План программы психолого-педагогического сопровождения для каждой категории специальной одаренности
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) по теме

План программы психолого-педагогического сопровождения для каждой категории специальной одаренности

Скачать:


Предварительный просмотр:

План программы психолого-педагогического сопровождения для каждой категории специальной одаренности

Название специальной способности ребенка, цель, задачи:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, одаренного в нескольких областях

Цель: гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка.

Задачи:

  • выявление ребенка, одаренного в нескольких областях;
  • составление и реализация программы сопровождения такого ребенка (группы);
  • создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренного ребенка.

Участники

Психолог

Воспитатель

Специалисты

Родители

Диагностический этап: выявления общей, интеллектуальной, творческой одаренности по возрастным группам.

Информационный этап: просвещение и консультирование по особенностям одаренных детей.
Развивающий этап: тренинги для детей, родителей, воспитателей и др. Индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия с одаренными детьми.

Информационный этап:– организация и проведение работы с родителями по воспитанию одаренного ребенка в семье.
Развивающий этап: определение специальных способностей методом педагогической диагностики; разработка и использования на занятиях заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей. Создание и постоянное пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Информационный этап: беседа с родителями по тематике различных типов специальных способностей. Разработка рекомендаций для семьи, имеющей ОД в какой-либо области. Развивающий этап: разработка и внедрение различными специалистами программ, включающих элементы повышенной сложности.

Информационный этап: участие активных родителей в педагогическом процессе.
Развивающий этап: определение одаренного ребенка в специальные кружки и секции, в музыкальные, хореографические и спортивные школы. Обеспечение одаренному ребенку развивающей среды в домашних условиях. Выполнение рекомендаций по развитию специалистов ДОУ.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, имеющего ярко выраженные интеллектуальные способности

Цель: гармонизация и развитие незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребенка.

Задачи:

  • Создать условия для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей
  • Социализация ребенка в группе сверстников
  • Развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности

Психолог

Воспитатель 

Специалисты

Родители

Диагностический этап: подготовка и проведение констатирующей и итоговой диагностики.

Информационный этап: Организация индивидуального консультирования для родителей, педагогов и специалистов ДОУ по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с незаурядным интеллектом.

Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми данной категории:

Индивидуальные занятия 1 раз в  неделю;

Развивающие занятия с элементами тренинга;

Организация кружка интеллектуального развития.

Диагностический этап: проведение педагогической диагностики и выделение детей с повышенными интеллектуальными способностями в отдельную группу развития. Информационный этап: консультирование родителей по вопросам воспитания одаренного ребенка в семье. Знакомство с энциклопедиями по различным направлениям деятельности. Посещение библиотек и выставок.

Развивающий этап: использование в воспитательно-образовательном процессе заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей. Создание и постоянное пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе. Создание уголка научно-исследовательской деятельности.

Информационный этап: беседа с родителями по тематике интеллектуальных способностей. Разработка рекомендаций для семьи. Развивающий этап: разработка и внедрение различными специалистами программ, включающих элементы повышенной сложности.

Информационный этап: участие активных родителей в педагогическом процессе.
Развивающий этап: определение одаренного ребенка в специальные кружки и секции, в музыкальные, хореографические и спортивные школы. Обеспечение одаренному ребенку развивающей среды в домашних условиях. Выполнение рекомендаций по развитию специалистов ДОУ.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями

Цель: гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.

Задачи:

  • Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми.
  • Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми.
  • Достижение детьми более высоких результатов.

Психолог

Воспитатель

Инструктор по физической культуре

Родители

Информационный этап: подбор методических материалов и литературы по данной тематике. Консультирование родителей и воспитателей.
Развивающий этап: обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка. Мониторинг динамики физического развития ребенка.

Информационный этап: пропаганда здоровье сберегающего образа жизни среди родителей. Информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.
Развивающий этап: развитие физических качеств в повседневной жизни с учетом рекомендаций руководителя по физическому воспитанию.

Информационный этап: рекомендации по взаимодействию с ребенком. Организационный этап: разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком. Осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов. Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей. Развивающий этап: развитие физических параметров на индивидуальных и групповых занятиях с детьми

Развивающий этап: развитие физических способностей одаренных детей посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций специалистов в домашних условиях.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности

Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью

Задачи:

  • Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка
  • Формирование эстетического вкуса
  • Стимулирование развития творческой деятельности одаренных детей

Психолог

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Родители

Диагностический этап: общая и углубленная психологическая диагностика: уровень притязаний, тревожность, коммуникативные навыки, социальный статус и др. (по запросу родителей). Диагностика педагогов. Анкетирование родителей.
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ. Составление рекомендаций по взаимодействию с музыкально одаренным ребенком для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Развивающий этап: коррекционно-развивающие программы по снятию эмоционального напряжения (обучение релаксации).

Диагностический этап: наблюдение за музыкально одаренным ребенком.
Информационный этап: оформление информационного стенда для родителей по музыкальной одаренности.
Развивающий этап: привлечение родителей к оформлению и постоянному пополнению музыкального уголка в группе (игрушечное пианино, флейта, свисток, разнообразные барабаны, ксилофоны, металлофоны). Пополнение фонотеки, знакомство с деятельностью композиторов на занятиях и в свободной деятельности.

Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения музыкальной одаренности.
Информационный этап: направление родителей на консультации специалистов музыкальной школы или студии. Разработка рекомендаций по сопровождению и развитию музыкально одаренного ребенка.
Развивающий этап: создание развивающей среды: приобретение фонограмм, инструментов и др. Разработка программ работы с подгруппой музыкально одаренных детей, направленной на развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных, обучение азам нотной грамоты, знакомство с деятельностью композиторов, посещение концертов и лекториев и др.

Развивающий этап: развитие музыкальных способностей одаренных детей посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций специалистов в домашних условиях.

  1. Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные артистические способности

Цель: гармонизация и развитие ребенка с артистическим талантом.

Задачи:

  • Создание условий для реализации артистического потенциала ОД.
  • Развитие артистический способностей.
  • Развитие эстетического вкуса.
  • Развитие коммуникативных способностей.

Психолог

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Родители

Диагностический этап: анализ результатов специальной диагностики с целью выявления артистически одаренного ребенка. Психологический мониторинг динамики развития артистических способностей детей.
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам артистически одаренного ребенка.
Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми (развитие эмоциональной сферы и воображения). Проведение коррекционных мероприятий по снятию тревожности и модификации поведения.

Информационный этап: консультации для родителей.
Организационный этап: организация развивающей предметно-пространственной среды (уголок театрально-игровой деятельности).
Развивающий этап: использование в работе с детьми психологических этюдов и психогимнастики.

Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения артистической одаренности. Ведение тетради наблюдения за индивидуальным развитием ребенка.
Организационный этап: организация работы кружка театрально-игровой деятельности и театральных постановок с привлечением артистически одаренных детей на ведущие роли.
Информационный этап: консультации педагогов и родителей. Рекомендации обучения в специализированных школах, студиях и кружках. Развивающий этап: репетиции театральных постановок, развитие сценической речи.

Развивающий этап: участие в работе театрально-художественного кружка, посещение театров и выставок совместно с детьми.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка, имеющего художественные способности

Цель: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности.

Задачи:

  • Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.
  • Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.
  • Формирование осознанного интереса к художественной культуре.
  • Приобщение к национальной и мировой художественной культуре.
  • Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.

Психолог

Воспитатель

Специалисты

Родители

Диагностический этап: наблюдение за ребенком и анализ продуктов его художественной или словесной деятельности.
Информационный этап: консультирование родителей и специалистов. Подбор психологической литературы по художественной одаренности.
Развивающий этап: составление индивидуальных программ развития. Подбор и проведение игр на развитие креативного мышления. Коррекционная работа с одаренными детьми, имеющими проблемы в общении и эмоционально-личностном развитии.


Информационный этап: консультации для родителей с художественными способностями. Развивающий этап: подготовка и проведение дополнительных разно-уровневых занятий для художественно одаренных детей. Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства. Развитие словесного творчества на занятиях.
Организационный этап: сбор, оформление альбомов для дальнейшей публикации или выставок детских произведений словесного или художественного творчества.

Информационный этап: беседа с родителями по тематике художественных способностей. Разработка рекомендаций для семьи. Развивающий этап: разработка и внедрение различными специалистами программ, включающих элементы повышенной сложности.

Развивающий этап: участие в работе художественного или литературного кружка, посещение совместно с детьми художественных выставок и музеев. Участие в организации и проведении выставки детских работ. Использование словесных игр на развитие речевого творчества.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка, имеющего литературные способности

Цель: развитие литературных способностей ребенка в изобразительной деятельности и словесном творчестве.

Задачи:

  • Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.
  • Формирование осознанного интереса к художественной культуре.
  • Приобщение к национальной и мировой художественной культуре
  • Развитие  речи, образного мышления, художественных способностей.

Психолог

Воспитатель

Специалисты

Родители

Диагностический этап: наблюдение за ребенком и анализ продуктов его словесной деятельности.
Информационный этап: консультирование родителей и специалистов. Подбор психологической литературы.
Развивающий этап: составление индивидуальных программ развития. Подбор и проведение игр на развитие креативного мышления. Коррекционная работа с одаренными детьми, имеющими проблемы в общении и эмоционально-личностном развитии.

Информационный этап: консультации для родителей с литературными способностями. Развивающий этап: подготовка и проведение дополнительных разно-уровневых занятий для одаренных детей. Ознакомление детей с произведениями художественной культуры. Развитие словесного творчества на занятиях.
Организационный этап: сбор, оформление альбомов для дальнейшей публикации или выставок детских произведений словесного творчества.

Информационный этап: беседа с родителями по тематике художественных способностей. Разработка рекомендаций для семьи. Развивающий этап: разработка и внедрение различными специалистами программ, включающих элементы повышенной сложности.

Развивающий этап: участие в работе художественного или литературного кружка, посещение совместно с детьми художественных выставок и музеев. Участие в организации и проведении выставки детских работ. Использование словесных игр на развитие речевого творчества.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка"

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка"...

Программа психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных детей

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентаци...

ПЛАН-ПРОГРАММЫ психолого-педагогического сопровождения детей "группы риска"

ПЛАН-ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения по развитию мелкой моторики, внимания, памяти и мышления...

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста

Программапсихолого-педагогического сопровождения одаренных детейдошкольного возраста...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...