Этикет в формировании личностной успешности ребёнка.
статья на тему

Ракова Ольга Ивановна

В слове «успех» заложено несколько значений: положительный результат, удачное завершение чего–либо, признания людей, одобрение достижений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_slove.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

В слове «успех» заложено несколько значений: положительный результат, удачное завершение чего–либо, признания людей, одобрение достижений. Достижение успеха приобретаются человеком в детские годы.

Одна из ведущих задач педагога – воспитывать в ребёнке готовность к успеху, способствовать к успешной деятельности, успешному общению. В многогранной воспитательной работе необходимо обращать пристальное внимание на поведение дошкольников, на то, как они овладевают основными правилами этикета, на соблюдение этих правил во всех жизненных ситуациях.

Чтобы стать успешным человеком, ребёнку надо научиться подавать о себе, своих отношениях и желаниях верные сигналы. Дошкольникам  даются основные поведенческие правила, соблюдение которых делает их равноправными членами детсадовской группы и семьи, способными любить своих близких, дружить, играть, познавать, делиться знаниями с товарищами, переживать успех и отношениях.

Одна из основных задач, решаемая через познание детьми правил этикета, - обучение способам установления и развития коммуникаций. Осваивая этикет, дети учатся общаться с людьми: убеждать, договариваться, уступать  в спорной ситуации, примиряться, отстаивать своё мнение, просить о помощи и предлагать её, приветствовать, благодарить. Он осознает, что если хочешь, чтобы с тобой общались и вели совместные дела, надо выглядеть так, чтобы окружающим твой внешний облик доставлял удовольствие, т.е. всегда выглядеть красиво, эстетично, привлекательно.

Чтобы дети стремились к освоению этикета, им прежде всего необходима мотивация на обучение, которая может быть выражена следующим образом:    МЫ УЧИМСЯ  устанавливать доброжелательные отношения; проявлять любовь и уважение к близким людям, друзьям и товарищам.

МЫ ХОТИМ  создать дружеские отношения в группе, быть хорошими людьми – добрыми и красивыми, нравиться людям.

МЫ ЖЕЛАЕМ, чтобы нас принимали и понимали наши товарищи и близкие, чтобы они верили нам, доверяли нам.

Обучение правилам этикета происходит в процессе режимных моментов, через приобретение жизненного опыта.

Пришли в детский сад – как привлечь воспитателя и ребят к радостному общению с тобой? Поздороваться с ними, пожелать доброго дня и здоровья. Опрятно выглядеть, поскольку в опрятности и красоте облика заложен важный знак: я тебя уважаю и хочу нравиться.

Время застолья – как сделать так, чтобы оно протекало приятно для тебя и для других? Есть аккуратно, не разбрасывая крошки хлеба на столе, правильно пользоваться салфеткой и столовыми приборами. В начале застолья  пожелать всем приятного аппетита, а в конце поблагодарить за совместную трапезу. Обязательно сказать слово благодарности помощнику воспитателя, поскольку он многое сделал для того, чтобы дети красиво и вкусно ели.

В игре быть внимательным к товарищам, не обижать, уступать, действовать сообща на пользу всем и каждому.

На занятии  слушать воспитателя, никому не мешать трудиться, отвечать на поставленные вопросы, предварительно обдумав ответ.

Перед сном аккуратно уложить одежду на стульчик, чтобы она не помялась,

Уходя из детского сада обязательно сказать слова расставания:

«до свидания», «до завтра». И улыбнуться воспитателю, выразив ему свою благодарность.

Этим простым правилам общежития обучают родители, не всегда правда, соблюдая требовательность и системность. О них говорят воспитатель и его помощник, обращая внимание на то, что общежитие требует от каждого соблюдения тех правил, которые группа установила.

Однако эти правила оказываются трудными для исполнения, когда они выполняются лишь по обязанности, потому что «так взрослые велели».

Надо обязательно объяснить детям: без выполнения этих простейших правил человек не может вписаться в коллектив товарищей. Он не сможет в полной мере ощутить успех, поскольку никто не будет рад ему и его делу.

