Программа по дополнительным услугам Театральная студия
методическая разработка на тему

БОГОМОЛОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_teatru_1.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

Адаптированная программа

«АРТ-ФАНТАЗИЯ» Э.Г.Чурилова

Платных дополнительных услуг

Театральной студии «Аплодисменты»

Составитель:

 старший воспитатель

Богомолова Елена Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе, среди которых и развитие у них творческих способностей. Под творческими способностями понимают индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, требующей от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.                                                               Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях любой ребенок может проявить себя.                                                                            Одной из наиболее эффективных видов деятельности, создающих условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.                                                                                                                                  Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.                В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.                                                                                                                                    В процессе  освоения театрализованной деятельности у детей обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется интонационный диапазон, что немало важно для детей, имеющих речевые нарушения.   Однако практика показывает, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Это объясняется

- недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка;

- отсутствием у дошкольников опыта восприятия театрального искусства;

- применением театральных игр в виде «зрелища» на праздниках;

- невмешательством взрослого в театрализованную игру.                                                      Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.                                            Вместе с тем у дошкольников зачастую не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представления о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность.

Программа «АРТ-фантазия», разработанная  Э.Г.Чуриловой, одобренной Федеральным советом по общему образованию, направлена на устранение дефицита театрального искусства в жизни детей, развитие их театральных способностей.

Цели и задачи Программы

Целью программы является  развитие сценического творчества детей  дошкольного возраста средствами театральных игр и игр-представлений.

Для решения поставленной цели были сформулированы задачи:

  • Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, видами театров).
  • Обучать элементам актерского мастерства (мимика, жест, движения, интонация).
  • Способствовать развитию сферы чувств, воображения, фантазии,  сценического творчества, коммуникативных умений средствами театрализованных игр.

Реализация программных задач позволит добиться следующих результатов: дети

  • овладеют элементарными навыками театральной культуры;
  • научатся понимать эмоциональное состояние персонажа  и выражать его через пластические движения, жесты и мимику;
  • овладеют доступными возрасту навыками сценического творчества

Организационные условия реализации Программы

Программа «АРТ-фантазия» рассчитана на 1 год обучения детей дошкольного возраста.     Формирование групп осуществляется через заключение договора с родителями (законными представителями) воспитанников об оказании дополнительных платных образовательных услуг на основе учета индивидуальных и возрастных особенностей детей.                                                                                                                                                Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут. Занятия проводятся с сентября по май месяц включительно.

Таблица №1

Учебный план

№ п/п

Наименование  услуги

Кол-во занятий в неделю/месяц

Кол-во часов в неделю/ месяц

Форма проведения

1

Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей

2/8

60/240

фронтальная

Итого в год

72

2160

Программа состоит из 5 разделов, работа над которыми ведётся параллельно:

  • Театральная игра
  • Ритмопластика
  • Культура речи
  • Основы театральной культуры
  • Подготовка спектакля

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Основными методами работы по данной программе являются:

  • Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога).
  • Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию).
  • Метод моделирования ситуаций: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности.
  • Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, просмотр на видеозаписи своих мини-спектаклей и последующее обсуждение; подбор произведений для театрализации согласно возрастным особенностям, участие в игре, придумывание сказок.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

- спектакли для детей и родителей (законных представителей);

- участие в качестве персонажей на праздниках и развлечениях .

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение двух лет, т.е. с учащимися 5-6 лет.

I раздел - «Театральная игра» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела, условно делятся на два вида:

1. Общеразвивающие игры.

2. Специальные театральные игры.

II раздел - «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, обретение ими чувства гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

III раздел - «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом, условно все упражнения можно разделить на три вида:

1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.

2. Дикционные и интонационные упражнения.

3. Творческие игры со словами.

IV раздел - «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональными терминами театрального искусства.

В раздел включены следующие основные темы:

1. «Особенности театрального искусства».

2. «Виды театрального искусства».

3. «Рождение спектакля».

4. «Театр снаружи и изнутри».

5. «Культура зрителя».

V раздел - «Подготовка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

1. «Знакомство с пьесой».

2. «От этюдов к спектаклю».

