«Содержание познавательного и речевого развития в разных программах для дошкольного учреждения».
консультация на тему

Сравнительная характеристика по образовательным программам ФГОС ДО.  "От рождение до школы" и "Истоки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика по образовательным программам ФГОС ДО.

«Содержание познавательного и речевого развития в разных программах для дошкольного учреждения».

Направления развития

ПРОГРАММА

«От рождения до школы»

ПРОГРАММА

«Истоки»

Познавательное развитие

Математическое развитие

от 2 до 3 лет

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных

предметов. Учить различать количество предметов (один — много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных

размеров и их обозначению в речи.

Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова,

лицо, руки, ноги, спина).

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Цвет. Формирование умения различать четыре цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий).

Форма. Пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и три объемных тела (куб, шар, призма), три градации величины (большой, поменьше, маленький).

Развивать способность устанавливать тождества и различия однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина), сопоставляя его с образцом, ориентируясь на

слова «форма», «такой», «не такой», «разные».

Группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, цвет,форма) по образцу и словесному указанию.

Проводить игры-занятия с использованием предметов-орудий.

от 3 до 4 лет

Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.). Различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного».

Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины.

Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.

Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.

Сравнения предметов; различения количественных группы предметов и определение их словами (один-много-мало); определения отношений между ними (больше — меньше — поровну) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому.

Знакомит детей с основными цветами и их оттенками.

Знакомить с геометрическими формами и  фигурами.

Учить различать и указывать пространственные направления: спереди, сзади, справа, слева по отношению к себе.

Развивать умений различать пространственные характеристики объектов — протяженности (высоты, ширины); месторасположения частей и деталей (сверху, снизу, над, под и

др.).

от 4 до 5 лет

Количество и счет. Учить считать до 5 (на основе наглядности). Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.

Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь).

Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Учить детей различению и называнию цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый,

синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый) и их светлых и темных оттенков (темно-красный, светло-желтый и т.д.); геометрических фигур: круг, полукруг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и объемных форм: куб, шар, кирпичик, брусок, пластина, призма,

конус, цилиндр.

Учить детей считать до пяти — десяти.

Учить детей различать направления (вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево),

определять положение того или иного предмета в комнате по отношению к себе.

от 5 до 6 лет

Количество и счет. Учить считать до 10. Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.

Дать представление о четырехугольнике.

Развивать у детей геометрическую зоркость: Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений.

Совершенствование умения детей систематизировать (группировать) предметы по 2—3 выделенным признакам: цвету, форме, параметрам величины (высоте, ширине, длине, толщине); выстраивать сериационные ряды из 10 и более предметов с незначительной (до 0,5 см) разницей в величине; вести целостно-расчлененный анализ объектов.

Обучение счету до 10, различению количественного и порядкового счета, определению состава чисел до 5 (включительно) из отдельных единиц и из двух меньших чисел.

Знакомить с понятиями «часть и целое» через организацию практической деятельности

детей.

от 6 до 7 лет

Количество: вводится понятие множество, соотношение между частями и целым множеством; счет до 20, числа до20; деньги.

Величина: счет по заданной мере; продолжить деление на части; измерение объема, веса; знакомство с весами.

Форма: представление об отрезке, прямой.

Ориентировка во времени: длительность времени, часы.

Знакомить с цифрами от 0 до 9; знаками: «=» (равно), «≠» (не равно), «>» (больше), «<»

(меньше).

Предлагать составлять и решать несложные задачи на сложение и вычитание (в пределах 10), пользуясь цифрами и знаками «+», «–», «=»;

Учить измерять длину, ширину, высоту предметов, сравнивать их по весу, определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки; учит считать по заданной мерке.

Помогать овладевать ориентировкой в пространстве (используя планы, схемы).

Подводить к пониманию того, как образуются числа второго десятка; учит определять

предыдущее и последующее к названному числу, определять отношения между числами (равенство, неравенство, больше, меньше).

Учить определять состав чисел до 10 из двух меньших.

Экологическое развитие

от 2 до 3 лет

Знакомить детей с доступными явлениями природы.

Учить узнавать в натуре, на картинках.

Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи и фрукты.

Воспитывать бережное отношение к животным. Учить взаимодействию с природой.

