнить понятие «общественное место», вызвать желание  и умение правильно вести себя с незнакомыми взрослыми, в транспорте, в парикмахерской и других общественных местах.

42

Сюжетно-ролевые игры: «В поезде», «В самолёте», «Библиотека», «Кафе», «Парикмахерская».

Учить применять полученные знания и умения в играх. Развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения, сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов.

43

Дидактическая игра «Правила этикета» (Как себя вести в транспорте, в театре, в гостях, музее и т.д.),

Способствовать созданию и обогащению картины мира детей в процессе решения нравственных задач и соблюдения правил настольной игры.

44

Развитие речи. «Привычки хорошие и плохие»

Продолжать формировать у детей понятие о толковом словаре, раскрыть значение слова «привычка»; развить способности к анализу и сравнению, способность к самооценке.

45

Коммуникативные игры: «Хорошо – плохо»,  «Закончи предложение», «Три сундука».

Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущении собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

46

Подвижные игры: «Вежливые прятки», «Вежливые жмурки».

Уточнение и закрепление знаний и умений детей о правилах поведения в игре.

47

Развлечение для детей совместно с родителями: «Уроки вежливости».

Представление созданных в ходе реализации проекта альбомов: « Моя семья и наши традиции», «Альбома вежливости».

  Организация выставки детских рисунков на темы: «Мы с папой», «Моя семья».

  Концерт для родителей: чтение стихотворений, пословиц,  пение песен о дружбе, игровых песен-драматизаций.

  Награждение победителей в конкурсах на лучший рисунок, интересный рассказ о семейных традициях, родителей, принимавших активное участие в реализации проекта.