Программные задачи  (I год обучения):

  • развивать интерес к сценическому искусству;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
  • снимать зажатость и скованность;
  • развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;
  • активизировать познавательный интерес;
  • развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
  • воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях;
  • развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
  • развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • импровизировать игры-драматизации по теме знакомых сказок;
  • развивать двигательные способности детей, ловкость и подвижность;
  • упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основные группы мышц;
  • развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом;
  • развивать чувство ритма и координацию движения;
  • развивать пластическую выразительность и музыкальность;
  • развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений;        
  • развивать умение пользоваться разнообразными жестами;
  • развивать умение передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
  • тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
  • пополнять словарный запас;
  • составлять предложения с заданными словами;
  • учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
  • учить подбирать определения к заданным словам;
  • учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам;
  • научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;        
  • знакомить детей с театральной терминологией;
  • знакомить детей с видами театрального искусства;
  • знакомить с главными творцами сценического чуда (создатели спектакля);
  • знакомить с устройством зрительного зала и сцены;
  • воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемые умения и навыки:

  • готовность действовать согласованно,  включаясь одновременно или последовательно;
  • уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц;
  • запоминать заданные позы;
  • запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;
  • знать 5-7 артикуляционных упражнений;
  • уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхания в середине фразы;
  • уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно;
  • знать и четко произносить 5-6 скороговорок с разной силой голоса;
  • уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
  • уметь составлять предложения с заданными словами;
  • уметь строить простейший диалог, сочинять этюды по сказкам.

Программные задачи (II год обучения):

  • развивать чуткость к сценическому искусству;
  • воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
  • развивать произвольное внимание, память, наблюдательность;
  • развивать находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнерами;
  • развивать умение владеть своим телом;
  • закреплять умение реагировать на команду или музыкальный сигнал;
  • прививать навыки вежливого поведения;
  • активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
  • воспитывать  доброжелательность и контактность в отношении сверстников;
  • оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
  • развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми
  • людьми в разных ситуациях;
  • активизировать ассоциативное и образное мышление;
  • развивать воображение и веру в сценический вымысел;
  • развивать умение менять свое отношение к предметам, к месту
  • действия и партнерам по игре;
  • превращать и превращаться;
  • учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
  • развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия на-фантазированными причинами;
  • совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами;
  • развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по-разному;
  • импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

Предполагаемые умения и навыки:

  • уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
  • ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
  • уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки;
  • уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке;
  • уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
  • уметь запоминать заданные режиссером мизансцены;
  • находить оправдание заданной позе;
  • на сцене выполнять свободно и естественно физические действия;
  • уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему;
  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
  • уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении;
  • уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие;
  • знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося и расставляя логические ударения;
  • уметь строить диалог с партнером на заданную тему;
  • уметь подобрать рифму к заданному слову;
  • уметь сочинить рассказ от имени героя;
  • уметь составлять диалог между сказочными героями;

Методическое обеспечение образовательной программы и общие методические принципы работы педагога

Занятия проходят в актовом зале.

На занятиях используются: детский спортивный инвентарь и мягкие элементы театральных декораций.

Процесс занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

  • Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а сотворцом педагогического процесса.
  • В основу реализации нашей театрально-игровой методики заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

Распределение учебного материала

Таблица №2

Первый год, I полугодие

Виды деятельности

Программные задачи

Содержание занятия

Репертуар

1. Театральная игра

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность.

Снимать зажатость, скованность.

Развивать умение произвольно реагировать на команду.

Согласовывать свои действия с другими детьми

Развивать находчивость, воображение, фантазию.

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Игры:

Эстафета

Знакомство

Кто во что одет?

Весёлые обезьянки

Вышивание

Внимательные матрёшки

Дружные звери

Цапля

Передай позу

Телепаты

2. Ритмопластика

Развивать умение пользоваться жестами.

Развивать двигательные способности: ловкость, подвижность.

Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц

Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом.

Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал

Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки

Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность

Игры и упражнения:

Самолёты и бабочки

Первая потеря

Осенние листья

Бабочки

Считалочка

Муравьи

Огонь и лёд

Мокрые котята

Штанга

Кактус и ива

Конкурс лентяев

Пальма

Снежки

Не ошибись

Поймай хлопок

Шея есть, шеи нет

Весёлая зарядка

В детском мире

В.Золотарёв. «Полетаем на самолёте»

А.Грибоедов. «Вальс ля-минор»

Р.Шуман. «Первая потеря»

М.Глинка. «Вальс-Фантазия»

Майкапар. «Мотылёк»

3. Культура и техника  речи

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию

Развивать дикцию, чёткое произношение слов

Учить строить диалог

Подбирать слова по общим признакам

Подбирать определения к словам

Тренировать чёткое произношение согласных в конце слова

Упражнять артикуляционный аппарат

Составлять предложения с заданными словами по карточкам

Игры и упражнения:

Мыльные пузыри

Весёлый пятачок

Колокольчик

Удивительный бегемот

Фыркающая лошадка

Вопрос – ответ

Волшебная корзинка

Вкусные слова

Ручной мяч

Скороговорки:

«Шесть мышат в камышах шуршат».

