Трудовое воспитание дошкольников.
статья на тему

Материал для воспитателей детских садов о трудовом воспитании детей разного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_doshkolnikov.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание дошкольников.

«Способность к труду и трудолюбие не дарованы ребенку природой, а воспитываются в нем. При этом труд не должен быть кабалой и насилием, а обязательно творческим, сознательным, радостным процессом и раскрывать потенциал личности. Важно переключать детей с одного вида труда на другой, тогда развитие будет разносторонним».

 А. С. Макаренко 

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.   Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.

Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, - именно та необходимая деятельность ребенка - дошкольника, которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, ко взрослой жизни. Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки.

3. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

Малыши помогают воспитателю ухаживать за  растениями в уголке природы и на участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой.
Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу.
Вместе с воспитателем малыши кормят  птиц на участке. Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно, так как всем необходимо сформировать элементарные трудовые навыки.
Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей, например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая. Труд этот будет организован как труд рядом.

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и эту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядки или поливают клумбу. Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснениями, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер.

В средней группе формы организации детей в процессе труда те же, что и в младшей.. Навыки детей средней группы еще очень несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.
Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян. При обучении новой трудовой операции воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Меняется и характер оценки труда.  Не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции.

Воспитанники старшей и подготовительной к школе групп под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделки грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай.

    В старшей группе вводятся дежурства  детей в уголке природы. Организуя  дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми   

 По  сравнению с предыдущим возрастом  значительно усложняется организация  коллективного труда. Здесь имеет место общий труд и труд совместный. При организации  общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий.

   Например, коллективная уборка в уголке природы, сбор семян для корма птиц и т.д.

    Имеет место наиболее сложный вид коллективного  труда - труд совместный. По этому типу может быть организован труд в  огороде, в цветнике. Одна подгруппа  вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

     Особенностью  руководства  трудом, в старшей  и подготовительной к школе группе, является и то, что воспитатель  обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.                

 Важную роль для организации данной деятельности имеет правильно созданное развивающее пространство, как в группе, так и на территории детского сада. С это целью в группе создается уголок природы, в котором находится календарь погоды. Состояние погоды в календаре дети фиксируют с помощью стрелок, а дату устанавливают с помощью съемных вкладышей. Так же в уголке природы дети могут познакомиться с признаками времен года. На подоконнике  группы можно разместить огород для посадки лука, укропа и петрушки, который служит местом для наблюдений. Постоянные и обязательные обитатели уголка природы – это комнатные растения. Для каждого растения составлен паспорт, в котором рассказывается о растении и условиях его содержания. На каждом растении имеется табличка с его названием. Дети узнают об условиях, которые необходимы растениям и помогают ухаживать за ними.

Весь инвентарь находится в уголке для дежурных.   При оценке труда дежурных обязательно учитывают и то, как дети убирают инвентарь по уходу за растениями, формируя у них, таким образом, навыки культуры труда. Чтобы у детей вырабатывалась ответственность за порученное дело, назначают дежурных в уголке природы небольшими группами – по два, три человека.    Они осматривают их, рыхлят землю в горшках поливают комнатные растения,  опрыскивают, обрывают сухие листья.                                                                                                                      Полученные результаты от своего труда приносят детям чувство удовлетворения, гордости, радости – не один ребенок не остается в стороне. Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире.   Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Вследствие коллективного трудребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.                                                                 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников !...

трудовое воспитание дошкольников

перспективные планы по трудовому воспитанию дошкольников...

Трудовое воспитание дошкольников.

В данной презентации, представлены задачи трудового воспитания на основе классификации Ю.К.Бабанского, В.И.Логиновой, В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре. Формы организации труда. Решение нравственных задач. Формы...

Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...