Самообразования План Костромитиной 2017-2018
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Костромитина Алла Валентиновна

План самообразования Костромитиной А.В. на 2017-2018 уч. год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostromittinasamoobrazavanie.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию воспитателя  группы №9 «Фантазеры»

на 2017-1018

МАДОУ-№40

«Золотая рыбка»

Костромитиной А.В.

Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Направление: Познавательно-речевое.
Образовательная область:Познание.

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию познавательных знаний и умений у детей старшего  дошкольного возраста.
Задачи:
- Создание условий для формирования у детей познавательной компетентности;
- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с познавательного характера экспериментированием;

 - развитие у детей интереса к экспериментированию;

 - содействие процессу формирования у детей чувства ответственности в практической деятельности;
- оказание необходимой помощи семьям в вопросах познавательного воспитания детей. Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития

традиционны:

• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов,презентаций.

• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная

деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Ожидаемый результат.

Познавательно – речевое развитие является одним из важнейших разделов

дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будеторганизована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности дошкольного обучения.

Развитие речи дошкольников происходит не только на занятиях, но и во время игры,

Предполагаемый результат : сформировать у детей познавательно-речевые знания, умения, навыки, проявляющиеся в повседневной и учебной деятельности.

Форма самообразования : индивидуальная.

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделитьследующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную

направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающеевысокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детскомколлективе, общаясь с педагогами, учится у него многому, в том числе и культуре речи.Аеще,ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не

искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные илинезнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждыйдень сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний ипреставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным.

Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки,потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельносделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательноувеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок долженполучать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их

назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти  используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, оприродных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям.Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всёрассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество

свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать

любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и

доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские

мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание

окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития,тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорноговоспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, тоесть умение различать и называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развитиядошкольников является игра. И если во время организованной образовательнойдеятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразитьзнания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найтиединомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют напознавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире,

способствуют развитию речевого диалога.

2

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла

обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности,

расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку,обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует.А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить,

классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решениипознавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старшихдошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решатьеё, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развитиядетей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные видыдетской активности. Главный принцип её оформления - доступность. Всё, что в нейпредставлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны долженобязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разнойнаправленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции,демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и

проведения опытов, мини-библиотеку.

Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложныйкомплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Ноесли педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем вусвоение задач у детей не возникнет.

Этапысамообразования

Дидактический материал с обоснованием и описанием.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

2016

  • Постановка проблемы.
  • Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
  • Определение цели и задач работы над темой. Прогнозирование результатов.
  • Доклад на тему: «Развитие речи ребенка с помощью познавательных занятий и дидактических игр.»

2016-2017 г.

Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта.

Формулировка цели и задач работы над темой

Выступление на педагогическом совете по  теме: «Развитие речи ребенка с помощью познавательных занятий.»

2017

 Формирование методического комплекса.

2016 г.

Наличие методической копилки по теме

2017

  • Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.
  • Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2017 г.

Наличие результатов работы по теме самообразования.

Распространение опыта среди педагогов.

Месяц

Воспитателями

Воспитанниками

Родителями

Сентябрь

"Что такое «знание"и «познать»? Познакомить детей с понятиями “Знание, познать”. Развивать интерес к познавательской деятельности. Способствовать воспитанию творческой личности.

Акция «Уроки семьи и семейных ценностей»

Октябрь

Консультация для воспитателей «Развитие познавательного  интереса на занятиях»

2. "У каждого есть имя" Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст

Папка – передвижка «Права детей»

. "В гостях хорошо, а дома лучше". Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги.

ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

. "Кто где живет?". Ознакомление детей с разными странами и народами Страна, народы, географическая карта, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия

Анкетирование «Понимаете ли вы своего ребёнка»

Практикум для воспитателей  «По познавательному развитию»

"Моя Родина".Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия. Россияне, столица, город, флаг, герб, территория.

Декабрь

"Хочу или надо?"Развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков совместной деятельности, Помощь, поступок, заботиться, ухаживать, обида, прощение, дружба, друг, приветливо,

Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых

Оформление папки передвижки. Тема: «Познавательное развитие в жизни ребенка»

Худо тому, кто добра не делает никому". Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора ,плохой поступок, зло, добро, зло, жадность, щедрость.

Январь

"Чего вдругом не любишь, того и сам не делай". Закрепление элементарных правил поведения в детском саду, формирование навыков вежливого обращения и поведения. Уважение, терпение, внимание, понимание, правила, добрый, вежливый, внимательный, отзывчивый, нежадный..

Консультация «Детская ложь за и против»

Показ открытых мероприятий(занятия, игры,развлечения)

"Секреты вежливости". Ознакомление с правилами вежливого отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения. Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, вежливые слова, до свидание, здравствуйте и др.

Февраль

. "Дети и взрослые ". Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик, старушка, возраст, помощь, забота.

Памятка «Жестокое обращение с детьми»

"Жизнь дана на добрые дела". Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела.

Март

Проведение мастер-класса с воспитателями детского сада

"Как дружить без ссоры". Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться

Собрание «Познавательное развитие старших дошкольников»

Апрель

. "Труд и отдых". Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе Труд, работа, помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых

Собрание «Познавательное развитие старших дошкольников»

Отчёт о проделанной работе за учебный год

Грамоте учиться всегда пригодиться". Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Знание, обучение, образование, грамотный.

Май

. "Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок". Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимание, запрещено, смерть, травма

Анкетирование родителей. 

Диагностика уровня освоения детьми знаний и навыков

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

.
Изучение литературы:
1. Арнаутова Е.П.. Педагог и семья. –М.:. – Изд. Дом «Карапуз»,2001
2.Дыбина О.В Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – синтез,2005. 
3.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в старшей группе детского сада. –М.: Мозаика – синтез, 2012
4. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.

5.Санкина Л.К. Познание предметного мира. – Волгоград: Учитель, 2009
6.Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2010
7. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 200

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план на 2017-2018 и 2018-2019 г.г.

Тема: " Дидактическая игра, как средство развития психических процессов у детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию воспитателя на 2017-2018 уч.год

Тема: «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики»...

План самообразования воспитателя на 2017-2018 учебный год.

План самооборазования воспитателя...

Программа по самообразованию воспитателя на 2017 – 2018 гг.

Тема: «Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инновационных и развивающих технологий через сказки и игровые моменты»...

Отчет по самообразованию воспитателя за 2017-2018 учебный год

Как известно, положительные эмоции составляют основу психологического здоровья и благополучия детей. Так же научно доказано, тонкие движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных...

Отчет по самообразованию и план на 2017 - 2018 учебный год

Результаты работы за 2016 - 2017 учебный год...

План профессионального самообразования воспитателя на 2017-2018 учебный год. ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста.

План профессионального самообразования воспитателя на 2017-2018 учебный год по теме "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....