«Сшила Саша Сашке шапку».

«От топота копыт пыль по полю летит».

Стихи:

И.Демьянов «Два кота сидят на крыше»,

С.Маршак «Разговор», из английского фольклора (пер.Маршака) «В гостях у королевы», польского фольклора (пер. Заходера) «Сапожник», Е.Благинина

4. Основы театральной культуры

Развивать интерес к сценическому искусству

Познакомить детей с видами театрального искусства: драматическим, музыкальным (опера, балет, оперетта) и кукольным театром

Рассматривание иллюстраций и фотографий раз-личных театров.

Просмотр видеозаписей.

Посещение кукольного театра

Театральный словарь:

Театр, опера, балет, оперетта, драма, спектакль, аплодисменты

Первый год, II полугодие

Виды деятельности

Программные задачи

Содержание занятия

Репертуар

1.Театральная  игра

Развивать быстроту реакции и координацию движений

Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами

Развивать способность в любую воображаемую ситуацию, превращать предметы

Развивать новые действия с воображаемыми предметами

Сочинять этюды по сказкам

Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок

Игры и упражнения:

Летает- не летает

Где мы побывали?

Что мы делали, не скажем.

Поварята

Живой телефон

Король

Этюды по сказкам

Волшебная палочка и мячик (превращения предмета)

Задания: наматывать клубок, вышивать, рисовать, стирать платочек

Русские народные сказки :

«Колобок», «Теремок»

2. Ритмопластика

Создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию

Развивать умение пользоваться разнообразными жестами

Передавать в свободных музыкальных пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений

Игры и и упражнения:

Медведи в клетке

Ёжик

Подарок

В царстве Золотой рыбки

Цыплята

Пантеры

Зёрнышко

Осьминог

В стране гномов

Заколдованный лес

В стране цветов

Город роботов

Как живёшь?

Бабушка Маланья

Жесты: Иди сюда – уходи, согласие  - несогласие, клич-прислушивание, плач-утешение, молчание-шептание, приветствие-прощание

К.Черни, ор.821, этюд № 152. Вальдтейфель «Ёжик» П.И.Чайковский «Новая кукла»

К.Сен-Санс «Аквариум»(«Карнавал животных»)

В.Ребиков. Вальс из оперы «Ёлка»

Мусоргский «Картинки с выставки», «Гном»; П.И.Чайковский «Времена года», «Подснежник»; С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти»;

 Э.Григ «Шествие гномов»

3. Культура  и техника  речи

Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито

Учить строить диалоги самостоятельно выбрав партнёра

Пополнять словарный запас

Развивать образное мышление

Подбирать к словам слова – действия и слова, противоположные по значению

Совершенствовать дикцию , навык чёткого произношения

Забавные стихи:

Весёлый пятачок

Жало змеи

Часики

Сочини предложение

Фраза по кругу

Стихи

Скороговорки

Скороговорки:

«Мышки Сушки…», «Лежебока рыжий кот…», «На дворе трава…», «Король орёл», «Бобр добр»

«Жук над лужею жужжа…», «Съел Валерик вареник…», «Три сороки-тараторки», «У Кондрата Милая Мила»

Стихи:

В.Лунин «Вежливый слон», «Комар и слон» Вл.Степанов «Почему не спят котята?», «Ёжик и дождик», В.Ерёмин «Три собаки», «Кошка», Б.Заходер «Приятная встреча», Н.Пикулева «Считалка».

Саша Чёрный «Скрут»

Вл.Левин «Чудеса в авоське»

С.Маршак «Маленькие феи»

Д.Хармс «Кораблик», «Очень вкусный пирог»

Н.Пикулев «Надувала кошка шар»

4. Основы  театральной культуры

Активизировать театральный интерес

Познакомить с главными театральными профессиями: актёр, режиссёр, художник, композитор

Актёр – «властелин сцены»

Познакомить детей с устройством театра, зрительного зала и сцены.

Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте

Беседа-диалог с детьми о создателях спектакля. Зачем нужны декорации? Музыка? Что делает режиссёр? Что должен уметь актёр?

