Статья "Воспитание сказкой"
статья (старшая группа)

Сосновская Наталья Михайловна

Статья Воспитание сказкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitanie_skazkoy_2019.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 20 комбинированного вида

Московского района Санкт – Петербурга

Статья

«Воспитание сказкой»

Подготовила воспитатель:

Сосновская Наталья Михайловна

Санкт – Петербург

2019

                                                         Речь – это канал развития интеллекта.

                                               Чем раньше будет усвоен язык,

Тем легче и полнее будут усвоены знания.

Н.И. Жинкин.

Воспитание сказкой.

Большое влияние на развитие связной речи оказывает приобщение детей к художественной литературе. В своей работе особое внимание уделяла сказке. Сказка учит жить. Без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Что, как не сказка, позволяет ребенку пофантазировать?

Воспитывая детей сказкой, развивала у них мышление и воображение осуществляла связь с математикой и экологией, приобщала к доброте, учила сравнивать и сопоставлять. Использовала в работе  со сказкой творческое наследие Д. Родари и ТРИЗ, нестандартные методы и приемы. Учила детей по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать несколько  различные концовки, смешивать несколько сюжетов в один.

Через пословицы и поговорки раскрывала детям  нравственный урок, помогала уяснить, что в сказке хорошо, а что плохо, создавала новую ситуацию, где бы герой мог исправиться. Например, рассказав детям сказку «Рукавичка», с помощью поговорки: « В тесноте, да не в обиде», они смогли понять, что в сказке хорошо, и что плохо.  Хорошо, что звери встретились в рукавичке и им было тепло; плохо деду без рукавички. А может не так и плохо? Почему? Баба свяжет ему новые.

Сказка помогает воспитывать  в детях добрые чувства. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут быть примером для подражания. Старалась тактично направлять мысли  и чувства малышей в нужное русло.  В этой связи обращала внимание на значимые моменты:

- учила детей сравнивать и сопоставлять;

- формировала привычку доказывать, что так или иначе;

- ставила ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции.

К примеру «Угадайте, почему бык в сказке «Зимовье» нравится мне больше всех?», «Чем похожи все Иванушки-дурачки?»

Именно здесь я использовала тризовскую игру «Хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие  и плохие поступки – значит сделать еще один шаг  к формированию доброты.

Сказка расширяет словарный запас детей, помогает строить диалоги, делает речь эмоциональной, образной красивой.   Решению этих задач помогала «речевая зарядка». Давала детям различные задания:

- срифмовать 2 слова (кузнец – удалец);

- составить длинное предложение по цепочке (игра «От каждого по словечку»);

- задать шуточный вопрос героям сказки;

- отправить записку, телеграмму, письмо;

- придумать новое название сказки.

Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, использовала такой прием.

Из сказки извлекала все глаголы или существительные, или части слов. Предлагала детям игровую ситуацию: некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Попробуйте и без них отгадать какая это сказка.

Например: « Жи – бы   де-  ба-  бы-  у –  ку-  ря  –  сне-  ку - ря   и т.д.»

Сказка способствует и общению. Для этого использовала игру-задание «Интервью». Дети брали в руки «микрофон», а кто брал интервью, кто его  давал, по какому поводу – все эти моменты диктовали сюжет сюжеты сказки.

Сказка развивает мышление и воображение.

В своей работе использовала волшебную палочку. Она помогала Колобку стать невидимкой, менять цвет. Обучив детей владению «волшебной палочкой», они творили добро, фантазировали, тем самым развивая собственное воображение. Для развития мышления, воображения и речи использовала метод объединения двух коротких рассказов в один новый сюжет. Это было нелегко, но детям очень нравится фантазировать, придумывать необычные истории, воображать. Они превращали себя в одушевленные и неодушевленные предметы (я - бабочка, ты - цветок, Дима – тучка и т. д.). Дети составляли фантастические сказки о себе.

Например:

Был прекрасный солнечный день. На лугу много цветов с таким запахом, что кружится голова. Вокруг множество насекомых: комаров, жучков, стрекоз, пчел, бабочек. Мне так захотелось быть их друзьями, я взмахнула руками и полетела, и превратилась в бабочку с ярко-красными крылышками. Мне захотелось пить. Я села на желтоглазую ромашку и вволю напилась нектара, он такой сладкий и вкусный! Вдруг ко мне подлетели другие бабочки и стали звать меня в лес. Я никогда не была в лесу и согласилась. Но там нас ожидала опасность, мы попали в сети злого паука. Мои подружки – бабочки плакали и никак не могли выпутаться. Нам помогли дети. Они увидели, как мы сильно машем крылышками и разорвали паутину. Ура! Мы на свободе!

Потом мы полетели к облакам  … .

Итак, фантазии детей нет конца.

Сказка не только развивает речь, воображение и мышление. Сказка учит жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...