психология
занимательные факты (старшая группа) на тему

Клясс Александра Фёдоровна

психология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_po_detskoy_psihologii.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

Задача. Петя (2 г. 7 мес.) много болел, подолгу находился в больнице, практически не разговаривал. В дальнейшем маме пришлось потратить много сил, для того чтобы нормально говорил.

  • Назовите основную причину трудного усвоения речи Петей.

Ответ. Основная причина: у Пети упущен сензитивный период усвоения речи (1,5 3 г.). Именно в этот период ребенок наиболее легко усваивает речь.

Задача. Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются. Однако замечено, что некоторые дети старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, играют порой более примитивно, чем младшие по возрасту дети, которые посещали детский сад давно.

  • Чем можно объяснить такое явление?
  • Дайте психологическое обоснование.

Ответ. Упущен сензитивный период развития игры. Дома в семье не учили ребенка играть.

Задача. Исследователи отмечают, что если глухонемых детей начинать обучать речи после 3 лет, то происходит отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов: не возникает сюжетно-ролевая игра, задерживается развитие воспитания, мышления.

  • Проанализируйте развитие речи глухонемого ребенка.
  • Как устранить недостатки в развитии речи ребенка?
  • Раскройте взаимосвязь речи с другими сторонами психики ребенка (психические процессы, свойства, состояния).

Ответ. Если ребенок рождается глухим, то он говорить не научится, так как не слышит речи других и не ощущает процесса произнесения звуков. Его надо обучать речи специально, включая другие (кроме слуха) анализаторные системы (осязание, зрение и др.). Нужна обратная связь.

Начинать такое обучение надо до 3 лет, так как сензитивный период развития речи ребенка приходится 1,5—3 года.

Решающее значение имеет формирование у ребенка потребности в речевом общении. Овладение речью создает основу для усвоения значения слов, связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.

Психологическое развитие ребенка осуществляется успешно, когда усилия педагогов направлены не только на обучение речи, но и на другие стороны его развития: предметную деятельность, физическое, сенсорное развитие.

Задача. Некоторые ученые утверждают, что неиспользованные возможности, заложенные в организме, довольно быстро угасают.

  • Выскажите свое отношение к данному суждению.
  • Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.

Ответ. Сторонники данного суждения основываются на сензитивности ребенка в определенные периоды его жизни.

Малыши очень быстро учатся плавать и нырять, даже раньше, чем ходить. Установлено, что при погружении в воду дыхание у них рефлекторно останавливается и перекрываются воздушные ходы в ушах. Но через несколько месяцев это свойство исчезает, если им не воспользоваться. Необходимо вовремя «включить» каждую возможность организма, не позволяя ей угаснуть.

Задача. Представим ситуацию, предложенную французским психологом А. Пьероном.

Вообразим, что нашу планету постигла катастрофа. В живых остались только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и культурные ценности сохранились.

♦   Что в этом случае стало бы с человечеством, с историей человечества?

♦   Как будет проходить психическое развитие детей?

Ответ. Самым главным результатом будет то, что хотя род человеческий и не прекратится, история человечества прервется.

Хотя и останется материальная и духовная культура, но ею дети не смогут воспользоваться, оценить по достоинству, так как необходима активная передача опыта старшего поколения новому.

Передача общественно-исторического опыта должна осуществляться через обучение и воспитание.

Задача. Есть задачи, которые ребенок не может решить с помощью образного мышления. Они требуют логического мышления, использования понятий. Это задачи, которые нельзя представить в наглядной форме, а можно только обозначить словами. Это «задачи Жана Пиаже», где от ребенка требуется установить, меняется ли количество жидкости, если из пробирки, в которой был одинаковый уровень жидкости с другой такой же пробиркой, перелить ее в пробирку, имеющую больший диаметр, то ребенок скажет, что воды стало меньше.

Ошибка ребенка объясняется тем, что он судит о количестве воды по высоте столба воды в пробирке. Дети не могут представить себе количество воды отдельно от ее уровня.

Жан Пиаже утверждал, что детям младше 7 лет недоступны полноценные действия с числом. Логические операции развиваются только к 11— 12 годам.

   Можно ли опровергнуть утверждение Ж.Пиаже?

  С помощью чего это можно сделать?

Ответ. Опровергнуть утверждение Жана Пиаже можно при обучении детей научным знаниям, применяя мерки.

В исследованиях В.В. Давыдова доказано, что детям более раннего возраста (5 лет) доступны обобщения и действия с числом, если применять мерки.

Задача. Алеша Панов в 4 года хорошо играл на фортепьяно. Каждый малыш в 3—5 лет владеет языком, так же свободно, как Алеша владеет языком музыки.

Отец был музыкантом. Язык музыки с колыбели сделался для Алеши естественным языком общения.

♦  Каким образом отец Алеши добился такого результата?

♦  Какую роль играет эталон и наличие обратной связи для развития речи?

Ответ. С колыбели Алеша слышал, как папа, придя с работы, проигрывал на пианино отрывки из классической музыки, демонстрируя язык музыкального общения, или включал пластинки с музыкальными записями. Моцарт, Шопен разговаривали с Алешей языком музыки.

В 1 год Алеша был рядом с пианино, подражая отцу. Усвоил, что разные голоса прячутся в разных клавишах (эталонах).

В 3 года под руководством отца освоил клавиатуру. И язык музыки для Алеши приобрел такой же смысл, как слова для речи. Он научился слышать в музыке те же самые интонации, что и в живых голосах людей.

Задача. Студентка педагогического колледжа выполняла курсовую работу на тему «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста». Она отметила, что в старшей группе было много детей, которые, собираясь на прогулку, забывали, в какой последовательности надевать вещи. Их родители (и воспитатели тоже) считали, что эти дети или лентяи, или невнимательные. Взрослые обычно торопили детей, собиравшихся идти гулять. Студентка предложила следующее. Она нарисовала каждую вещь и на большом плакате расположила картинки в определенной последовательности. Ситуация с одеванием детей резко изменилась в лучшую сторону.

  Почему плакат с рисунками дал такой положительный эффект?

Ответ. В приведенном примере дети не справлялись с возложенной на них задачей: быстро и умело одеваться. В виде картинок им были даны внешние ориентиры действий (ООД). Они отыскивали нужную вещь, которая указана на картинке. Постепенно это перешло во внутренний план. Чем полнее представляется система ориентиров во внешней форме, тем успешнее идет процесс обучения.

Задача. Многие родители считают, что недостатки детского произношения исправляются практикой, и заставляют детей по 100 раз в день твердить «Наташа-каша» или распевать «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»!

   Правильны ли действия родителей?

Ответ. «Это абсолютно неправильно!» предостерегает логопед Л.Г. Киктенко (Здоровье. 1999. №10.) Л.Г. Киктенко считает:

Родители могут помочь, если малыш:

  • одни согласные звуки меняет на другие: вместо «ш» у него получается «с», вместо «л» «в». (Насторожитесь и в тех случаях, когда правильный звук изредка все-таки появляется, но пропадает в сочетании с другими согласными.);
  • путает твердые и мягкие согласные, например, смягчает «л», «о», «т» или, наоборот, не умеет произносить их мягко.
  • заменяет звонкие согласные на глухие: «т» на «д», «б» на «п», «в» на «ф».

Следует обратиться к логопеду, когда малыш.:

высовывает язык во время речи, говорит «смазанно», спотыкаясь; неправильно произносит многие звуки.

Если ваги малыш не справляется со свистящими звуками «с, «з», «ц», то можно воспользоваться уроком Л.Г. Киктенко (Здоровье. 1999. № 10. С. 75).

Обучение в игре с помощью логопедической сказки.

Задача. В приведенных ситуациях определите, у кого из детей скорее сформируется игра как деятельность.

Лена (3 г. 5 мес.) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

Мама Нины (3 г. 6 мес), показывая девочке способы действий с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы.

Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.

Ответ. У Нины формирование игры как деятельности будет проходить быстрее, так как у нее формировались не только игровые действия как таковые, но была вызвана потребность в доступной для нее форме выполнять функции мамы.

У Лены этого не сформировалось, так как требования мамы выполнять строго разученные под ее руководством действия не формируют образа мамы и не вызывают у девочки потребности играть в маму.

