Технология портфолио дошкольника
презентация по теме

Елена Александровна  Шмакова

Данный материал позволяет рассмотреть разнообразные виды детского портфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология портфолио1.21 МБ
Файл Подписи к слайдам32.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология ПОРТФОЛИО дошкольника Выполнила: старший воспитатель МБДОУ №32 « Журавушка » Шмакова Елена Александровна

Слайд 2

Портфолио дошкольника Портфолио – это прежде всего форма, раскрывающая интересы и личные достижения ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехи, положительные эмоции.

Слайд 3

Задачи

Слайд 4

Требования Добровольность Чёткое понимание цели создания портфолио Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая Индивидуальность Систематичность в сборе информации

Слайд 6

План создания портфолио интересов Направление выбора деятельности Форма фиксации выбора ребенка Определить личные ценности Коллаж из вырезок из газет, журналов «Мое сокровище» Выбрать вид деятельности Стенограмма или аудиозапись интервью: «Чтобы ты сделал (а) с.. (предмет ил объект не живой природы)» Выбрать занятие Коллаж или рисунок «Карта выходного дня» Выбрать содержание деятельности, осознать интересы Книга «Интересное для Деда Мороза»; «Если б я жила в сказке, то кем бы я был (а)…» Выбрать партнеров по деятельности, определить правила взаимодействия Афиша детского клуба по интересам Определить и осознать сферы интересов Детские фоторепортажи «Что интересного я увидел (а)» Предложить и выбрать одно из решений задачи Выставка-совет «Как поздравить маму с праздником?» Выбрать себе роль и партнеров по коллективной деятельности Анонс (пресс-релиз) трудовой акции Определить сферы интересов и перспективы развития Репортаж о себе (по выбору ребенка): серия рисунков, подбор фотографий, стенограмма интервью и т.д.

Слайд 7

Кто создает портфолио

Слайд 8

Структура портфолио интересов

Слайд 9

Что дает портфолио интересов Формируется субъектная позиция ребенка в познавательно-исследователь-ской деятельности

Слайд 10

Этапы работы

Слайд 11

Структура создания портфолио

Слайд 12

Взаимодействие с семьей С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Работа над созданием портфолио позволяет укрепить детско-родительские отношения

Слайд 13

Критерии оценивания Творческий подход к оформлению Интерес и желание ребенка Значимость для ребенка, его родителей, педагогов

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании, который

ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития.

Технология портфолио – инновационная и приоритетная технология на всех уровнях образования. Идея использовать портфолио в сфере образования возникла в 80-х годах XX  века в США и сейчас  активно распространена в России.

Слайд 2

Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств и переживаний, побед и разочарований, в открытии большого мира через призму личного восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

Портфолио дошкольника – это не только папка, в которой отражены его интересы, достижения за определенный период, это еще и сотрудничество педагога и родителей по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. При составлении портфолио родители могут показать условия жизни и творчества ребенка дома, а педагог –успехи своего воспитанника в детском саду.

Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития, развития его интересов. 

Слайд 3

  • Цель  портфолио – фиксация и демонстрация интересов и достижений  дошкольника

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

Во первых оно помогает

  • Максимально раскрыть индивидуальные способности ребенка;

Помогает

  • Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
  • Содействует индивидуализации образования дошкольника;
  • Помогает педагогу создать ситуацию успеха для ребенка, повысить его самооценку и уверенность в собственных возможностях;

А также способствует

  • Укреплению  взаимодействия с семьей воспитанника, повышает заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОО.

