Поддержка детской инициативы в ДОУ
статья на тему

Юдина Галина Геннадьевна

Рекомендации педагогам в рамках поддержки детской инициативы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yudinag.g._kozlova_l.p.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Г.Г. Юдина

Л.П. Козлова

ГБДОУ детский сад № 8

Выборгского района

Санкт – Петербурга

Современное общество требует человека любознательного, активного, обладающего творческим потенциалом. Это еще раз подтверждает необходимость создания комфортных условий для воспитания и обучения детей на основе преемственных связей «Семья - детский сад – школа - профессиональное образование - город - страна - мир».

В нормативных документах Российской Федерации сформулирована цель современного образования: воспитание инициативного ответственного человека, готового самостоятельно принимать решение в ситуации выбора. Следовательно, мы должны не только вооружить детей знаниями умениями и навыками, но и научить их верить в себя и не бояться принять решение. Надо понимать, что мы не должны разрушать принятые у нас нормы образования, ведь российская школа выпустила много известных всему миру ученых и деятелей культуры, но нам необходимо внести некоторые изменения. Поддержка и развитие детской инициативы, вот направление, которому следует уделить особое внимание, ведь уверенный в себе человек мыслит иначе, может видеть перспективу, открыт внешнему миру, уверен в своих силах. Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. Для ребенка является значимой не та деятельность, которую выбрал взрослый, а та, которую инициировал сам ребенок.

Дошкольное образование находится на новой ступени развития. Так одной из задач ФГОС ДО (п. 1.2; 1.3;1.6) является - формирование у каждого ребенка опыта индивидуальных достижений и способов реализации своих способностей [1].

Проблема проявления инициативы не нова. Выготский в «Детской психологии» отмечал, что: «Проблема формирования детской инициативности является крайне актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане» [2].

Г.А. Цукерман отмечает, что важным показателем познавательной активности является способность ребенка сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, необходимую для успешного действия. Инициатива способствует успешной социализации ребенка. Социальная активность и инициатива накладывают отпечаток на взаимоотношения ребенка с окружающим миром [3].

По мнению А. В. Усовой, оптимальным условием для развития детской инициативы и социальной активности является демократический стиль общения. А подавление воли ребенка со стороны взрослого и снижение эмоционального равновесия препятствует развитию детской инициативы [4].

Ж. Пиаже и Э. Эриксон выявили, что развитие детской инициативы - одно из направлений развития личности, основой которой являются ее социально-значимые качества:

  • Стремление к самореализации.
  • Познавательная активность.
  • Развитая эмоционально-волевая среда.
  • Самостоятельность.
  • Произвольность поведения.
  • Общительность и коммуникативность
  • Творческий подход к деятельности.

В изучении свойств личности психологи установили, что целесообразность формирования на этапе дошкольного детства у детей самостоятельности и инициативности является основным принципом развивающего обучения и воспитания ребенка.

В настоящее время главная проблема дошкольной образовательной системы – переполненные группы, строгие инструкции, небольшие помещения. Таким образом, педагогам сложно быстро перестроиться в сложившихся условиях. Необходимым источником саморазвития образовательной системы является профессиональный рост самих педагогов. Так как, педагог - ключевая фигура в реформировании образования («Концепция дошкольного воспитания» В.В. Давыдов, В.А. Петровский [5]), задача  современной образовательной системы помочь педагогам сориентироваться в новейших образовательных технологиях, поощряя и активизируя инициативу и самостоятельность каждого из них.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать понятия инициативы, инициативности.

По определению: инициатива - почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость. («Толковый словарь Ожегова»).

Инициатива - (франц. initiative, от лат. initium — начало), почин, внутр. побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в к.-л. действии. «Педагогический словарь».

Инициатива - начинание, почин, проявление предприимчивости, стремление и умение положить начало какому-либо делу, действовать по-новому в решении какого-либо вопроса. «Политический словарь».

Инициативность - частный случай самостоятельности, стремление к инициативе изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. «Национальная педагогическая энциклопедия».

Инициативность – способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости. «Педагогический словарь».

