«Амплификация развития детей с помощью музыкально-ритмической деятельности»
статья (подготовительная группа) на тему

Геращенко Анжелина Викторовна

Амплификация детского развития предусматривает реализацию всех резервов различных форм детской деятельности, направленных на развитие личностных качеств, индивидуальности и умственных способностей. Поэтому амплификация охватывает все образовательные области. Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и музыкально-ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amplifikatsiya.docx30.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 города Ельца  «Сказка»

Сообщение к педагогическому совету на тему

«Амплификация развития детей с помощью музыкально-ритмической деятельности»

                                                                                                                      Подготовила

                                                                                музыкальный руководитель

                                                                               Геращенко А.В.

В настоящее время в Российской Федерации дошкольное образования стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная ступень на пути непрерывного образования в жизни человека.

Этот серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования был сделан благодаря  «Федеральному Государственному   стандарту дошкольного образования», утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2013 г.

В стандарте прописано,  что результат работы с детьми определяется как целевой ориентир, а целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Именно поэтому в настоящий Стандарт введено одно из основных понятий - амплификация развития.

Понятие «amplification» переводится с английского языка на русский, как «сильное увеличение, мощное усиление». Нельзя путать амплификацию с акселерацией - искусственным ускорением детского развития.

В своем стремлении «не отставать от жизни» педагоги и родители нередко начинают ускорять темпы детского развития. В детских садах вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, компьютеризация и пр. Конечно же, все эти учебные дисциплины подаются в упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Но эта интеграция носит односторонний, механический характер и, по сути, является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни. Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.

Психолог А. В. Запорожец считал альтернативой акселерации амплификацию детского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста, согласно которой каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Для дошкольника — это ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр. В игровой деятельности дошкольник приобретает важнейшие психологические новообразования: познание новых областей действительности, в первую очередь социальной; усвоение функций и отношений взрослых людей в обществе; способность действовать в плане воображения; усвоение правил взаимоотношений и социальных мотивов; способность к произвольности поведения и др.

 А. В. Запорожец подчеркивал, что игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, взрослый учит его играть, передает ему общественно сложившиеся способы игровых действий. Усваивая технику различных игр по законам, характерным для усвоения предметных манипуляций, являющихся ведущими в возрасте от 1 до 3 лет, ребенок в совместной со сверстниками деятельности обобщает эти способы и переносит на другие ситуации. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка и именно в этом своем качестве и создает развивающие эффекты. Поэтому эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.

А. В. Запорожец сформулировал главные принципы и обозначил, что амплификация - это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода.

В свою очередь Д. Б. Эльконин разделил жизненный путь ребенка на периоды, и считал, что в каждом возрастном периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств. Он так же считал, что в каждый возрастной период следует проводить амплификацию, т. е. насыщение возраста тем, что ему требуется для развития нужных в этот момент функций и нельзя применять искусственную акселерацию (ускорение, так как это не приведет к желаемым результатам и может затормозить развитие). Подход этого ученого к развитию дошкольников считается общепринятым в современной возрастной психологии.

Из выше сказанного следует, что амплификация детского развития - это методика, в основе которой лежат игры и сказки, соответствующие развитию и возрастным особенностям малыша. Они должны быть направлены на развитие личностных качеств, индивидуальности и умственных способностей.

Для чего же нужна амплификация?

Амплификация - это обогащение или углубление детского развития, которое необходимо для разностороннего воспитания детей, поэтому она должна охватывать все образовательные области:

1.Социально - коммуникативное развитие.

2.Познавательное развитие.

3.Речевое развитие.

4.Художественно - эстетическое развитие.

5. Физическое развитие.

Именно амплификация способствует решению следующих задач, поставленных в стандарте:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

2. Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

5. Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

6. Формирование  социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и др.

 В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и музыкально-ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности. На музыкальных занятиях в музыкально-ритмической деятельности ребёнок не только учится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и развивается духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который помогает ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Музыкально-ритмические движения в дошкольном возрасте - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений. Занятия в основном игровые, но в этой игре ребёнок учится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. Основная цель на музыкально-ритмических занятиях с дошкольниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений. Задачи развития и воспитания детей  на музыкально-ритмических занятиях:

1.  Развитие музыкальности.    

2.Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.                             
3.  Развитие музыкального слуха, чувства ритма.    
4. Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.                    
5. Развитие музыкальной памяти.             
6. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.                         
7. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.
8. Развитие двигательных качеств и умений координировать свои движения.
9. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности.

10. Формирование правильности осанки, красивой походки.

11. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

12. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
13. Развитие способностей фантазии и импровизации.   
14. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы)  умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.         
15. Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом ребенке.

Содержание музыкальной деятельности в детском саду направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Но на современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в системе образования.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.

В связи с этим возникает необходимость целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья детей на всех ступенях системы образования. И детский сад при этом следует рассматривать как первую ступень валеологического образования, а весь процесс жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении направлять на сохранение и укрепление здоровья. Становится актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития маленького человека. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе. Так же, в этот процесс, следует активно внедрять наиболее эффективные технологии здоровьесбережения, так как целью таких технологий является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья, и здоровья окружающих. Влияние музыки на здоровье человека – общепризнанный факт. Все элементы музыкальной выразительности (мелодия, ритм, гармония, тембр) отражающие содержание музыкального произведения, воспринимаются человеком через органы чувств, воздействуя на различные функции и системы его организма. Происходит это в силу того, что музыка обладает специфическим свойством влиять на психику человека, его эмоциональное состояние. Одна мелодия располагает нас к покою, может опечалить, повергнуть в глубокую задумчивость, другая, заставляет отбивать ритм ладонью, притопывать ногой или пуститься в пляс.

Дети с первых дней своей жизни воспринимают различные звуки; слушая музыку, ребенок незаметно для себя начинает испытывать выраженные к ней чувства и настроения. Музыка может способствовать настройке организма на определенный темп работы, повысить работоспособность, в зависимости от задач деятельности, возбуждать или успокаивать ребенка, снимать нервное напряжение. По данным исследователей «танцы и танцевальные движения оказывают благотворное влияние на сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы организма, позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности суставов и развивают выносливость» [4]. Они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, плавности движений. С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, память, умение ориентироваться во времени и в пространстве, координации движений.

Таким образом, музыка и танец имеют большое оздоровительное значение для коррекции и профилактики различных заболеваний у детей дошкольного возраста. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – непосредственно организованная образовательная деятельность. Она имеет временные рамки и сроки, в которые педагогу необходимо уложить решение задач и усвоение детьми программного материала. Для здоровых детей усвоение программы вполне реально. Но для детей с проблемами здоровья и развития – сложно, так как могут возникнуть непредвиденные обстоятельства (внезапное отклонение в здоровье ребенка, нестабильность их поведения, плохое настроение) и проведение занятия по заранее намеченному плану затруднится. А так же, психологи отмечают, что «отрицательные эмоции, сопровождающие недомогание или плохое самочувствие, блокируют необходимые для развития ребенка функции мозга: внимание, память, мышление» [2]. Следовательно, в таких случаях, без создания комфортной психологической обстановки дальнейшая работа по формированию, развитию и обучению будет малоэффективна, так как внимание, память, мышление не включены в процесс деятельности.

Таким образом, систематическое применение здоровьесберегающих технологий (с непременным использованием музыки) таких как, валеологические песенки – распевки, ритмические упражнения с элементами самомассажа, музыкотерапия, дыхательная гимнастика под музыку, психогимнастика и др., в процессе музыкальной, да и в любом другом виде деятельности, позволит улучшить эмоциональный климат, поднять настроение детям, создаст комфортную психологическую остановку. Что будет способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольников. «Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства» [5].

Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских праздниках, концертах и творческих вечерах, музыкальных досугах. Занятия музыкой и музыкально-ритмическими движениями помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Музыкально-ритмические занятия связывают хореографическое и музыкальное творчество детей с практической деятельностью, с различными формами творчества. Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей. Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Многие занятия посвящаются исследованию раскрытия для детей какой-либо эмоции.   Каждый ребенок придумывает движения  для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могут выразить свои чувства в различной форме. Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злой феей или злым волшебником, исполняя их танец. Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других. На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок. Всестороннее развитие детей осуществляется  посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения, а  так же через развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки. И, что, несомненно, важно, теоретическое изучение основ музыки (характер, жанр, сильная и слабые доли).  На музыкальных занятиях  детям рассказывают об истории возникновения танцев, которые танцуют они в данный момент, их истории возникновения и особенности ритмической и музыкальной структуры, так как основная цель занятий  - это всестороннее развитие ребенка через музыку и музыкально-ритмическое воспитание. Так же, музыкально-ритмические движения  помогают выработать естественную грацию, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации,  помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Для этого  разработано много  музыкальных игр и музыкально-хореографических этюдов, игр на развитие творческого воображения,  игротанцев, логоритмических упражнений и т.д. Для разучивания танцев с детьми дошкольного  возраста, необходимо придерживается следующих основных принципов:

