Главные вкладки

    Выдержка из опыта работы.
    методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

    Лепехина Елена Александровна

    Тема: "Формирование духовно-нравственных ценностей средствами народной декоративно-прикладного искусства Кубани  с детьми старшего дошкольного возраста"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx33.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    1. Информация об опыте………………………………………………..3
    2. Актуальность темы……………………………………………………5

    -Технология опыта…………………………………………………….9

    -Результативность опыта……………………………………………..14

    1. Библиографическая литература………………………………………15
    2. Приложение к опыту…………………………………………………..16                                     4.1Приложение№1Перспективныйплан……………………………...17

    4.2.Приложение № 2. Конспекты занятий……………………………19

    4.3.Приложение № 3.Анкетирование родителей…………………….51

    4.4.Приложение №4.  Консультации………………………………….55

    4.5.Приложение № 5. Рекомендации воспитателям…………………79

    4.6.Приложение № 6.Познавательный материал для воспитателей и родителей………………………………………………………………81

    Информация об опыте.

    Сколько сказочных мест у России!

    Городов у России не счесть!

    Может, где-то бывает красивей

    Но не будет роднее, чем здесь!

    Под самым небом - горные отроги,

    Внизу – поля, раздолье, тишина.

    Бегут тропинки и пути - дороги…

    Просторы эти Родина моя.

    Кубанское декоративно - прикладное искусство всегда занимало достойное место в работе с дошкольниками. Народная педагогика транслирует через предметы народных промыслов ментальные качества и нравственные ценности предков.

    Народное декоративно - прикладное искусство стоит у истоков эстетического воспитания, которое сегодня, к сожалению, теряет свои приоритеты под напором западной массовой культуры далеко не лучшего образца.                                                        
         Кубань, в силу специфики своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры.                                                                    

    Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла:

    • кузнечное и гончарное;
    •  обработка дерева;
    •  Лозоплетение;
    •  Ткачество;
    •  Вышивка;
    •  художественная обработка металла;
    •  изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.

           Народное декоративно – прикладное искусство – связано с хозяйственно-экологической деятельностью традиционализма и приучает не только к трудолюбию, воспитывает усидчивость, терпение, но вместе с тем, учит красоте восприятия обычных обиходных вещей.

    Мы уверены, что Кубанское  народное творчество не может не вызвать у юных кубанцев эмоциональных переживаний: чувства удивления, восторга, интеллектуальной радости от открытия нового. Изучение педагогами и нашими воспитанниками интересных аспектов народного творчества дает нам возможность не только воочию видеть историю и культуру своего края, но и чувствовать и проявлять уважение, любовь к жизни, творчеству и произведениям талантливого русского народа.

               Не секрет, что представления выпускников детского сада о кубанской  культуре были отрывочны и поверхностны. В чём же дело? Возможно, это происходило потому, что в Программе задачи  по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком общо. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т. п.  При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий.

        В МДОУ  «Центр развития ребенка – детский сад  №8» на протяжении нескольких лет  ведется большая работа по « Приобщению  детей дошкольного возраста к истокам кубанской  истории и культуры Кубани»,   восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народно-декоративно-прикладного  искусства Кубани, в мини – музее в  детском саду, краеведческих экспозиций   для малышей,  специально  грамотно переработан материал, где экскурсоводы доносят  до понимания детей жизнь предков.

            Над темой: «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников средствами народно-декоративно-прикладного искусства Кубани» я работаю второй год, очень актуальна тема. Знакомство дошкольников с народным искусством Кубани является одним из важных аспектов в Нравственно-патриотическом воспитании.

    Приходится очень много материала изучить самой, а уже затем  рассказывать и учить детей  старшего дошкольного возраста. Очень хорошо, что в программе «Детство» выведен целый раздел «Региональный компонент», теперь можно больше времени уделить детям в ознакомление  и привлечении детей к традициям нашего кубанского народа, конкретно остановиться на том или ином виде деятельности.                                                                                                                                                  

    Результаты работы с детьми по данному направлению, в течение нескольких лет, позволяют нам считать формирование духовно-нравственных ценностей  средствами прикладного искусства отправной точкой воспитания маленького кубанца, так как, наши воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. А также нам удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями – как полноправными участниками всех мероприятий проводимых в МДОУ.