Обучение правилам этикета происходит и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте.

Младших дошкольников мы обучаем тому, как следует поступать в ситуациях, в которых они постоянно оказываются: приветствовать, благодарить, просить, обращаться по имени и по имени-отчеству, соблюдать чистоту, быть опрятным, мыть руки, правильно держать ложку и т.п.

Мы учим малышей собственным примером; например, встречая ребёнка, пришедшего в группу, весело, улыбаясь ему, говорим: «Доброе утро, Саша! Как хорошо ты выглядишь!». Что в этом приветствии мы сообщаем ребёнку? Мы его любим, ждали встречи с ним, рады, что он пришёл, нам нравится, как он выглядит, мы заметили, что он надел новую рубашку, что он с утра почистил зубы и причесался. Произошла передача знаков позитивного отношения к ребёнку.

Главная детская наука – научиться жить в группе и в семье. Дети создают своё общество, в котором становятся необходимыми и равноправными членами.

Старшие дошкольники усваивают поведенческие эталоны. Они могут анализировать своё поведение и поведение других людей, способны к нравственному выбору, т.е. к такому поведенческому шагу, который не ущемляет интересы товарищей группы, педагога, родителя, любого человека, с которым они общаются. Расширяются коммуникативные возможности детей.

Воспитатель в работе с детьми использует палитру словесных методов. Беседует о том, как они оценивают собственное поведение и поведение товарищей, как следует поступить в гостевых, застольных ситуациях, какие правила этикета и зачем соблюдаются в общественных местах (в транспорте и на улице, в театре и в музее). Он акцентирует внимание детей на раскрытии поведения героев народных сказок и художественной литературы.

Немаловажны практические методы, прежде всего упражнения, в которых отрабатывается поведенческая техника (уступи место старшему, скажи комплимент товарищу, положи на колени полотняную салфетку, преподнеси подарок или цветы и т.п.). Поведение человека состоит из огромного числа поведенческих фрагментов, которые следует отрабатывать с детьми. От закрепления техники действие в упражнении можно перейти к дидактическим играм, в которых эта техника закрепляется. Известно, что в игровой ситуации ребёнок легче и охотнее выполнит то действие, которое ему почему-то не даётся в ситуации реальной жизненной.

Наглядные методы не сводятся только к показу книжных иллюстраций, дидактических картин, мультфильмов и видеофильмов с поведенческой тематикой. Живым, ёмким и хорошо запоминающимся примером является поведение воспитателя и его помощника, родителей каждого воспитанника (а также бабушек и дедушек), гостей и посетителей группы, работников детского сада, наконец, поведение каждого ребёнка в группе.

Жизнь ребёнка в детском саду и за его пределами сопровождается правилами поведения, благодаря которым он проявляет уважение к людям, настраивает окружающих на общение с собой, привлекает к совместной деятельности и переживает состояние успешного осуществления своих дел.

Обучение правилам этикета ведёт детей от выполнения внешних, общепринятых форм поведения к усвоению нравственных принципов; от техники поведения к нравственной  и эстетической поведенческой основе. Оно вооружает детей техникой установления коммуникаций и способствует, в конечном счёте, формированию личностной успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребёнка - дошкольника"

    Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети ...

Сообщение «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребёнка-дошкольника»

 Учёные единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, сказочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. По эстетической значимости и влияние на общее развитие ребён...

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребёнка-дошкольника

Консультация для родителей "Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребёнка-дошкольника"...

Презентация к родительскому собрания "Формирование личностных качеств ребёнка"

Презентация к родительскому собранию "Формирование личностных качеств ребёнка"...

Мастер - класс для педагогов "Этикет в формировании личностной успешности ребенка"

quot;Этикет в формировании личностной успешности ребенка"...

Педагогический совет «Этикет в формировании личностной успешности ребёнка»

Педагогический совет«Этикет в формировании личностной успешности ребёнка»Сегодняшние дети не всегда ценят, уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя в ...