Сеཾнсорཾная комната как срཾедཾстཾво развития эмоциональной сфཾерཾы дошкольников
консультация (средняя группа) на тему

Асеева Ольга Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorn_aya_komnata.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная  комната как средство развития эмоциональной сферы дошкольников.

Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда, в которой  организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната).  

Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми. Она выдвигает принцип обучения - от целого к частному. Это, по ее мнению, означает, что частность в процессе обучения выступает средством познание частного. Сенсорное развитие в системе М. Монтессори происходит с помощью дидактического материала, сгруппированного в зависимости от свойств предметов, знакомить детей, с которыми предлагалось, используя тактильные, барические, стереогностические, хроматические и другие ощущения. Взгляды М. Монтессори находят отражения и в современных системах сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие рассматривается как процесс усвоения общественного опыта, ведущий к формированию восприятия и представлений, обеспечивающих ориентировку в окружающем мире. При этом особое значение придается развитию специфических сенсорных способностей: зрительно – кинестетического регулирования орудийных практических действий, музыкального и речевого слуха и т.п. Формирование обобщенных сенсорных умений предполагает овладение ребенком сенсорными ориентировочными действиями и усвоение им системных сенсорных знаний, «алфавитов» сенсорных эталонов. Они помогают ему правильно «прочитать» полученную сенсорную информацию. Однако получить и раскодировать сенсорную информацию – это еще не решение задачи. Не менее важно включение полученного ребенком сенсорного опыта в его практическую деятельность (предметную, продуктивную, игровую), а также своевременное и правильное соединение его со словом, формирование плана представлений. Построенное таким образом сенсорное воспитание служит основой для целостного развития детей .

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему. Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики.

Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. При некоторых заболеваниях, например при детском церебральном параличе, нарушениях слуха и зрения, сенсорный поток депривирован. В этом случае необходима  дополнительная сенсорная стимуляция, которую удобней всего реализовать в темной сенсорной комнате, оснащенной стимуляторами различного типа. Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно – неприятно, комфортно – дискомфортно, прекрасно – безобразно .

В сенсорной комнате созданы все условия, в которых дети будут получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, дает возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время.

Использование сенсорной комнаты значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребенком, а этот этап является начальным во всей психокорреционной и развивающей работе. Очень удобно проводить работу по стимулированию и развитию общих движений, так как мягкое покрытие на полу и стенах создают безопасную обстановку, где ребенок защищен во время падений от ударов. Мягкое пространство обеспечивает простор и свободу для передвижения малыша.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. «Развитие восприятия различной модальности создает первичную базу, на которой начинается формироваться речь» (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно особое внимание уделить развитию восприятия ребенка.

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсомоторных и познавательных навыков не только для ребенка, но и для проведения психологических консультаций, тренинговых упражнений для педагогов.