Задача. Проанализируйте следующие суждения с точки зрения развития личности ребенка:

«Девочка потому становится мамой, что у нее в руках кукла»; «Девочка потому берет куклу, что ей хочется быть как мама.

♦  Какое суждение правильное?

♦   В чем принципиальное различие в развитии ребенка в условиях игры?

Ответ. Правильно второе суждение, так как в основе действий этой девочки лежит потребность быть мамой, быть взрослой и поступать, как мама, как взрослые. В играх таких детей отмечается бережное обращение к кукле, «мама» шепчет ласковые слова своей «дочке» и т. д.

Первое суждение неверно, так как в основе действия этой девочки не лежит потребность стать мамой. В играх таких детей можно отметить небрежное отношение к кукле, бедность игровых действий и т.д.

Задача. Проанализируйте суждения:

♦  « Через послушание ребенок овладевает собственным поведением» ;

♦   «Овладение действиями развивает послушание».

Ответ. По мнению Л.С. Выготского, неверно думать, что ребенок через послушание овладевает собственным поведением. Наоборот, послушание становиться возможным после того, как ребенок овладеет собственным поведением.

Задача. «Как мне трудно со своим сыном Колей (4 г.)! Мне кажется, что он любознателен не в меру. Он уже читает, считает, пишет. Если мы ему что-то не отвечаем, он спрашивает, где это можно прочитать? А ему только 4 года. Может быть, это ненормально. Что же мне с ним делать?»

♦  Раннее развитие что это?

♦  Как воспитывать такого ребенка?

Ответ. Волнения родных в подобных ситуациях оправданны: они не хотят навредить своему ребенку.

Не надо учить школьным премудростям до школы. Этими знаниями он овладеет легко в свое время. Сейчас же надо уделять внимание развитию познавательных способностей. А наиболее эффективно они развиваются в дошкольном возрасте: в рисовании, конструировании, игре. Однако не надо давать пространных, абстрактных объяснений, в случаях затруднений использовать наглядно-образные средства:рисунки, схемы, которые обеспечат лучшее понимание.

Так вы превратите детскую любознательность в познавательную активность, в радость от узнавания нового.

Надо считаться с физиологическими особенностями дошкольника. Считать это ранним развитием, а тем более ненормальным не надо. Но желательно проконсультироваться со специалистами, возможно, это действительно раннее развитие.

Задача. Если ребенок рождается слепым и глухим, он отличается от здорового тем, что у него отсутствует связь мозга с окружающим миром через органы чувств (слух, зрение).

 Научится ли такой ребенок звуковой речи, будет ли он говорить?

♦  Если предположить, что наследственность запрограммирована внутри организма, будет ли ребенок, предоставленный сам себе, нормальным человеком в силу проявления наследственных признаков?

Ответ. Если ребенок, глухой от рождения, не будет слышать своего процесса говорения, то он и говорить не научится. Такой ребенок будет глухонемым. При отсутствии зрения связь с окружающим миром еще более затрудняется.

Исследования показывают, что психика сама собой не может возникнуть, пока ребенок не начнет своими руками осваивать внешний мир. Но пока нет потребности ребенок не проявит активности. Только в совместно-разделительной деятельности ребенка и взрослого с предметами внешнего мира формируются психика, человеческое поведение.

Личность ребенка не запрограммирована внутри организма, она запрограммирована в социальном опыте, который ребенок должен присвоить.

Задача. Женщина (25 лет) говорит: «Я считаю себя застенчивой. Я так не думала, пока в 7 классе учитель не назвал меня «тихой». С тех пор я почувствовала, что способности к общению низкие. Боялась, что меня будут отвергать».

  Дайте психологический анализ данной ситуации.

Ответ. Часто мы навешиваем ярлыки на других людей («тихий», «нерешительный» ) и на себя ( «Я гадкий» и т.п.). Такой ярлык внушает нам соответствующее поведение. Ярлык может приклеиваться независимо от того, что человек реально собой представляет.

Застенчивые винят себя в тех или иных трудностях, а незастенчивые обстоятельства. При публичных выступлениях возникает дискомфорт:

♦ Застенчивый объясняет: «От этого никуда не денешься».

♦  Незастенчивый говорит: «Разве кому-либо нравится выступать на людях?»

Задача. Накануне 1 сентября Мише исполнилось 5 лет 11 месяцев. Он в школу не пошел и остался в детском саду. Вите и Васе исполнилось 6 лет, и они пошли в школу. Все мальчики одинаково развивались.

Через год было проведено повторное обследование этих детей. Оно выявило, что развитие Вити и Васи, обучавшихся в школе, было значительно выше, чем Миши, который продолжал посещать детский сад. При сравнении психического развития мальчиков, посещавших школу, более высокие показатели развития были обнаружены у Вити.

 Назовите возможные причины разного психического развития этих мальчиков при условии, что они не болели и их физическое развитие было примерно одинаковым.

Ответ. Более высокое психическое развитие Вити и Васи связано с тем, что они поднялись на новую социальную ступень стали школьниками. У них появились новые интересы, заботы, отношения, изменилась форма основной их деятельности: она стала учебной. А Миша, находясь, по-прежнему в детском саду, задержался в периоде дошкольного детства. Он, конечно, тоже развивался, но не так, как школьники Витя и Вася.

Что касается Вити и Васи, то к концу учебного года стала заметна разница в их развитии. Более активный Витя, который много читал, наблюдал, решал, к концу года самостоятельно осваивал учебный материал: он оказался более развитым.

Задача. Одна родительница вспоминает: «Я своих родителей очень ненавидела за то, что они чрезмерно опекали меня. А сейчас очень даже им благодарна. Благодаря им

 со мной ничего не случилось. Руки-ноги целы ». Далее с вызовом добавила: «Я и со своим сыном буду обращаться так же. У меня всего один ребенок. Я рисковать не хочу».

  Какие факторы, влияющие на развитие ребенка, не используются мамой?

  Каковы возможные последствия подобного воспитания?

Ответ. Разрешить ребенку быть самостоятельным это риск, и нередко огромный риск. Конечно, надзор отнимает время, но зато обеспечивает спокойную жизнь.

Исходя из лучших намерений, мать стала диктатором, навязывая ребенку свою волю. Вспоминая особенности своей жизни в детстве, она прямо переносит их на жизнь своего ребенка, не учитывая его индивидуальных особенностей, изменения социальной среды.

Сын вырастет совсем другим человеком, может, даже наперекор желаниям матери, стать или очень жестким, агрессивным или пассивным, бездеятельным человеком.

Чрезмерная опека может сделать ребенка нервным и застенчивым, ему будет труднее адаптироваться к окружающей обстановке.

Задача. Света (6 лет) длительное время проводит в больнице: она вынуждена все время находиться в лежачем положении.

Повлияет ли длительное лежачее положение девочки на ее умственное развитие?

 Как организовать жизнь Светы, чтобы обеспечить ей нормальное развитие?

Ответ. Повлияет. Из-за снижения двигательной активности у девочки задержится приобретение знаний на основе чувствительного опыта. Болезни ребенка, если они часто повторяются, оказывают определенное влияние на содержание и характер общения с ним взрослых людей. Болезни скажутся и на образе жизни ребенка, на характере его активности, на его взаимодействии с окружающим миром.

Жизнь Светы надо организовать так, чтобы, по возможности, были включены все анализаторные системы, чтобы она могла активнее действовать с предметами.

Задача. Ученик 2 класса Костя (9 лет) внешне выглядит лет на 6. Стоит одиноко, съежившись. Чувствуется какая-то неуверенность... Безысходность...

В семье Кости мама, бабушка, дедушка. Отец ушел. Никаких скандалов, драк, пьяниц.

Костя родился здоровым, воспитывался в семье.

Беседуем с Костей:

—              Кем ты, Костя, будешь, когда вырастешь?

—             Кем-нибудь буду, конечно... Ведь все взрослые кем-то бывают... Может быть, буду слесарем... или улицы подметать... но не знаю, неуверен...

—              Как ты учишься?

—                Слабый я, часто болею. По всем предметам 2. Очень боюсь, когда к доске вызывают... Стою и смотрю на всех: стыдно мне, что сказать ничего не могу. И все забываю вовсе, что и знал...

