Материал к семинару "Традиции тамбовского края"
презентация на тему

Антонова Наталия Владимировна

Фрагмент большого и очень интересного семинара "Традиции Тамбовского края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tambov_traditsii_obychai_nravy.pptx2.28 МБ
Файл vystuplenie.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим…» В.С.Шефнер Культура Тамбовского края. Традиции, обычаи, нравы 1

Слайд 2

«Традиция», «обычай» - важнейшие элементы культуры каждого народа понятия тождественные в общих своих чертах, но имеющие свои характерные особенности и признаки 2

Слайд 3

«Традиция» Это все унаследованные социальные нормы поведения. Они относятся к культурному наследию 3

Слайд 4

Русское гостеприимство Ряжение на свадьбах и гуляньях Хлестать себя веником в бане. В старину от простуды люди лечились тем, что прикладывали к груди и спине листья растений. Особо целебными казались листья березы и дуба. Для удобства их собирали вместе с молодыми ветками, которые связывались в веники. Сжигание чучела в последний день масленичной недели на народных гуляниях. Традиция встречать Старый Новый год (более поздняя) Традиция обращаться к людям по имени отчеству Потчевание блинами — символом восходящего солнца н а масленичную неделю было обязательно Кулачные бои устраивались в период святок Празднование именин, а не Дня рождения Традиции русского народа 4

Слайд 5

Дома Тамбовской губернии 5

Слайд 6

Южновеликорусский тип планировки дома восточный 6 Бабий угол П ечь Передний угол Коник Долгая лавка Стол Примост

Слайд 7

Среднерусский русский тип планировки дома 7 Бабий угол П ечь Передний угол Долгая лавка Стол

Слайд 8

Традиционный женский тамбовский костюм 8

Слайд 9

9

Слайд 10

10

Слайд 11

11

Слайд 12

Головной убор - волосник 12

Слайд 13

Головное полотенце - урбус 13

Слайд 14

Кичка 14

Слайд 15

Сорока 15

Слайд 16

Традиционный мужской тамбовский костюм 16

Слайд 17

Обычай унаследованный стереотипный способ поведения, которое сформировалось в течение длительного времени 17

Слайд 18

Обычаи: Стегание освящённой веткой вербы 18

Слайд 19

Обычаи: Сохранение под Образами до Покрова дожиночного снопа 19

Слайд 20

Обычаи: Льняные смотрины 20

Слайд 21

Обычаи: Катание яиц 21

Слайд 22

Обычаи: Зажжение нового огня 22

Слайд 23

Обычаи: Ношение воды в решете 23

Слайд 24

Памятник Тамбовскому мужику 24

Слайд 25

Благодарю за внимание! 25



Предварительный просмотр:

1-2 слайд

Традиции и обычаи. Так часто слышим мы эти определения и понимаем под ними общепринятые эталоны поведения пришедшие к нам из  культуры русского народа.

Не каждый отличит традицию от обычая. Многие считают эти понятия тождественными, между тем отличия существуют.

3 слайд

По своему содержанию традиция гораздо шире обычая:

Традиции относятся к культурному наследию; они уважаемы и почитаемы в обществе Традиции Тамбовского края формировались благодаря культуре людей, которыми он заселялся.

4 слайд

Это были представители северо-западных областей от Тамбова.  Основная их масса была переселенцы из соседних уездов — Шацкого, Ряжского и Рязанского. Но встречались и жители далеких уездов — Смоленского, Ржевского, Дорогобужского, Владимирского и Московского.

Традиции  переселенцы несли с собой, но здесь они уже принимали свои особенности, сформировывались и передавались последующим поколениям.

Какие же традиции характерны для Тамбовщины?

5 слайд

Тамбовское традиционное жилище. 

Городские дома мало чем отличались от сельских. Строили их традиционно по всему краю лишь с некоторыми отличиями.

Это были рубленые деревянные, обычно крытые соломой избы, топившиеся по-черному. Окна за неимением стекла затягивались бычьими пузырями и пропускали очень мало дневного света. Убогим было и внутреннее убранство: земляной пол, дощатый стол с деревянными скамьями, занимавшая пол-избы русская печь, под потолком устраивались полати; на которых и спали, и сушили зерно. В зимнее время в избе вместе с людьми ютились домашние животные и птица. Лишь у самых зажиточных крестьян в избе выделялась светелка, вместо скамей были деревянный диван и стулья. В каждой крестьянской избе непременно имелась самодельная прялка, реже ткацкий станок.

Распространённая планировка в домах имела восточный южновеликорусский тип.