Слайд 4

Требования

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд требований:

  • Одно из главных требований – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным,  оно будет носить формальный характер. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его оформлении.  Все должно идти от желания ребенка.
  • Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. От этого зависит его тип:
  • В портфолио достижений отражаются результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.).
  • В накопительном портфолио информация собирается за определённый период. Просмотрев его можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д.).
  • тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, лето-весёлая пора и т. д.
  • Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
  •  Каждое  портфолио индивидуально.  Вид, структуру и содержание портфолио дошкольника определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но необходимо  считаться с мнением ребёнка.
  • Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.  Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Слайд 5

Виды портфолио

Портфолио можно разделить на несколько видов:

  • Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
  • Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
  • Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек. Педагоги дошкольных образовательных организаций отдают предпочтение портфолио достижений (презентационному портфолио), основная задача которого продемонстрировать достижение ребенка в различных областях, посредством сбора, систематизации и фиксирования результатов его деятельности.

Однако в работе с детьми старшего дошкольного возраста более эффективным является портфолио процесса развития их  интересов. Цель его создание не систематизировать результаты деятельности, а изучать как ребенок развивается.

 Портфолио интересов – это способ обобщения и осмысления ребенком собственных интересов посредством совместной со взрослым познавательной и продуктивной деятельности.

Портфолио интересов и портфолио достижений существенно отличаются друг от друга как виды. Но хочется отметить, что в старшем дошкольном возрасте портфолио интересов включает в себя раздел достижения ребенка.  Чтобы вам было легче определить к какому виду относится портфолио:  к  Портфолио интересов или  к портфолио достижений  Я предлагаю вам Памятку, где рассматриваются их отличия.

Но а сейчас я хотела бы поподробнее остановиться на портфолио интересов

Оно складывается из продуктов деятельности ребенка и показывает то, что ему интересно.   Например: если ребенок интересуется физическими явлениями и процессами в окружающем мире, все разделы его портфолио интересов будут подчинены единой тематике. В работах дошкольника будут такие формулировки: «Из чего сделано?» «Как это бывает?» и т.д. Фоторепортажи будут отражать последовательность его собственных построек из конструктора. Таким образом, для педагога будет очевидно, что для данного воспитанника необходимо создавать условия, чтобы удовлетворить его потребность в знаниях в области физики и технических наук.

Благодаря портфолио интересов педагог получает информацию об особенностях индивидуального познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. На основе материалов детской деятельности он имеет возможность выделить интересующую область познания для каждого воспитанника, определить «зону его ближайшего развития». Такая форма портфолио указывает на перспективы  развития детей, сферу приложения их способностей и возможностей.

Слайд 6

План создания портфолио интересов

Работа по формированию портфолио ведется в процессе образовательной деятельности в течение учебного года в рамках комплексно-тематического планирования. Содержание портфолио каждого ребенка составляют индивидуальные продукты детской деятельности по темам месяца. Примерный план  создания  портфолио интересов воспитанника старшего дошкольного возраста представлен на слайде. Также этот план вы можете найти в справочнике «Старший воспитатель»  №2 от февраля 2017г.

Слайд 7

Кто создает портфолио

Формирование портфолио и анализ продуктов детской деятельности ведется в триаде: РЕБЕНОК, ВОСПИТАТЕЛЬ, РОДИТЕЛЬ. Такое взаимодействие  помогает ребенку определить направленность своих интересов, выделить значимый интерес, сформулировать цель познавательно-исследовательской деятельности.  Педагоги и родители могут собрать дополнительную информацию о ребенке представить наиболее полную картину его познавательного развития. Однако педагог может столкнуться с ситуацией, когда в разделах портфолио интересов воспитанника прослеживаются разные темы: спорт, музыка, общение и взаимодействие с людьми, потребность собственной значимости в глазах окружающих. Но в большей части творческих работ ребенка присутствуют растения (комнатные цветы, трава, кустарники, деревья) и все, что с ними связано (фотографии, иллюстрации из дневника наблюдений за рассадой, схемы роста и развития). Чтобы поддержать и углубить интерес к растениям, педагог может предложить воспитаннику несколько вариантов собственного исследования: изучить строение цветка, собрать информацию о значении цветов в жизни человека, нарисовать растения.