Инициативность показывает развитие деятельности и развитие личности, особенно на ранних этапах становления личности. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

Таким образом, можно сделать вывод, что инициатива - это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом, а инициативность это свойство личности, способствующее проявлению таких качеств, как активность, самостоятельность, энергичность, предприимчивость.

Но далеко не всякую активность дошкольника можно назвать инициативой. Иногда повышенную двигательную активность ребенка и импульсивность связывают с инициативностью. Это не так. Импульсивность - бессознательное действие, а инициатива осознана, она требует определенного уровня развития памяти, мышления, воли, умения планировать. Иначе говоря, дошкольник – это, прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать мир, за счет возникающих разнообразных инициатив в решении проблемных ситуаций и различных видах деятельности [6].

Способы поддержки детской инициативы:

  • выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
  • приобщение к труду, социальным, нравственным нормам и т. д.;
  • похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
  • положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
  • поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого, не схожего с предложенным образцом результата, задумки, подхода ребенка и т.д.);
  • проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
  • косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т.д.);
  • создание ситуаций (общения, игровых, успеха, проблемных и т.д.);
  • личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т.д.);
  • отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т.д.);
  • предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
  • неоднократное повторение действия через различные виды деятельности (возможность овладения детьми с разными ведущими видами деятельности);
  • создание предметно – пространственной среды (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь, для экспериментирования и других видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т.д.);
  • наглядное обеспечение: выбор различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой. Сменность материала: художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи, музыкальных и спортивных атрибутов);

При поддержке инициативы детей воспитатель ориентируется на следующие подходы в педагогике: социокультурный подход, поскольку развитие инициативы дошкольников обусловлено современной социокультурной ситуацией, и должно рассматриваться во взаимосвязи с окружающей современной средой. Деятельный подход, так как развитие основных свойств и качеств личности, к которым относится инициатива, и формируются и проявляются в деятельности. Личностно – ориентированный и субъектный подходы, поскольку развитие личности начинается в дошкольном возрасте, в котором ребенок проявляет себя, как субъект. В связи с этим педагог не только признает, но и относится к ребенку, как к субъекту детских видов деятельности.

Следует акцентировать внимание на том, что подходы, направления и способы поддержки детской инициативы могут реализовываться, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности педагога и дошкольника.

Так в каких видах деятельности может проявляться инициатива в ДОУ? Легче всего ребенку проявить инициативу в самостоятельной деятельности: выбор атрибутов, ролей, игр, компаньонов и др. Игра — пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает наличную ситуацию. В воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его.

Например, игровая ситуация: «Тени на стене». В групповом помещении один ребенок увидел, что стена освещена солнцем и на ней видна его тень. Ребенок стал играть с ней. Другие ребята тоже заинтересовались необычным природным явлением. Воспитатель, поддержав инициативу детей, разыграла теневой театр, где дети приняли активное участие. На прогулке был проведен эксперимент «Солнечный зайчик». Таким образом, педагог, не только поддержала инициативу детей, но и включила ее в образовательную деятельность.

Самообслуживание. «Я - сам», «Я - могу»,  «Я - справлюсь» ребенок выдвигает себя, стремясь выделиться или заслужить одобрение. Не нужно сдерживать такие инициативы, а следует добиваться осознанности и уверенности в своих силах. Это замечательная возможность показать ребенку, что взрослый верит в успех детских начинаний. Ребенок наслаждается и гордится своими новыми способностями и стремиться, все делать сам.

В трудовой деятельности проявляется инициатива – примера. Например: Оля в уголке природы, заметила сухие листья, стала убирать их. Деятельность ребенка привлекла внимание сверстников. Педагог инициативу Оли поддержал, ребята очистили растения от старых листьев и пыли.

Самое главное, ребенок впоследствии должен объяснить, чем обусловлен его выбор. В этом вся суть самостоятельности и инициативности: ребенок должен чувствовать ответственность и действовать не спонтанно, а целесообразно.

