Проект "Путешествие по сказкам"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Бодунова Людмила Константиновна

Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.  С целью создания условий для развития у детей нравственных качеств посредством сказкотерапии была проведена работа по данному проекту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bodunovoy.docx55.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение детский сад «Светлячок» д. Гавриловка  

Проект

«Путешествие

по сказкам»

(сказкотерапия)

                                     

 Выполнила: воспитатель

Бодунова  Людмила Константиновна.

2012 г.

                                                                     

                                          Актуальность проекта.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств  является сказкотерапия.

Актуальность  сказкотерапии  заключается в естественности составляющей повседневную жизнь детей. Метод  имеет многовековую историю, но своё название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического , педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.

Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие  творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

 Сказкотерапия - это занятия, направленные на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.

Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Ещё наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории. Они не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей и учили их жизни.

Сказка,- говорил А.Фромм,- также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать?

Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот банк может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации- так и останется в пассиве. Если мы вместе с ребенком размышляем над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так постепенно удается подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.

Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов- это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.

По мнению детских психологов и психотерапевтов, сказочная реальность для психологического развития ребенка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья. Сказки динамичны, вызывают эмоциональный отклик, стимулируют познавательную активность детей и предлагают выход из сложного положения, стратегии правильного поведения в различных ситуациях.

Всё, что мы даём слушать детям, должно давать только положительный эффект. В этом случае сказкотерапия будет важной и  необходимой альтернативой  всему негативному и разрушительному, что хлынуло на наших детей из многочисленных средств массовой информации и окружающей жизни.

Паспорт Проекта

  • Образовательная область – «Коммуникация», «Художественная литература»
  • Тип проекта – творчески-информационный, игровой
  • По числу участников – групповой
  • По времени проведения – средней продолжительности
  • По характеру контактов – в контакте с семьей
  • Участники проекта:

- воспитанники старшей группы,

-педагог старшей группы,

- родители группы

  • Место реализации: - МДОУ детский сад «Светлячок д. Гавриловка, старшая группа «Пчелки»

     

      Цель:   создание условий для развития у детей нравственных качеств.

      Задачи:

- учить регулировать своё поведение нравственной нормой;

- Способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;

-формировать понимание добра и зла;

- развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.

      Методы реализации задач:

- поиск информации в  специальных источниках;

- мониторинг нравственного и  эмоционального развития;

-информационно – образовательная работа с детьми.

Этапы реализации проекта.

Этапы

                        Содержание

            Сроки

Этап №1

Подготовительный:

- Диагностирование детей;

-Сообщение родителям о  цели  и реализации данного проекта.

-Изучение методической литературы

-подбор художественной литературы для детей;

 -Разработка методического материала к проекту

Сентябрь 2012г.

Этап №2

Практический:

 познавательный, игровой, творческий

 Сентябрь 2012 –  Январь 2013г.

Этап №3

 Завершающий:

Контрольно-оценочный

 Февраль  2013г.

План работы над проектом.

                                    Мероприятия

    Сроки

                                     Работа с детьми.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

 Диагностика детей  по социально – личностному развитию детей с использованием методик :

 « Закончи историю»       Урунтаева Д.А., Афонькина Ю.А.

«Сюжетные картинки»    Урунтаева Д.А., Афонькина Ю.А

« Раскрась рисунок»        Урунтаева Д.А., Афонькина Ю.А

« Занятие по русской народной сказке «  Царевна - лягушка»

« Занятие по  русской народной сказке « Крошечка – Хаврошечка»

Занятие  по русской народной сказке « Маша и медведь»

 « Занятие по русской народной сказке « Гуси – лебеди»

Презентация работы.

 -Свободная деятельность

-Игровая терапия

Дидактические игры:

« Сочиняем сказки»

« Расскажи сказку»

« Что сначала»

« Чьи это вещи»

«  Угадай  сказку»

 Беседы:

« Мой любимый сказочный герой»

 « Сказка ложь, да в ней намёк….»

 Сюжетные творческие игры:

« Салон красоты»

« Театр моды»

«  Театр масок»

«Сказочная мастерская»

 Чтение художественной литературы.

 Продуктивная деятельность детей.

 Досуг «В гостях у сказки».

Работа с родителями.

 Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по социально- нравственному воспитанию детей.

 Анкетирование родителей по данной проблеме.

Проведение родительского собрания на тему

 « Воспитание сказкой».

 Консультация  по данной теме:

 « Сказкотерапия».

« Роль и место сказкотерапии в  психическом,  физическом и интеллектуальном  развитии  дошкольников».

 Творческая мастерская. ( Совместное творчество детей и родителей)

Конкурс « Сочини свою сказку»

  « Любимый сказочный персонаж моего ребёнка».

 « День открытых дверей».

 Оборудование     и пополнение развивающей среды.

 Оформление сенсорного уголка.

 Создание и пополнение фонотеки (для проведения музыкотерапии и релаксации).

 Приобретение  необходимых материалов  для проведения сеансов сказкотерапии: « Волшебная лампа», « Накидка для ведущего», «Ковёр – самолёт» .

 Пополнение театрального уголка в группе

( куклы – марионетки)

                                          Итоги работы.

 Презентация.

 Фотовыставка. Выставка работ родителей и детей по сказкам.

Оборудованная предметно – развивающая среда

 

 

 Сентябрь2012г.

 Январь 2013г.

Октябрь 2012г.

 

Ноябрь 2012г.

Декабрь  2012г

Январь 2013г.

Сентябрь 2012г.

Декабрь 2012 г.

 В течение проекта

В течение проекта.

В течение проекта.

 В течение проекта.

В течение проекта.

В течение  проекта.

