Практические вопросы использования интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал по рисованию (подготовительная группа) по теме

Представленные образовательные мероприятия включают задания открытого (а также, дивергентного) типа, которые направлены на главные области образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте: развитие творческого мышления, сотрудничество детей в процессе решения творческих задач, активное использование цифрового оборудования самими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

Практические вопросы использования интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста 

Методическая разработка

Исполнитель:

Котова Ирина Сергеевна

г. Ярославль

2017

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Анализ практики использования интерактивного оборудования (на основе публикаций педагогов–практиков)………………………….…………...............6

2. Образовательные мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста  

с использованием интерактивного оборудования……………………………..9

Заключение……………………………………………………………………...22

Список литературы……………….……………………………………………24

Введение

     Век научно–технического прогресса предъявляет новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Тесная взаимозависимость системы образования и информационных коммуникационных технологий (далее – ИКТ) проявляется в новых подходах, технологиях к воспитанию и обучению подрастающего поколения, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Всё шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.

     Наиболее интересным и неоднозначным является вопрос использования  ИКТ, в том числе интерактивного оборудования в  работе с детьми дошкольного возраста. С одной стороны, дети с рождения попадают в информационную среду, насыщенную ИКТ инструментами. Ребёнок, осваивая окружающий мир, параллельно осваивает информационные технологии, средства и оборудование, зачастую даже раньше, чем приходит в дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ). С другой стороны, в педагогической теории и практике  в настоящее время отсутствует целостный взгляд на использование этих инструментов педагогами детских садов. На это указывают как отечественные, так и зарубежные исследователи.  

     «Дети подвергаются как позитивному, так и негативному воздействию цифровых технологий. Соответственно в дошкольном образовании нельзя игнорировать ни одну из этих сторон. Необходимо найти такие механизмы использования информационных технологий, которые позволят достичь образовательных целей наиболее эффективным, естественным и творческим способом, когда их применение является обоснованным» [6, с. 19].

     Международные исследователи, изучающие распространение ИКТ в дошкольное образование, описывают в своих трудах различные факторы и последствия воздействия новых технологий на жизнь детей младшего возраста. Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (далее – ИИТО) на основе этих исследований в целом сделаны следующие выводы:

  • новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей;
  • новые ИКТ в разной степени доступны детям младшего возраста;
  • родители порой не осознают, в какой степени их дети уже живут в мире ИКТ и какого сорта материал доходит до них через ИКТ;
  • возможности родителей обеспечить своим детям необходимый для их развития контекст и оказывать им поддержку не одинаковы;
  • многие дети дома имеют гораздо больший доступ к новым ИКТ, чем в образовательных учреждениях;
  • педагоги зачастую недостаточно осведомлены в вопросах ИКТ и неуверенно пользуются ими;
  • уровень обеспечения дошкольной образовательной организации инструментами ИКТ различен и зачастую весьма низок;
  • общение родителей и педагогов по вопросам использования ИКТ детьми чаще всего отсутствует [6, с. 19].

     Процесс интеграции ИКТ в работу с детьми дошкольного возраста сопровождается рядом вопросов:

  • действительно ли необходимо применение ИКТ в дошкольном образовании и с какого возраста детей начинать эту работу?
  • какие аспекты безопасности необходимо соблюдать?
  • какие современные технические средства наиболее эффективны в работе с детьми дошкольного возраста?
  • какими компетентностями должен обладать педагог для успешного внедрения ИКТ в дошкольное образование [10, с. 4]?

     Анализ теоретических исследований и практики внедрения ИКТ в дошкольные образовательные учреждения позволяет выделить ряд проблем:

  • недостаточная техническая оснащённость дошкольных учреждений;
  • недостаточный уровень ИКТ–компетентности педагогов;
  • отсутствие методических пособий по использованию интерактивных технологий;
  • наличие широкого спектра компьютерных программ и других электронных ресурсов при отсутствии экспертизы данных продуктов и единых требований к ним;
  • организация пространства применения ИКТ в условиях ограниченных площадей детских садов;
  • неоднозначная позиция как педагогов, так и родителей относительно пользы и рисков использования ИКТ с детьми дошкольного возраста.

     В методической разработке рассматривается вопрос – как использовать интерактивное оборудование для поддержки и обогащения образовательного процесса в ДОУ с учётом особенностей дошкольного возраста? Теоретической основой являются работы зарубежных и отечественных исследователей, которые рассматривали различные стороны использования ИКТ в дошкольном образовании: И. Калаш, Т. С. Комарова, С. Л. Новосёлова, Г. П. Петку, А. Ю. Коркина, Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова, М. Н. Солоневичева, О. А. Карабанова.

     Цель методической разработки: разработать образовательные мероприятия  с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современного интерактивного оборудования.

     Задачи:

  1. Проанализировать практику использования интерактивного оборудования (на основе публикаций педагогов–практиков).
  2. Разработать образовательные мероприятия  с детьми старшего дошкольного возраста с использованием интерактивного оборудования.

1. Анализ практики использования интерактивного оборудования (на основе публикаций педагогов–практиков)

     Анализ публикаций позволяет судить, что в настоящее время в области применения интерактивного оборудования в дошкольных образовательных учреждениях очень мало систематических исследований и широких наблюдений. В большинстве своём возможности интерактивного оборудования представлены в описании конкретного опыта его использования педагогами детских садов в периодических педагогических изданиях и научно–методических сборниках (см. Приложение 1).

     В практике отечественных дошкольных организаций в настоящее время интерактивное оборудование используется педагогами прежде всего в познавательном, художественно–эстетическом и речевом развитии детей дошкольного возраста [Васильева, Ахметжанова, Ерыкова, Никитина, Куадже, Серых].

     Интерактивное оборудование также нашло широкое применение в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, что отмечается как зарубежными, так и отечественными авторами. Чаще всего в публикациях описывается опыт использования интерактивного оборудования в логопедической работе с детьми [Афонина, Ерыкова, Сухонина, Фатихова].

     Из всех интерактивных средств наибольшее распространение в дошкольных образовательных учреждениях получила интерактивная доска. Однако имеется опыт использования и другого интерактивного (в том числе и цифрового) оборудования. В настоящее время в детских садах получает распространение практика совместной деятельности по созданию мультфильмов с использованием цифровой видеокамеры или фотоаппарата [ЗубковаСтепанова]. Гораздо более редкими являются описания образовательной деятельности с использованием, например, интерактивного стола или интерактивной системы голосования [Сухонина, Афонина, Ахметжанова, Куликова].

     Следует отметить, что компетентность педагогов в области применения ИКТ помогает им создавать свои образовательные ресурсы и широко использовать их в своей педагогической деятельности. Но вдохновляясь и увлекаясь созданием развивающих ресурсов, педагоги разрабатывают ресурсы закрытого типа (тренажёрные), которые направлены на решение достаточно узких дидактических задач (выбор правильного ответа на вопрос классификации предметов, соединение подходящих фигур и т.д.).

     В практике отечественных дошкольных организаций также имеется опыт использования интерактивного оборудования в различных направлениях развития детей на сайте Mimio в России (http://www.mimio–edu.ru). На сайте систематизирован опыт реализации в дошкольных организациях Санкт–Петербурга проектов, разработанных с помощью интерактивных технологий, по следующим областям: познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, здоровье, музыка, безопасность, труд, коррекционная педагогика.

     Примеры из практики интеграции интерактивного оборудования в дошкольных организациях разных стран (Бразилии, Чили, Чешской Республики, Кипра, Венгрии, Норвегии, Португалии, Словакии и Российской Федерации) собраны в исследовании Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании [Калаш И.]. Они отражают многообразную деятельность педагогов, указывают на существующие тенденции и помогают оценить потенциал ИКТ в дошкольном образовании, иллюстрируя многообразие подходов, процедур и видов деятельности.

     Так, например, в исследовании представлен опыт использования цифровых средств для совместного сочинительства и создания детьми интерактивных сборников рассказов, для создания анимационных фильмов, в проектной деятельности.

     Международная практика интеграции интерактивного оборудования в дошкольных организациях показывает возможности его использования в познавательном, творческом развитии, в развитии общения и сотрудничества, мышления детей.

     Представляет интерес, описанный в международном исследовании, опыт использования ИКТ на открытом воздухе, что, по мнению авторов, обеспечивает детям мотивацию и новые интересные способы познавательной активности. В данном случае речь идёт прежде всего о применении вне помещений ДОУ цифровых фото– и видеокамеры, однако указывается на возможность использования и других технологий (дистанционное управление и программируемые игрушки; CD– и MP3–плееры; микрофоны и звукозаписывающие устройства).

     Многие авторы отмечают, что в процессе интеграции интерактивного оборудования в образовательный процесс находятся на этапе обобщения имеющегося опыта и ставят перед собой задачу создания единого банка проектов с использованием интерактивного оборудования.

     Следует отметить, весь опыт использования, представленный в публикациях, ориентирован на детей, прежде всего, старшего дошкольного возраста.

     Таким образом, анализ современной международной и отечественной практики демонстрирует широкие перспективы использования интерактивного оборудования как инструмента обогащения детской деятельности и его интеграции в образовательную среду дошкольной организации.

2. Образовательные мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием интерактивного оборудования

     Возможности и функции интерактивного оборудования в работе с детьми старшего дошкольного возраста могут обогатить игровую деятельность, помочь организовать познавательно–исследовательскую деятельность, стимулировать творческую активность при выполнении открытых заданий, решения задач, которые поставил сам ребёнок при участии педагога. Исследователи института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании выделяют роль цифрового и интерактивного оборудования для развития творческих способностей, как ведущей функции познания мира.

Использование интерактивной доски

     Развитие творческих способностей детей с использованием интерактивной доски выбрано мною не случайно и основано на особых возможностях и функциях этого средства обучения:

  •  возможна коллективная творческая деятельность дошкольников,
  •  интерактивная деятельность дошкольников с объектами творческих задач,
  •  в условиях интерактивной доски возможна проблемность и наглядность изложения творческих задач,
  •  яркость и привлекательность объектов творческих задач для детей дошкольного возраста.

     Данные возможности интерактивной доски были задействованы мною в процессе разработки творческих задач, которые стали составной частью интерактивной творческой мастерской, объединённой общей темой – «В мире чудес с Плутошей».

Цикл занятий с детьми старшего дошкольного возраста:

Интерактивная творческая мастерская

«В мире чудес с Плутошей»

     Цель: развитие  творческих способностей детей: продуктивности, оригинальности и гибкости мышления через решение творческих задач.

     Задачи:

  •  развивать творческое мышление детей, способности к свободному фантазированию и творчеству;
  •  развивать коммуникативную компетентность дошкольника в процессе коллективной творческой работы;
  •  развивать умение ясно и логично излагать свои мысли и идеи окружающим, обосновывать свои мысли и высказывания;
  •  развивать навыки работы в интерактивных средах, умение творчески моделировать объекты, изменять их свойства для решения дивергентных задач.

     Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие.

     Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно–исследовательская, изобразительная, двигательная.

     Мотивация: проблемно–игровая.

     Материал и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, программное обеспечение ActivInspire (Версия 1.6) для создания флипчарта, флипчарт «В мире чудес с Плутошей», бумажные распечатки творческих задач, цветные карандаши, цветные восковые мелки, игрушка «Солнышко», шарик, на котором написано «Здравствуйте».

     Планируемые результаты:

  •  развитие продуктивности мышления (способность вырабатывать максимально большое количество идей в ответ на проблемную ситуацию);
  •  развитие оригинальности мышления (способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных);
  •  развитие гибкости мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать необычные ассоциативные связи).

     Задачи, которые предлагаются детям в творческой мастерской, в большинстве своём, относятся к типу дивергентных задач, то есть задач, имеющих не один, а много правильных ответов. Задачи объединены общим сюжетом, где главный герой творческой мастерской необычный малыш Плутоша, вылупившийся из яйца, путешествует по сказочной планете, попадает в разные «проблемные» ситуации, а дети становятся его «добрыми помощниками», друзьями по общей игре.

Занятие: «Знакомство с Плутошей и его друзьями»

     Содержание занятия:

  1. Создание мотивационного поля (организационный момент):
  1. Приветствие.

     В зал влетает воздушный шарик, на котором написано слово «Здравствуйте».

     «Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик, но на нём что–то написано. Это слово, которое звучит чаще всего.

     У меня работы много,

     Целый день меня зовут,

     Лишь знакомого ты встретишь,

     Я уж снова тут как тут.

     Чтоб здоровья пожелать,

     Нужно … сказать! (здравствуйте)

     Вот мы и поздоровались».

  1. Введение в игровую ситуацию. Знакомство с основным персонажем мастерской.

     Содержание деятельности: знакомство с Плутошей, игровая деятельность детей с объектом.

     Формулировка творческой задачи: «Однажды на планете Плутон родился необычный малыш, вылупившись из яйца. Познакомтесь, это – Плутоша. Трогательный, добрый, открытый малыш Плутоша очень любит придумывать, фантазировать и играть. Совсем как вы. Поиграйте с ним, он может прыгать, становиться большим или маленьким, и даже вставать на голову, вот такой он фантазёр!»

     Технология выполнения задания:

     Освоение возможностей объекта в игровой деятельности – увеличение, уменьшение, переворачивание, перемещение объекта при помощи технологии «drag–and–drop».

     Дети по–очереди «играют» стилусом (руками) с объектом, осваивая навыки технологии «перетаскивания», навыки работы с интерактивной доской.

     Методическая ценность задания:

     Игровая деятельность с объектом позволяет быстро освоить навыки работы с интерактивной доской, повышает мотивационную составляющую выполнения задания, развивает способность детей к свободному фантазированию.

  1. Основная деятельность – выполнение творческих задач:

     Содержание деятельности: рисование.

     Формулировка творческой задачи: «Плутоша родился на планете, которая оказалась необитаемой. Ребята, поможем ему? Давайте построим для Плутоши Планету Чудес».

     Технология выполнения задания:

     Рисование маркером, выбор цвета линий, перемещение объектов.

     Работа малыми группами детей (по 3 человека): коллективное творчество детей у доски, представление и защита «малого проекта» Планеты Чудес.

     Методическая ценность задания:

     Творческая задача направлена на развитие продуктивности и оригинальности мышления детей. В процессе коллективного творчества развивается коммуникативная компетентность дошкольника, умение согласованно работать в группе, открыто высказывать свои идеи.

     Содержание деятельности: конструирование, рисование.

     Формулировка творческой задачи: «Мы построили для Плутоши Планету Чудес. Благодаря чудесному превращению, на планете появились необычные обитатели. Давайте назовём их, а также придумаем новых жителей планеты и назовём их».

     Технология выполнения задания:

     Рисование маркером, выбор цвета линий, перемещение объектов.

     Работа малыми группами детей (по 3 человека): коллективное творчество детей у доски, представление своего обитателя планеты.

     Методическая ценность задания:

     В процессе коллективного обсуждения создания фантастических обитателей планеты у детей развивается способность продуцировать оригинальные идеи, коммуникативная компетентность дошкольника, умение согласованно работать в группе.

     Содержание деятельности: группировка, рисование.

     Формулировка творческой задачи: «Плутоша очень добрый малыш, найдите его друзей и попробуйте нарисовать для него нового друга. Подумайте, в какие игры Плутоша любит играть со своими друзьями».

     Технология выполнения задания:

     Перемещение объектов, рисование маркером, выбор цвета линий.

     При выполнении группировки дети по–очереди подходят к доске и выбирают по одному другу для Плутоши. При создании и представлении «нового друга» дети работают малыми группами (по 3 человека) у доски.

     Методическая ценность задания:

     Задание, помимо творческой составляющей по созданию «нового друга», направлено на развитие эмоциональной сферы дошкольника, её коммуникативной составляющей, связанной с понятиями «друг», «дружба». В процессе коллективного обсуждения о значении этих понятий в жизни человека мы создаём у ребёнка положительный образ «друга» и объясняем важность друга для каждого человека.

     Содержание деятельности: группировка.

     Формулировка творческой задачи: «Маленький дружок Плутоши, Геля, бывает в разном настроении – хорошем (жёлтом) или не очень хорошем (тёмно–фиолетовом). Догадайтесь, в каком настроении Геля и поместите его под нужное облачко».

     Технология выполнения задания:

     Перемещение объектов.

     Дети по – очереди подходят к доске и перемещают по одному объекту.

     Методическая ценность задания:

     Задание представляет собой своеобразный эмоциональный букварь и направлено на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

  1. Подведение итогов, рефлексия:
  1. Итог.

     «Плутоша пошёл играть со своими друзьями и знакомится с новыми чудесами вокруг себя. Ребята, вам понравился Плутоша? А его друзья? Вы бы хотели жить на Планете Чудес? А какие чудеса будут происходить на вашей Планете Чудес?» Ответы детей.

  1. Рефлексия.

     «А сейчас нарисуйте каждый свою Планету Чудес и её жителей. Вечером покажите своим родителям рисунок и расскажите о путешествии с Плутошей».

     Звучит спокойная музыка, дети рисуют.

Занятие: «В гостях у Плутоши»

     Содержание занятия:

  1. Создание мотивационного поля (организационный момент):
  1. Приветствие.

     Дети встают в круг, взявшись за руки.

     «Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и ему очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково. Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

     Ходит солнышко по кругу

     Дарит деточкам свой свет.

     А со светом к нам приходит

     Дружба – солнечный привет».    

  1. Введение в игровую ситуацию.

     Содержание деятельности: рисование.

     Формулировка творческой задачи: «У Плутоши есть волшебные очки. Посмотрите на картинку сквозь волшебные очки и нарисуйте получившийся предмет».

     Технология выполнения задания:

     Рисование маркером, выбор цвета линий.

     Три ребёнка выполняют задание у доски, остальные – выполняют задание в бумажном варианте.

     Методическая ценность задания:

     Задание направлено на развитие воображения, продуктивности, оригинальности и гибкости мышления ребёнка. 

  1. Основная деятельность – выполнение творческих задач:

     Содержание деятельности: группировка.

     Формулировка творческой задачи: «По вечерам Плутоша любит смотреть на звёзды, которые соединяются в созвездия. Попробуйте придумать и назвать своё созвездие».

     Технология выполнения задания:

     Перемещение множества объектов для создания единого образа.

     Возможна работа малыми группами детей (по 3 человека): коллективное творчество детей у доски, представление своего «Созвездия».

     Методическая ценность задания:

     Задание позволяет создавать единый образ из множества объектов в процессе групповой деятельности детей, направлено на развитие оригинальности и продуктивности мышления ребёнка.

     Содержание деятельности: рисование.

     Формулировка творческой задачи: «Больше всего Плутоша любит волшебство, попробуйте превратить кружок …, а во что придумайте сами».

     Технология выполнения задания:

     Рисование маркером, выбор цвета линий.

     Работа малыми группами детей (по 3 человека) у доски.

     Методическая ценность задания: 

     Задание позволяет создавать новые образы на основе круга, направлено на развитие оригинальности и продуктивности мышления ребёнка.

     Содержание деятельности: сортировка.

     Формулировка творческой задачи: «Плутоша собирается к нам в гости. Что ему необходимо взять с собой на планету Земля?»

     Технология выполнения задания:

     Перемещение объектов.

     Дети по–очереди «помещают» необходимые для путешествия вещи в рюкзак, обосновывая свой выбор.

     Методическая ценность задания:

     В процессе обсуждения дети выдвигают свои предположения, относительно «пользы» того или иного предмета, обосновывают свой выбор. Таким образом, развивается коммуникативно–языковая компетентность дошкольника, умение работать в проблемной ситуации.

     Содержание деятельности: рисование.

     Формулировка творческой задачи: «Какое средство передвижения вы придумаете для Плутоши?»

     Технология выполнения задания:

     Рисование маркером, выбор цвета линий, перемещение объектов.

     Работа малыми группами детей (по 3 человека): коллективное творчество детей у доски, представление своего транспортного средства и обоснование.

     Методическая ценность задания:

     В процессе коллективного творчества дети учатся согласовывать свои действия с другими детьми, выдвигают свои идеи относительно возможностей транспортного средства, обосновывают свой выбор. Таким образом, развивается коммуникативно–языковая компетентность дошкольника, умение работать в проблемной ситуации.

  1.  Подведение итогов, рефлексия:
  1. Итог.

     «Плутоша отправился в путь и скоро приедет к нам в гости! Ребята, вам понравилось наше путешествие по Планете Чудес? Что вам понравилось или запомнилось больше всего? Расскажите, какое задание было самым трудным и самым лёгким?» Ответы детей.

  1. Рефлексия.

     «Ну, что ж раз вам сегодня всё понравилось, и было интересно, нарисуйте Плутошу. Я подарю его другим детям и расскажу о нашем сегодняшнем необычном дне, и о том, какие вы умные и добрые дети».

     Звучит спокойная музыка, дети рисуют.

Использование интерактивной доски и документ–камеры

     Для развития творческих способностей дошкольников также хорошо подходит документ–камера. Возможности интерактивной доски и документ–камеры были задействованы мною в образовательном мероприятии по созданию коллективной работы детей «Раскраска в подарок для детей младшей группы».

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста:

Создание коллективной работы детей

«Раскраска в подарок для детей младшей группы»

     Цель: развитие  творческих способностей детей: продуктивности, оригинальности и гибкости мышления через решение творческих задач.

     Задачи:

  •  формировать умение детей строить композиционные отношения, упражнять детей в рисовании;
  •  закреплять элементарные навыки работы с интерактивной доской и документ–камерой;
  •  развивать логическое мышление, творческое мышление детей, способности к свободному фантазированию и творчеству;
  •  развивать умение выслушивать ответы товарищей, умение ясно и логично излагать свои мысли и идеи окружающим, обосновывать свои мысли и высказывания;
  •  воспитывать интерес к оформительскому искусству;
  •  воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помогать.

     Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие.

     Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно–исследовательская, изобразительная.

     Мотивация: проблемно–игровая.

     Материал и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, документ–камера, микрофон, принтер, аудиозапись произведений Моцарта, лист бумаги А4 с изображением круга (а также, квадрата, овала, треугольника).

     Планируемые результаты:

  •  развитие продуктивности, оригинальности и гибкости мышления;
  •  развитие логического мышления;
  •  развитие коммуникативной компетентности дошкольников;
  •  развитие речевой компетентности дошкольников.

     Содержание занятия:

  1. Создание мотивационного поля (организационный момент):
  1. Приветствие (эмоциональный настрой).

     В зал входят дети, их встречает мастер и приглашает в импровизированную мастерскую.

     «Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а у нас в зале светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и радостно. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!»

  1. Создание мотивации (введение в проблемно–игровую ситуацию).

     «Ребята, я хотела подарить детям из младшей группы раскраску, а когда открыла её – обнаружила, что художники забыли дорисовать картинки и нарисовали только картинки, на которых по одной геометрической фигуре. Что теперь делать? Как такую раскраску дарить малышам? Вы можете помочь?» Ответы детей.

  1. Основная деятельность:
  1. Создание макета (работа с интерактивной доской и документ–камерой).

     Содержание деятельности: конструирование, рисование.

     Формулировка задания: «Вы сегодня будете компьютерными художниками. Приглашаю вас в творческую мастерскую. Художники забыли дорисовать картинки и нарисовали только картинки, на которых по одной геометрической фигуре. Давайте пофантазируем. С помощью инструментов доски дорисуйте изображение».

     Технология выполнения задания:

     Рисование маркером (пером), выбор цвета линий, создание и перемещение фигур.

     Лист с изображением круга, треугольника, квадрата, овала поочерёдно помещается под документ–камеру, изображение выводится на доску. Работа малыми группами детей (по 2–3 человека) у доски. Ребята стилусом дорисовывают изображение, комментируют работу (коллективное творчество детей у доски), сохраняют полученное изображение на компьютер и распечатывают его.

     Методическая ценность задания:

     Задание направлено на развитие продуктивности и оригинальности мышления детей. В процессе коллективного творчества развивается коммуникативная, речевая компетентность дошкольника, умение согласованно работать в группе, открыто высказывать свои идеи.

     «Молодцы! Вы очень талантливые и творческие ребята. Скажите, пожалуйста, зачем нужны раскраски?» Ответы детей.

     Содержание деятельности: конструирование, рисование.

     Формулировка задания: «А сейчас каждая группа ребят будет создавать свой образ, продолжая рисунок предыдущей группы ребят, так чтобы получилась интересная иллюстрация. Если вы будете работать дружно, то у вас всё получится».

     Технология выполнения задания:

     Рисование маркером (пером), выбор цвета линий, создание и перемещение фигур.

     Распечатанные листы с первого задания по одному по очереди помещаются под документ–камеру, изображение выводится на доску. Работа малыми группами детей (по 2–3 человека) у доски. Ребята стилусом дорисовывают изображение предыдущей группы ребят, комментируют работу (коллективное творчество детей у доски), сохраняют полученное изображение на компьютер и распечатывают его.

     Методическая ценность задания:

     Задание направлено на развитие воображения, продуктивности, оригинальности и гибкости мышления ребёнка, коммуникативной, речевой компетентности дошкольника, умения согласованно работать в группе, открыто высказывать свои идеи.

  1. Составление, озвучивание и просмотр фильма (работа с интерактивной доской и документ–камерой).

     Содержание деятельности: составление, озвучивание и просмотр фильма.

     Дети садятся на стульчики.

     Формулировка задания: «Скажите, ребята, можем ли мы оживить персонажей, которых вы изобразили в раскраске? Как мы это можем сделать?»

     Ответы детей.

     «Давайте попробуем придумать с этими персонажами историю, распределить роли и озвучить».

     Технология выполнения задания:

     Под документ–камерой выкладываются все рисунки, созданные детьми во втором задании. Дети при помощи взрослого придумывают историю и слова, распределяют роли. При помощи микрофона дети озвучивают фильм и сохраняют запись на компьютер.

     Методическая ценность задания:

     Задание стимулирует творческую активность детей, раскрепощает их мышление, формирует умение передавать особенности характера персонажей с помощью интонационно–образной речи. Коллективное творчество способствует развитию коммуникативной, речевой компетентности дошкольника.

     Просмотр фильма.

  1. Подведение итогов, рефлексия:
  1. Итог.

     «Как вы думаете, понравится раскраска малышам? Чем она вам нравится? Как вы создавали раскраску?» Ответы детей. 

  1. Рефлексия.

     «Молодцы! Ребята, вы делали всё, как настоящие художники. Давайте вместе подарим малышам нашу раскраску и покажем фильм».

 

Заключение

     Изучив работы отечественных и международных исследователей, в том числе результаты исследований ЮНЕСКО, которые рассматривали различные стороны использования ИКТ в дошкольном образовании, а также публикации педагогов–практиков, можно сделать выводы, что интерактивное оборудование является эффективным инструментом обогащения игровой деятельности, стимулирования творческой активности детей, организации познавательно–исследовательской деятельности детей, коммуникации и сотрудничества.

     Но при этом процесс использования интерактивного оборудования в дошкольном образовании сопровождается рядом проблем: недостаточная техническая оснащённость дошкольных учреждений; недостаточный уровень ИКТ–компетентности педагогов; отсутствие методических пособий по использованию интерактивных технологий; наличие широкого спектра компьютерных программ и других электронных ресурсов при отсутствии экспертизы данных продуктов; организация ИКТ пространства в условиях ограниченных площадей детских садов; неоднозначная позиция как педагогов, так и родителей относительно пользы и рисков использования ИКТ с детьми дошкольного возраста.

     Кроме того, анализ публикаций педагогов–практиков показал, что педагогами используется интерактивное оборудование без учёта особенностей детей дошкольного возраста для решения достаточно узких дидактических задач или только как проекционное оборудование. В процессе интеграции интерактивного оборудования в образовательный процесс многие педагоги находятся на этапе обобщения имеющегося опыта и ставят перед собой задачу создания единого банка проектов с использованием интерактивного оборудования. Из всех интерактивных средств наибольшее распространение в описаниях образовательной деятельности получила интерактивная доска и цифровое оборудование, редко – интерактивный стол или интерактивная система голосования.

     Отсюда целью работы стала разработка цикла образовательных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски и документ–камеры. Представленные образовательные мероприятия включают задания открытого (а также, дивергентного) типа, которые направлены на главные области образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте: развитие творческого мышления, сотрудничество детей в процессе решения творческих задач, активное использование цифрового оборудования самими детьми.

     Интерактивное оборудование является эффективным инструментом обогащения различных видов детской деятельности при условии привлечения квалифицированных педагогов, критической оценки адекватности инструментов ИКТ и методов их применения, а также продуманной и последовательной интеграции интерактивного оборудования в образовательную среду дошкольной организации.

Список литературы

  1. Документ–камера [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Документ-камера (дата обращения: 14.03.2017).
  2. ИКТ в воспитании и образовании детей дошкольного возраста : аналитическая записка. – М. : Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012.
  3. Интерактивная доска [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Интерактивная_доска (дата обращения: 13.03.2017). 
  4. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. Часть II. Из практики использования интерактивных досок разных типов в образовательных учреждениях Санкт–Петербурга : Сборник методических разработок / Сост. М. Н. Солоневичева. – СПб : ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010. – 88 с.
  5. Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях : Методическое пособие / Сост. М. Н. Солоневичева. – СПб : ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008. – 88 с.
  6. Калаш, И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании : аналитический обзор / И. Калаш. – М. : Институт ЮНЕСКО  по информационным технологиям в образовании, 2011. – [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673.pdf.  
  7. Карабанова, О. А. Организация развивающей предметно–пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
  8. Комарова, Т. С. Информационно–коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова – М., 2011.
  9. Коркина, А. Ю. Влияние компьютерных программ на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста / А. Ю. Коркина // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1. – С. 53–59.
  10. Коточигова, Е. В. Информационно – образовательная среда дошкольной образовательной организации : методические рекомендации / Е. В. Коточигова, О. А. Жбанникова, М. А. Надёжина, Г. В. Сергеева ; под общей ред. Е. В. Коточиговой. – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО,  2016. – 64 с.
  11. Медиа– и информационная грамотность в обществах знания / сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. – М. : МЦБС, 2013. – 384 с.
  12. Новосёлова, С. Л. Проблемы информатизации дошкольного образования // Информатика и образование. – 1990. – № 2. – С. 93–96.
  13. Новосёлова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. НовосёловаГ. П. Петку. – М. : Новая школа, 1997. – 128 с.
  14. Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // «Модернизация российского образования», март 2003 г.
  15. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 № 30384). – [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/6261/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/5230/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%96%201155%20%D0%BE%D1%8217.10.2013%20%D0%B3..pdf.
  16. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662–р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Аннотированный список публикаций в периодических изданиях по использованию интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста

  1. Афонина Н. Детям о космосе: интерактивные задания SMART Table. Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. С. 44–48.

В статье описан опыт работы со старшими дошкольниками с использованием интерактивного стола.

  1. Новицкая В. А., Новиков М. С. Использование интерактивных технологий Mimio в образовательной работе современного детского сада // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 2. С. 90–98.

В статье представлен опыт использования интерактивных технологий Mimio в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, определяются условия использования подобных технологий в детском саду, описан алгоритм разработки Mimio–проекта.

  1. Фатихова И. Ф., Сайфутдиярова Е. Ф. Использование комплекса компьютерных игр в дошкольных группах комбинированной направленности // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 2. С. 73–89.

В статье предлагается описание комплекса компьютерных игр «Вижу. Чувствую. Рассуждаю», направленного на социально–коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как в норме, так и с учётом особенностей детей с ограниченными возможностями. Компьютерные игры основаны на современных требованиях ФГОС ДО и направлены на формирование таких компонентов социально–коммуникативного развития, как эмпатия, рефлексия, умение организовывать общение, конструктивно разрешать конфликты и др.

  1. Фатихова И. Ф., Сайфутдиярова Е. Ф. Использование компьютерных технологий в процессе подготовки детей к обучению грамоте // Детский сад от А до Я. – 2016. – № 2. С. 64–79.

В статье представлены возможности использования компьютерных игр в процессе подготовки детей к обучению грамоте, которые могут использоваться как педагогами в процессе систематического обучения дошкольников, так и родителями в процессе подготовки ребёнка к овладению грамотой в домашних условиях.

  1. Ставцева Ю. Г. Информационно–коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении // Гаудеамус. – 2015. – № 1.

Статья посвящена актуальным вопросам использования информационных технологий в дошкольном образовательном учреждении. Раскрываются основные направления развития ИКТ и области их применения в ДОУ, анализируются условия их эффективности. Доказывается преимущество информационно–коммуникационных технологий перед традиционными средствами обучения дошкольников. Особое внимание уделяется вопросу защиты здоровья ребёнка при работе с компьютером.

  1. Серых Е. М., Бусловская М. А., Шестакова Л. А., Сорокина Г. В. Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности дошкольников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 48.

Современное образование заставило нас по–новому взглянуть на процесс воспитательно–образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно–коммуникативных технологий. Благодаря возможностям современных компьютеров, в том числе с сенсорными экранами, или используя планшетник, ребёнок имеет возможность действовать самостоятельно: показать, не называя, какой предмет издаёт звук, или какая игрушка звучит, прикоснувшись к интерактивной панели. Практика показывает, что дети с большим удовольствием играют в такие игры, так как, выполняя поэтапно задания, они видят фиксированный результат на мониторе, могут повторно выбирать картинку, пока не найдут правильную. Их увлекает яркость и мобильность визуального видео и звукоряда. Применение интерактивных игр вызывает у детей с ограниченными возможностями здоровья эмоциональный подъём, значительно повышает познавательный интерес и эффективность усвоения материала.

  1. Тихобаев А. Г. Интерактивные компьютерные технологии обучения // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 8.

Для профессионального самообразования обучающихся необходимо применять современные компьютерные технологии. Интерактивные компьютерные технологии позволяют получить не только теоретические знания, но и практические навыки. В условиях внедрения новых информационных технологий эта проблема приобретает особую актуальность.

  1. Никитина Е. Ю., Бутенко Н. В. Обновление содержания образовательного процесса на основе компьютерных технологий в процессе изобразительной деятельности детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ. – 2013. – № 8.

B статье рассматриваются вопросы внедрения в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений информационно–коммуникационных технологий как необходимое условие достижения нового качества дошкольного образования и становление информационной компетентности ребёнка – дошкольника в изобразительной деятельности.

  1. Сухонина Н. И. Использование «умной парты» на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 2. С. 42–44.

В статье описан опыт проведения логопедических занятий с дошкольниками с использованием интерактивной парты.

  1. Бутенко Н. В. Использование графического планшета как средства оптимизации процесса рисования в старшем дошкольном возрасте // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 2. С. 108–112.

В статье рассматриваются возможности использования графического планшета как средства оптимизации процесса рисования в старшем дошкольном возрасте. Приводятся примеры игровых упражнений на графическом планшете с целью развития у дошкольников графических навыков и умений, обозначаются этапы их внедрения в образовательный процесс.

  1. Васильева М., Шильцина В., Корнева О. Интерактивная доска в работе с дошкольниками старшего возраста // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. С. 37–44.

В статье представлен опыт использования интерактивной доски в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

  1. Денякина Л. М. Информационно–коммуникационные технологии и интерактивное оборудование в обучении дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – № 6. С. 30–31.

В условиях информационного общества ИКТ технологии должны стать необходимой составляющей образовательного процесса в ДОУ. ИКТ можно считать новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка. Введение информационных объектов и технологий в образовательный процесс ОУ может дать необходимый социальный и экономический эффект только при условии, что создаваемые и внедряемые информационные объекты, и технологии будут естественным способом интегрированы в процесс функционирования ОУ.

  1. Ерыкова Н. А. Игры на интерактивной доске по развитию речи старших дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2014. – № 5.

В статье представлен опыт использования интерактивной доски в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

  1. Куликова Н. В., Кочкина Н. А. Использование интерактивной системы голосования ActiVote в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 2. С. 100–107.

В статье рассматриваются условия и варианты использования интерактивной системы голосования ActiVote в образовательном процессе дошкольного учреждения. Приводится пример занятия в разновозрастной группе детского сада с использованием пультов ActiVote.

  1. Зубкова С. А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – № 5. С. 54–89.

В представленном материале обобщён опыт работы по созданию мультфильмов с использованием ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного учреждения. Данная работа является практическим руководством для деятельности педагогов в современном дошкольном учреждении.

  1. Куадже Е. Е., Риет И. Г. Интегрированное занятие «Прогулка по весеннему Санкт–Петербургу» в подготовительной речевой группе с использованием интерактивной доски (SMART) // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 5. С. 45–47.
  2. Ахметжанова О. Л. Формирование субъективной познавательной позиции старших дошкольников через использование интерактивного стола и интерактивной доски // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 1. С. 20–24.

В представленном материале рассматривается использование интерактивного стола и интерактивной доски в работе со старшими дошкольниками, приведены примеры некоторых интерактивных игр, а также конспект НОД с использованием интерактивного стола.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста.

Мультимедийная презентация , представляющая возможности использования интерактивной доски в виде консультации с педагогами...

Коучинг-сессия для педагогов "Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста»Цель Коучинг–сессии: опробовать новые формы работы с педагогами, позволяющие повысить эффективно...

Опыт работы на тему: «Использование интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста по вопросам преемственности ДОУ и школы»

Публикация посвящяется актуальной теме преемственности ДОУ и школы по вопросам использования ИКТ в работе с дошкольниками. Данный опыт разработан совместно с педагогом-психологом....

Презентация опыта работы "Использование интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста по вопросам преемственности ДОУ и школы"

В презентации представлен опыт работы по использованию интерактивного оборудования в работе с дошкольниками в рамках преемственности ДОУ и школы. Данный опыт разработан совместно со старшим воспитател...

Использование интерактивных книг в работе с детьми дошкольного возраста

Интерактивная книга - книга взаимодействующая с читателем и предлагающая ему иные виды деятельности, кроме чтения....

Статья «Использование интерактивного пола в работе с детьми дошкольного возраста»

Статья " Использование интерактивного пола в работе с детьми дошкольного возраста"...

Презентация "Использование интерактивного оборудования в работе с детьми с ТНР"

Презентация "Использование интерактивного оборудования в работе с детьми с ТНР"...