Главные вкладки

    Занятие в старшей группе "Путешествие в сказку"
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Ботвич Татьяна Петровна

    Занятие в старшей группе "Путешествие в сказку" предназначено для решение таких задач, как:

    -речевое развитие: формировать устную диалогическую  и монологическую  речь детей и способствовать развитию речевого творчества при составлении сказки;

    -художественно-эстетическое развитие: формировать эстетическое отношение к окружающему миру;                                                                   

    -познавательное развитие: содействовать умению  находить нестандартные подходы к решению задач; обобщать знания детей о подводном мире;

    -социально – коммуникативное развитие: формировать готовность детей к совместной деятельности, содействовать эмоциональной отзывчивости, сопереживанию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_v_skazku.docx29.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
    организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

     
    Тема: «Путешествие в сказку»

    Возрастная группа:  старшая, дети 5 лет
    Форма НОД:   путешествие по сказкам  
    Форма организации: групповая,  индивидуальная, парная
     Средства:
    наглядные: избушка Бабы-Яги,  настенное панно с изображением сказочной поляны,  крупный деревянный строительный материал, настенное панно с изображением подводного мира, картинки с изображением жителей подводного царства;

    раздаточный материал: цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, салфетки;

    музыкальные:  К. Сен- Санс «Аквариум», аудио-запись «Шум прибоя», «Сказочная песенка» в исп. Т. и  С. Никитиных.

     Задачи:

    речевое развитие:

    — формировать устную диалогическую  и монологическую  речь детей;

    — способствовать развитию речевого творчества при составлении сказки;

    художественно-эстетическое развитие: формировать эстетическое отношение к окружающему миру;                                                                    познавательное развитие: содействовать умению  находить нестандартные подходы к решению задач; обобщать знания детей о подводном мире; социально – коммуникативное развитие: формировать готовность детей к совместной деятельности, содействовать эмоциональной отзывчивости, сопереживанию.


      

    Этапы
    деятельности

    Содержание деятельности

    Действия, деятельность педагога

    Действия, деятельность детей

    Планируемый результат

    Психологический настрой

    Приветствие, установление зрительного контакта.
    (Играет сказочная музыка. Дети заходят в зал. Входит Сказочница.)
                       - Здравствуйте, ребята!  

    Создает атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка.

    Приветствие. Участвуют в групповых действиях.

    Психологическая готовность детей

    Вводно-организационный

    -Я  Сказочница. Пришла к вам из страны Сказок.  А вы любите сказки?

    Вовлекает в слушание. 
    Вводит элементы новизны. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

    Занимают свои места по кругу на ковре.
    Слушают.
    Получение информации. Выражают собственные мысли, чувства.

    Формальная готовность  к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания

    Мотивационно-побудительный

    Тогда я приглашаю вас в сказочную страну. Закройте глаза, произнесите волшебные слова: «Крекс, фекс, пекс»

    Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность. 


    Закрывают глаза, повторяют слова.

     

    Внутренняя мотивация на деятельность.

    Актуализация

    -Откройте глаза.      Вот, друзья, волшебный лес,                         Полон тайн он и чудес…Что вы видите на лесной полянке? Сегодня на поляне случилась беда. Утром белка вышла на 5 минут из своего дупла, а когда вернулась, не обнаружила запасенных грибов и орешков. Это точно сделал кто-то из героев на поляне. Но кто? Бабуличка-Ягуличка проводит настоящее расследование. Поможем Бабе-Яге выяснить?

    -1. Барсук утверждает, что на неделю ездил к бабушке. Правда ли это?

    2.Ондатра говорит, что только что вернулся с речки

    Так ли это?

    3. Еж говорит, что собирал грибы на засушку.

    4.Могла ли сова украсть запасы белочки?

    5. Причастен ли к исчезновению грибов и орехов кабан? Почему?

    6.Уточка и хомяк не могут вспомнить, что делали в это время.                  Может, виноват кто – то из них? Докажите. Что бы вы посоветовал хомячку? Продолжаем путешествие по стране Сказок.

    Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
    Стимулирует любознательность, интерес.
    Поощряет детей к высказываниям.
    Отвечает на вопросы детей.
    Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей.

    Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение.
    Отвечают на вопросы, рассказывают,
    объясняют.

    Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.      

    Получение нового материала.

    Расширение имеющихся представлений. Практическая работа

     -Я знаю, что вы многие желаете побывать в подводном царстве. Я предлагаю вам туда отправиться.

     На чем мы можем отправиться в подводное царство?

    Где мы его  возьмем?

     Тогда за дело.  Где у нас строительный материал?

    Приглашаю вас занять места

     

    Вовлекает в совместную деятельность.
    Инициирует общее обсуждение.
    Напоминает.

    Работают все вместе. (Дети строят корабль  на ковре.)

    Рассказывают.
    Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность.
    Осваивают последовательность действий.

