Диалоги с ребёнком.
консультация (младшая группа) на тему

Воропаева Алевтина Михайловна

Диалоги с ребёнком.

(Использование наследия Василия Александровича Сухомлинского в организации воспитательных диалогов с детьми)

 

Ребенок- зеркало семьи, как в капле

воды отражается солнце,

так в детях отражается нравственная

чистота матери и отца.

В.А. Сухомлинский

 

Наш современный мир наполнен информационными технологиями. Дети очень рано увлекаются просмотром мультфильмов, компьютерными играми, что порождает дефицит живого общения со взрослыми и сверстниками.

Мы провели опрос среди воспитанников нашего детского сада. Спрашивали у детей о их любимых сказках, кто читаем им дома. Как же отвечали дети?…

 

Почему же происходит так, что родителям проще дать детям планшет, а не побеседовать с ними? Это происходит оттого, что взрослые не всегда готовы к диалогу с детьми: не знают в чем здесь польза, как начать диалог, каким содержимым его наполнить, как сделать диалог доверительным, эмоционально приятным и одновременно воспитательным.

Мы хотим познакомить Вас, уважаемые родители, с опытом нашей работы. В основу нашей работы положен воспитательный диалог, который сопровождается педагогически ценным обменом информацией.

В чем педагогическая ценность такого диалога? Педагогическая ценность такого диалога заключается в одновременном решении нескольких задач из разных образовательных областей. Например, обращаясь по материалу о природе, можно не только развивать познавательный интерес к ней, но и воспитывать доброту, благородные стремления.

Диалог с детьми мы предлагаем вам выстраивать по сказкам педагога –

новатора Василия Александровича Сухомлинского. Почему беседу мы строим именно по его сказкам? Через созданные В.А. Сухомлинским художественные образы возможно вернуться к духовным ценностям в воспитательном диалоге, направленном на формирование нравственных отношений и поведения. Такие ценности, как Красота, Человек, Знание, Дружба, Труд, Совесть, определяют воспитательные диалоги с дошкольниками.

Герои его сказок - это окружающий мир, который должен войти в душу ребенка и остаться в ней навсегда, чтобы потом прорасти отзывчивостью, добротой, заботой, человечностью и ответственностью.

Если художественное произведение удачно выбрано, можно быть уверенным в том, что оно найдет в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию у детей нравственных качеств.

Мы вам хотим предложить сказки, которые можно использовать при воспитании нравственных чувств у детей.

 

 

Взяв в руки книгу, или начав рассказывать сказку, мы должны определиться, о чем будет сказка, какую идею мы хотим донести до своего малыша. То есть, мы должны поставить перед собой цель.

Нашей целью сегодня будет

Цель: Закреплять знания детей о свойствах снега

Беседа с ребенком по сказке может быть спонтанной, если вы, например, во время прогулки заметили подходящий сюжет. Или спланированной. Мы с вами сегодня рассмотрим первый вариант беседы.

Подготовка ребёнка к восприятию сказки. Некоторые слова, которые будут встречаться в сказке, могут быть не знакомы ребенку, поэтому необходимо объяснить их значение перед рассказыванием сказки.

Словарь: снежинка, пушистая, шестиконечная звездочка, блестящая, серебряная пластиночка.

В зимний день на прогулке или из окна помещения мы можем предложить детям понаблюдать за падающим снегом.

Какие признаки зимы вам известны? Какой снег? (Белый, холодный, пушистый.) Из чего состоит снег? (Из снежинок.) Приходилось ли вам ловить и рассматривать снежинки? Если диалог ведется на улице, можно предложить поймать снежинку и рассмотреть, какой она формы, на что похожа.

Теперь ребенок заинтересовался, готов вас слушать. И можно его познакомить с новой сказкой.

 

 

Знакомим детей со сказкой В.А. Сухомлинского «Снежинка и капелька».

Бегала Аленка по льду. Падали снежинки. Будто плыли в воздухе. Одна снежинка опустилась на Аленкин рукав. Смотрит Аленка на пушистую снежинку. Шестиконечная звездочка, такая красивая, блестящая. Словно сказочный мастер вырезал ее из серебряной пластиночки.