Познавательная деятельность. Познавательно-целевая инициатива «Вопрос-ответ». Любое занятие строится на ответах детей, но всегда есть стеснительные дети, которые не любят отвечать. Как быть педагогу в такой ситуации? В образовательной ситуации «Кем быть?» педагог рассказывал о разных профессиях. Миша стал интересоваться профессией «космический полицейский». В данной ситуации, педагог мог бы сказать, что нет такой профессии и продолжить занятие, но он решил поддержать детскую инициативу и начал обсуждение о роли космического полицейского в солнечной системе.

Воспитатель, предварительно подготовив конспект НОД «Домик для куклы Маши», привлекает внимание детей плачем куклы, задает вопросы детям, почему, по их мнению, кукла плачет. Дети выдвигают свои версии: кукла проголодалась, заблудилась, и не может найти свой дом. Тогда педагог подводит детей к варианту, что нужно построить домик, для куклы, только не предлагает детям материалы, из которых будет построено здание, а поддерживает инициативу детей в выборе средств. Кто-то из ребят выбирает конструктор, кто-то кубики, а некоторые дети, решат нарисовать его на бумаге. Задача воспитателя поддержать детское решение и обговорить, почему такой выбор хорош.

Однако замечено что дети, проявляющие инициативу в свободной игре, далеко не всегда проявляют инициативу в познавательной или исследовательской деятельности, и наоборот.

Продуктивная деятельность. В образовательной деятельности «Фартук для мамы», педагог показал образец раскрашивания фартука в народных мотивах. Ребята принялись за работу. Юля раскрасила фартук - гантелями, мячами и другой спортивной атрибутикой. Олеся, сидящая рядом, сделала Юле замечание, что работа сделана не по образцу. Юля ответила: «А моя мама - спортсменка, поэтому у нее должен быть олимпийский фартук». Педагог похвалил девочку и предложил вечером раскрасить фартук, кто как хочет.

Двигательная активность. Выполняя игровое упражнение «По мостику», педагог говорит: «Юра, шагай по мостику. Не бойся! Мостик широкий, шагай на носочках, чтобы в пропасть не упасть. Вот, молодец! Даша, а теперь ты шагай по мостику». Девочка смущено улыбается и продолжает стоять.

- Она боится в  пропасть упасть, - сказал Дима.

- А вот и не боюсь, мы с Ольгой Ивановной пойдем, вот нам и не будет страшно!

В данной ситуации педагог поддержал инициативу ребенка.

Для становления инициативности необходимо не только развитие игровой деятельности детей, но и создание специальных условий для переноса сформированных в игре способностей в другие виды деятельности. К таким условиям мы относим: создание предметно-развивающей среды.

Таким образом, сутью развития детской инициативы в ДОУ, является поддержка начинаний ребенка в рамках образовательного процесса и сложившихся социальных условий. Мы разобрали некоторые способы поддержки инициативы. Как поддержать инициативу ребенка в коллективе, не в ущерб других детей. Если взрослый пытается сделать за ребенка то, на что тот и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Но и устранение педагога от детей и от детской деятельности вовсе не означает поддержку инициативы. Нужно построить образовательный процесс, так, чтобы услышать и поддержать мнение каждого ребенка. И поэтому, чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразней деятельность ребенка, а, следовательно, и динамичнее развитие личности. Как говорилось выше, инициативу проявляет тот, кто в себе уверен, так вот, чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно вначале обучить их практическим навыкам, а это одна из основ уверенности. Педагогу необходимо выстроить так предметно-развивающую среду, чтобы у ребенка была возможность организации разнообразных игр, проявлении любознательности, изобретательности. Каждый новый шаг в проявлении инициативы стимулирует зону ближайшего развития ребенка, тем самым создает новую зону, которая становится очередной ступенью дальнейшего развития личности.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

2. Выготский Л.С. Кризис семи лет// Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4: Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика,1984.

3. Детская инициатива: поддержка и развитие. // Детский сад: теория и практика №6, 2016 г.

4. Усова А.В. Влияние отношений родителей на становление социальной активности ребёнка 6 – 7 лет: Дис. канд. психол. наук. М.,1996г.

5. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно – правовых документов и научно-методических материалов. – М.: Изд-во АСТ,1996г.

6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для педагогических вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Детский совет.

Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) об...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»

laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...

«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»

Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в  анимационной студии «Анимашка» в р...

«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».

Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...