     

    Актуальность опыта

        Игнорирование значимости воспитательного потенциала русской народной культуры подтверждается  содержанием базовых программ по культурологии в дошкольной системе образования. Еще в большей мере это относится к воспитательной работе с детьми: приобщение детей к богатейшему наследию русской народной культуры с целью их нравственного, эстетического воспитания носит бессистемный, эпизодический характер.

           Отличительной особенностью нынешнего реформирования дошкольного воспитания стало возрождение национального духа, возвращение к духовным ценностям русской народной культуры.

           Педагогические работники должны так организовать жизнь в детском саду, чтобы дети могли максимально реализовать свои фантазии, познавательную и творческую активность в процессе общения с народным искусством.

          Народное искусство тесно связано с жизнью. На Кубани оно зарождалось в станице, хуторе, селе. Крестьянин – казак, создавая предметы быта, был заказчиком и исполнителем, и потребителем своих изделий. Поэтому, при знакомстве с произведениями народного декоративно- прикладного искусства, иногда очень сложно назвать автора.

             В начале ХХI века особенно важной становится проблема сохранения традиционных элементов этнических культур.

           Народное декоративно-прикладное искусство, как и народная культура региона в целом, сегодня является одним из системообразующих компонентов в содержании этнохудожественного образования. Обращение к этнокультурным традициям в сфере художественного образования и воспитания является одним из актуальных направлений в современной российской педагогике. Такая тенденция характерна для всех регионов России, в том числе и Кубани.

                На Кубани, как и в других областях России, обращение к рассмотрению народного искусства и культуры на национальном и региональном уровне способствует активизации творчества педагогов и воспитателей, помогает им вырабатывать множество инновационных методик и подходов, разрабатывать программное и методическое обеспечение. На материале Кубани с 1990-х гг. разработкой данной проблемы активно занимается Е.Г. Вакуленко, Н.А. Гангур.

    Воспитание современного ребенка, выросшего в условиях урбанизированного быта, его приобщение к богатому наследию своего народа необходимо начинать с детского сада, с тем, чтобы с ранних лет зрело сознание, чтобы это была часть всего национального сознания.

    Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, и уже после то, что в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Не малую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями, познакомить с традициями народной художественной культуры позволит игра.

    «Учиться, играя!» - эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, получают коммуникативные навыки. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

            Есть много различных дидактических игр, способствующих художественному развитию дошкольников, но игр, которые обеспечивают развитие ребенка в ходе знакомств с народным декоративно-прикладным искусством Кубани, недостаточно.

            Целью данного опыта является  продолжать знакомить детей с народными промыслами Кубани, разработка, изготовление и использование комплекта дидактических игр по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством восточнославянского населения Кубани.

             Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игры привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

            Основные задачи, которые должны выполнить эти игры: обеспечить знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством населения Кубани; развивать внимание, наблюдательность, речь, память и быстроту реакции; учить анализировать и др.

             В нашем детском саду ведется систематическая работа по ознакомлению детей с истоками кубанской  историей и народной культурой.  

          Для разработки  привлекался широкий круг источников, которые можно разделить на несколько групп:

    1. фотоматериал  образцов народного декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани, хранящиеся в музейных коллекциях  Краснодарского края и Республики Адыгея,
    2. предметы из частных коллекций;
    3.  видео-, аудио- и фотоматериалы;
    4. музейные документы;
    5. публикации обзорного, статистического, историко-этнографического характера;
    6.   статьи из сборников, материалы научных конференций и семинаров по проблемам развития  истории и теории народной культуры Кубани.  

            Исследование народного декоративно-прикладного искусства в контексте этнокультурного пространства региона выполнялось на основе системного, комплексного подхода к явлениям, тенденциям и процессам культуры. В основе такого подхода заложен принцип всесторонности рассмотрения, позволяющий проанализировать объект со всех сторон, выявить как можно большее число его свойств, связей, отношений. Такой метод помогает свести воедино многосторонние специальные исследования, объединить полученные разными методами результаты.

             Цель данного опыта заключается в расширении знаний по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей средствами народной декоративно-прикладного искусства Кубани  с детьми старшего дошкольного возраста» разработке перспективного плана, изготовлении и использовании конспектов занятий по данной теме, комплекта дидактических игр  и пособий для формирования у детей духовно-нравственных ценностей средствами народного декоративно-прикладного искусства Кубани. В соответствии с обозначенной проблемой исследования были определены ряд взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач:

    • проанализировать процессы формирования, развития и функционирования  народного декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани в историческом аспекте;
    • выявить виды народно - декоративно-прикладного искусства Кубани, их локальные особенности бытования и типологически общие (характерные и для других регионов России) черты;
    •  собрать  познавательный материал для воспитателей и педагогов;
    • Разработать тематический план, перспективный план для детей старшего дошкольного возраста;
    • разработать и апробировать комплект конспектов занятий, дидактических игр атрибутов по знакомству с народным декоративно-прикладным искусством Кубани.
    • Наладить работу с родителями по сбору информации по данной теме, очень важно поддерживать контакт с родителями, ведь богатый материал о кубанской истории находится практически в каждой семье от дедушек и бабушек. Объектом исследования является народное декоративно-прикладное искусство.

         Методы исследования были обусловлены выдвинутыми целями и задачами, для решения которых потребовалось суммировать, синтезировать специальные исторические и искусствоведческие знания с достижениями в области истории и теории культуры, этнологии,  эстетики, педагогики и др.

             В опыте  применялся метод эксперимента, наблюдения (личные непосредственные наблюдения), опрос-работа с информаторами, фиксация полученных материалов (видеосъемка, фотографирование, графические зарисовки).

                Анализ состояния практики воспитания средствами народно декоративно-прикладного искусства, занятий с детьми свидетельствует о том, что отсутствует систематическая работа с детьми по приобщению их к декоративно-прикладному искусству Кубани. Дети время от времени получают отрывочные, узкие знания, которые почти не усложняются и не пополняются с возрастом. У детей не складываются общие представления о народном декоративно-прикладном искусстве Кубани как части народной культуры, духовной жизни народа. Основное внимание направлено на формирование у детей навыков и умений изображения отдельных росписей. Такой подход игнорирует духовный потенциал народного искусства. Методическая литература не достаточно обеспечивает воспитателя и содержательно,  и педагогической техникой работы с детьми.

          Все шире используется такая форма, как посещение выставок, музеев. Это одно из современных быстроразвивающихся направлений в работе с детьми.

            Однако в плане художественного развития ребенка дидактическая игра еще не нашла адекватного применения, так как вытесняется занятиями. Происходит трансформация общественного мнения: отказ от игры в пользу прямого обучения. Нет сомнений, знания нужны, в том числе и об искусстве. Но дело в том, что именно игра может выполнять в этом процессе наиважнейшую роль. В ходе специально созданных игр происходит развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, «насмотренности» подлинного художественного произведения народного искусства, умение высказать доказательные суждения и оценки увиденного». Представления о некоторых видах народного декоративно-прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, экскурсиях в музеи, но и в процессе дидактических игр.

    Именно поэтому мною были поставлены задачи изучить народное декоративно-прикладное искусство Кубани и отобрать произведения народных мастеров для составления и изготовления дидактических игр для детей разных возрастов.

    Технология опыта

    Предметы народно - декоративно-прикладного искусства представляют собой совокупность художественных и утилитарных функций. Народные мастера были тесно связаны с природой, земледелием, обрядностью, что давало им возможность наблюдения за миром животных, растений и явлениями природы. Умельцы брали от природы все, что она могла дать им: материалы (глина, кожа, дерево и др.), мотивы, цвета, композиции. Все это передавалось из поколения в поколении, закреплялось веками и становилось традиционным. Именно эти особенности: яркость, нарядность, даже, в какой-то степени, «примитивность» народного искусства понятны и близки детям.

    На основе изученных различных источников можно выделить наиболее распространенные в среде кубанского казачества в конце XIX – начале XX вв. и еще сегодня бытующие на Кубани традиционные виды народного искусства:

    • -  гончарное ремесло;
    • -  глиняные игрушки;
    • - тряпичные куклы;
    • - плетение из лозы, соломы, талаша;
    • - резьба по дереву;
    • - вышитые предметы быта и одежды
    • - ковка.

            Для более полного представления детей о народных ремеслах Кубани я использовала не только произведения народных мастеров, но и приспособления и инструменты, с помощью которых они изготовлялись.  Немаловажную роль играет  представление о процессе изготовления предметов народного мастерства.

            Для эффективного восприятия детьми  народного декоративно-прикладного искусства Кубани необходимо создать некоторые педагогические условия:

    • оформление интерьеров групп подлинными произведениями искусства;
    • создание доброжелательной атмосферы;
    • насыщенность жизни детей музыкальным фольклором, устным народны творчеством Кубани;
    •  дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям;
    •  весь материал для дидактических игр  должен храниться в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

    В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

    • Игры с предметами;
    • Настольно-печатные игры;

    Словесные игры.    