Показать фотографии зрительного зала конкретного театра

Провести экскурсию по театру

Построить с детьми из стульев зрительный зал, отметить расположение на сцене занавеса и кулис

Предложить детям сочинить этюды на поведение в зрительном залеи игру «Что можно взять с собой в театр?»

Театральный словарь:

Актёр, режиссёр, художник, композитор, декорации, костюмы.

Сцена, занавес,  кулисы, задник, партер, амфитеатр, балкон, гардероб, фойе, буфет, антракт.

Второй год, I полугодие

Виды деятельности

Программные задачи

Содержание занятия

Репертуар

1. Театральная  игра

Воспитывать готовность к творчеству

Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность

Умение согласовывать свои действия с партнёрами

Менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре

Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами

Развивать умение оправдывать свои действия и своё мнение нафантазированными причинами

Воспитывать инициативность и выдержку

Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми  в разных ситуациях

Развивать воображение и веру в сценический вымысел Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными предполагаемые обстоятельства на эмоции и вежливое поведение

Импровизировать игры драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу

Учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно

Игры:

Эстафета

Знакомство

Кто во что одет?

Весёлые обезьянки

Вышивание

Внимательные матрёшки

Телепаты

След в след

Японская машинка

Кругосветное путешествие

Сочинение этюдов:

Знакомство

Просьба

Благодарность

Поздравление и пожелание

Покупка театрального билета

Этюды на эмоции:

Радость, гнев,грусть, удивление,отвращение, страх

2. Ритмопластика

Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц вплоть до полного расслабления всего тела

Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений

Игры и упражнения:

Муравьи

Буратино и Пьеро

Баба-Яга

Насос и кукла

Снеговик

Снежная королева

Гипнотизёр

Марионетки

Не ошибись

Поймай хвост

Ритмический этюд

Голова или хвост

3. Культура  техника речи

Развивать речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания

Учить пользоваться интонациями, улучшать дикцию

Расширять диапазон и силу звучания голоса

Тренировать свободу звучания с мягкой атакой

Расширять образный строй речи

Развивать умение строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах

Развивать опору звучания на мягкой атаке

Находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом

Тренировать точное и чёткое произношение гласных и согласных звуков

Игры:

Игра со свечой

Испорченный телефон

Снежный ком

Ручной мяч

Придумай диалог 

Дрессированные собачки

Птичий двор

Эхо

Чудо-песенка

Самолёт

Похожий хвостик

Упражнения:

Больной зуб

Колокольчик

Колыбельная

Л.Каминский «Кирилл заговорил»

Д.Хармс «Бульдог и такси»

В.Левановский «Разговор с котом»

Н.Пикулева Считалка «У медведя на макушке»

В.Берестов «Дракон»

С.Маршак «Жадина»

Е.Серова «Полдня рисовал я красавца коня»

Е.Шалыгин «В трамвае»

Скороговорки:

«Сыворотка из-под простокваши…».

«Оса уселась на носу…».

«Жужжит над жимолостью жук …». «Перепел перепёлку…»

4. Основы театральной культуры

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества, создание на глазах у зрителя

Беседа-диалог с детьми о материалах и инструментах, которыми пользуются живописец, скульптор, композитор

Выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяет много людей, что зритель становится соучастником процесса создания спектакля

Театральный словарь:

драматург,  пьеса, режиссёр,  художник, композитор, актёр, сценическое действие, жест, мимика, пантомима.

Второй год, II полугодие

Виды деятельности

Программные задачи

Содержание занятия

Репертуар

1.Театральная  

    игра

Развивать воображение и веру в сценический вымысел Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными предполагаемые обстоятельства на эмоции и вежливое поведение

Импровизировать игры драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу

Учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно

Развивать умение одни и те же действия выполнять в разных ситуациях, обстоятельствах по-разному

Воспитывать доброжелательность и контактность в общении со сверстниками

Оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными

Учить адекватно реагировать на поведение партнёров, в том числе на незапланированное

Учить сочинять этюды с нафантазированными предлагаемыми обстоятельствами

Сочинение этюдов:

Знакомство

Просьба

Благодарность

Поздравление и пожелание

Покупка театрального билета

Этюды на эмоции:

Радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх

Игры:

Воробьи, вороны

Печатная машинка

Одно и то же по-разному

Этюды:

Напять органов чувств

По сказкам «Дюймовочка», «Золушка», «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине», «Свинопас»

2. Ритмопластика

Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность

Создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела

Развивать воображение и способность к пластической импровизации

Совершенствовать умение создавать образы с помощью жестов и мимики

Игры :

Осенние листья

Снежки

В замке спящей красавицы

Факир и змеи

Умирающий лебедь

Жесты:

Агрессивный (вот я тебе!)

Повелевающий

Благодарный

Д.Хармс «Из распахнутых ворот»

Электронная музыка для релаксации и медитации

А.Жилкинский «Полька»

Джойс «Осенний вальс»

П.Чайковский Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик»

Д.Шостакович «Романс»

К.Сен-Санс «Умирающий лебедь» из «Карнавала животных»

3. Культура и техника  речи

Сочинять коллективную сказку, по очереди добавляя своё предложение

Учить самостоятельно продлевать артикуляционную гимнастику

Формировать чёткую, грамотную речь

Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев

Представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог отего имени

Игры:

Сочини сказку

Змейка с воротцами

Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти

Фантазии о…

Моя сказка

Работа со скороговорками и стихами

Б.Заходер «Считалочка»

Н.Пикулева  Считалочка «Завтра с неба прилетит»

М.Бородицкая «Колдунье не колдуется»

Д.Хармс «Весёлый старичок»

С.Миллиган «Забавные стихи без конца»

Скороговорки:

«Щетинка - у ччушки…», «Ткёт ткач…», «Гравёр Гаврила…», «Кораблик», «Очень вкусный пирог»,

«Сшит колпак…»,

«Пол погреба репы…»,

«У четырёх черепашек…»

4. Основы   театральной культуры

Активизировать познавательный  интерес

Выяснить, кто и как создаёт спектакль во всей его многомерности  

Выяснить отличия между понятиями «артист» и «актёр»

Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад.

Познакомить детей с атрибутами театрального представления

Беседы о театральных профессиях

Рассматривание фотографий с изображениями различных московских театров

Игры-занятия:

Путешествие с театральным билетом

О чём рассказала театральная программка

Театральный словарь:

Осветитель, звукорежиссёр, гримёр, костюмер, реквизит, бутафория, репетиция, премьера

Театральный билет, театральная программка, репертуар, афиша, антракт, ложа

Литература, используемая педагогом

  • Генералова И.А. Интегрированный предмет «Театр», или Воспитание искусством. М., 1997.
  • Горшкова В.Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. М.,1993.
  • Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. М., 1992.
  • Козляникова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М.,1995.
  • Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1975.
  • Михайлова М.А., Гарбина Е.В. Поём, играем, танцуем дома и в детском саду. Ярославль, 1996.
  • Немировский А. Пластическая выразительность актёра. М., 1997.
  • Шкулева М.В. Слово на ладошке. М., 1997.
  • Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
  • Савкова З.В. Техника звучащего слова: Методическое пособие. М., 1998.
  • Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.
  • Современные проблемы театрально-творческого развития школьников // Сб. научных трудов, М., 1989.
  • Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. М., 1994.
  • Уроки театра на уроках в школе / Сост. А.П.Ершова. М.,1992.
  • Чистякова М. Психогимнастика. М.., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительной услуге детская студия «Умелые ручки»

Настоящая программа описывает курс подготовки по лего-конструированию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).Методологической основой программы являются методические разработки Фешина...

Программа дополнительного образования театральной студии "Тритон" г.Лебедянь

Программа обучения  рассчитана  на 3 года и организует свою деятельность на основе преемственности трех ступеней обучения (дети средней, старшей и подготовительной группы).  Педагогами ...

Программа дополнительного образования "Театральная студия"

Программа "Театральная студия" предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направлена на развитие речевой деятельности дошкольников....

Программа платных дополнительных услуг - Изо-студия «Волшебные ладошки» Кружок «Умелые ручки» для детей 3–5 лет

Цель Программы Общее развитие, эстетическое и психическое развитие ребёнка. Основные принципы программы 1. Принцип доступности и индивидуализации; 2. Принцип постепенного повышения требований; 3. Прин...

Программа дополнительного образования театральной студии

Программа направлена на  развитие взаимодействия  между детским садом и семьей,  ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, на гуманизацию воспитательно-образовательной ра...

Рабочая программа дополнительного образования "Театральная студия"

Программа педагога дополнительного образования "Театральная студия"...

Карта успешной практики Рабочей программы по театрализованной деятельности театральной студии "Клёпа"

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности детской театральной студии «КЛЁПА» (с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет)   Цель программы ...