—             А ты хочешь, чтобы были отметки?

—             Нет, не хочу. Если бы их не было, никто бы не знал, что я такой плохой, что совсем глупый, ничего не умею...

 Откуда такая безысходность?

 Какие факторы психического развития и каким образом могли повлиять на психическое развитие Кости?

  Проведите психологический анализ ситуации психического развития Кости.

Ответ. По свидетельству мамы, родился Костя крепким и горластым. Своим визгом он изводил своих родных. И мама, чтобы он больше спал, пеленала его, затемняла комнату.

Со своим сыном мама не разговаривала, не играла, считая, что в этом возрасте он ничего не понимает, да и некогда было надо было стирать пеленки.

Кричать, к своей радости, говорила мама, его отучила. И стал он абсолютно тихим, спокойным. Сидит себе на одном месте и тихо перебирает игрушки. Он маме не мешал, чем она была очень довольна.

С полутора лет начал часто болеть, стал каким-то нудным. Ходить начал в 1 год. Не бегал, так как мама сразу его отучила. До 3 лет не говорил, а потом понемногу разговорился... Книги его не интересуют. Посмотрит картинки и бросит.

Таким образом, анамнез свидетельствует, что Костя, хотя и родился здоровым, крикливым, активным, был лишен нормального общения с мамой и, главное, подавлена его активность. Отсутствовало руководство взрослого активностью Кости. Мама не руководила активностью Кости, а подавляла ее.

Лишение активности ребенка и нормальной социальной среды с детском обществом и общением главным образом и повлияло на психическое развитие Кости.

Задача. Учительница 1 класса М.И. очень эмоционально переживала неуспехи своих учеников, стараясь исправить их ошибки. При этом награждала их эпитетами: «бестолковый», «неуч», «растяпа», «неряха» и т.д. Да при этом еще прибавляла: «Ты всегда...», «Вечно ты...», «Ты вообще...».

Другая учительница 1 класса Ю.Н. видела в своих учениках одаренных мальчиков и девочек. И если даже что-то у них не получалось, она старалась подчеркнуть, сообразительность, ум, догадливость и т.д., даже если до успеха было еще далеко.

Дайте психологический анализ действий учителей.

Ответ. Дети (особенно 68 лет) очень внушаемы, они видят себя в зеркале слов учителей: у М.И. в зеркале недостатков, а у Ю.Н. достоинств. Важно повышение самооценки ученика. Успех активности источник детской радости, вдохновляющий детей на новые успехи, без которых они теряют веру в себя.

Задача. Разговор двух мам. Одна из них с тревогой говорит: «Я слышала, что к 6 годам у ребенка пробуждается интерес к учению. Некоторые дети уже в 5 лет читают. Я все жду, жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появилось, хотя ему скоро идти в школу».

  Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, не был использован мамой?

Ответ. В приведенном примере не был задействован такой фактор психического развития, как воспитание активности ребенка.

Задача. Из разговора двух молодых мам: «Я считаю, что раз моя дочь растет очень активной, самостоятельной, то с нее надо и спрашивать». «А. я думаю, — говорит вторая, — ведь все равно еще дитя. Еще вырастут, тогда будут делать все сами».

 Кто из двух мам прав?

Ответ. Не правы обе мамы. В ситуации первой мамы надо иметь в виду, что активным детям в большей степени присуща самостоятельность. Дошкольники остаются детьми. Эмоционально-волевое развитие такое же, как у сверстников. Завышенные требования не могут быть ими выполнены. На первом месте остается личная заинтересованность. Активность и любознательность это то, что движет развитие ребенка.

Такие высказывания мам говорят о разных стилях общения с детьми. В первом случае дочка может не чувствовать эмоционального тепла, что приведет или к замкнутости, или к равнодушию, а может быть, и к некоторой жестокости. А во втором случае у ребенка не разовьются самостоятельность, ответственность.

Задача. Мишу (5лет ) с раннего детства окружали бабушка, дедушка и еще одна бабушка — сестра дедушки. Они предупреждали малейшее его желание, каждый шаг, каждый помысел.

Наблюдая со стороны, трудно было определить, какой характер у этого мальчика, что он любит. Что его раздражает? Что вызывает интерес? Кто он?

Миша был идеально послушен. Скажут «иди» — идет, скажут «садись» — садится. А не скажут ничего, так и будет стоять столбом.

Бабушек и дедушку это не тревожило. Наоборот, именно от кукольнос-ти мальчика они были в восторге. Их беспокоило только одно: Миша заикался. Иногда слегка, а иногда очень заметно.

Мамы в Мишиной жизни не было. Со своим сыном она общалась по воскресеньям. Бабушки решили освободить молодую женщину от излишних хлопот.

—  Хорошо бы давать Мише побольше самостоятельности, — предложили соседи.

— Например, он уже может гулять один во дворе, под Окном, конечно.

— Что вы! — ужаснулась троица нянек.

—  Но ему скоро в школу.

— Ну и что? Его маму мы и в школу, и в институт водили за руку.

Приведите случаи из жизни, когда родители окружают ребенка чрезмерной заботой.

Какие важные факторы психического развития ребенка в данном эпизоде не задействованы?

Предположите возможные последствия подобного воспитания ребенка.

♦  Ваши советы подобным родителям.

Ответ. В данной ситуации не задействованы такие важные факторы психического развития ребенка, как его активность и социальная среда (детское сообщество).

Такая гиперопека порождает и умножает детские страхи. Ограждая ребенка от опасности, взрослые сеют в нем страхи. Окружающий мир превращается для ребенка в ужасный: собака кусает, машина давит... Подобный «кошмарный» мир для психики ребенка просто непосилен.

У гиперопеки есть и более отдаленные негативные последствия: ранний брак лишь бы поскорее уйти из-под родительского крыла; «остается ребенком до старости», обреченным на рабскую зависимость, сначала от родителей, потом от жены или мужа.

Задача. В семье растут двое детей: Нина и Таня, совершенно разные по характеру и способностям.

Почему дети одних и тех же родителей, воспитанные в одной семье, вырастают такими разными по характеру и способностям?

Ответ. Общепринято, что родители не балуют так своего второго ребенка, как первого, поэтому второй ребенок, естественно, растет более независимым.

Сколько бы родители ни старались создать дома благополучную атмосферу, различные развлечения и стимулы для первого ребенка, он не будет иметь такого преимущества, как второй ребенок, у которого с самого рождения есть компания и которому постоянно приходится соревноваться со старшими, благодаря чему он скорее становится сильным и активным.

Заметили, что, если ребенок берет, например, уроки игры на гитаре, его занятия будут успешнее, если вместе с ним учатся его брат или сестра.

Задача. Во время занятий по развитию речи с детьми 6 лет воспитателю необходимо было познакомить их со свойствами разных сортов бумаги. Педагог предложил детям поэкспериментировать, предоставив для этого различные сорта бумаги, тазик с водой и пр.

  • Какие факторы психического развития детей были задействованы воспитателем?
  • Какую цель преследовал воспитатель, ставя детей в положение экспериментаторов?
  • Дайте психологический анализ.

Ответ. Собственная деятельность детей помогла им активизировать свои психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые)и тем самым способствовала их развитию.

Задача. Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии.

Как называется это явление? Укажите причины его возникновения.

Возможно ли оно в условиях семейного воспитания?

Ответ. Глубокое психическое и физическое отставание в первые годы жизни ребенка возникает вследствие дефицита воспитания, характера педагогических воздействий. Это явление получило название «госпитализм». Оно может возникать и в условиях семьи, у равнодушных к своим детям родителей: малоэмоционалъпых, «холодных» матерей, не уделяющих своим детям необходимого внимания.

Задача. Известно, что в развитии ребенка большую роль играет пример родителей, которым дети подражают.

♦  Почему иногда у трудолюбивых родителей вырастают ленивые и пассивные дети?

♦  Назовите возможные причины.

Ответ. Положительный пример играет определенную роль в воспитании. Но надо помнить, что умения, навыки и даже такие качества личности, как трудолюбие, настойчивость, формируются только в деятельности.