Формировать и развивать знания о  живой природе: растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты и т.д.); животный мир: домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь и т.д.); их детеныши (котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок, и

т.д.); животные — обитатели леса (лиса, заяц, медведь, волк, белка и т.д.); птицы (воробей,

ворона, голубь и т.д.);

О неживой природе: о воде в быту (льется, теплая — холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают и т.д.); о воде в природе (бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд);

О явлениях природы: времена года (зима, лето, весна, осень) и их особенности (зимой

холодно, снег; летом — жарко, светит солнце; весной тают сосульки, бегут ручьи, распускаются листочки; осенью — ветер, холодный дождь, падают желтые листья); погодные явления и отношение к ним людей.

от 3 до 4 лет

Расширять представления детей о растениях и животных.

Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами.

Расширять представления о диких животных.

Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок.

Расширять представления детей о насекомых.

Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты и ягоды.

Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года.

Дать представления о свойствах воды.

Знакомить с правилами поведения в природе.

Научить наблюдать по сезонам.

Развитие представлений об отдельных объектах живой и неживой природы и их свойствах: вода, воздух, песок, глина, камни, земля (почва), дикие и домашние животные, комнатные (декоративные) и дикорастущие растения; о наиболее ярко выраженных сезонных

явлениях.

Способствовать проявлению интереса детей к объектам живой и неживой природы.

Организовывать наблюдения за сезонными изменениями в природе по ряду признаков.

Знакомить с некоторыми правилами поведения в природе.

от 4 до 5 лет

Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся.

Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях.

Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев.

В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня.

Учить детей замечать изменения в природе.

Рассказывать об охране растений и животных.

Сезонное наблюдение.

Организовывать систематические наблюдения за комнатными растениями, декоративными

растениями клумб и дикорастущими растениями участка.

Знакомить детей более подробно с сезонными явлениями, делая акцент на взаимосвязях

природных явлений.

Формировать представления о самых простых природных взаимосвязях (одни животные и

растения обитают в лесу, другие — в озерах, третьи — на лугу); о целостности природы и о

связи человека с ней.

Предупреждать попытки детей пугать птиц, ловить животных, ломать ветки, рвать цветы, бросать мусор на территории детского сада.

от 5 до 6 лет

Учить наблюдать, развивать любознательность.

Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.

Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.

Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Знакомить детей с многообразием родной природы.

Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.

Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Показать взаимодействие живой и неживой природы.

Дать представления о съедобных и несъедобных грибах.

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Формирование у детей элементарных представлений о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Формировать представления о Солнце как источнике тепла и света, необходимых для жизни живых организмов, о том, что вода и воздух необходимы для роста и развития растений, для жизни человека и животных; о разных группах животных (рыбы, насекомые, звери, земноводные и т.п.).

Знакомить детей с современными правилами поведения в природе.

Формировать у детей навыки экологически грамотного поведения, бережного отношения

к окружающему: учит их экономно пользоваться вещами.

от 6 до 7 лет

Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках,

травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения.

Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся.

Развивать интерес к родному краю.

Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.

Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.

Более углубленно знакомит детей с объектами неживой и живой природы.

Организовывать наблюдения детей за поведением животных, учит выделять характерные

особенности их внешнего вида.

Знакомить детей с тем, что Земля — шар, что она вращается вокруг Солнца, а Луна — вокруг Земли, что есть другие планеты.

Знакомить детей с фактами отрицательного и положительного воздействия человека на природу; с природоохранными территориями.

Формировать природоохранные навыки поведения в природных условиях и населенных пунктах, показывая на основе исследовательской деятельности.

Ознакомление с окружающим

от 2 до 3 лет

Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.

Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия.

Формирование первых представлений: о людях, их деятельности; о предметах, их свойствах и функциональном назначении; о природных явлениях; поддержание интереса к ближайшему окружению.

от 3 до 4 лет

Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.

Знакомить с ближайшим окружением.

Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней.

Рассказывать детям о понятных им профессиях.

Развивать в детях гуманные чувства: доброжелательное и бережное отношение ко всему живому;

Знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями.

Формирование знаний о деятельности близких ребенку людей.

от 4 до 5 лет

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.

Расширять знания детей об общественном транспорте.

Формировать первичные представления о школе.

Рассказывать о достопримечательностях родного города (поселка).

 Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.

Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину.

Развитие первоначальных представлений ребенка о себе, окружающих его людях, о труде взрослых.

Развитие представлений об устройстве человеческого жилья (квартиры, дома), о предметах домашнего обихода (мебели, одежде, посуде и т.д.), о материалах, из которых изготовлены предметы, об отдельных транспортных средствах и т.п.