     Вся педагогическая работа над опытом строилась по трем этапам.

    1 этап -  диагностико -организационный. Целью первого этапа было выявление форм и методов, используемых воспитателем, изучение уровня знаний и интересов детей.

    1 этап -  диагностико -организационный. Целью первого этапа было выявление форм и методов, используемых воспитателем, изучение уровня знаний и интересов детей.

    Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством Кубани

                    Вопросы для изучения

        Да

        Нет

      Частично

    Какие формы работы планируются

    1

     Занятия

         +

    2

     Экскурсии

         +

    3

     Встречи с народными умельцами

            +

    4

     Беседы

         +

    5

     Рассматривание иллюстраций

    +

           

    6

     Рассматривание произведений искусства

         

    +

    7

     Просмотр диафильмов, слайдов

         +

    8

     Чтение произведений о кубанском народе, его искусстве

            +

    9

     Дидактические игры

         +

    Оценка среды художественно-эстетического развития детей

                      Вопросы для изучения

        Да

      Нет

     Частично

    1

    Эстетическое и художественное оформление интерьеров групп, помещений подлинными произведениями искусства

            +

    2

    Организация мини-музея народного кубанского искусства и быта

       

    +

    3

    Организация выставок произведений декоративно-прикладного искусства

         +

    4

    Внесение в предметно-игровую развивающую среду:

    - материалов по ознакомлению с искусством;

    - предметов искусства;

    - дидактических игр;

    - народных игрушек (глиняные игрушки, свистульки, игрушки из соломы, лоскутков и др.).

          +

         +

          +

          +

    5

    Наличие материалов и оборудования для самостоятельной деятельности детей

          +

    Анализ планирования работы по знакомству с народным декоративно-прикладным искусством Кубани, анализ развивающей среды, диагностика уровня знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве показали, что отсутствует систематическая работа в данном направлении, дети знакомы с такими росписями, как Хохлома, Гжель, Городец, Дымковская игрушка. При этом знания о народном декоративно-прикладном искусстве Кубани отрывочные, дидактические игры по данной теме отсутствуют.

    II этап – практический. Наработка программно-методического обеспечения.

             Целью второго этапа было введение детей в сферу народного мироощущения, создание духовной среды кубанского народного быта. Для этого я изучила традиционные принципы дидактических игр, разработала перспективный план занятий познавательного цикла, занятий по развитию речи, по изодеятельности. Соответственно этим планам составила конспекты занятий.

    Формами и методами моей  работы были:

    • наблюдение в природе;
    • проведение народных праздников;
    • приглашение экскурсий по разным темам из  музея Фелицина; рассматривание подлинных предметов народного декоративно-прикладного искусства Кубани, фотоматериалов;
    • занятия познавательного цикла;
    • занятия по развитию речи;
    • музыкальные занятия;
    • занятия изобразительной деятельностью;
    • создание кубанского уголка в группе с помощью родителей.

          В результате проделанной работы педагогами и воспитателями,  детей  приобщают к культуре, традициям родного края,  к пониманию того, что они живут в России на Кубани. Им постоянно рассказывают о природе родного края, о казаках, заселивших Кубань, об их традициях, обычаях, праздниках, мастерстве создания красивых вещей.

        При подборе произведений декоративно-прикладного искусства Кубани придерживалась следующих принципов:

    *   - соответствие интересам и возрастным возможностям детей, уровню понимания и восприятия, воображения и мышления;

    *  -  яркая выраженность декоративных и стилевых особенностей кубанского народного декоративно-прикладного искусства, в мотивах и орнаментах которого ярко прослеживается связь с природой родного края;

    * -  разнообразие видов декоративного искусства  и материалов, в которых они выполнены;

    *  -  виды искусства, образы и мотивы произведений должны отбираться в соответствии с возможностью отражения их детьми в собственной деятельности.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

    Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

    Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

    Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

    Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

    Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

    Выдержки из дипломной работы : "Развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора"

    Развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора Методологической основой исследования являются подходы к проблеме развития способност...

    Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

    Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «Детско-родительский клуб «РАСТЕМ ВМЕСТЕ» - модель сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ детский сад «Алёнушка»)

    Процесс взаимодействия семьи и ДОУ практически всегда запускается по инициативе педагогов. И насколько продуманным он будет, настолько эффективным будет результат.В нашем дошкольном образовательном уч...

    Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

    Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....