Родители, у которых «золотые руки», могут слишком подавлять детей, требовать высокого качества исполнения. А так как дети не могут выполнить задание на таком же высоком уровне, они вообще перестают что-либо делать. Иногда родители участие детей в чем-либо воспринимают только как действенную помощь в достижении практического результата. Они не осознают, что деятельность ребенка необходима для его развития.

Важная и совместная деятельность ребенка, чтобы дошкольник видел и вместе со взрослыми преодолевал встречающиеся, трудности. В совместной деятельности рождается взаимопонимание родителей и детей. Чаще всего именно в совместной деятельности родители становятся примером для своего ребенка.

Задача. Родителям Кати нравится, что их 8-месячная дочь интересуется всеми окружающими предметами. И они разрешают все трогать, рассматривать, рвать, ломать: «Кате ни в чем нет отказа, пусть развивается».

Другая семья считает, что главное — режимные моменты, порядок, четкие требования. Радуются, что у Нины рано выработали условный рефлекс на время принятия пищи, купания, прогулки и т.д.

Если предположить, что наследственные и врожденные предпосылки развития примерно одинаковы, то как будут развиваться Катя и Нина?

Ответ. Нина и Катя будут развиваться по-разному, в силу разного влияния окружающей их социальной среды. Разные предъявляемые к ним требования и их разная собственная активность будут определять их психическое развитие.

Задача. Исследования показывают, что ребенок в окружении красного или ярко-оранжевого цвета  впервые 30 минут чувствует прилив энергии. Через 1,5 часа он перевозбужден, а через 5 часов становится раздражительным и агрессивным.

  Что необходимо предпринять, чтобы ребенок пришел в относительно спокойное состояние?

Ответ. Необходимо изменить цветовое окружение на салатно-голубое. И довольно быстро (через 2030 минут) ребенок придет в относительно спокойное состояние. Надо помнить:

Возбуждающе действуют ярко-красные и ярко-оранжевые оттенки, в меньшей мере желтый.

Успокаивающие — светлые оттенки зеленого, розовый и голубой, отчасти белый.

Другие цвета нейтральны: зеленый, синий, светло-коричневый. Вселяют неуверенность, тревогу, тоску, уныние лиловый, фиолетовый. Пугают, угнетают темно-коричневый, черный.

Задача. Наблюдения показывают, что в 2—4 года наиболее приятны нежно-розовые, желтоватые и голубые оттенки.

 Означает ли это, что на все темное, красное или фиолетовое следует наложить табу?

Ответ. Нет, не следует. Просто надо учесть, что, выбирая детские наряды для повседневной носки, не покупать колготки, рубашки этих цветов.

Задача. Статичные фигурки заек, мишек и корабликов очень быстро начинают «мозолить глаза» малышу. Только он не может разобраться, что его раздражает.

  Что предпочтительнее для глаз малыша в его ближайшем окружении?

Ответ. Для малыша, его глаз и нервной системы предпочтительнее однотипные спокойные цвета (не пронзительные, «кислотные» ): розовый, голубой, салатный, бледно-желтый. По возможности нужно цвет каждый год менять на новый.

Мебель лучше из светлого натурального дерева или салатного цвета

Задача. После посещения вместе с отцом зоопарка братья-близнецы Саша и Сережа

 (6 лет) начали спорить о количестве обезьян, сидевших в клетке.

За помощью они обратились к отцу, который удивился тому, что мальчики придали этому большое значение. Мама тихо заметила: «Когда мы с детьми, внимательнее относись к их переживаниям и впечатлениям».

Родители во второй раз пошли в зоопарк. Там взрослые соответствующими вопросами пробуждали у детей интерес к окружающему, развивали их наблюдательность и свою тоже.

 Проанализируйте действия мамы и папы в данной ситуации.

Ответ. Желание родителей развить наблюдательность у сыновей очень ценно. Они поступили правильно, обратив внимание на спор своих детей. Папа и мама сумели договориться, найти общие подходы к воспитанию детей, в частности к развитию их наблюдательности. Единство их действий окажет положительное влияние на дальнейшее развитие детей.

Задача. Мама Тамары (девочки 5 лет 9 мес.) хотела, что бы ее дочь много знала и умела. Она решила заниматься с дочкой систематически. Мама многократно показывала ей, как класть кубики, чтобы построить дом. Рисование сводилось к копированию рисунков, сделанных самой мамой. Даже в игре дочери навязывались определенные действия.

  Проанализируйте метод воспитания мамы.

Ответ. Такая система обучения не развивает у девочки самостоятельности в игре, рисовании, конструировании и др. У ребенка не происходит развития познавательной активности.

Прямой показ, требующий подражания, приносит положительный результат лишь в раннем возрасте. Ребенок овладевает действиями с предметами, у него развивается речь, он активен.

В дошкольном же возрасте меняется характер обучения:ребенку предоставляется больше самостоятельности в выборе способов действия, игрушек и т.д.

Причина назревающего конфликта в том, что мама Тамары не создала условий для проявления самостоятельности девочки.

Если она не изменит форму общения с дочерью, будет требовать безоговорочного подчинения, то в дальнейшем у девочки могут развиться слабоволие, безынициативность, несамостоятельность. Возможен и такой вариант: девочка в знак протеста вообще откажется от занятий. Обучение в дошкольный период должно способствовать проявлению активности самого ребенка и носить воспитывающий характер.

Задача. Имеется суждение: «Если ребенок не научится любить родителей, братьев, сестер, свою родину, он не сможет полюбить свою жену».

 Выскажите свое аргументированное мнение по отношению к этому суждению.

Ответ. Суждение справедливо. Половое воспитание в основном осуществляется на основе положительного примера своих родителей, их взаимоотношений, согретых чувством любви. И, конечно, на основе теплых чувств    взаимоотношений родителей с детьми.

Задача. Ежедневно ребенок видит вокруг себя родителей, братьев, сестер, бабушек, образцы форм поведения: слов, жестов, манер, отношений к людям, труду и т.п.

♦  Как усилить позитивное воспитательное воздействие на ребенка окружающего мира?

Ответ. В семье ребенок не только получает уроки жизни, но и оказывается включенным в реальные отношения, которые составляют содержание будущей личности. Поэтому мир, в котором живет ребенок дома, должен иметь для него определенный смысл и порядок. Тогда ребенок «открывает этот мир, учится его познавать, понимая и различая хорошее и плохое».

Личность ребенка формируется в общении со взрослыми... В процессе общения ребенок может познавать мир и самого себя.

Личностью ребенок станет лишь тогда, когда сам начнет какую-то деятельность, на первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.

Задача. Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был хорошим, чтобы он вырос наделенным всевозможными талантами. На практике же чаще получается не так.

  В чем может быть причина нереализованных благих пожеланий родителей?

Ответ. Не считая факторов наследственности, основная причина этого разрыв между тем, что родители хотят, и тем, что они реально делают для осуществления желаемого.

Воспитание ребенка, его позитивная социализация тесно связаны с проблемой сформированности их собственной личности.

Чтобы воспитывать у ребенка позитивные потребности, любознательность, отзывчивость, нравственные качества и др., родителям необходимо самим быть на должном уровне, так как только собственное поведение близких взрослых, вся их жизнь в целом имеют воздействующее влияние. Ребенок «заражается» примером.

Данный пример должен выражать искреннюю позицию родителей, а не преследовать воспитательные цели. Добрые, внимательные взаимоотношения родителей и детей, не строгость, суровость, холодность, а именно добро и внимание.

Задача. Мать Пети (4 г. 7 мес.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становится все упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Можно сказать, это наследственное?» — спросила мама.

Оправданно ли волнение мамы? Дайте психологическое обоснование.

♦  Какие факторы психологического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика?

♦   Что бы вы, посоветовали маме?

Ответ. Волнение мамы небезосновательно, но она не права. На возникновение упрямства как немотивированной настойчивости влияет не наследственность, а неправильное воспитание.

У детей упрямство может быть формой протеста, выражением недовольства необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности, инициативы.

Задача. Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей — лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься — предопределены наследственностью.

Почему теория наследственности в настоящее время так распространена среди родителей?

♦  Назовите возможные причины.

Ответ. При таком взгляде на воспитание нетрудно прийти к выводу, что ребенок развивается независимо от наших усилий. Достаточно вырастить его здоровым все остальное произойдет само собой.