-  Правильный подбор музыкального произведения.            
-  Сочетание ритмических упражнений с элементами классических, массово-народных и современных танцев.       
- Разнообразие движений и высокая динамичность. 
-   Проведение музыкальных занятий в игровой форме, которая представляет собой законченную сюжетную композицию.            
- Побуждение детей к эмоциональному самовыражению и двигательному творчеству через игру "Покажи и повтори".          
-  Знакомство с танцевальным этикетом: с правильным приглашением на танец и умением благодарить партнера после окончания танца.
-  Одобрение и поддержка педагогом детей, которые предлагают новые танцевальные композиции, состоящие из танцевальных элементов и ритмических упражнений.            
Основные принципы  сводятся к тому, чтобы используя музыкальные навыки детей и запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку и, используя танцевальные игры, разучивать с детьми простые танцы. На музыкально-ритмических занятиях используется наглядный материал, репродукции знаменитых художников, звучит живая музыка и музыка в записи. С помощью музыкальных и творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми. На занятиях  используются упражнения для развития дыхания, хорошей артикуляции и дикции, которые имеют также оздоровительный эффект и способствуют развитию дыхательного аппарата, что имеет огромное значение в хореографическом и музыкальном творчестве. Чтобы изучить основы ритмики, усвоить все элементы программы, необходимо гибко чередовать упражнения разной степени трудности, варьировать построение занятий, работу с детьми индивидуально и подгруппами. Музыкальный руководитель добивается усвоения навыков танцевального искусства и основных элементов теории музыки, старается показать и раскрыть красоту искусства, научить детей любить и понимать музыку в сочетании с танцем. Музыкально-ритмические занятия способствуют более быстрому развитию творческой активности детей дошкольного возраста, развитию чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала. На занятиях пробуждается пытливость и любознательность, тем самым, давая толчок для развития творческой активности в детях. Музыкальный руководитель учит внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений.  Совместно с детьми взрослый придумывает способы воплощения и передачи увиденного и дает возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний. Малыши получают творческие задания, содержание которых варьируется. Предлагается, например, прослушать музыкальное произведение и попытаться словесно раскрыть его образное содержание, составить рассказ по воображаемой программе. Или педагог просит ребят понаблюдать за окружающими людьми и попробовать передать в музыке и ритмических движениях, игровыми средствами их образы или представить предметы - живые или неживые. Начиная танцевать  в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец  - это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия музыкально-ритмическими движениями дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития танцевального творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь  способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс музыкально-ритмических занятий приносит детям истинную радость и развивает способность к самовыражению в творчестве.

                                                                                     

Список литературы.

1.Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду:занятия, игры, упражнения».Волгоград. «Учитель», 2011.

2.Кацер О. В., Коротаева С. А. «Музыка. Дети. Здоровье» игровая методика развития музыкальных способностей детей. 2007.

3.Красикова И. А. «Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки» СПб., 2001.

4.Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Сафи-Дансе. Лечебно-профилактический танец» 2011.

5.Интернет – ресурс «sait-zdorovie».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическая интерпретация опыта работы на тему: "Развитие у детей дошкольного возраста музыкально-ритмических движений"

Данная проблема актуальна тем, что нельзя в полной мере обеспечить нормальное  полноценное существование и развитие личности без обучения и формирования у детей музыкальных основ.Грация, пл...

Развитие чувства ритма через музыкально-ритмическую деятельность у детей 3-4 лет

У младшего дошкольника ритмическое чувство развивается независимо от общения с музыкой. Случайные несовпадения движения с моментами наступления долей в музыке оставляет многих детей равнодушными. При ...

«Игры и упражнения для формирования и развития у детей дошкольного возраста музыкально-ритмического чувства».

Представлены материалы для работы с детьми дошкольного возраста на развите чувства ритма....

Конспект мастер-класса городского семинара «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Музыкально-ритмическая деятельность: танцевальные движения (старшая группа)»

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»  был дан 22.11.2018 г. на базе ГБОУ Школа 1596 г.Москвы. В конспекте предс...

Развитие чувства ритма с помощью музыкально-ритмических упражнений на музыкальных занятиях в ДОУ

В данной публикации обосновывается важность развития у ребёнка чувства ритма, как возможности развивать когнитивные функции головного мозга и как важной составляющей его общего развития...

Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста». «Музыкально-ритмическая игра - Маэстро».

Мастер-класс призван активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность.Цель: активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмичес...