Формирование личности «Безопасного типа» у старших дошкольников в общении с природой
статья на тему

Черных Людмила Ивановна

2017 год объявлен годом экологии. Педагог в своей работе особое внимание уделяет экологическому воспитанию. Важно научить ребенка не только видеть красоту, но и беречь её.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование личности «Безопасного типа» у старших дошкольников в общении с природой

                                                                                                                                                                                                                             Природа - наше богатство - основа нашей жизни. Общение с природой таит много интересного и, самое главное, очень полезного для здоровья человека. Поэтому, в своей работе много внимания уделили экологическому воспитанию. Нашей целью было не только научить детей видеть красоту, любить, беречь и охранять природу, но и много о ней знать.

В своей педагогической практике стали часто замечать, когда общение с природой не всегда приносит пользу; нет - нет да и происходят несчастные случаи с детьми на природе: укусы домашних животных, следы когтей кошек на лице и руках, укусы опасных насекомых, ожоги от пламени костра, непредвиденные случаи на воде, перегревание в жаркое время и переохлаждение в холодное, в результате простудные заболевания, ушибы и травмы на льду и т.д.

Отсюда напрашивается вывод: у детей отсутствуют элементарные знания и всякое воспитание культуры безопасного поведения в различных ситуациях и конкретно в общении с природой, не сформировано чувство безопасности в сложных ситуациях.

И поэтому на сегодняшний день одной из основных проблем являются вопросы безопасности ребенка. Пока малыш находится в заботливых руках родителей, воспитателей взрослые не задумываются серьезно над проблемами его безопасности. Но нельзя упускать время. Наверстать его, потом будет очень трудно. Каждая наша недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка, впоследствии может обернуться бедой.

Поэтому мы взрослые должны вести серьезную работу по формированию у детей безопасного стиля поведения, обязаны беречь их от всяких несчастий.

Полностью оградить ребенка от любых происшествий можно при одном условии: если родители будут целый день рядом с ним; не отойдут ни на шаг, да еще станут держать за руку. Пока ребенок маленький это исполнимо, взрослые более или менее спокойны: они помогут, подстрахуют, предупредят, не допустят. Но в жизни каждой семьи наступает момент, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя.

Поэтому уже сегодня обо всех возможных неприятностях должна «болеть голова» у родителей. Ребенок опасностей не видит, не замечает и чаще всего даже не подозревает о них. Проблема безопасности жизни и здоровья детей стала очевидной. Изучив ее актуальность, осознав необходимость подготовки человека к выживанию в современном мире, обратились к предмету ОБЖ. Нам захотелось помочь детям глубже разобраться в многообразии окружающего мира с присущими ему опасностями природного характера, а также познакомить их с правилами безопасного поведения в мире природы.

Работа по охране жизнедеятельности ребенка начиналась с создания в группе предметной развивающей среды.  Был  оформлен уголок «Лесная полянка», где собраны муляжи съедобных и ядовитых грибов, гербарии с различными растениями, уголок ОБЖ, где помещена информация о номерах экстренной службы, а также предметы, которые напоминают детям об опасностях. Приобретены красочные плакаты с цветными иллюстрациями по правилам безопасного поведения дома, в природе, на улице. Изготовили сюжетно - ролевые игры на современную тематику «Служба спасения», «Экологическая полиция», «Мы туристы». Была приобретена книга «Самые новые правила безопасного поведения в природе».

Основная роль в формировании знаний о правилах безопасного поведения человека в природе отводилась занятиям. Главная цель данных занятий — не только передача знаний от педагога к детям, но и приобщение к систематической, творческой, практической деятельности. На интегрированных занятиях дети, манипулируя с предметами, слушая сказки, играя, обучались целому комплексу окружающей действительности. Поэтому интегрированный подход к организации деятельности детей в наибольшей степени отвечает особенностям детского восприятия. Практические занятия способствовали накоплению практических умений в изучении мира «опасностей», социального опыта: ориентировка на местности, проведение наблюдений, труд по уходу за растениями и животными, элементарные опыты. Проводя интегрированное занятие на тему «Мухомор красен, да для жизни опасен» использовали фольклор: потешки, пословицы, загадки, напоминали детям об опасных моментах, которые подстерегают людей в лесу, знакомили со способами выхода из опасных ситуаций. На занятии «Гуляем, отдыхаем, развиваемся» дети узнавали в чем заключается опасность неосторожного поведения на льду, во время гололеда.

На речевых занятиях дети овладевали основополагающими творческими знаниями о взаимодействии человека с природой, распределяли и оценивали опасные источники в природе, определяли способы защиты от них, умениями реагировать на угрожающую ситуацию.

Во время бесед с детьми о безопасности в природе, подводили их к пониманию того, что беспечных и беззаботных природа наказывает и поэтому нужно обязательно знать правила безопасного поведения в природе.

При знакомстве детей с живой природой, было замечено, что они проявляют большой интерес к насекомым. Научились узнавать их и различать. Усвоили, каких насекомых называют жалящими, и то, что ядовитые насекомые просто так не нападают на человека, это случается в порядке защиты.

Огромное значение в работе с детьми по формированию безопасного поведения в природе имеет игра. Освоение детьми правил грамотного и безопасного поведения осуществляется эффективней, если включаются игровые и обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой, дидактической игры.