Живучесть среди родителей теории наследственности связана с их низким уровнем психолого-педагогической грамотности. Кроме того, многие родители, не желая заниматься воспитанием своих детей, считают, что они сами вырастут, сформируются. Если же что-то родителям в детях не нравится, они оправдывают свою бездеятельность наследственными факторами. Можно сослаться при неуспехе в воспитании ребенка на его неблагоприятную наследственность. Легче сказать: «Он такой уродился», «Ему медведь на ухо наступил» и тем самым снять с себя ответственность за воспитание ребенка.

Задача. В настоящее время рождается большое число детей так называемой «группы риска».

Витя (6 лет) и Коля (6 лет) имели неблагоприятную наследственность. Но они воспитывались в разных семьях: Витя — в благополучных социальных условиях семьи, а Коля — нет.

 Сделайте анализ возможного психического развития детей, учитывая, что воспитываются они в разных семьях, имея в виду, что прочие условия одинаковые.

Ответ. Проявится ли наследственность в отрицательном плане или нет, это будет зависеть от психологической атмосферы семьи, взаимоотношений в ней, типа воспитания. Только в неблагоприятных условиях среды неблагоприятная наследственность может проявиться более сильно. Наследуется не сама болезнь, а предрасположенность к ней. Не все дети с наследственной отягощенностъю заболевают. Можно говорить о разной степени риска заболеть. Поэтому для нормального психического развития ребенка очень важны хорошие социальные условия семьи и микрогруппы.

Задача. Принято говорить о наследственных предпосылках психического развития ребенка и его прирожденных свойствах организма.

В чем отличие наследственных предпосылок от прирожденных свойств организма?

♦ Какова их роль в психическом развитии ребенка?

Ответ. Наследственность это своего рода биологический и молекулярный шифр, в котором запрограммированы видовые и частные признаки, программа обмена веществ между клетками и окружающей средой свойства анализирующих систем и особенности строения нервной счете мы и мозга. Все это материальная основа психической деятельности.

Прирожденные свойства организма формируются в процессе внутреннего развития в силу единства организма матери и плода. Этому способствуют желание матери иметь ребенка, полноценность семьи, возраст матери, протекание беременности, родов, питания, потребление лекарств, наркотиков, алкоголя, курения и др.

Задача. Н.Н.Лодыгина - Котс воспитывала шимпанзе с 1,5 до 4 лет в своей семье. Детеныш пользовался полной свободой. В его распоряжении были разные вещи, игрушки. Приемная мама пыталась научить его человеческим действиям и особенно речи. Все нюансы поведения детеныша фиксировались в дневнике.

Через 10 лет она провела такие же исследования со своим сыном. В результате написала книгу: «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях».

 Что общего было обнаружено в развитии обоих малышей и какие различия?

К каким выводам пришла исследовательница, наблюдая факты развития детеныша шимпанзе и ребенка?

Ответ. В развитии обоих малышей обнаружилось много общего, прежде всего в играх и эмоциональных проявлениях. Но больше различий: шимпанзе Иони так и не овладел вертикальной походкой, не мог научиться членораздельной речи и трудовым действиям.

Ребенок сформировался в человеческую личность, а детеныш шимпанзе так и остался человекообразной обезьяной.

Человеком можно стать, только имея природные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность.

Задача

  Спрогнозируйте развитие индивидуальности ребенка.

   Под влиянием каких факторов происходит ее формирование?

Ответ. Уже в родильном доме новорожденные индивиды ведут себя по-разному: кто-то требовательно, громко кричит; кто-то будто не замечает неудобства, спокоен. Здесь проявились наследственные признаки. И сразу же подключается отношение матери к ребенку после сравнения своих детишек с другими: «Мой такой ленивец! Совсем не сосет...», «Моя трудяга, работает на совесть» и т.д.

С первых дней жизни возникает неповторимая психологическая биография каждого человека.

В развитии индивидуальности вначале играет ролъ семья, ее установка. Что для родителей важнее в индивидуальном своеобразии сына, дочери; каким путем идет к социальной зрелости личность? Потом в развитие индивидуальности включаются близкие люди, детский сад, школа, общество. И, конечно, сам ребенок. С возрастом постепенно сам ребенок становится главным творцом своей судьбы.

Задача. В 4 классе «А» все дети одного возраста. Исследователь изучал процесс развития в данном возрасте. Ему необходимо было определить уровень и стадию развития каждого ребенка.

•   Назовите возможные трудности, с которыми может столкнуться исследователь.

Ответ. Трудности могут быть связаны о тем, что порой индивидуальные различия выступают резче, чем возрастные. Это и типологические особенности, и характерологические, и система сложившихся отношений, и др.

Задача. Одной маме в консультации сказали, что ее сын умственно отсталый, так как он колесики от пирамидки не надел на палку, а разложил их вокруг нее и сказал: «Какой красивый цветок». Психолог сказал: «Надо было колесики нанизать на палку».

•  Прав ли психолог?

Ответ. Нет, не прав. Если ребенок как-то не так рисует, играет, это не значит, что он не такой, как надо. (Кому надо? ) Это его мир, он волен им распоряжаться, как угодно.

Бывает, что в действиях ребенка родители ничего не понимают и ведут его к психологу. Здесь в помощи нуждается не ребенок, а родители.

Задача. Дима (5 л.) должен в игре выполнять роль шофера.

 ♦  Что необходимо сделать, чтобы образ шофера выступал для  Димы как регулятор поведения?

Ответ. Необходимо, чтобы этот образ (шофера) стал образцом, с которым ребенок мог бы сравнивать свое поведение. Это сравнение с o6paзцом и есть осознание своего поведения и отношение к нему.

Образец ребенку может быть задан не только в виде игровой роли, но и в форме правила или поведения конкретного человека.

Задача. Может ли человеческая индивидуальность развиваться без обид, ссор, ошибок и разочарований?

 Охарактеризуйте кризисность периодов развития.

Ответ. Нет, не может. Основной движущей силой психического развития являются внутренние противоречия.

Спокойные и покладистые дети вдруг начинают бунтовать. Чего они хотят? В разные периоды детства разного! Но есть и что-то похожее.

В кризисный период происходит решительная смена всей социальной ситуации развития ребенка: вместо прежних возникает новый тип отношений ребенка и взрослого; происходит смена одних видов деятельности другими.    .

Переход этот нередко сопровождается проявлениями негативных черт поведения: упрямством, негативизмом и др.

Но если сами переходы закономерны и необходимы, то негативные проявления это свидетельство трудностей перехода к новому периоду.

Задача. Некоторые родители полагают, что все происходит по расписанию. Год ребенку — значит кризис, два года — кризиса нет.

 ♦ Правы ли эти родители?

Ответ. Нет, не правы. Границы возрастных кризисов очень условны. Они индивидуальны.

Только внимательный взгляд взрослого может уловить изменения в поведении ребенка. Надо уметь правильно на это реагировать. Упущения одного этапа развития нельзя исправить ни на каком другом.

Задача. Охарактеризуйте кризис новорожденного. Каким должно быть поведение взрослого в этот период?

Ответ. Как только ребенок появляется на свет, его жизнь приобретает новые качества. Не просто расстаться с комфортными условиями пребывания в утробе матери.

Кризис трехфазовый:

1) (0 3 часа) фаза стресса, когда ребенок защищен материнскими гормонами;

2)  надпочечники ребенка начинают вырабатывать собственные гормоны, которые помогают справляться с кризисом;

3)  изменяется цвет кожи ребенка, появляются резкая тотальность звуков при плаче, припухлость век и т.п.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

К концу месяца кризис проходит. Должно быть правильное поведение родителей: организация ухода за новорожденным; поведение, не удручающее своей беспомощностью;

не использовать яркий свет, громкие пугающие звуки. Ребенок все чувствует.

Задача. Появившись на свет, ребенок оказывается не в лучшем для него окружающем мире. Много новых ощущений, в которых трудно разобраться.

Кризис новорожденного заключается в том, что ребенок отделился от матери физически, но не отделился от нее биологически и психологически. Ребенку нужно взаимодействовать с близким человеком — мамой. Но как?