6 слайд

 Такой тип планировки характерен для большей части центрально-черноземной полосы — для областей Орловской, Курской, Тамбовской и Воронежской и для прилегающих районов Тульской и Рязанской областей. Изба, называемая в южных районах Курской и Воронежской областей хатой, расположена параллельно улице. Печь располагалась в дальнем от входа углу; при этом устье печи было обращено ко входу. Вход в сенцы — с улицы или со двора, если изба расположена в глубине двора. Из сеней, обычно налево, вход в избу; в избе левый ближний от двери угол — передний, святой угол сориентирован на восток или юг и освещен более других углов (в нем обычно помещались божница и образа), в углу стоит стол. В дальнем правом углу, наискось от переднего, стоит печь, устьем обращенная к входной двери. Большинство изб имело площадь в 20-40 кв. м. Редкие крестьянские дома имели ещё и горницу- пристройку к избе без спальных полатей.

 Нередко можно встретить и среднерусский тип строения.

7 слайд

Это было отголосками культуры мордовского населения. Печь в таких домах находилась в дальнем углу устьем повёрнута к двери, иногда в глубь избы, а передний угол напротив неё в( дальнем углу по прямой линии).

Тамбовский традиционный костюм.

8 слайд

На её изготовление шли шерсть, льняные и конопляные ткани.

Женская нательная одежда состояла из длинной, до пят, рубахи с обязательным поясом. Появиться без пояса дома и тем более на улице считалось неприличным.

9-10 слайд

Верхняя одежда включала сарафаны и панёвы. Сарафаны в основном носили девушки.

Зимой женщины надевали телогреи, зипуны, кафтаны-коротаи, тулупы.

11 слайд

В холода руки прятали в длинные рукава.

12 слайд

Головной убор отличал замужнюю женщину от девушки.

Замужняя женщина должна была и дома и на улице закрывать голову.

Дома надевался волосник,

13 слайд

на улице специальное головное полотенце – урбус.

14-15 слайд

Носились кички, платки, сороки. Сорока представляет собой головной убор из плотной ткани, обтянутой красной хлопчатобумажной тканью. Чуть выпуклое донышко переходит в длинный позатыльник, его нижняя часть выложена синей и серебристой парчовой тканью с цветочным орнаментом, обшита жёлтым ситцем по краям. Жёлтые атласные ленты идут от позатыльника по спине. Очелье из золотного галуна, украшено пайетками, по бокам - ситцевые розетки с ручными пуговицами. О происхождении термина "сорока" ведутся споры: вернее всего предположение о его связи с птицей, так как "птичьи" названия нередки в области русских головных уборов - кокошник от "кокошь" (курица, петух), кичка от "кика" (утка) и другие

На ноги женщины надевали лапти, зимой сапоги или валенки.

16 слайд

Мужская летняя одежда состояла из портов и рубахи. Штаны, или порты, завязывались тесёмой и часто были принадлежностью взрослого женатого мужчины. Парни иногда до самой женитьбы щеголяли в одних рубахах. Верхняя одежда была разнообразна: армяки, свиты, зипуны, кафтаны, шубы. При этом кафтаны считались фирменной одеждой стрельцов и некоторых других родов войск. Летним головным убором служила войлочная шляпа – валенка, зимним - суконная или меховая шапка. Обувью служили лапти, кожаные сапоги, валенки, чуни.

Существовали традиционные тамбовские промыслы, фольклор, особенности в воспитании, но об этом более подробно расскажут мои коллеги в своих выступлениях.

17 слайд

Обычай – лишь образец поведения в конкретной ситуации и присущий определённой эпохе. Выдержавший испытание временем, обычай может стать традицией.  К обычаям относятся общепринятые приемы в труде, взаимоотношения в быту и семье. Предписывают человеку более детальные поведение и поступки в определённых ситуациях.

18 слайд

Например: и сейчас еще сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освященной веткой вербы.

19 слайд

На Покров дожиночным снопом — тем, что был сжат последним, кормили домашнюю скотину. Его хранили в переднем углу, под божницей, так как верили, что последний сноп хранит силу со всего сжатого поля. Ещё в этот день девушки молились о хороших женихах. 

20 слайд

На Параскеву-пятницу устраивались «льняные смотрины» — женщины и девушки выносили на улицу напоказ обработанный лен, угощали друг друга пшенной кашей, заправленной свежим льняным маслом.

 21 слайд

От Пасхи и вплоть до Троицкой недели, то есть в течение времени, когда сеяли зерновой хлеб, а затем наблюдали, как начинала колоситься озимая рожь, зацветали луга и поля, разрешались игры с крашеными яйцами — красными (пасхальными), желтыми (покрашенными на весенний Егорьев день — 6 мая) и зелеными (троицкими). Крашеные яйца катали по земле и озимям, подбрасывали повыше вверх, били острыми концами. Все эти игры являются отражением верований и магических приемов, цель которых — способствовать возрождению и расцвету природы.

22 слайд

Вечером накануне 1 сентября в домах тушили огни, а с появлением солнца зажигали новый огонь. Так хлопотали потому, что в те давние времена 1 сентября считалось днем начала нового года. И сейчас в православии 1 сентября считается днем церковного Новолетия. Его называют днем Симеона-летопроводца.

23 слайд

Так, жители Тамбовского района полагали, что пойдет дождь, если беременная будет носить воду в решете.                                                                                               – с. Донское 

24 слайд

В обычаях находят свое проявление и нравы народа.

Тамбовчанина отличал независимый нрав. Прозванный «тамбовским волком» за смелость, ум, хитрость, за решительность и предприимчивость, тамбовский житель никогда не прощал своего обидчика, но и никогда не бросал своих близких в беде. Непростая история вылепила особый характер тамбовчанина, в котором сочетались спокойность и рассудительность с готовностью к решительным самоотверженным действиям.

В Калужской обл., где в районе р. Оки проходит граница между более древним южновеликорусским положением переднего угла у двери и более поздним средневеликорусским положением его в дальнем от входа углу, народ издавна охарактеризовал эти планы: здесь (южнее р. Оки) "молятся у порога", там (севернее р. Оки) "молятся на прямую".

В соответствии с тем, куда обращено устье печи, в южновеликорусской планировке жилища четко выделяются два типа — восточный и западный.
Вокруг стен располагались неподвижные лавки: от двери к переднему углу — коник (как и на Севере в старых избах, коник представляет собой род ларя с откидной крышкой, но здесь в нем держат печеный хлеб, пироги, а иногда и другие припасы); от переднего угла вдоль фасадной стены помещалась долгая лавка; между фасадной стеной и боковой частью печи настилали широкий помост для спанья — пол, или примост (реже называют его мост, кут, кутник, кутняя лавка, залавок, задняя лавка, зад; названия варьируют по местностям), от полуметра до метра высотой над землей. Зимой под ним держали ягнят, поросят, гусей, кур, уток, для чего низ спереди часто заделывали решеткой. Иногда для большей вместительности выбирали под ним землю на глубину 30— 40 см. У "пола" привязывали теленка.

Над "полом" на высоте человеческого роста или чуть выше устраивали полати; сбоку у печи — небольшая лавочка — приступок. С нее поднимались на печь, держась рукой за задоргу (деревянную жердь, вмазанную в свободное горизонтальное продольное ребро печи), а с печи — на полати. На полатях и спали и сушили лучину, лен, пеньку. Полати настилали от стен до полатного бруса: последний опирается на массивный четырехгранный печной столб, связанный конструктивно с опечком; верх столба расширен и часто украшен несложной резьбой в виде зубчиков.

Печной столб нередко служил единственным архитектурным украшением воронежской избы. От столба к двери (параллельно дымоходу из гончарных труб) и от печи к передней стене над окнами тянулись массивные полки для посуды. От печки к стене с дверью, под судним окном, была устроена судница — лавка-шкафик с волоковой дверкой; нередко эта была просто "судняя лавка". Для посуды прибивали иногда и полку над коником. Но чаще делали длинные полки — полицы: одну — на стене, прилегающей к сенцам, над дверью, на нее клали шапки, рукавицы и прочую мелочь; другую — от печи к той же стене, над судним окном, на ней держали кухонную посуду и испеченный хлеб.

Когда требовалось разделить избу на отдельные помещения, здесь уже с середины XIX в. прежде всего начали отделять дощатой перегородкой часть против печи, где происходила стряпня; это помещение называлось в Курской обл. топлюжкой, в Тульской — чуланчиком. Гораздо позднее стали огораживать место против входа, где находился примост между боком печи и передней стеной. В таком случае примост разбирали, вместо него ставили широкую кровать — выделяли спальню или спальню для молодых (Рязанская обл.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие по карте Тамбовского края""

Предлагаю конспект непосредственно- образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей разновозрастной группе....

Рабочая программа "Народные промыслы Тамбовского края"

Данная программа знакомит дошкольников с историей развития  промыслов на Тамбовщине и их видах...

"Земноводные Тамбовского края"

материал о земноводных и рептилиях Тамбовской области...

Презентация на тему "Животные Тамбовского края"

Презентация предназначена для  ознакомления детей старшего дошкольного возраста с животными Тамбовской области. Воспитатели детского сада могут воспользоваться данной презентацией на занятиях "Ок...

Викторина «Жалобная книга природы Тамбовского края»

Досуг, посвященный  охране окружающей среды...

Конспект занятия "Народные промыслы Тамбовского края" по проектной деятельности "Волшебный мир искусства"

Конспект занятия "Народные промыслы Тамбовского края" по проектной деятельности "Волшебный мир искусства" для старшей группы...

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию. «Тамбовский край, мой милый край».

Цели: расширить знания детей об истории родного края, о государственных символах области....