Мастер - класс для педагогов "Этикет в формировании личностной успешности ребенка"
консультация (подготовительная группа)

Попова Елена Георгиевна

"Этикет в формировании личностной успешности ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Этикет –  это принятые нормы и правила

поведения  в обществе

для успешного и приятного общения людей.

Мастер – класс.

« Этикет в формировании

личностной успешности ребенка»

Цель:  

- Создание  педагогических условий, для повышения уровня личной успешности  и формирование умений  и навыков столового этикета у детей дошкольного возраста.

Задачи: 

- Формировать знания, умения  и  навыки столового этикета через различные виды деятельности.

- Развивать интерес , активность и инициативность детей используя разные формы организованной деятельности.

                                          Ход деятельностью:

Музыкальный номер « Леди Совершенство»

Здравствуйте!  Добрый день!

Давным-давно люди поняли, как важно поддерживать друг с другом хорошие, добрые отношения. Это трудно, потому что каждый человек думает и поступает по-своему, у людей разные взгляды на жизнь и разные интересы.

Чтобы никого не обижать напрасно, чтобы быть приятными и привлекательными, люди придумали и установили особый порядок поведения, удобный для всех, и назвали его этикетом.

Мы -  Леди Совершенство! Пусть каждый стремится к совершенству... !

Стихотворение «Что такое этикет?»

Это можно,

Это нет…

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике.

- У людей на языке…

Очень просто

Жить культурно:

Все прекрасно,

Что не дурно.

(А. Степанов)

 ------------------

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.

(А. Усачёв)

Слайд № 1 Этикет

Этикет – французское слово фр. etiquette – ярлык, этикетка обозначает «свод правил поведения, принятых в определенном обществе».

Из истории Этикета!

Слово Этикет вошло в международный лексикон со времен правления французского короля Людовика 14. На формирования этикета влияли многие обстоятельства :

- обычаи и традиции народа

- уровень развития морали,

- внешне политическое развитие государства.

Большинство обычаев так и остались национальным достоянием , а некоторые были приняты другими народами.

В скандинавских странах почетное место предоставлялось главному гостю. Из рыцарских времен пришел обычай, садились  парами за стол - ели с одной чашки и пили с одного кубка. На Руси встречали гостей хлебом и солью в знак уважения! И не важно, в какой стране вы находитесь важно соблюдать важные правила поведения - Этикет.

Какие виды этикета вы знаете? (ответы педагогов)

  Слайд № 2 Виды этикета

Этикеты бывают:  

  • речевой,  
  • семейный,
  • столовый,
  • гостевой,
  • подарочный,
  • танцевальный,
  • этикет внешнего вида
  • телефонного разговора,
  •  межличностных отношений,
  • письма и др.

Этикет влияет и на развитие успешной личности ребенка. Что такое успех? Что такое успешность? (ответы педагогов)

Слайд № 3 Успех  и Успешность.

В слове «успех» заложено несколько значений: положительный результат, удачное завершение чего-либо, признание людей, одобрение достижений.                                                                               Состояние, которое позволяет человеку поверить в собственные силы, почувствовать себя нужным людям определяется словом «успешность».

        Мы убеждёны:  достижение успеха, радость переживания успешности приобретаются человеком в детские годы.

 В любом случае для успешности нужны такие качества, как умение определить цель. Составить и реализовать план ее достижения, а еще позитивное отношение к миру и людям.

                                                      Все это закладывается в детстве.  

                                                               

Одна из ведущих задач педагога - воспитать в ребенке готовность к успеху, способность к успешной деятельности, успешно общению и к отношениям, которые  этому  способствуют.

Мы неоднократно подчеркивали значение этикета в жизни  человека и общества , говорили о необходимости обучения детей этикетным правилам . С помощью которых каждый сообщает окружающим сведения о себе ,  принципиально важные в развитии общения , именно: о своем настрое на жизнь , об отношении к людям и отношении, которого ждем к себе . том, к чему стремиться, чего желает  и на что надеется.

     

Осваивая этикет,  дети учатся общаться с людьми: убеждать, договариваться, уступать в спорной ситуации, примиряться, отстаивать свое мнение, просить о помощи и предлагать ее, приветствовать. Благодарить. Он осознает, если хочешь, чтобы с тобой общались и вели совместные дела, надо выглядеть так, чтобы  окружающим твой внешний облик доставлял удовольствие, т.е. всегда выглядеть красиво, эстетично, привлекательно и соответственно ситуации . Чтобы дети стремились к освоению этикета, им прежде всего необходима мотивация на обучение через равные приемы и методы.

Слайд № 4   Методы и приемы формирования этикета.

     -  Личный пример взрослого    

      - Игра (сюжетно ролевая, дидактическая, театральная и др.)

1.Дидактическая игра "Что чем едят"

Цель: закрепить знания и представления ребенка о  том, что как и чем едят.

