Конспект интегрированного занятия "Поющие колокола"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Лебедева Наталья Эдуардовна

Конспект занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legenda_rasskazyvaet.docx118.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида детский сад №8 «Зоряночка»

                                                                                                                                                          «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                                            

                                                                                                           Заведующий МБДОУ д/с №8 «Зоряночка»

                                                                                                                        _________________ Месикова С.Ю.

               «Поющие колокола».

    Конспект интегрированного занятия в

                подготовительной группе.          

http://russia.rutut.ru/content/images/RuTut/dostoprimechatelnosti/moskovskaja-oblast/car-kolokol.jpg

                                                                           

                                                                                   Музыкальный руководитель:

                                                                                   Лебедева Н.Э.                                                                                                      

                                                                                    г. Ессентуки, 2017 год.                                                                                        

Программное содержание: сформировать знания о колоколахпознакомить с историей колоколов и колокольных звонах на Русипознакомить с устройством колокола и особенностями звучания, закрепить знания о стекле, дереве, металле, их свойствах. 

Познакомить с разновидностью колокольчиков. Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: впереди, сзади, слева, справа, сверху, внизу. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Материал и оборудование: презентация «Поющие колокола», деревянные ложкиколокольчики, изделия из стекла, посылка, ноутбук.

Легенда рассказывает, что когда-то давным - давно, ещё в конце 4 века, епископу Ноланскому приснился сон,  в котором он увидел полевые цветы- колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке. С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.

Звучат колокола.

Колокол – это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси(Чтобы созывать народ).

Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание, звоном отмеряли дневные и ночные часы. Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе, и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны). Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон. Поэтому колокола русский народ любил, уважал, ценил, о них складывали загадки.  

Русь издавна славилась искусством  отливки колоколов.  Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго…. Как вы думаете, из чего делали колокола?  Почему колокола не делают из дерева? (Колокол из дерева не был бы таким звонким (предложить поиграть на деревянных ложках).

А может можно сделать колокольчик из стекла? Дети называют недостатки стекла (оно хрупкое, легко бьётся).

Для отливки колоколов нужны красная и зелёная медь, олово. В глубокой яме стоит форма, туда колокольную медь заливают. Верёвки мужики подбирают, колокол со всех сторон цепляют. С трудом поднимают, чтобы не сорвался, не разбился, как дитя малое оберегали.

 Колокола льют сейчас так же, как в старину, по описанию прадедов

Колокол словно живое существо. Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище (юбка). Ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Когда колокол испугал коня царя Ивана Грозного, царь велел отрубить колоколу уши.

Сохранившиеся древние колокола - это самые исторические памятники Православия, письменности, декоративно- прикладного искусства, наконец, литейного мастерства. Их украшали разными изображениями, и каждый мастер отмечал свою фамилию на колоколе.

А какой самый большой колокол(Царь- колокол). Как вы думаете, почему его так назвали? (Он самый большой и тяжёлый). Правильно. Он весит 204 тонн. Царь – колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, Царь - колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями, деревянные леса загорелись, их стали заливать водою. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много трещин и от него отвалился большой кусок. После пожара Царь - колокол пролежал в яме целое столетие. Позже колокол был поднят и установлен на каменный постамент, где он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший кусок колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя-колокола, который никогда не звонил. Стоит Царь- колокол сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России. Этот колокол – великан отлили русские мастера – отец и сын Иван и Михаил Моторины.

 А теперь угадайте, где звенит колокольчик, с какой стороны?

Как вы думаете, отчего зависит звук колокола(От языка, его величины). Правильно. Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Человек, который звонит в колокола, называется звонарём. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоныКолокольный звон- это целая наука.

Слушание колокольных звонов.

 Колокола вешали на высокие колокольни или звонницы. Как вы думаете для чего? (чтобы колокольный звон было слышно далеко).

В далёкие времена колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города. Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя. Когда в городах и деревнях начинались болезни, на всех колокольнях начинали звонить в колокола и болезнь отступала. В наше время учёные подтвердили целебные свойства колокольного звона, он лечит бессонницу и нервные болезни.

Колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры, их вешали под дугу лошадям и веселили душу человека, зимой в дороге своим звоном отпугивали голодных волков, такие колокольчики назывались поддужные. Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои колпаки и своим звоном веселили народ. А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики? (В колокольчик звонили во входную дверь, вешали животным на шею, чтобы они не потерялись, колокольчиками украшают ёлки, в школе приглашает на уроки). -Правильно, вызывали слуг с помощью колокольчика, в деревнях вешали коровам и козам на шею, чтобы они не потерялись, такие колокольчики назывались ботало, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников – о вступлении во взрослую жизнь. Колокола стали символом державы и мощи духа русского народа.

Слышу вас, колокола, над землёю.

Против горя, против зла вы со мною.

Сколько веры и тепла! Сколько силы!

До чего же вам мила Мать – Россия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий. « Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированной непосредственной образоват

Цель: Укрепление физического здоровья детей через интеграцию образовательных областей. Формирование двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. Привитие интереса к физку...

Интегрированное занятие "Колокола"

         Развивать музыкальную культуру; дать детям представление о колокольном звоне как об искусстве; познакомить с различными колокольными звонами; закрепить получен...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...