Слайд 8

Структура портфолио интересов

Портфолио интересов имеет четыре раздела.

Первый раздел – это продукты детской деятельности. Заполнить его ребенку помогают творческие задания, в процессе выполнения которых  он делает различного рода выбор: выбор вида деятельности, выбор содержания деятельности, выбора партнера по деятельности, выбор решения конкретной задачи и т.д.

Ребенок выражает свое мнение и отношение  к окружающему миру через постановку вопросов, собственные фоторепортажи, составление коллажей, познавательно-исследовательские проекты.

        Второй раздел портфолио – это результаты диагностики детей, отражающие динамику их познавательного развития.

        Третий раздел составляют личные проекты ребенка, его исследования, проводимые самостоятельно и совместно со взрослыми.  

        В четвертом разделе «Достижения ребенка» фиксируются результаты представления его деятельности окружающим: грамоты, дипломы различных конкурсов познавательного характера, фотографии выступлений перед младшими детьми, сверстниками, родителями и т.д.

Слайд 9

Что дает портфолио интересов

В процессе создания портфолио интересов постепенно формируется субъектная позиция ребенка в познавательно-исследовательской деятельности. Развиваются способности:

  • Самостоятельно ставить цель и осознавать мотивы своей деятельности;
  • Оперировать известными способами деятельности;
  • Прогнозировать результаты деятельности.

Таким образом, технология создания портфолио интересов ребенка создает условия для достижения им дальнейших успехов в области познавательного развития.

____________

Несмотря на все разнообразие типов и видов портфолио, о которых мы говорили выше существует единая последовательность работы над портфолио, которая включает в себя несколько этапов

Слайд 10

Этапы

1 этап: Постановочный.

      На первом этапе приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания.

Целью может быть, как мы уже говорили  достижения воспитанника, творческие проявления, изучение интересов и способностей и другое.

 

  1. этап: Поисковый.

Второй этап включает в себя сбор информации.

На этом этапе педагог, родители и дети выбирают варианты разделов и рубрик, продумывают возможное их содержание. Родители и дети отбирают материал (фотографии, модели, схемы, рисунки, и т. д)  на основе интересных событий или проявлений ребенка.

3 этап: Практический

На третьем практическом этапе идет оформление портфолио  и постоянное его пополнение.

Работа над созданием  портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой  детей. Работа с подгруппой детей дает им возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.  

4 этап: Заключительный.

На заключительном этапе подводятся итоги, и осуществляется презентация созданных портфолио.

Слайд 11

Структура создания портфолио  дошкольника

Четкой структуры создания портфолио не существует. Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов и желания ребенка. Главное условие– портфолио должно быть ярким и красочным, оно должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

Слайд 12

Взаимодействие с родителями

В непростом деле сбора порфолио очень важно сделать  своими союзниками родителей воспитанников.

Важно научить их наблюдать, замечать все новое и интересное, происходящее с ребенком и непременно фиксировать, записывать. В процессе работы над портфолио родители смогут  увидеть своего ребенка со стороны, понять  его желания и интересы.

Портфолио может использоваться  педагогом  как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций.

Также работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех участников воспитательно-образовательного процесс:а родителей, педагога, ребёнка.

Слайд 13

Критерии оценивания

Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т.к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию его уверенности были заложены еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов. Тем не менее, оценивая портфолио дошкольника, следует обратить внимание на:

  • творческий подход к оформлению;
  • интерес и желание ребенка;
  • значимость портфолио для ребенка, его родителей, педагогов.

Слайд 14

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология "Портфолило дошкольника"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6850784","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"219","width":"480"}}]]...

Технология портфолио дошкольника

Технология портфолио дошкольника...

технология "Портфолио дошкольника"

Материал предназначен для педагогов ДОУ...

«Педагогическая технология портфолио дошкольника»

Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальны...

Технология "Портфолио дошкольника"

Для родителей и педагогов...

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»

Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...