♦  Как должно осуществляться взаимодействие мамы и ребенка?

♦  Какое центральное новообразование формируется в этот период?

Ответ. Поведение новорожденного случайно и непредсказуемо. Средством общения является плач. Матери трудно его понять. Но только она узнает этого конкретного ребенка больше других. Обоим (и ребенку и маме) придется многому научиться, прежде всего «полюбить телом» новорожденного. Это эмоционально приятно и ребенку и маме:

Центральное новообразование этого этапа формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии с близким человеком.

Задача. Нина (1 год) требовательно и капризно произносит: «Ла, ла... ла», что на ее языке означает лампа. А мама, пытаясь угадать, чего она хочет, то зажжет лампу, то погасит ее...

Нина негодует, настаивает, обижается.

Ситуация, в которой мама не может угадать, чего хочет дочка, повторяется неоднократно.

С чем связано такое поведение Нины?

♦  Как правильно вести себя в подобных ситуациях родителям?

Ответ. В данной ситуации проявляется кризис первого года. Мама должна изменить свое отношение к дочке. Прежде дочка нуждалась только в эмоциональном общении (улыбка, интонация, ласковые прикосновения), теперь она хочет быть понятой, ищет отклик у мамы.

Мама должна предлагать дочке игрушки, предметы, с которыми можно действовать: разбирать, собирать, вкладывать одно в другое. При этом обязательно сопровождать и свои, и дочкины действия словами. Стараться, чтобы и дочка говорила, не выполнять ее просьбы, если они не сопровождаются ее словами, которые она в состоянии произнести. Помогать ей произносить слоги, слова, понятные окружающим.

Задача. «Сегодня Саше исполнилось 1 год 5 мес. Многое нужно отметить в его поведении, что вновь появилось в последний период или приняло новые формы. В ответ на запрещение («нельзя») проявляет упрямство и упорно пытается повторить какую-нибудь шалость. Только путем отвлечения удается прервать то или иное упрямое желание. Иногда в ответ на запрещение начинает капризно плакать, бросаться на пол, дергает руками и ногами, но такие истерики бывают с ним нечасто. Его легко и быстро удается отвлечь от шалостей». (Из дневника A.M. Менчинской.)

♦     Почему Саша «показывает характер»?

♦    Какова основная причина первых кризисов?

♦   Как должен вести себя взрослый в подобных ситуациях?

Ответ. Основная причина кризиса назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают. Саша «показывает характер», так как в этом проявляется его начинающееся стремление к самостоятельности, что ярко проявляется чуть позже, к 23 годам.

В описанных ситуациях взрослый поступает правильно, отвлекая ребенка от шалости, иначе подобное поведение может закрепиться.

Задача. Из разговора двух молодых мам: «Моя Алена (2 года 10 мес.) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас как подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала. Ей уступили. Но она не успокоилась. Ведь к бабушке ей на самом деле хотелось.

В другой раз попробовали настоять на своем. Но она опять расплакалась, повторяя: «Не хочу, не пойду».

Что случилось с девочкой? Объясните причину.

♦  Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей.

Ответ. На третьем году у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, негативном отношении. Причем негативизм трехлетнего ребенка сложнее прежнего кризиса первого года.

В три года ребенок хочет признания самостоятельности. Но к такой форме поведения он еще не готов, что является противоречием, на основе которого развивается кризис.

Если взрослый настаивает на своем, пытается «сломить» детское упрямство, возникает психологическая защита: а) ребенок привыкает к отрицательной оценке взрослого, б) перестает «слышать» замечания. Могут возникнуть невротические симптомы.

При «победе» взрослого над самостоятельностью ребенка он (ребенок) может вырасти безвольным, малоинициативным либо упрямым и жестким.

Задача. Охарактеризуйте кризис трех лет.

 Какой должна быть стратегия поведения взрослого с ребенком?

Ответ. Трехлетние дети не только забавные и смышленые карапузы, но и самостоятельные, зрелые личности.

Кризис трех лет считается самым ярко выраженным. Ребенок начинает общаться с большим количеством людей. Его детская непосредственность может обернуться и агрессивностью. Донести до ребенка: «Никого нельзя обижать!»

При проступке научить искренне просить прощения ( «Извините» ). В три года у ребенка обостряется чувство собственности. Не торопитесь обозвать его жадиной. Научите его делиться с другими: «Вот тебе синий совочек, а красным я хочу играть». Иначе, когда он вырастет, будет идти на поводу у более настойчивых детей. В три года ребенок должен знать, что у взрослых, мамы и папы есть своя территория и своя собственность:

а) время, которое он сможет потратить только на себя;

б) вещи, которыми он не захочет делиться никогда и ни при каких условиях.

Ребенок должен помнить определенный свод правил, нарушать которые нельзя нигде и никогда:

а) подходить к горячим предметам;

б) разговаривать с посторонними.

В общении с трехлетними следует вести себя очень корректно, уважая их мнение и выбор.

Планируя игру с ребенком, надо ставить перед ним лишь посильные задачи. Иначе появятся обида, неуверенность («У меня все равно ничего не получится» ).

Этот возраст хорош для начального обучения (стишки, скороговорки, песенки, музыка, рисование ).

Задача. Андрюша (6 лет 5 мес), закатив истерику, еще помнит, что делает это, чтобы не пить горькое лекарство. Затем поток эмоций захлестывает его, он требует купить машинку. Это требование возникает лишь для того, чтобы продлить возникшую эмоциональную бурю.

Допустим, машинку ему купили. Тотчас возникает новый повод для криков и слез.

♦  Чем объяснить подобное поведение Андрюши?

♦   Спрогнозируйте поведение ребенка, если ему постоянно будут уступать.

♦  Ваши действия в этой ситуации?

Ответ. Такое поведение свойственно детям 6 лет. Конец дошкольного возраста и начало школьного характеризуется кризисом.

В данной ситуации Андрюше нужна не машинка. Ему нужна победа над взрослым, необходимо внимание окружающих.

Если взрослый будет подстраиваться под ребенка, исполняя все его прихоти, то такое поведение ребенка будет закрепляться. Ребенок все больше и больше будет поглощен своими эмоциями.

В этот кризисный период страдает и сам ребенок от невозможности сделать свой внутренний мир доступным и понятным для окружающих.

Взрослый должен помочь ребенку преодолеть несоответствие внешнего и внутреннего, несовпадение желаний и их внешнего выражения.

Задача Витя (13 лет) успешно учится в 7 классе, в Доме техники строил модели кораблей. А к концу учебного года его работоспособность резко снизилась, появились плохие оценки, да и Дом техники перестал посещать. Интерес к кораблям исчез.

Катя, девочка-подросток, вдруг «ни с того ни с сего» в ответ на просьбу учительницы подобрать бумажки вокруг парты, грубит. Дима (12 лет 11 мес.) на мимолетное замечание отца о том, что задачу можно решить короче, краснеет, кричит: «Вас учили так, а нас не так!». Раньше отец был авторитетом для Димы, а сейчас он перестал доверять отцу. В семье Вани (12 лет б мес.) отношения формировались на основе уважения, ответственности, самостоятельности. Конфликтов с родителями не было.

А сейчас проблем у Вани много, и все надо решать самому. Трудно спросить у отца по поводу девочки, которая ему нравится. И как трудно себя уважать, когда появляется неверие в собственные силы. Возникают внутренние конфликты Я с Я.

♦  Что объединяет эти, казалось бы, разные случаи?

♦  Что происходит с подростками?

Ответ. Во всех случаях проявления кризисного периода. В подростковый период возникают конфликты с учителями, родителями, взрослыми; вспышки гнева в ответ на самые безобидные, с точки зрения взрослого замечания. Оценки взрослых, которые относятся к подростку, как к ребенку, им не принимаются.

В подростковом периоде личность дисгармонична, поэтому этот период является и этапом самопостижения и началом самостоятельной работы по созданию собственной индивидуальности, по проектированию будущей жизни. Как подросток выйдет из противоречий? Обретет ли уверенность? Или возникнет ощущение собственной никчемности? В какой социальной группе подросток самоутвердится?

Труднее выходить из кризиса подросткам, которых искусственно освобождали от сложных проблем, которых излишне оберегали от трудностей жизни.

