"Рекомендации по ознакомлению дошкольников с социальными нормами и правилами"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Власенко Наталья Павловна

Все течет, все меняется….  Каким будет завтрашний день?.....  Во многом это зависит от нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание сегодняшних малышей. Именно этим будет определяться духовное и материальное  благосостояние государства и общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._kak_znakomit_detey_s_sots_normami_i_pravilami.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомим детей

 с социальными нормами и правилами

     Все течет, все меняется….  Каким будет завтрашний день?.....  Во многом это зависит от нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание сегодняшних малышей. Именно этим будет определяться духовное и материальное  благосостояние государства и общества.

    Многочисленные экономические, социальные, экологические и другие проблемы, стоящие не только перед нашей страной, но и перед всем миром, по сути, имеют один общий корень и могут  быть сведены к одной общей проблеме – проблеме человека.

    Мы знаем, каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт. Что же определяет, характеризует человека, да и общество в целом, прежде всего? Культура человека и общества. Это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкий кругозор и сознание, образованность  и просвещённость, интеллигентность и цивилизованность, внутреннюю утончённость и  творческую активность. Всё это определяет внутренний мир человека, от которого зависит его  жизнедеятельность.  Становиться ясно, что многие, если не все проблемы нашей жизни связаны с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно разрушительной деятельностью человека непосредственно вытекают из общего кризиса культуры.  Именно поэтому задачи нравственного воспитания и вопросы культуры должны стоять на первом месте. 

       В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт полведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Воспитатель формирует такие важные черты, как любовь к родному краю, доброжелательность, уважение  к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности. 

    Детский сад формирует у детей определённые нормы  поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям; проявляется культура поведения. Этими нормами  поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми. Правила, в силу своей конкретности, становятся доступными для понимания детей, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения. 
     Очень важно с раннего детства формировать уважительное отношение к взрослым. С первых лет жизни ребёнок вступает в определённые отношения с родными, близкими членами семьи, которые окружают его  любовью, лаской и заботой, создавая атмосферу тепла, защищённости, доброжелательности. Поэтому важно формировать правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним. 
    Важно также сформировать нормы поведения, отражающие отношения к сверстникам (умение проявить отзывчивость, доброжелательность, желание играть и заниматься вместе). Воспитатель должен поощрять совместную деятельность детей,  воспитывать приветливость, умение сопереживать, сочувствовать, желание порадовать, уступить.   
     Большое место в воспитательной работе занимает формирование у детей норм поведения в общественных местах и, прежде всего в самом детском саду.  В этих нормах проявляется уважение  к окружающим, умение учитывать состояния других людей, считаться с ними, занимаясь своей деятельностью, не мешать окружающим.  В детском саду воспитывается бережное отношение  к вещам. Оно включает в себя формирование представлений о том, что каждая вещь является результатом труда и поэтому небрежное отношение с ней может свидетельствовать о неуважительном отношении к людям труда. Воспитывая ребят бережливыми педагог, вместе  с тем, предупреждает проявления скупости, жадности, стремление беречь только своё, небрежно относясь к чужому. 
   В дошкольном возрасте дети уважают нормы поведения, отражающие положительное отношение к труду. Воспитатель развивает у детей понимание необходимости труда, воспитывает чувство ответственности за порученное дело. 

    Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам важно обеспечить единство педагогических требований дошкольного учреждения и семьи. Целесообразно периодически обсуждать с родителями уровень нравственного развития их детей, отмечая положительное, выделяя конкретные задачи для совместного из решения. 
   При знакомстве с социальными нормами и правилами можно использовать следующие игры, упражнения, беседы, занятия:

Занятие «Чем можно порадовать маму?» - занятие способствует углублению у детей чувства привязанности и любви к самому близкому человеку – маме;

Занятие «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Маленькие помощники» - занятие формирует нравственное поведение в общении с незнакомыми людьми, развивает связную речь;

Занятие «В магазине самообслуживания» - формирует представление о правилах поведения в общественных местах, учит  умению речевого общения в смоделированной ситуации;