     

    Осознанные, усвоенные умения, навыки и т.д.
    Овладение способами познавательной деятельности.
    Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

    Динамическая пауза

    Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее.  На счет «три» – погружаемся

    (В это время открывается ширма с изображением подводного мира, на камне нарисованная морская звезда, «лицо» ее грустное. )

    Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляемость.

    Звучит шум моря. Дети переступают с ноги на ногу, наклоняясь в стороны, считают до трех, садятся на ковер, «погрузились» Шум моря прекращается.

    Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

    Восприятие и усвоение нового. Творческая работа

    -Вот и дно морское Что вы здесь видите?

    Почему Морская Звезда грустная? Как мы ей можем помочь?

    Я предлагаю не только помочь вернуть  друзей для Морской Звезды, но и сочинить с ними  сказку.

    Посмотрите, а кто из героев мог бы быть другом Звездочке? Итак, начнем сказку

    Модель сказки

    • Жила-была... Кто?

    Она была какая: добрая или злая?
    • Какое добро умела делать?
    •  Что могло случиться на морском дне?

    Кто мог обидеть Морскую Звездочку и морских обитателей?

    •  Какое зло он всем причинял?
    •  Кто бы мог помочь морским обитателям?

      Что каждый герой скажет Морской Звездочке при встрече?
    • Как  наши друзья стали жить?
    • Что стали делать

    Вводит элементы новизны. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Вовлекает в совместную деятельность. 

    Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение.
    Отвечают на вопросы, составляют текст по предложенной схеме.


    Овладение способами познавательной деятельности.
    Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
    Любознательность и активность.

    Практическая работа

    - Посмотрите, чем еще мы можем пополнить морское дно?

     Я предлагаю вам для этого необходимый материал.

    Ребята, посмотрите, какое свершилось чудо – Морская звезда улыбается.

    Она вас благодарит за помощь.


     Попрощаемся  с жителями подводного царства.

    Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
    Стимулирует любознательность, интерес.
    Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы.
    Предоставляет возможность  детям обсудить, найти конструктивное решение.

    Используют материалы, которые можно применить для практической деятельности. Вырезают и наклеивают камешки, ракушки, песок.
    Ищут, находят решение.
    Наблюдают за преобразованием
    Выражают собственные суждения.

    Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.
    Умение работать в парах.

    Рефлексия

        - Вам было интересно путешествовать в стране Сказок?  Кто из героев сказочной страны вам особенно запомнился? Почему? С кем вы хотели бы дружить?  

     А вернуться из путешествия   нам поможет сказочная песенка. Встаньте друг за дружкой и двигаемся в такт музыке.

        До свидания, ребята! 

     Инициирует общее обсуждение.
    Активизирует обсуждение.
    Проявляет уважение к детским высказываниям.Выражает признательность

    Слушают.
    Выражают собственные мысли.
    Делятся впечатлениями.
    Двигаются в такт музыке друг за другом, уходят .

    Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

    Список используемой литературы

    1.Альтшуллер Г. С. К истории курса по РТВ. 1982.

    2.  Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию творческого мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998.

    3.Методика системного анализа сказочного сюжета / Методика Мурашковски И.Н. "Сказка, отворись" http://www.trizminsk.org/e/23207.htm;

    4. Никашин А. И. Дидактические игры для развития творческого воображения детей. Ростов-на-Д.: Аспект, 1991.

    5. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ (краткая справка)http://www.trizminsk.org/intr.htm


     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Голубая сказка"

    Данное интегрированное занятие помогает прививать детям любовь к сказкам, способствует развитию у них интереса к малым формам фольклора (загадки, заклички), формирует эмоциональный отклик и личностное...

    Конспект комплексного занятия в старшей группе «Осенняя сказка».

    Комплексное занятие (интеграция образовательных областей "Познание" и "Художественное творчество". Основная цель-познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования- печатание осенними листьями, зак...

    Интегрированное занятие в старшей группе Тема: «Сказка про домик, в котором никто не хотел жить».

    Цель:   развивать гуманное отношение к окружающему, эмоционально – волевую сферу и творческие способности через элементы изотерапии;проявлять положительные взаимоотношения со сверстниками...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе по сказке "Как лисичка бычка обидела"

    В: Ребята, давайте, улыбнемся друг другу и подарим улыбку нашим гостям. Молодцы, теперь у всех хорошее настроение!Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима) А как называется страна, в кото...

    Конспект занятия в старшей группе по сказке "Маша и медведь".

    Занятие по математике в старшей группе....

    Конспект занятия в старшей группе: По сказкам А. С. Пушкина

    Цели и задачи занятия: Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы» «Познание», «Коммуникация»....

    Конспект открытого занятия в старшей группе "Зимняя сказка" Нетрадиционная техника рисования солью.

    Цель: Учить передавать в художественной деятельности, с использованием нетрадиционного материала, красоту зимнего пейзажа.Задачи:1. Учить детей рисовать зимний пейзаж солью.3. Развивать познавате...