Задача. Проведите психологический анализ особенностей воспитания детей двумя мамами.

Первая старается во всем помогать своей четырехлетней дочери Оле, заранее выбирает для нее игрушки, одежду, еду и др. Ей кажется, что она лучше знает, что в каждом конкретном случае необходимо ее дочери. Например: «Вот тебе, — говорит мама, — новая игрушка, она хорошая и тебе понравится».

Вторая мама в воспитании Нины (4 г. 5 мес.) старается создать ситуации, где бы дочь могла сама себе выбирать игрушки, еду, одежду. Например, она говорит дочери: «Сегодня можно надеть яркое, красивое платье, но оно будет быстро пачкаться. А можно надеть другое, не очень нарядное, ноне маркое».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Каждый раз мама и дочь вместе в каждом случае определяют преимущества и недостатки той или иной вещи, той или иной ситуации.

♦  В чем принципиальная разница в подходах к воспитанию детей с точки зрения руководства самодвижением ребенка?

♦   Что является движущей силой психического развития ребенка?

Ответ. В воспитании у первой мамы нет противоречивых ситуаций. Она все сама решает за ребенка.

Вторая мама старается создать такие ситуации, чтобы дочери пришлось самой решать эти противоречия. Противоречие является источником самодвижения и развития объективного мира и познания, а умение с ними «работать» важнейшая составляющая творческого мышления.

Мама учит Нину выявлять противоречия свойств предметов и явлений окружающего мира. А это шаг к решению конкретной проблемы.

Мама Оли щадит психику дочери, уводит её от противоречий. Это грубая ошибка.

Задача. Э. Эриксон, изучая воспитание детей в индейских племенах, обнаружил, что в каждой культуре имеется свой особый стиль материнства, который каждая мать воспринимает как единственно правильный. ♦ Чем определяется тот или иной стиль воспитания в культуре?

Ответ. Стиль воспитания определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит его племя, класс.

У общества есть ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать. И тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

1. В племени сиу (охотников на бизонов) детей не пеленают, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и не ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на идеал своего племени сильного, отважного охотника. Ожидается, что охотник будет смелым, решительным, инициативным; щедрым с соплеменниками и жестоким в отношении к врагам.

2. В племени юрок (рыбаков, собирателей желудей), наоборот, детей рано отнимают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Ожидается, что они вырастут молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству

.

Задача. Э. Эриксон писал, что продолжительное детство делает из ребенка виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах.

♦  Выскажите свое отношение к суждению Э. Эриксона.

♦  Происходит ли удлинение периода детства с развитием общества?

Ответ. Человеку свойственно иметь продолжительное детство. С развитием общества продолжительность периода детства удлиняется.

Почему концепция жизненного пути личности Э. Эриксона называется эпигенетической?

Ответ. Эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития. Все, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое.

Эпигенетическая концепция в биологии подчеркивает роль внешних факторов в развитии новых форм и структур.

Последовательность стадий  результат биологического созревания, но содержание развития определяется ожиданиями общества, к которому принадлежит человек.

Задача. Ребенок впервые увидел помидор.

Как ребенок должен осуществлять действия ассимиляции и аккомодации? (По П. Пиаже)

Ответ. Ребенок, впервые увидев помидор, может принять его за мяч (круглый, катится), включив его тем самым в категорию знакомых предметов (ассимиляция). Однако, убедившись, в том, что помидор не отскакивает от полай что им нельзя играть, он соотносит имеющуюся у него мыслительную схему со свойствами реального предмета. И вырабатывает новые представления (т. е. осуществляет аккомодацию) и таким образом достигает равновесия соответствия своих мыслительных структур с объектами реальности.

Задача. Митя снова и снова дергает шнур. Ему это доставляет удовольствие.

На какой стадии развития интеллекта (по Ж. Пиаже) находится Митя?

♦  Каков его примерный возраст?

Ответ. Митя находится на стадии элементарных навыков, по Ж. Пиаже. Ему нравится сам процесс повторения действия. Такие действия подкрепляются собственной активностью ребенка ради удовольствия. Мите примерно 34 месяца.

Задача. Ехавшие в автобусе обратили внимание на спокойную, румяную девочку, сосредоточенно посасывающую соску-пустышку. Ее модно одетая мама пояснила, что соска красивая, фасад не портит.

 ♦ Следует ли приучать ребенка к соске?

Ответ. Рефлекс на соску у ребенка вырабатывается очень быстро. Ребенок успокаивается. Сосредотачивается на процессе сосания и отвлекается от окружающего его мира вещей. Выражение лица становится отрешенно-тупым. Ребенок не проявляет никакого интереса к «калейдоскопу» картин окружающего мира. А это должно определять его психическое развитие.

Задача. Может ли имя воздействовать на судьбу своего носителя, его психическое развитие?

Ответ. Да, может. Человек чувствует особую значимость своего имени, имен окружающих его людей.

Наблюдения показывают, что люди с забавными (странными) именами в 4 раза больше предрасположены к психологическим комплексам. Ребенок с именем, вызывающим насмешку, находится в оборонительной позиции, что формирует определенные черты характера.

Мы, сами того не замечая, проводим мгновенный анализ имени собеседника по таким характеристикам:

  • обычность необычность имени;
  • однозначность принадлежности к мужчине или женщине (или двойное имя);
  • гармония имени с личностью, фамилией;
  • принадлежность к определенной национальности, современности, культуре;
  • закрепленность имени в этой культуре.

Выбирая имя ребенку, надо учитывать, что:

  • имя мальчика должно подчеркивать его мужественность, а девочки

           женственность;

  • имя не должно быть слишком длинным и трудным для произношения;
  • имя должно сочетаться с отчеством;
  • хорошо образовывать уменьшительно-ласкательные имена.

Задача. Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев что-то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за ним произнесенные слова: это поощряет его к дальнейшему разговору. Ребенку будет приятно узнать, что взрослый его понимает.

 ♦ Как взрослый должен повторять слова ребенка: как тот произносит или как надо взрослому?

Ответ. Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная слово правильно, не сразу может его проговорить из-за несовершенства речедвигательного аппарата.

Задача. Можно ли предположить, что няня Арина Родионовна еде-1 лала из Пушкина русского поэта?

Ответ. Да, можно. Рассказывая народные сказки и напевая колыбель- I ные песенки, няня «заложила» в будущего гения программу ритмики рус- j ского языка.

Звук, слово и речь формируются в онтогенезе синхронно и последова-1 телъно на разных стадиях развития.

Задача. Можно ли прогнозировать дальнейшее поведение ребенка: Будет ли он расти покладистым, общительным, жизнерадостным? Или будет чрезмерно возбудимым, взрывным, импульсивным и т.д.?

Ответ. Знать новорожденного, конечно, надо. Но это еще не все для прогноза, как сложатся его жизненные обстоятельства.

Очень многое зависит от того, какими будут его родители как посредники ребенка с окружающим миром.

Родители могут быть «легкими» (любящими, терпеливыми, спокойными), создающими в доме теплую, доброжелательную обстановку.

Родители могут быть «трудными» (нервными, раздражительными, очень строгими и требовательными), создающими в доме напряженность, отрицательное отношение или чрезмерную опеку.

Задача. В кризисные периоды очень ярко проявляется двойственность отношений к ребенку. С одной стороны, раздражает упрямство трехлетнего малыша, а с другой — пугает («Какой вредный»).

 ♦ Какова должна быть тактика поведения взрослого?

Ответ. Основная задача не объяснять и не искоренять упрямство, а переводить его в настойчивость. Направлять активность ребенка в правильное русло деятельности.

Взрослый не имеет права стоять стеной на пути детской самостоятельности. Ребенок растет, отстаивает свою самостоятельность, свое право на действия по собственным решениям. Иначе возникнет чувство вины, которое он пронесет через всю жизнь.

Нравственное воспитание начинается с усвоения ключевых слов: «надо» и «нельзя». Это развивает ориентировку малыша в окружающем мире и обязывает его. Запретов должно быть мало, но высказывать их нужно твердо!

Тянется к очкам бабушки... Нельзя! Не послушался. Опустите на пол. Или переключите озорной жест на ласковый: «Поправь у бабушки очки, погладь ее». Каждому «нельзя» противопоставляйте альтернативное «можно».