  Сентябрь2012г.

Октябрь  2012г.

Ноябрь 2012г.

Декабрь 2012 г.

 

Январь 2013г.

Февраль 2013г

Февраль 2013г

В течение проекта.

В течение проекта.

В течение проекта.

В течение проекта.

Январь.

 Февраль

Январь

                           

Ожидаемые результаты.

 При условии реализации данного проекта рассчитано  получить следующие результаты:

  1. Стабилизация эмоционального состояния детей.
  2. Возникновение у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств. Проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.
  3.   Взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов  в работе с дошкольниками.

 Оценка результатов:

  1. Для оценки эффективности данного проекта по нравственному и эмоциональному развитию детей  провести диагностику в начале и конце работы,  используя соответствующие методики.
  2. Оценка качества практической деятельности будет оцениваться при проведении фотопрезентации, ознакомлении с видеоматериалами.
  3.  По окончании проекта будет проведено анкетирование родителей по оценке эффективности проекта.

                                                   

                                       

                           

Методическое обеспечение.

  1. Программа « От рождения до школы» Н.Е. Варакса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
  2.  «Арт-терапия в  работе с детьми» М.В. Киселёва.
  3.  «Формы работы со сказкой» Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева.
  4. «Воображение и творчество» Г.Ануфриева журнал «Дошкольное воспитание» №12 , 2008 г.
  5. «Сказка, как средство воспитания дошкольника» Л.А. Литвинцева 20012г.
  6.  Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста» О. Ф. Васькова, А.А. Политыкина.
  7.  Диагностика « Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».  Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

                                       

                                                                                          Приложение 1.

Перспективный план   по сказкотерапии

(старшая  группа)

Тема занятия

Цели

Методы, приемы.

Блок 1

(октябрь)

(2 занятия)

Сказка « Царевна - лягушка».

Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Активизировать словарь.

Развивать мелкую моторику.

Активизировать творческое воображение и мышление.

Упражнять в решении творческих задач.

Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать

1. Рассказывание сказки.

2. Отгадывание загадок.

3. Дидактические игры: «Что умеют делать звери» «Какой, какая, какое?» «Кто сумеет похвалить» «От каждого по словечку»

4. Развивающая игра «А если бы...»

5. Придумывание нового названия сказки.

6. Придумывание нового конца сказки.

Блок 2

( ноябрь)

(2 занятия)

Сказка «Крошечка Хаврошечка»

Систематизировать представление о значении слов.

Активизировать словарь.

Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные и существительные. Упражнять в решении творческих задач.

Развивать умение составлять связное высказывание.

Активизировать творческое воображение и мышление.

Чтение сказки.

Беседа.

Дидактические игры: «Напишем письмо герою» «Закончи предложение» «Кто знает другое слово»

Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо»

Сочинение загадок.

Пересказ эпизода сказки от имени героя.

Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя.

Блок 3

(декабрь)

(2 занятия)

Сказка «Маша и Медведь»

Продолжать формировать умения подбирать антонимы, прилагательные согласовывать с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания , подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов.

Активизировать словарь.

Продолжать развивать умение составлять связное высказывание.

Активизировать творческое воображение, мышление.

Упражнять в решении творческих задач.

Чтение сказки.

Пересказ с помощью иллюстрации.

Придумывание нового названия сказки.

Придумывание загадок.

Дидактические игры: «Дополни предложение» «Какой, какая, какое» «Задай вопрос герою» Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо»

Придумывание нового окончания сказки.

Изменение сюжета сказки.

Блок 4

(январь)

(2 занятия)

Сказка «Гуси-лебеди»

Систематизировать представления о значении слов.

Активизировать словарь.

Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении.

Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач.

Чтение сказки.

Беседа.

Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить» «Назови ласково» «Задумай слово» «От каждого по словечку»

Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо»

Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию.

Придумывание нового названия сказке. Придумывание нового окончания сказки.

Изменение сюжета сказки.

Приложение 2.

Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева,  Ю.А. Афонькина)

Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».

1. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила...

3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила...

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил...

Обработка результатов.

1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Результаты диагностики по методике

Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Закончи историю»

Имя ребенка

Возраст

Результаты

Сентябрь

Январь

Вика Б.

5 лет

2

3

Юля Р.

5 лет

3

4

Настя Б.

5 лет

3

4

Артем Ш.

5 лет

2

3

Трофим М.

5 лет

3

4

Василиса Д.

5 лет

3

4

Вера Б.

5 лет

3

4

Ева П.

5 лет

3

4

Полина К.

5 лет

3

4

Егор К.

5 лет

3

4

Кристина К.

5 лет

3

4

Вова Д.

5 лет

3

4

Аня К.

4 года

2

2

Рома Т.

5 лет

3

4

Илья Ш.

4 года

1

2

Методика - «Сюжетные картинки»  (Г.Л. Урунтаева, Ю.Л. Афонькина)

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике.

Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине).

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие... Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

Обработка результатов:

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, гак и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.

3 балла- правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.

Результаты диагностики по методике

Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Сюжетные картинки»

Имя ребенка

Возраст

Результаты

Сентябрь

Январь

Вика Б.

5 лет

1

2

Юля Р.

5 лет

2

3

Настя Б.

5 лет

1

2

Артем Ш.

5 лет

1

2

Трофим М.

5 лет

3

3

Василиса Д.

5 лет

1

2

Вера Б.

5 лет

2

3

Ева П.

5 лет

1

2

Полина К.

5 лет

3

3

Егор К.

5 лет

2

3

Кристина К.

5 лет

2

3

Вова Д.

5 лет

3

3

Аня К.

4 года

1

2

Рома Т.

5 лет

1

2

Илья Ш.

4 года

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...