Беседа «Семейная фотография» - также способствует  чувству семейной сплочённости;

Беседа «Что такое дружба?» - учит детей видеть, понимать и оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения;

Беседа «Как быть послушным» -  воспитывает в детях умение общаться с незнакомыми людьми

Беседа «На меня в обиде мама» - учит находить правильный выход из конфликтной ситуации

Психологических этюд «Любящие родители» - способствует чувству семейной сплочённости;

Подвижная игра «Курица и цыплята» - игра показывает заботливое отношение мамы к своим детям, создаёт положительный эмоциональный настрой у детей;

Подвижная игра «Не намочи ноги» - даёт возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку;

Дидактическая игра  «Не поделили игрушки» - учит благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение;

Дидактическая игра «Не обзывайся» - с помощью этой игры детям объясняется необходимость соблюдения основных правил общения друг с другом и отрицательные последствия привычки давать клички сверстникам.

Дидактическая игра «Грязи нет! Пыли нет!» - приучает помогать своим родным в работе по дому, учит совместной деятельности и общению;

Дидактическая игра «Маленькие помощники» - учит детей радовать своих родных, оказывать им посильную помощь, воспитывает желание помогать близким людям,  общаться в процессе совместной деятельности;

Игра-драматизация «Что такое хорошо, и что такое плохо» - формирует представление у детей о плохих  и о хороших поступках в поведении, умение правильно оценивать себя и других,  учит видеть положительные и отрицательные качества персонажей;

Игра-драматизация по сказке «Два жадных медвежонка» -  учит оценивать героев, сопереживать им,  вести себя правильно в затруднительных случаях;

Игра-драматизация «Узнай себя» по  серии стихотворений М. Ивенсен – учит оценивать свои поступки, поступки товарищей,  сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений, поощряет стремление детей избавиться от отрицательных, нежелательных привычек, учит подражать положительным героям;

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» - знакомит детей с правилами поведения на улице. В транспорте, в общественных местах;

Сюжетно-ролевая игра «Автобус» - развивает социальное поведение, навыки правильного общения в транспорте, фантазию, речь;

Сюжетно-ролевая игра «День рождения Незнайки» -  знакомит с правилами гостеприимства,  учит согласовывать свою деятельность с деятельностью других людей, воспитывает чувство доброжелательности, участия, вырабатывает умение дарить и принимать подарки;

     Все  эти замечательные игры можно найти в книге Л.М. Щипицыной, О.В. Защиринской, П.П. Вороновой «Азбука общения», издательство «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2004 год. а также, в журнале «Дошкольное воспитание» N6 1989 год, книге «Дошкольная педагогика» под редакцией Ядешко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям на заметку о санитарных нормах и правилах в дошкольных учереждениях.

Выписка из СанПиНа: Требования к организации учебной деятельности и закаливающих процедур.....

Описание опыта работы по теме "Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"

В данной работе я описала как приобщить детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"...

Описание опыта работы по теме "Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"

В данной работе я описала как приобщить детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"...

Презентация способов приобщения детей с нарушением интеллекта к элементарным общепринятм нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В презентации содержится подборка игровый приемов для приобщения детей с нарушением интеллекта к элементарным общепринятм нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Материал м...

Контрольная работа по дисциплине: «Социология» На тему: «Семья как важнейший социальный институт. Социальные нормы и девиантное поведение. Виды отклоняющегося поведения»

СодержаниеВведениеI Семья как важнейший социальный институт.Понятие социального института, его виды     2. Брак - основа семейных отношений    2.1 Формы брака...

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам при реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

В презентации представлен опыт  работы нашего детского сада по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...

«Овладение разными формами и видами игры, умения подчиняться разным правилам и социальным нормам – формирование самостоятельности дошкольников. Создание условий для развития свободной игровой деятельности»

«Овладение разными формами и видами игры, умения подчиняться разным правилам и социальным нормам – формирование самостоятельности дошкольников.Создание условий для развития свободной игровой дея...