Задача. В первое время ребенок нуждается в теплом, дружеском общении с окружающими людьми, чтобы утвердиться в доверии к миру.

 ♦ Значит ли это, что необходимо удовлетворять любые потребности ребенка и крутиться около него, только бы он не плакал?

Ответ. Нет, не значит. Удовлетворяя все потребности ребенка, мы тем самым задерживаем процесс психического развития. Не даем ему возможности самому включаться в действие по удовлетворению собственных потребностей. Исключение составляют потребности, связанные с охраной жизни и здоровья ребенка.

Задача. Родители Нины заметили, что в первые 2—3 месяца их дочка легко вступала в контакт с любым человеком, а к 6 месяцам, узнавая знакомое лицо, отдавала ему некоторое предпочтение перед чужими. После 6 месяцев девочка стала очень избирательна в своих контактах. Стала больше тянуться к родителям, неизменно отстраняясь от незнакомых людей.

  С чем связана такая метаморфоза?

Ответ. Это свидетельствует о появлении у девочки чувства привязанности к родителям. У младенцев постепенно (к 6 мес.) формируются эмоционально-психологические связи с любящим их человеком.

Задача. Охарактеризуйте элементы эмоционального общения взрослого с младенцем.

Ответ. Элементы эмоционального общения:

  • вглядывание в своего малыша;
  • ласковые слова;
  • колыбельная песня;
  • нежные прикосновения;
  • зрительный контакт «глаза в глаза».

Задача. Общение ребенка с близкими эмоционально укрепляет его. Общение с ровесниками закладывает социальные навыки.

  Необходимо ли ребенка учить быть одному?

Ответ. Да, необходимо. Ребенок, который не умеет оставаться один, очень зависит от окружающих.

Ребенка надо научить, чтобы он сам играл, слушал, созерцал, думал, сосредотачивался и т. д.

К желанию ребенка побыть наедине с собой надо относиться уважительно. Освободившись от психической усталости, он сам позовет взрослого для общения с ним. Но одиночество нельзя превращать в наказание.

Задача. Сначала гуление наблюдается даже у глухих детей. Они лепечут так, словно эти дети с хорошим слухом. Но позднее многие из них перестают произносить какие-либо звуки.

♦   Объясните, с чем такое явление связано?

Ответ. Глухие дети просто теряют интерес к произношению звуков, так как не могут слышать ни собственного голоса, ни тех звуков, которые издают другие.

Задача. Мама с присущей ей интонацией обращается к дочке (6,5 мес), спрашивает: «Где Миша?»

Оля быстро поворачивает голову к источнику голоса.

Мама показывает Мишу.

Оля заулыбалась, показывает пальцем:»Вот!»

♦  Почему при формировании связи слова и предмета вначале важна интонация вопроса?

♦   Какие еще условия необходимо соблюдать при обучении детей пониманию речи?

Ответ. Необходима многократность повторений взрослым, чтобы возникли связи произнесенного слова с предметом, на который указывают. Первоначально важно и постоянное местонахождение предмета. Интонация голоса эмоциональный тон.

Задача. Справедливо ли суждение «Дети, вплотную приблизившиеся к стадии освоения речи, могут вызвать изменение материнской речи?»

♦  Дайте психологическое обоснование.

Ответ. Да, справедливо. В период освоения речи ребенком родители стараются говорить при них очень отчетливо, употребляя больше вспомогательных глаголов. Родители обычно осознают, что им нужно улучшить свое произношение и знание грамматики, чтобы передать ребенку навыки правильной речи.

Задача. Плачущие, гулящие и лепечащие малыши издают одни и те же звуки, независимо от того, какой язык их станет родным.

Что же играет основную роль в усвоении ребенком родного языка?

Ответ. Основную роль должно сыграть социально-культурное окружение ребенка. Имитируя людей из своего социально-культурного окружения, дети вновь и вновь повторяют в процессе игры многие звуки, даже если не понимают их значения.

Это повторение, напоминающее эхо того, что дети слышат, ученые называют эхолалией.

Стадия усложнения лепета продолжается до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно употреблять свои первые слова (к 1 году). К этому времени они осваивают звуки языка и могут воспроизводить их по собственному усмотрению. Теперь можно сказать, что основа языка заложена в социальной среде, где и начинается его усвоение.

Задача. Дима и Митя — однояйцевые близнецы. И общаются они с помощью сложившейся у них автономной речи.

 Сделайте прогноз развития речи Димы и Мити.

Ответ. Если взрослый не будет давать образцов правильной речи, то автономная речь у братьев будет долго сохраняться.

Задача. Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную, правильную?

Ответ. Если ребенок, увидев птицу, произносит: «Гули-гули», то взрослый должен поддержать его активно-радостное настроение и сказать: "Да, это птицы голуби". Не заостряя его внимание на неправильно произнесенных им словах, сразу произнести слово правильно.

Задача. Как должно осуществляться общение с ребенком 2—3 лет во время умывания, чтобы:

   расширить его словарный запас;

   воспитывать положительное отношение к водным процедурам?

Ответ. Во время умывания мама должна «озвучить» процесс умывания так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции. Например,»Моем ручки водичкой тепленькой...Она журчит, льется...Мыло пенится...Ручки будут чистые...»и т. д. Так как это происходит регулярно, словарный запас ребенка расширяется. А эмоционально окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам.

Задача. Юля (2,6 г.) одевается на прогулку очень медленно. На замечания воспитательницы не реагирует.

По дороге домой мама обратила внимание на ее необычное состояние: молчаливость, расстроенность. После расспросов, глотая слезы, прокричала: «Ты ей скажи, своей воспитательнице, что я не копуша, вот!». ♦ С чем связана такая ситуация?

Ответ. Это связано с проявлением кризиса 3 лет, когда ребенок Обижается на самые невинные замечания. Острая обида обнаружилась позже. Обычное замечание, с точки зрения взрослого, нанесло ребенку душевную травму.

Задача. Почему именно общаясь со сверстниками, даже непонятливыми, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?

Ответ. Потребность быть понятым в общении, игре заставляет их высказываться яснее и правильнее. В результате речь, обращенная к сверстнику, становится более связной, понятной, развернутой и лексически богатой.

Задача. Детям 5—6 лет показывали фильмы. В них мужчины и женщины выполняли работу, которая обычно выполняется представителя ми другого пола. Мужчина был няней, а женщина — капитаном большого теплохода. После просмотра фильма задали вопрос: «Кто был няней, а КТ< i капитаном?»

 Дайте прогноз возможных ответов детей.

Ответ. В ответах детей утверждается противоположное тому, что -видели буквально минуту назад. Это объясняется тем, что дети хорошо усвоили типичные для каждого пола образцы поведения и социальные роли мужчин и женщин.

Задача. У детей раннего возраста поведение жестко определяется воспринимаемой ими ситуацией. Каждый предмет тянет ребенка к тому, чтобы он его потрогал, пощупал. Предметы диктуют ему, что и как надо делать. Так, дверцу можно открывать и закрывать. Это продолжается примерно до 3—4 лет.

 ♦ Как же научить дошкольника выполнять предметное действие осознанно и произвольно?

Ответ. Крики и страх наказания не помогут научить ребенка владеть собой. Речь сама по себе в этом плане побудитель слабый.

Если конкретная ситуация диктует ребенку его поведение, то необходимо с его действиями соединить речь. Например: «Что ты будешь делать с машинкой дальше?»

В играх, забавах, хороводах должны быть не только повторения действий, а главным образом действие как ответ  на слово. Речь постепенно поможет планировать, организовывать действия. Произойдет развитие произвольности поведения ребенка. А это одна из центральных линий развития дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. — М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. — 352 с.

Монография академика Международной Академии ЮНЕСКО доктора психологических наук Л. Л. Бочкарева — председателя Московского областного отделения Российского Психологиче­ского общества, ведущего н...

Рекомендации психолога воспитателям, психологу

Рекомендации по вопросу взаимосвязи в работе учителя, воспитателя, логопеда, психолога. Рекомендации психолога учителям, воспитателям по коррекции и развитию личности учащихся средствами искусства. Ре...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....