В практике использовались такие дидактические игры, как «Кто где живет?», «Отгадай, какое это насекомое», «Хорошо — плохо» /с элементами ТРИЗ. Играя в такие игры как «Зеленый друг», «Собери урожай». «Лес, сад, огород», дети получали знания об овощах и фруктах. Какую пользу приносят эти плоды и сразу же уточняли? какой вред они могут принести нашему организму, если их не помоешь перед едой

Закрепляли знания о растениях и грибах с помощью таких игр, как «Четвертый лишний», «Съедобный грибок положи в кузовок», «Хитрые загадки», заучивались правила:

  • собирай только знакомые тебе грибы и ягоды;
  • не бери в рот и не пробуй растения, которые ты не знаешь;
  • старайся вспомнить, какие грибы и ягоды съедобны, а какие нет.

При знакомстве детей с неживой природой, необходимо было подвести детей к пониманию того, что она тоже требует разумного обращения к ней. Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека.

Здоровье - главная ценность человеческой жизни. Поэтому каждый ребенок должен думать о своем здоровье, учиться заботиться о нем и не вредить своему организму.

Объясняли детям, что выполнение привычных требований взрослых (не бери снег в рот, не облизывай сосульку, не пей некипяченую воду, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от многих болезней.

С детьми старшего возраста организовывали опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствовало формированию брезгливости к «грязной воде». В весенний период во время снеготаяния обращается внимание детей на то, что нельзя ходить около высоких домов, потому что могут упасть огромные сосули, большие пласты снега, уточняли  чем это опасно, делали выводы.

В летнее время, бывая много на свежем воздухе, принимая солнечные ванны, дети узнавали о том, что их тело не должно долгое время находиться на солнце, можно перегреться, получить солнечные ожоги, без головного убора может случиться солнечный удар. При знакомстве детей с таким явлением природы, как гроза давались знания о правильном поведении при грозе:

-        если дождь застал в лесу, парке, то нельзя прятаться под отдельно стоящим
деревом;

-        если гроза застала у реки, то необходимо выйти из воды, так как она
притягивает удары молнии;

-        нельзя во время грозы бегать, держаться за металлические предметы;

необходимо также при грозе отключить мобильный телефон и положить на
расстоянии от себя.

Одним из действенных и эффективных методов воспитания культуры безопасности является использование фольклора. Произведения устного народного творчества имеют огромное значение, способствуют развитию образного мышления. Жемчужинами народного творчества называют пословицы и поговорки. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Фольклор в переводе означает «народная мудрость». А к чему, как не воспитанию народной мудрости в поведении и воспитании к жизни призваны научить занятия по безопасности жизнедеятельности.

Народная педагогика издревле проповедовала афористические правила разумного поведения: «Береженого бог бережет», «Храни себя от бед, пока их нет», «Пришла беда - отворяй ворота».

После знакомства детей с такой пословицей, как «Доброго человека собака ласкает, а злого кусает» они самостоятельно делали вывод, что контакты с домашними животными могут быть опасны, если не выполнять следующие правила:

  • собаку нельзя дразнить и обижать;
  • не подходи близко, когда собака ест или находиться рядом с детенышами;
  • ни в коем случае не убегай от собаки.

В осенний период заучивая пословицу «Осенью семь погод на дворе» детей подводили к выводу: если случайно намок или промокли ноги, немедленно нужно переодеться и переобуться.

Для пополнения информационного запаса использовались потешки и прибаутки, через которые дети учились оценивать поступки других: «Лиза-подлиза, упала с карниза. Поделом этой Лизе - не сиди на карнизе», «Миронушка - Мирон, полна пазуха ворон. Выглянул в окошко, увидал там кошку, потянулся немножко - упал с окошка». Скороговорку не каждому ребенку удается повторить с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. А сама скороговорка запоминается навсегда, а с ней и опасная ситуация и советы по безопасности.

При работе над этой темой, было замечено, что дети как бы «заразились» проблемой ОБЖ. Дети научились видеть опасные ситуации, определять их тяжелые последствия, легко и быстро находить из них выход.

Детский сад является начальным звеном в формировании опыта безопасного поведения ребенка, а ключевым звеном будет служить школа. Если у ребенка будет необходимый запас знаний, то в практической деятельности он сможет его применить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности старших дошкольников в ситуации дорожного движения средствами игровой деятельности

У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети...

Формирование опыта безопасного поведения у старших дошкольников с незнакомыми людьми посредством моделирования игровых ситуаций

Презентация к докладу "Формирование опыта безопасного поведения у старших дошкольников с незнакомыми людьми посредством моделирования игровых ситуаций"...

Круглый стол для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой»

Согласно новым требованиям ФГОС в РФ одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители ...

Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников».

Проект  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников» реализовывался в МБДОУ №90 «Незабудка» с 2015 года.  Данный проект долгосрочный,...

Программа "Формирование основ безопасного образа жизни старших дошкольников"

Программа описывает курс подготовки детей 6-7 лет к формированию безопасного образа жизни...

Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по теме «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников через общение с природой»

Закрепить знания о весне.. Развивать монологическую речь детей. Вызвать интерес к познанию природного явления –развитию и росту растений. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уваже...