Наклонила Аленка лицо к снежинке. Смотрит, любуется ею. И вдруг случилось чудо: снежинка стала капелькой воды.

 «Открытие».

После рассказывания сказки, нужно побеседовать по содержанию. Так вы поймете, как ребенок понял и усвоил сказку, его впечатления, и на что обратить большее внимание при следующем рассказе.

Попытаться совместно с ребёнком осмыслить новые знания «открытия», слова, предметы, явления природы. Попросите ребенка подумать и сказать, почему снежинка на рукаве стала капелькой воды. Во время снегопада понаблюдайте за снежинками: какой они формы, одинаковы ли все, на что похожи, превращаются ли в капельки.

Введение нового «открытия» в повседневную жизнь ребёнка.

Для того чтобы новые знания вошли в повседневную жизнь ребенка можно предложить нарисовать снежинки, вырезать из бумаги и украсить ими комнату, окна. Принести немного снега с прогулки, понаблюдать, что с ним станет.

Теперь я вам предлагаю всем вместе научить ребенка использовать в своей речи «волшебные» слова. В это нам поможет рассказ Сухомлинского «Для чего говорят «Спасибо». Послушайте его.

Для чего говорят «Спасибо»? Василий Сухомлинский

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.

Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?

Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…

 

Какую цель мы себе поставим перед прочтением этого рассказа детям?

Цель: Воспитывать культуру общения

Не забудьте провести словарную работу.

Словарь: ручей, путники, благодарность, журчала вода

Когда мы сможем ребенка познакомить с рассказом?

Как нам заинтересовать малыша, чтобы он был готов к слушанию?

Каким образом этот рассказ поможет нам ввести «Спасибо» в активный словарь ребенка?

 

Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка из реальности. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialogi_s_rebyonkom._voropaeva_a.m.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование наследия Василия Александровича Сухомлинского в организации воспитательных диалогов с детьми "Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя" В.А. Сухомлинский ДИАЛОГИ С РЕБЁНКОМ

Слайд 2

ГОВОРЯТ ДЕТИ…

Слайд 3

«Ребенок- зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В.А. Сухомлинский

Слайд 4

ДИАЛОГИ С РЕБЁНКОМ ПО СКАЗКАМ В.А. СУХОМЛИНСКОГО О ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ, О ДОБРОТЕ , О ДРУЖБЕ , О ЛЮБВИ , ЗАБОТЕ…

Слайд 5

«Снежинка и капелька». Бегала Аленка по льду. Падали снежинки. Будто плыли в воздухе. Одна снежинка опустилась на Аленкин рукав. Смотрит Аленка на пушистую снежинку. Шестиконечная звездочка, такая красивая, блестящая. Словно сказочный мастер вырезал ее из серебряной пластиночки. Наклонила Аленка лицо к снежинке. Смотрит, любуется ею. И вдруг случилось чудо: снежинка стала капелькой воды.

Слайд 7

Для чего говорят «Спасибо»? По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились. – Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся. – Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности. – Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово? Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…

Слайд 8

"Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла" "Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Монолог и диалог. Вежливые слова.

Дать детям понятие об основных видах человеческой речи: монологической и диалогической, учить узнавать на примерах художественной литературы монолог и диалог....

Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог посредством игры.

Исходя из своей работы, я пришла к выводу: у детей дошкольного возраста возникают затруднения в игре, потому что нарушена основная коммуникативная функция речи - быть средством общения. Появилась проб...

Консультация для родителей "Колыбельная - как диалог между матерью и ребёнком"

Данная консультация приоткрывает удивительный мир колыбельных песен русского народа.  Мы видим в них и оберег от злых зил, и заговор на здоровье малыша, и любовь матери. Колыбельные песни всех на...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА В ДИАЛОГЕ

консультация для родителей...

«О чем говорить с ребёнком в семье. Диалог или монолог?» Буклет

Консультация для родителей (Буклет) "О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог?"...

Технология «Развивающий диалог» Протокол развивающего диалога

Способствовать развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления....