«Природу края, береги»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Тарасова Валентина Ивановна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Природу края, береги»

                                        Ромоданово - 2017

     

          Тип проекта: познавательный, творческий.

          Вид проекта: долгосрочный (2017 - 2018 учебный год)

          Автор проекта: Тарасова Валентина Ивановна

         Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

                                                      "Ничего не изменится в лучшую сторону в

                                                       нашей стране, пока мы не вложим в души

                                                       детей любовь и заботу о природе, а в их

                                                       головы - экологическое сознание. Ребенок

                                                       никогда не будет стремиться вернуть

                                                       чистоту реке, если она не протекает через

                                                       его сердце"  

                                                                                                        В.М. Смирнов

Аналитическое обоснование

          Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

          Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей.

          Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.

          Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.  Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

          В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.

         Изучение родного края необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего! ».

          Ознакомление детей с родной         природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

          Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

           Учитывая то, что у государства одно из приоритетных направлений  - охрана окружающей среды.   Таким образом, экологическое образование -

актуальная и главная задача.

          Проект направлен на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента. Все это позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знания детей приблизятся к системным. Дети должны проявить устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края, прогнозировать негативные воздействия человека, проявить чувства гордости и восхищения малой Родиной.

          Данный проект решит задачи экологического образования маленького гражданина, не равнодушного к проблемам региона.

          Цель проекта: формирование  осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста,  и взрослых,  воспитывающих их  через проектную деятельность.

          Задачи проекта:

         1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологических знаний и представлений о природе родного края.

         2. Познакомить с природными ресурсами Мордовии ( водоемы, леса, луга, заповедники), их уникальностью, расположением на карте.

         3.Формировать представление о Красной книге как  документе; растениях и животных Мордовии, которые занесены в Красную книгу.

         4. Развивать наблюдательность, интерес к исследовательской работе при изучении отдельных видов растений и животных.

          5. Развивать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края.

         6. Воспитывать экологическую культуру у детей и их родителей,  желание у всех участников образовательного процесса принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

         

Замысел проекта

         Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе  можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.

         Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

          В современных условиях, проблема экологического воспитания

дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.  Большинство современных детей редко общается с природой, особенно в условиях города.

         Экологическое образование начинается со знакомства с объектами

ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В

любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные

объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом

образовании  детей  дошкольного  возраста  играет  практическая,

исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в

процессе проектно-исследовательской деятельности.  Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу,

учится  прогнозировать  результат,  экспериментировать,  сравнивать,

анализировать,  делать  выводы  и  обобщения,  словом  развивает

познавательные  способности.  

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов,он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

 - непосредственно образовательная деятельность;

- опытно-экспериментальная деятельность;

- игры, развлечения;

- наблюдения и экскурсии;

- работа с родителями;

- природоохранные акции.

          Направленность проекта – экологическое образование дошкольников через ознакомление с природой родного  края.

           Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии,

можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Этапы проекта

Пакеты проекта

Отдельные

работы

Требования к выполнению

Сроки

Форма предоставления результатов

1-ый этап

Подгото-

вительный

Изучение потребностей родителей и готовности их к обмену опытом семейного воспитания

Опрос родителей «Что вы и ваши дети знают об экологии родного края?», «Обсуждаете ли вы эту проблему с ребенком?»

Опрос проводится индивидуально с каждым родителем

Октябрь

Памятки с вопросами.

Результаты опроса

Анкетирование родителей с целью выявления желания участвовать в реализации проекта

Анкетирование проводится совместно

обеими воспитателями группы  с целью выявления  их готовности участвовать в мероприятиях; интересующих их проблем

Октябрь

Анкеты и результаты анкетирования

Родительское собрание «Играя, познаем природу»

Родительское собрание с целью привлечения родителей к

участию в проекте

Октябрь

Презентация для родителей  «Играя, познаем природу»

Анализ результатов анкетирования с целью определения участия родителей в мероприятиях

Определение содержания мероприятий

Октябрь

Аналитические материалы для планирования

по результатам анкеты

Выявление уровня развития экологической воспитанности детей 4-5 лет

Опрос детей по подгруппам

Опрос проводится в присутствии старшего воспитателя

Октябрь

Мониторинг знаний и представлений детей

Определение целей и задач реализации проекта

Разработка проекта в группе

Довести до участников проекта актуальность и важность данного

проекта.

Определение  прогнозируемых результатов

Ноябрь

Проект «Природу края береги».

Выявление  заинтересованности родителей в создании микро центра по экспериментированию.

Индивидуальные беседы, консультации с родителями

Оказание  консультативной помощи  родителям: по созданию микро центра

Ноябрь

Микроцентр экспериментирования

2-ой этап

Основной

/реализация проекта/

Привлечение родителей к повседневной жизни детского сада

Создание развивающей среды для о познавательной деятельности

Распределение заданий между родителями

Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

Ноябрь

Создание буклетов, альбомов

«Природные богатства животного и растительного мира Мордовии»                                                

Формирование представлений об охранных природных территориях (местах) – заповедниках.

Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона

Подбор материала                                

Декабрь

Создание «Красной книги Мордовии»

Проведение занятия  экологического содержания

 

Активное использование в совместной деятельности с детьми различных игр по экологии

Декабрь

Январь

Мастер-класс: «Рисуем овощами»

Совместные экологические игры

 Мастерская по  изготовлению атрибутов к играм

Январь

Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием 

Пополнится развивающая среда в группе.

Обыгрывание экологических сказок в индивидуальной и коллективной работе

Участие детей и родителей

С  Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Показ спектакля в музыкальном зале для настоящих зрителей: дети, родители, педагоги.

Распределение ролей

Заучивание слов персонажей, передача их характера в движении, мимике

Репетиции спектакля «Как люди речку обидели»

Февраль

У У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе

Создание видеофильмов, фотоматериалов

Совместная экскурсия детей, педагогов и родителей

Март

Воспитывать любовь к родному городу. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

3-ий этап

Заключи

тельный

Обобщение и распространение результатов проекта

Формировать  экологические способности выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди»

Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы.

Дидактическая игра с элементами драматизации

Март

 Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

        У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

        Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Сформировать правильное поведение в природе.

Показ спектакля «Лесной детский сад»

Подготовка декораций, атрибутов

Репетиция спектакля

Март

Развитие способности к импровизации, речевой активности детей.

Развитие эмоционального фона и речи дошкольников

Обновление предметно-развивающей среды

Составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков.

Март

Создание среды.

Выставка и обсуждение знаков

Экологический праздник «День птиц». В программе праздника – конкурс «Лучший домик для птиц»;

 Разучивание стихотворений о

Птицах. Изготовление скворечников

Апрель

Фотовыставка:  «Лучший домик для птиц»; «Награждение победителей

 «Озеленение и благоустройство территории ДОУ» (с привлечением родителей воспитанников)

Посадка деревьев

Апрель

 Участие в проекте 80% семей группы

Изготовить фотостенд: «Вот как стало

зелено!».

Проведение занятий познавательного и художественно-эстетического циклов;

Разработка конспекта

Апрель

Открытый просмотр для педагогов ДОУ

«Удивительное рядом»

Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Апрель Май

Экскурсия по экологической тропе

Интегрированное итоговое занятие «Родной свой край люби и знай! »

Просветительская работа

Участие детей в мероприятиях с использованием ИКТ для педагогов ДОУ

Апрель

Май

Разработка методических рекомендаций  для родителей

Список используемой литературы

1.        Л.И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.

2.        «Мы»: Программа экологического образования детей. Н.Н. Кондратьева и др.  – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 240 с

3.        Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М.: ВАКО, 2005 г.

4.        Л.Ф. Тавленко «В гармонии с природой» Часть 1 старшая группа: Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений – Ульяновск:

5.        «Добро пожаловать в экологию» Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 336 с.

6.        С. Н Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», -  Москва: Новая школа, 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ "Природу края береги" (Экологическое воспитание детей 6-7 лет)

                        МДОУ ЦРР № 174 «Клубничка»        ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ...

Инновационный проект "Природу края береги"

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые ...

Проект Природу края береги

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников.  Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Данны...

Педагогический проект "Природу края береги"

Данный проект предназначен для детей и родителей, направленный на повышение экологической грамотности....

ПРОЕКТ «Природу края береги!»

По стандартам Всемирной организации здравоохранения при ООН, российский народ приближается к грани вырождения. При этом примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычай...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Природу края береги»

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошло...

Проект "Природу края береги"

Проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества отравляющ...