Рассказывать о домашней хозяйственной деятельности взрослых.

Приобщать детей к отдельным традициям празднования Нового года.

Формирование первоначальных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках.

от 5 до 6 лет

Обогащать представления детей о профессиях.

Расширять представления об учебных заведениях.

Продолжать знакомить с культурными явлениями.

Формировать элементарные представления об истории человечества.

Знакомить с трудом людей творческих профессий.

Прививать чувство благодарности к человеку за его труд.

Формировать представления о Российской Федерации.

Воспитывать уважение к защитникам отечества.

Начинать знакомить детей с историческим прошлым Родины.

обсуждает с детьми некоторые важные общественные события, о которых говорят все

вокруг.

Продолжать знакомить детей с отечественной государственной символикой.

Помогать находить причины и следствия событий; сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей.

Знакомить с достопримечательностями родного города, села, России в целом.

Дать детям сведения о нескольких народах, населяющих Россию.

от 6 до 7 лет

Расширять представления об элементах экономики.

Расширять представления о родном крае.

Углублять и уточнять

представления о Родине — России.

Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.

Формировать элементарные представления об эволюции Земли.

Формировать элементарные представления об истории человечества

через знакомство с произведениями искусства.

Расширять представления о Москве — главном городе, столице России.

Знакомить детей с глобусом, показывает, где на глобусе и на карте находятся Россия,

Москва.

Знакомить с достопримечательностями родного города, села, России в целом; народными промыслами, национальной одеждой и кухней народов России.

Помогать прокладывать на карте маршруты для разыгрывания исторических путешествий.

Знакомить детей в самых общих чертах в интересной и доступной для них форме с государственным устройством России, с армией, флотом, авиацией, с работой политиков и общественных деятелей.

Давать детям сведения о нескольких народах, населяющих Россию.

Речевое развитие

Развитие словаря

от 2 до 3 лет

Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.

Обогащать словарь детей:

• существительными, глаголами, прилагательными, наречиями,

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной

речи детей.

Знакомить детей со свойствами и функциями предметов, игрушек в процессе действий с ними, при наблюдениях за происходящим в окружающем мире, рассматривании картинок.

Обогащать словарь названиями профессий людей (врач, шофер, воспитатель), игрушек, посуды, одежды, мебели, названий частей и деталей предметов (рукава и воротник у рубашки; колеса и кузов у машины), растений, домашних животных и их детенышей.

Обогащать словарь глаголами, побуждая детей соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек.

Инициировать непроизвольную речь.

от 3 до 4 лет

Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов.

Учить понимать обобщающие слова.

Учить называть времена суток.

Обогащать словарь ребенка в связи с расширением ориентировки в окружающем (ознакомление с предметами быта, объектами природы, явлениями общественной жизни, в основ-

ном с праздниками).

Пополнять словарь словами, относящимися к разным частям речи (существительными,

глаголами, прилагательными, наречиями), обобщающими словами (игрушки, животные,

овощи).

Активизировать использование антонимов — слов с противоположным значением (большой — маленький, хороший — плохой, далеко — близко) в разных видах детской деятельности.

Активизировать в речи глаголы, использование которых организует синтаксическую

структуру предложения и создает основу для порождения коротких текстов повествовательного характера.

от 4 до 5 лет

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета.

Пополнять словарь словами, относящимися к разным частям речи (существительными,

глаголами, прилагательными, наречиями), обобщающими словами (игрушки, животные,

овощи).

Активизировать использование антонимов — слов с противоположным значением

в разных видах детской деятельности.

Активизировать в речи глаголы, использование которых организует синтаксическую

структуру предложения и создает основу для порождения коротких текстов повествовательного характера.

Поощрять многочисленные детские вопросы о предметах и явлениях, их связях и отношениях, находит на них ответы, рассуждать вместе с детьми.

Подводить к пониманию слов: «звук», «слово», «предложение».

от 5 до 6 лет

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять в подборе существительных к прилагательному.

Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

Обеспечивать количественный рост и качественное совершенствование словаря: понимание и активное использование в речи антонимов,

синонимов.

Активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы; учит употреблять

наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении предметов, действий и их качеств;

подводит к пониманию образных выражений в загадках, пословицах и поговорках;

На основе сравнения функций предметов формировать обобщающие наименования (дикие и домашние животные; столовая и чайная посуда; наземный, водный, воздушный транспорт).

Поддерживать интерес к звучащему слову, проявляющийся в спонтанном словотворчестве, играх со звуками и рифмами, своеобразном экспериментировании со словами.

от 6 до 7 лет

Природоведческого, обществоведческого словаря детей.

Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Расширять словарный запас детей в ходе формирования представлений и знаний об

окружающем.

В повседневном общении и в специальных лексических играх и упражнениях развивать

интерес детей к слову, умение называть существенные признаки, качества, действия точным

метким словом; уточняет и закрепляет понимание и употребление обобщающих наименований (хвойные и лиственные деревья, садовые и лесные ягоды, наземный, водный и воздушный транспорт); антонимов, синонимов.

На конкретных примерах знакомит с разными значениями одного и того же слова (вести дочку, вести разговор, беседу, вести автобус).

Формировать правильное понимание переносного смысла в загадках, пословицах, словосочетаниях («На всякого Егорку есть поговорка» — на все случаи жизни; многозначность слова: «золотые руки» — умелые руки, «золотая осень» — красивая осень).

Воспитание звуковой культуры речи

от 2 до 3 лет

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков.

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой

голоса.

Побуждать говорить внятно, не торопясь, достаточно громко; развивает речевой слух.

Упражняет детей в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме

свистящих, шипящих и сонорных).

Поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном

звуковом сопровождении игровых действий.

Предлагать узнавать персонажи по звукоподражанию.

Учить производить выдох через рот плавно и протяжно (дуновением приводить в движение султанчики, лодочки в воде, шарики из ваты).

от 3 до 4 лет

Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Побуждать говорить достаточно громко, не торопясь, четко произносить слова.

Формировать первое умение вслушиваться в звучание слов.

Учить правильно и четко произносить все гласные звуки, простые согласные и свистящие.

Побуждать правильно пользоваться интонацией при чтении чистоговорок, потешек, коротких стихов; протяжно и плавно производить выдох через рот в игровых упражнениях.

от 4 до 5 лет

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.

Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Особое внимание уделять восприятию речи и ее произносительной стороне, в тесной взаимосвязи с развитием общения.

Способствовать совершенствованию речевого слуха, фонематического восприятия.

Развивать голосовой аппарат, интонационную выразительность речи; побуждать произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание при чтении, скороговорок, потешек, стихов, чистоговорок.

Способствовать совершенствованию дикции (отчетливое произнесение слов и словосочетаний).

от 5 до 6 лет

Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Способствовать совершенствованию слухового восприятия, правильного произношения

звуков, интонационной выразительности речи; звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (называние звуков поочередно).

Подводить к различению смешиваемых звуков на слух (твердые и мягкие согласные,

свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, звуки Л и Р);

Побуждать правильно произносить слова, шутки-чистоговорки, скороговорки, содержащие смешиваемые звуки; укрепляя и развивая артикуляционный и голосовой аппараты: побуждать четко и внятно произносить слова и

фразы (совершенствовать дикцию).

Побуждать произносить слова и предложения в разном темпе, с разной силой голоса,

интонацией.

от 6 до 7 лет

Отрабатывать дикцию.

Совершенствовать фонематический слух.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Упражнять детей в дифференциации звуков на слух и в произношении (твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих, звонких и глухих согласных, звуков Л и Р).

Устранять ошибки звукопроизношения.

Побуждать детей произносить слова согласно нормам литературного языка; укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппараты: учит четко и внятно произносить слова и фразы (совершенствует дикцию).

Развивать речевое дыхание; формировать умение менять силу и высоту голоса, темп речи

в соответствии с конкретными условиями речевого общения; Учить правильно пользоваться

интонационными средствами выразительности.

Формирование грамматического строя речи: усвоение синтаксиса, словоизменения и способов словообразования

от 2 до 3 лет

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги.

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов.

В звукоподражательных играх ориентировать на звуковую сторону слова.

Знакомить детей с пространственными и временными отношениями в окружающем и

побуждать выражать их в речи.

Содействовать изменению слов (по числам, падежам, временам), согласованию их в предложениях разной структуры, образованию уменьшительно-ласкательных наименований, глаголов совершенного и несовершенного вида и др.

от 3 до 4 лет

Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.

Помогать получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами.

Побуждать грамматически правильно изменять новые названия предметов и игрушек,

образовывая отдельные трудные формы слов (лошадок, ленточек, матрешек).

Развивать понимание и употребление предлогов (в, на, за, под).

Побуждать образовывать уменьшительно-ласкательные наименования, использовать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Учить соотносить с игрушками и картинками названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе.

Содействовать построению предложений разной грамматической структуры.

от 4 до 5 лет

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Способствовать использованию детьми сложносочиненных

и сложноподчиненных

предложений, предложений с прямой и косвенной речью.

Упражнять в правильном использовании предлогов (под, около, между).

Активизировать словообразование наименований детенышей животных, предметов посуды и др., обращать внимание на разные способы образования слов.

Приобщать детей к грамматически правильному построению высказываний в связи с обогащением словаря и расширением ситуаций общения.

от 5 до 6 лет

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками.

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Поощрять стремление к грамматической правильности речи; формирует ее в тесной

связи с усвоением способов построения связной речи: структуры рассказа (начало, середина, конец), рассказов описательного характера.

Содействовать освоению трудных случаев словоизменения (именительного и родительного падежа множественного числа существительных, неизменяемых существительных, форм повелительного наклонения глаголов).

Формировать способы образования глаголов (от звукоподражания «ку-ку» — кукует), существительных (лось — лосенок), прилагательных (лес — лесной).

Содействовать активному использованию разных типов предложений — простых (нераспространенных и распространенных) и сложных (сложносочиненных и сложноподчиненных,

с прямой речью).

Учить детей строить предложения разной структуры, корректировать речь в проблемных речевых ситуациях (ситуации «письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает рассказ; в ситуации совместного сочинения, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает; в процессе моделирования структуры предложения в игре «Живые

слова»).

от 6 до 7 лет

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения.

Поддерживать желание говорить правильно, без лишних повторов слов «и», «потом», смешения прямой и косвенной речи и др.

Знакомить с некоторыми грамматическими нормами.

Закреплять умение правильно изменять и согласовывать слова в предложениях, упражнять детей в образовании трудных грамматических форм существительных, глаголов прилагательных.

Учить образовывать одноструктурные существительные, прилагательные, глаголы, однокоренные слова.

Активизировать в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения; в разнообразных

словесных играх и упражнениях побуждает строить предложения разной грамматической структуры (простые, сложно-сочиненные, сложно-подчиненные, с прямой речью и пр.).

Развитие связной (диалогической и монологической) речи

от 2 до 3 лет

Помогать детям отвечать на простейшие и более сложные вопросы.

Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Активное включение ребенка в общение со взрослым всеми доступными (неречевыми

и речевыми) средствами, развитие умения откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться.
 Побуждать к общению на близкие ребенку темы из личного опыта, из жизни близких людей, животных.

Подводит ребенка к внеситуативному диалогу (о том, что сейчас не находится в поле

зрения).

Поощрять интерес ребенка к делам сверстников, желание сопровождать речью свои

действия.

Вовлекать детей в инсценирование, подговаривание слов в сказке.

от 3 до 4 лет

Развивать диалогическую форму речи.

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).

Помогать доброжелательно общаться друг с другом.

Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Налаживать общение с ребенком на разнообразные темы: о событиях из его жизни (что видел с папой в зоопарке, о дне рождения, о покупке новой игрушки и т.п.), об интересующих объектах и явлениях живой и неживой природы (первый снег, появление первоцветов и т.п.).

Стимулировать инициативные высказывания детей, обращения ко взрослому с просьбами

и предложениями (прочитать книгу, подписать рисунок, поиграть).

Побуждать отвечать на вопросы при рассматривании предметов, игрушек, картин, иллюстраций (Как в это играть? Для чего это нужно? Кто здесь нарисован? Что он делает? И т.п.).

Привлекать к драматизации отрывков из знакомых сказок.

от 4 до 5 лет

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Учить детей поддерживать разговор, инициативно высказываться, задавать вопросы

(например, в игре «Угадай-ка»), обобщать в речи свои представления об окружающем

(например, в дружеской беседе «Моя любимая игрушка»), внимательно слушать партнера в

игре и других видах деятельности.

При рассматривании картин, игрушек, предметов поощряет вопросы об интересующем

ребенка явлении, активизировать высказывания и суждения в форме небольшого текста (3—4

предложения) — описания.

Вовлекать детей в инсценирование коротких знакомых сказок («Три медведя», «Как коза избушку построила» и

др.).

от 5 до 6 лет

Развивать умение поддерживать беседу.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Развивать монологическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете.

Обогащать содержание общения детей со взрослыми и сверстниками.

Поддерживать зарождение в недрах диалогического общения новой формы речи — монолога (короткого рассказа), возникающего вследствие желания ребенка поделиться своими мыслями, чувствами, возросшими знаниями об окружающем (интересная встреча в природе, смешное поведение младшего братишки, поездка на дачу и т.п.).

Поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого, учит передавать словесно содержание сказки, рассказа, картинки, впечатлений из личного опыта.

от 6 до 7 лет

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Способствовать налаживанию скоординированного диалогического общения детей со

сверстниками в совместных сюжетно-ролевых, театрализованных, настольно-печатных играх

и деятельности кооперативного типа (коллективный труд, конструирование, рисование).

Развивать диалогическое общение в процессе коллективных бесед, совместного рассказывания,

сочинения.

Ознакомление детей с художественной литературой

от 2 до 3 лет

Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста.

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.

Читать простые русские народные сказки, несложные произведения фольклора (потешки, песенки и др.), стихи, в которых принимают участие знакомые персонажи   и описываются понятные детям явления природы, знакомые

эпизоды, игровые и бытовые ситуации.

Вырабатывать умение слушать чтение вместе с группой сверстников. Стимулирует ребенка повторять отдельные слова и выражения из стихов и сказок, испытывать радость от игр со звуками, словами, рифмами.

Учить следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с

наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия), а затем без него; активно выражать свои впечатления, отвечать на элементарные вопросы: кто это? Что он делает? А это что?

Побуждает самостоятельно рассматривать книги, узнавать героев литературных произведений.

от 3 до 4 лет

Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения.

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на литературные и фольклорные произведения и интерес к ним.

Учить слушать вместе с группой сверстников выразительное чтение или рассказывание

взрослого.

Учить детей следить за развитием действия в коротких стихотворениях.

Помогать детям узнавать героев произведений и их действия при многократном чтении

и рассказывании, драматизации, в иллюстрациях знакомых и незнакомых книг, в игрушках.

Создавать игровые ситуации, в которых дети вступают в ролевой диалог, отвечают на простые вопросы по содержанию произведений.

Поддерживать стремление детей повторять ритмически организованные строки и воспроизводить небольшие стихотворения.

от 4 до 5 лет

Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.

Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.

Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Развивать у детей способность слушать литературные и фольклорные произведения

различных жанров и тематики (сказку, рассказ, стихотворение); эмоционально реагировать

на их содержание.

Использовать чтение книг как источник расширения и культурного обогащения мира ребенка представлениями о близком и далеком, о сказочных героях и их характерах, о реалистических событиях, поступках взрослых и детей.

Учить детей следить за развитием действия в произведении.

знакомит детей, как с отдельными произведениями, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями.

от 5 до 6 лет

Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Воспитывать чуткость к художественному слову.

Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

Продолжать знакомить с книгами.

Приобщать детей к чтению, ежедневно читая книги, делая это привычным элементом жизни детей в детском саду; расширять пространство звучания и употребления литературного языка; формировать у детей запас литературных впечатлений;

Развивать индивидуальные литературные предпочтения и художественный вкус, отношение к книге как к предмету эстетической культуры, практикует чтение с продолжением, что позволяет детям встречаться со знакомыми героями, вспоминать, прогнозировать, досочинять происходящие с ними события.

В процессе чтения расширять представления детей о природе, праздничных датах, современных событиях, мире людей, типах взаимоотношений между ними, обогащая понятия доброты, дружбы, любви, честности, хитрости, жадности и другие ценностные представления, подбирать произведения, по-разному рассказывающие о сходных событиях.

Формировать динамичные представления о развитии и изменении художественного образа, его многогранности и многосвязности; помогать осмысливать литературные образы через различные виды их активного проживания.

Развивать чуткость к красоте и выразительности русского языка (эпитетам, описаниям, образным словам).

Учить эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаических текстов и читать наизусть короткие стихотворения, участвовать в драматизации известных произведений.

Создавать условия для проявления детского словотворчества, элементарного сочинительства.

Развивать чувство юмора.

от 6 до 7 лет

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями,

загадками, считалками, скороговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

Развивать у детей чувство юмора.

Обращать внимание детей на выразительные средства.

Поддерживать заинтересованное отношение детей к чтению, ожидание приятного переживания.

Ежедневно читать детям, используя для этого различные режимные моменты; погружать детей в стихию грамотного литературного языка, обогащать словарный запас; обращать внимание детей на образное и переносное значения слов.

Подбирать книги, которые соответствуют интересам детей группы, темам, которые они обсуждают между собой, которые могут послужить источником для развития игровой и продуктивной деятельности.

Развивать благодаря чтению представления детей о мире, в котором они живут, об отношениях между людьми, о личностных и речевых характеристиках героев.

Вводить в круг детского чтения издания познавательного, энциклопедического характера; подбирает материалы, в которых раскрывается родная культура, благодаря которым можно познакомиться с местными и общероссийскими традициями, узнать о деятельности взрослых и жизни детей в разных частях света.

Читать «толстые» книги, чтобы дети изо дня в день следили за развитием событий в истории; проектировать продолжительную познавательную, художественную и игровую активность детей, связанную с содержанием книги.

Организовать обсуждение прослушанного так, чтобы дети демонстрировали понимание

прочитанного, придумывали свои версии происходящего.

Развивая предпосылки смыслового чтения, учить осмысленно передавать содержание различных текстов.

Развивать выразительную литературную речь, приобщать к словесному искусству,

Разучивать с детьми стихотворения, учитывать возможности и интересы каждого ребенка.

Пересказывать доступные детям газетные и журнальные статьи на актуальные темы;

знакомит с периодической печатью (журналы для детей).

Продолжает развивать отношение к книге как к предмету эстетической культуры.

Подготовка детей к обучению грамоте

от 6 до 7 лет

Выделен раздел.

Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.

Учить составлять слова из слогов (устно).

Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Под «обучением второму языку» в дошкольной образовательной организации понимаются разные случаи. Во-первых, это обучение русскому языку как государственному детей

— представителей языковых меньшинств и детей из семей мигрантов. Во-вторых, это обучение детей языкам титульных наций и наследственным языкам компактно проживающих коренных народов Российской Федерации. В-третьих, это раннее обучение иностранным языкам. В-четвертых, это сохранение родных языков в ситуации двуязычия, когда и русский, и родной языки развиваются на одинаковом уровне.

Воспитание интереса и уважения к культуре, традициям, обычаям и нравам людей, говорящих на другом языке, формирование навыков разумного и обоснованного поведения при взаимодействии языков и культур, развитие навыков социальной межкультурной коммуникации.

Овладение детьми первичной коммуникацией на другом языке, формирование элементарных навыков общения, достижения коммуникативных целей при ограниченном владении вторым языком, приобретение первоначальных навыков устной речи на втором языке.

Содействие приобретению детьми лингвистических знаний (в области фонетического, словесного, идиоматического, системного, частично морфологического и синтаксического строения иноязычной речи). Развитие металингвистических способностей детей (привычки анализировать свою речь, осмыслять ее состав).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию в старшем ( 6 - 7лет) дошкольном возрасте на тему: «Мы – друзья природы»

Конспект интегрированного занятия  по познавательному  и  речевому развитию в старшем ( 6 - 7лет) дошкольном возрасте на тему: «Мы – друзья природы» Цель: систематизировать представлени...

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Речевое развитие» адаптированной образовательной программы дошкольного образования ( на начало 2016- 2017 учебного год

Аналитическая справкапо итогам  мониторингадостижения детьми планируемых результатов освоения содержания   образовательной области  «Речевое развитие» адаптированной  образова...

«Преемственность со школой в содержании обучения и воспитания по познавательному и речевому развитию детей. «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».

Главным в работе любого педагога дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное разв...

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Речевое развитие» адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Аналитическая справкапо итогам  мониторингадостижения детьми планируемых результатов освоения содержания   образовательной области  «Речевое развитие» адаптирован...

«Проблемы речевого развития в современной практике работы дошкольных учреждений»

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важн...

Педагогическая программа «От слова к слову» по развитию связной речи детей дошкольного возраста по средствам мнемотехники, дополняющая содержание образовательной области «Речевое развитие»

Предлагаю вашему вниманию программу  по развитию связной речи детей дошкольного возраста по средствам мнемотехники. Программа поможет дошкольникам научиться быстро заучивать стихотворения, запоми...

Использование учителем-логопедом ИКТ в системе речевого развития детей с ОВЗ рамках дошкольного учреждения

На сегодняшний день использование компьютерных технологий в работе с детьми - это важный аспект работы любого педагога. В настоящей методической разработке представлен опыт работы учителя-логопеда по ...