Фотоколлажи - как нетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ
статья (младшая группа) на тему

Дубинина Юлия Анатольевна

В данном материале представлен опыт работы воспитателя ДОУ с фотоколлажами как нетрадиционной форме работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ»

ФГОС ДО  ориентирует ДОУ на взаимодействие с родителями, родители должны участвовать в реализации программы, чтоб не упускать важнейший период в развитии личности ребенка, а не быть просто наблюдателями.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Основная цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

В наше время, когда большинство семей озабоченно решением проблем экономического, а порой физического воспитания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания ребенка. Многие родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, осуществляют воспитание вслепую, по старинке, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и Детский Сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, хотеться, чтоб родители услышали воспитателя и поняли друг друга.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что д/с - место, где просто присматривают за их детьми. И от этого мы педагоги испытываем большие трудности в общении с родителями. Как сложно порой бывает достучаться до мам и пап.

Бывает нелегко объяснить родителям, что ребенка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять, сопереживать.

Существует четыре формы организации работы с родителями:

- информационно–аналитическая;

- досуговая;

- познавательная;

- наглядно–информационная.                               

 

Информационно–аналитическая

Основной задачей информационно – аналитической формы организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательной и образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Проводится эта работа в виде тестов, опросников, анкетирования.

                                      

Досуговая

Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения, досуги, семейные конкурсы, выставки.

Познавательная

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков. Проводятся они в виде собраний и консультаций, педагогических газет, дней открытых дверей, работы «Клуба заботливых родителей».

Наглядно-информационная

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, увидеть деятельность воспитателей. Наглядно-информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки-передвижки, групповые альбомы, советы, рекомендации, памятки для родителей, информационные бюллетени. Не забываем организовать и рекламный стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь.

Предлагаю вам более предметно ознакомиться с нашим опытом работы по взаимодействию с семьей.

  1. Мы в практике своей работы используем различные традиционные формы работы по данной теме. Это:

  • Консультации,
  • ширмы-раскладки,
  • родительские собрания,
  • анкетирование,
  • Дни открытых дверей и др.

  1. Также мы внедрили в практику работы и новые формы работы для нас. Это:
  • Презентация коллектива ДОУ (сентябрь);
  • Выпуск газеты для родителей «Цветик-Семицветик», 3 раза в год
  • Мастер-классы;
  • Участие в конкурсах семейного творчества;
  • Участие в выставках семейного творчества;
  • Проведение занятий и праздников с участием родителей в роли персонажей;
  • Работа «Клуба заботливых родителей», 3 раза в год;
  • Оформление фотоколлажей;

Занятия всех клубов ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей.

Основными целями работы семейных клубов являются:

• объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

• повышение педагогической компетенции родителей;

• обмен опытом семейного воспитания;

• укрепление детско-родительских отношений;

• предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, о дополнительных бесплатных услугах, оказываемых узкими специалистами (инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, учителем-логопедом), а также воспитателями групп.

  • Совместное изготовление с родителями макетов, коллажей;
  • Совместное создание рукописных книг;
  • Создание развивающих книг–самоделок.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в большой мир.

В результате данной работы родители сплачиваются и становятся постоянным участниками всех мероприятий и встреч в детском саду.

Более подробнее хотелось бы остановиться на опыте работы по оформлению фотоколлажей.

ФОТОКОЛЛАЖ это произвольное, иногда хаотичное объединение различных связанных или не связанных между собой фотографических изображений (фотографий, рисунков) в одно изображение или фотографию. Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое, совмещение нескольких фото изображений в одном, иногда даже с элементами графики (мозаика) или использования хаотичного набора разнообразных изображений (пазл).

Само слово «коллаж» происходит от французского «collage», что означает «приклеивание, наклейка». Уже из этого значения понятно, что суть коллажа состоит в наклеивании чего-либо на определенную поверхность. По сути, коллаж это художественная аппликация, которую можно составить практически из чего угодно. И это вовсе не новомодное течение в декоре. Техника коллажа применялась еще в Древнем Китае, но особую популярность и развитие получила в 20 веке. В определенный момент коллаж стал видом искусства. Ведь, используя приемы наложения и различных комбинаций, можно создать действительно достойный арт-объект. Чтобы сделать коллаж не нужно специальных навыков и материалов. Составляющими работы могут стать любые подручные материалы – от тканей и фотографий до проездных билетов. Но более ценным и атмосферным является именно коллаж, сотворенный своими руками. Для оформления фотоколлажа понадобятся острые ножницы: обычные и маникюрные для мелких деталей. Для некоторых элементов может пригодиться нож для бумаги или лезвие. Клей для приклеивания и всевозможные предметы декоративного украшения. Это могут быть ленточки, бусины, полубусины,  и т.д.

Целю работы с фотоколлажами в группе  раннего возраста является облегчение адаптации у детей и развитие памяти и воображения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

Нетрадиционные формы работы с родителями в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (из опыта работы)

Проект по работе с родителями " Давайте будем дружить друг с другом":  Внедрение в практику нетрадиционных форм и методов взаимодействия педагогов с семьей с целью повышения активности родителей ...

Нетрадиционные формы работы с родителями: «Командная работа»

То, как ребенок общается со своими родителями – определяет его поведение и взаимодействие с окружающим миром. Опыт и модель общение внутри семьи – формирует поведение ребёнка в реальном мире. Общение ...

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм работы с родителями по формированию ЗОЖ

Использование "Дневничка-Здоровячка" в работе с родителями...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей «Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему: ««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»

laquo;Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему:««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»...