        Перед детьми карточки с изображением: вилки, ложки, ножа и вилки, руки. А также карточки с изображением различных блюд и продуктов. Дети должны разложить картинки по группам, т.е что едят руками, что едят при помощи ножа и вилки, ложки или вилки.

2. Дидактическая игра  «Сервировка праздничного стола».

Цель : закреплять знания детей о правилах сервировки праздничного стола.

      Дети делятся   на команды, предварительно выбрав себе один из четырех предложенных жетонов(красный жетон- детский день рождения, желтый- праздник «8 марта», белый-« Новый год». Таким образом, получилось 3 команды.  Необходимо,  используя карточки с вариантами столовых приборов, предметов сервировки, вариантов кондитерских изделий и закусок, праздничных атрибутов  (в том числе и шуточных вариантов) накрыть праздничный стол соответственно теме.

3.Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Цель: помочь Незнайке расставить посуду для чаепития на кухне, на полки.

Незнайка расставил предметы посуды на кухне. Нужно проверить  правильно ли он это                    сделал!

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний:

 - блюдце, ложечка, сахарница, сковорода. (Из сковороды не пьют чай).

- Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

- Салфетка, конфетница,  скатерть, кастрюля (кастрюля не прибор сервировки).

- Чайник, самовар, десертная тарелка,  половник (не чайная посуда).

   

  • Художественная литература ( сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки и др.)
  • Наглядные ( иллюстрации, таблицы, презентации, мнемосхемы и др.)
  • Видео материал (подбор мультфильмов и  видео уроков)
  • Практические ( упражнения, разбор проблемных ситуаций , нравственно- этические игры, специальные занятия по этикету и др.)
  • Участие родителей в воспитании культуры поведения у ребенка

Слайд №5 Столовый этикет

1. Правила поведения за столом.

    2. Посуда и столовые приборы.

    3. Сервировка стола.

    4. Дежурство.

 Сегодня хотелось бы поговорить о столовом этикете, то есть об умении вести себя за столом. Ведь, культура еды это один из показателей, характеризующих культурного человека. От этого зависит, уверенно ли он чувствует себя в обществе , как воспринимают его окружающие . И мы, взрослые , должны научить ребёнка вести себя так, чтобы ему было комфортно в любой ситуации , а нам не было стыдно и неловко за его поведение . Кроме того , человек , умеющий вести себя за столом , выглядит красивым и привлекательным , оставляет приятное впечатление о себе.

Задание педагогам.

  1. Проблемные ситуации.
  2. Сервировка стола к празднику  ( День рождения и Новый год).
  3. Блиц -  турнир.


1. Чем берут хлеб из корзины?
2. Чем едят макароны?
3. Чем размельчают овощи?
4. Куда нужно положить ложку, размешав сахар в чае?
5. Какие фрукты едят руками?
6. Когда приборы кладут параллельно друг другу?
7. В какой руке держат нож?
8. Как нужно наклонять тарелку с супом?
9. Что нужно делать, если вилка упала?
10. Как нужно разговаривать за столом?
Вопросы второй команде:
1. Как едят хлеб?
2. Чем едят рыбу?
3. Чем размельчают мясные блюда (котлеты)?
4. Куда нужно положить ломтик лимона, отжав его в чае?
5. Какие фрукты едят с помощью вилки и ножа?
6. Как приборы кладутся, прервав есть?
7. В какой руке держать вилку?
8. Как нужно вести ложку с супом?

    Соблюдать этикет — значит соблюдать правила поведения, которые придумали люди, чтобы всем было хорошо, чтобы удобно было общаться друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этикет в формировании личностной успешности ребёнка.

В слове «успех» заложено несколько значений: положительный результат, удачное завершение чего–либо, признания людей, одобрение достижений....

Мастер-классдля педагогов ««Использование метода кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»»

Знакомство участников мастер-класса с методом кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста. Представить модель кинезиологического тренажера. Повысить мотивацию педагога к овладению нетради...

Педагогический совет «Этикет в формировании личностной успешности ребёнка»

Педагогический совет«Этикет в формировании личностной успешности ребёнка»Сегодняшние дети не всегда ценят, уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя в ...

Консультация для педагогов «Формирование личностных качеств ребенка дошкольника»

Познакомить педагогов с основными (базовми) личностными качествами человек, с тем как они формироуются и влияют на характер, направленность, мотивацию личности...

Консультация для педагогов на тему:«Формирование личностных качеств ребенка в процессе театрализованной деятельности»

Консультация для педагогов на тему: «Формирование личностных качеств ребенка в процессе театрализованной деятельности»...

Консультация для педагогов: «Формирование личностных качеств ребенка в процессе театрализованной деятельности»

    Дошкольный возраст - это период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, начало развития общения со взрослыми и сверстниками. Социальное развитие не менее необходимо л...